Инструкция по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденная постановлением Минфина РБ от 30.04.2012 № 26
Автомобили принимают к бухгалтерскому учету в качестве основных средств при одновременном выполнении следующих условий:
– они предназначены для использования в деятельности организации, в т.ч. в производстве продукции, при выполнении работ, оказании услуг, для управленческих нужд организации, а также для предоставления во временное пользование (временное владение и пользование), за исключением случаев, установленных законодательством;
– организацией предполагается получение экономических выгод от их использования;
– автомобили предназначены для использования в течение периода продолжительностью более 12 месяцев;
– организацией не предполагается их отчуждение в течение 12 месяцев с даты приобретения;
– первоначальная стоимость автомобилей может быть достоверно определена.
Автомобили, принимаемые к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, до их обязательной государственной регистрации, сертификации и т.п. отражают на счете 08 "Вложения в долгосрочные активы" (п. 4).
Первоначальную стоимость приобретенных автомобилей определяют в сумме фактических затрат на их приобретение.
Для обобщения информации о наличии и движении автомобилей организации, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации, а также полученных в финансовую аренду (лизинг), доверительное управление, предназначен счет 01 "Основные средства" (п. 6).
Затраты, непосредственно связанные с приобретением автомобилей, отражают на счете 08 (субсчет 08-1 "Приобретение и создание основных средств").
Сформированную первоначальную стоимость принимаемых к бухгалтерскому учету автомобилей отражают по дебету счетов 01, 03 "Доходные вложения в материальные активы" и кредиту счета 08 (п. 13).
Нормативные сроки службы автомобилей и начисление амортизации по ним
Нормативные сроки службы основныхсредств, утвержденные постановлением Минэкономики РБ от 30.09.2011 № 161
В постановлении определены нормативные сроки службы для различных видов автомобилей (шифр 504).
Организации имеют возможность применять поправочные коэффициенты к нормативным срокам службы автомобилей как при постановке объектов основных средств на бухгалтерский учет (в случае наличия особенностей их эксплуатации), так и в процессе их использования при изменении условий эксплуатации.
Объектами начисления амортизации являются числящиеся в бухгалтерском учете (кроме числящихся на забалансовых счетах) организации автомобили, как используемые, так и неиспользуемые в предпринимательской деятельности, а также автомобили, предоставленные организацией во временное владение и (или) пользование с целью получения дохода, учитываемые в качестве доходных вложений в материальные активы (п. 11).
Амортизацию линейным и нелинейным способами начисляют по вновь введенным в эксплуатацию автомобилям с 1-го числа месяца, следующего за месяцем их ввода в эксплуатацию.
Если автомобили приняты к бухгалтерскому учету в составе основных средств, но их фактическая эксплуатация не начата по причинам производственного и иного характера, начисление амортизации линейным и нелинейным способами начинается с месяца, следующего за месяцем начала их фактической эксплуатации, в соответствии с назначением их использования в данной организации (п. 34).
Порядок проведения переоценки автомобилей
Указ Президента РБ от 20.10.2006 № 622 "О вопросах переоценки основных средств, не завершенных строительством объектов и неустановленного оборудования", с учетом изменений от 07.05.2012 № 97рп
Государственные организации, организации с долей государства в уставном фонде более 50 %, не являющиеся коммерческими организациями с иностранными инвестициями, проводят переоценку автомобилей при условии достижения индекса цен производителей промышленной продукции производственно-технического назначения, исчисляемого и публикуемого Белстатом за октябрь текущего года к месяцу, предшествующему дате последней переоценки, величины 103 % и более.
Иные организации проводят переоценку автомобилей в порядке, определяемом самостоятельно (подп. 1.1.1, 1.1.2 п. 1).
Переоценку производят на 1 января года, следующего за отчетным, за период, прошедший с даты предыдущей переоценки по 31 декабря отчетного года, с отражением ее результатов в соответствии с законодательством в бухгалтерском учете организаций (кроме Нацбанка, банков и небанковских кредитно-финансовых организаций) 31 декабря отчетного года. Нацбанк, банки, небанковские кредитно-финансовые организации отражают результаты переоценки в бухгалтерском учете не позднее последнего рабочего дня марта года, следующего за отчетным, в отчетности – за отчетный год.
При переоценке применяют методы:
– прямой оценки – пересчет стоимости объектов имущества в цены на 1 января года, следующего за отчетным, на новые объекты, аналогичные оцениваемым, с использованием документов и материалов, подготовленных организацией, самостоятельно осуществляющей переоценку, или субъектом, занимающимся оценочной деятельностью;
– пересчета валютной стоимости – пересчет стоимости объектов имущества в иностранной валюте по официальному курсу Нацбанка, установленному на 31 декабря отчетного года;
– индексный – пересчет стоимости объектов имущества с использованием коэффициентов изменения их первоначальной и (или) остаточной стоимости на 1 января года, следующего за отчетным, дифференцированных по периодам принятия объектов на бухгалтерский учет.
Учет и контроль автомобильных шин
ТКП 299-2011 (02190) "Автомобильные шины. Нормы и правила обслуживания", утвержденные приказом Минтранса РБ от 21.03.2011 № 149-Ц
Для учета и контроля работы на каждую шину, установленную на транспортное средство при его комплектации или во время эксплуатации (в т.ч. на запасную шину), заводят карточку учета ее работы (часть первая подп. 9.1 п. 9 ТКП, приложение Л к ТКП) и утверждают эксплуатационные нормы пробега (подп. 10.1 п. 10 ТКП).
Без ведения карточки учета и применения эксплуатационных норм пробега допускается эксплуатация шин, установленных на транспортных средствах, на которых владельцы транспортных средств перевозят грузы и пассажиров для собственных нужд (часть вторая подп. 9.1 п. 9 ТКП).
Для определения технического состояния шин и контроля за соблюдением их эксплуатационных норм пробега в организациях назначают ответственного за учет шин и создают комиссию по их учету и списанию (часть третья подп. 9.1 п. 9 ТКП).
В карточке указывают техническое состояние шины (новая, восстановленная, а также дефекты, характер и размер повреждений) (подп. 9.3 п. 9 ТКП). Фактический пробег автомобиля по спидометру вносят в карточку с периодичностью, установленной руководителем организации, но не реже 1 раза в год (подп. 9.4 п. 9 ТКП). Например, приказом руководителя организации может быть закреплено, что пробег сезонных шин в карточках учета указывают при их снятии в связи со сменой сезона.
Отметим, что ТКП – технический нормативный правовой акт, который не регулирует вопросы бухгалтерского учета. Карточка учета работы шины не является первичным учетным документом, так как цель ее ведения – контроль работы шины, а не подтверждение факта совершения хозяйственной операции.
Нормы расхода и учет топлива
Инструкция о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования, утвержденная постановлением Минтранса РБ от 31.12.2008 № 141, в ред. от 27.06.2011 № 41
Нормы расхода топлива, рассчитанные в соответствии с указанной Инструкцией, предназначены для использования при учете и контроле расходования топлива механическими транспортными средствами, машинами, механизмами и оборудованием, эксплуатируемыми организациями, зарегистрированными на территории Республики Беларусь (п. 2).
В случае отсутствия установленной нормы расхода топлива до ее установления учет расхода топлива при эксплуатации механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования в РБ производят по временной норме на срок не более 6 месяцев.
Инструкция также предусматривает повышение нормы расхода топлива в зависимости от условий эксплуатации (п. 7).
Постановлением установлены нормы расхода топлива в области транспортной деятельности для различных моделей автомобилей с учетом мощности двигателя.
Запчасти и горюче-смазочные материалы (ГСМ) являются запасами и принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости (п. 3).
Бухгалтерский учет ГСМ ведут на счете 10 "Материалы" по видам ГСМ, местам хранения и материально ответственным лицам. К счету могут быть открыты следующие субсчета: "Топливо на складах", "Топливо в баках транспортных средств".
На счете 10, субсчет "Топливо на складах", учитывают наличие и движение всех видов ГСМ, полученных для эксплуатации транспортных средств и находящихся на нефтескладах, в пунктах заправки (как стационарных, так и передвижных), на производственных участках, в отделениях, бригадах и т.п. (пп. 80, 81).
Основанием для записей на субсчете "Топливо на складах" являются:
– по дебету: товарно-транспортная накладная (ТТН) и другие первичные учетные документы, по которым производят оприходование поступивших ГСМ материально ответственными лицами;
– по кредиту: ведомость учета выдачи горюче-смазочных материалов, требование, лимитно-заборная карта, ТТН.
На субсчете "Топливо в баках транспортных средств" учитывают ГСМ, полученные на заправку автомобиля водителями.
На основании ведомостей учета выдачи ГСМ, сверенных с данными путевых листов, и документов о заправке транспортных средств на заправочных пунктах стоимость ГСМ отражают по дебету счета 10, субсчет "Топливо в баках транспортных средств", и кредиту счета 10, субсчет "Топливо на складах" (п. 82).
Основания для списания ГСМ на затраты производства: накопительные ведомости данных путевых листов о фактическом расходе ГСМ или карточки учета расхода топлива за отчетный период. Указанные ведомости или карточки принимают к бухгалтерскому учету после сверки записей в них с путевыми листами, о чем на ведомостях или карточках работник организации, ведущий оперативный учет ГСМ, делает соответствующую отметку (п. 83).
Учет аккумуляторных батарей
ТКП 298-2011 (02190) "Стартерные аккумуляторные батареи. Нормы и правила обслуживания", утвержденные приказом Минтранса РБ от 21.03.2011 № 149-Ц
На каждую аккумуляторную батарею (АКБ), которую устанавливают на автомобиль, заводят карточку учета ее работы, в т.ч. на АКБ, поступившую в организацию в составе автотранспортного средства. В карточку записывают наименование организации, тип АКБ, ее гаражный номер, который присваивается перед установкой на автомобиль, наименование изготовителя и дату изготовления батареи, дату ее установки на автомобиль, марку автомобиля, показания спидометра (одометра) (приложение С).
Карточка учета работы АКБ хранится у работника, ответственного за учет работы батареи, и служит документом при определении наработки аккумулятора, его годности, предъявления рекламации и списания (подп. 11.4 п. 11).
Наработка в карточку учета работы АКБ заносится из путевых листов либо других самостоятельно разработанных документов, если организация использует право не вести путевые листы.
Списание АКБ производит комиссия, назначаемая приказом по организации. Карточка учета, составленная согласно приложению С, является актом списания АКБ (подп. 11.6 п. 11).
Учет расходов по содержанию и страхованию автомобилей в налоговом учете
Налоговый кодекс РБ (Особенная часть) от 29.12.2009 № 71-З, с учетом изменений от 26.12.2010 № 431-З
Расходы по содержанию, техническому обслуживанию, ремонту являются затратами по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, которые учитывают при налогообложении. Они определяются на основании документов бухгалтерского учета (при необходимости посредством проведения расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета в рамках ведения налогового учета).
Их отражают в том налоговом периоде, к которому они относятся (принцип начисления), независимо от времени (срока) оплаты (предварительная или последующая) (п. 2 ст. 130).
Установлено, что организации-страхователи включают в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при налогообложении, страховые взносы в их фактическом размере по видам добровольного страхования, не относящимся к страхованию жизни, имущества юридического лица, участвующего в процессе производства продукции, товаров (выполнения работ, оказания услуг), в т.ч. наземных транспортных средств (подп. 1.2 п. 1).