* Информация об определении места реализации при исчислении НДС, доступна для подписчиков электронного «ГБ»
Иностранная организация «А» (Россия) имеет постоянное представительство (строительную площадку) на территории Республики Беларусь. Представительство осуществляет ввоз материалов, полученных от головной организации.
Надо ли ему исчислять НДС при ввозе материалов?
Не надо.
Обязанность по уплате НДС при ввозе на территорию Республики Беларусь с территории Российской Федерации материалов не возникает, поскольку материалы передаются в пределах одного юридического лица. Для обоснования обратимся к международному соглашению.
Косвенные налоги не взимают при импорте на территорию государства – члена ЕАЭС товаров, импорт которых на территорию одного государства – члена ЕАЭС с территории другого государства – члена ЕАЭС осуществляется в связи с их передачей в пределах одного юридического лица (подп. 3 п. 6 ст. 72 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014; далее – Договор о ЕАЭС).
Организация оказывает работы, услуги по продвижению интернет-сайтов заказчика в поисковых системах Google, Yandex и др., что включает проведение работ:
– по оптимизации структуры и содержания интернет-сайтов;
– размещению ссылок с целью оптимизации интернет-сайтов для поисковых систем.
Должна ли организация исчислять и уплачивать НДС в Республике Беларусь в таком случае?
Не должна.
Косвенные налоги при выполнении работ, оказании услуг взимают в государстве – члене ЕАЭС, территорию которого признают местом реализации работ, услуг (п. 2 ст. 72 Договора о ЕАЭС).
Взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг производится в порядке, предусмотренном Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение 18 к Договору о ЕАЭС |*|; далее – Протокол).
* Комментарий к Договору о ЕАЭС доступен для подписчиков электронного «ГБ»
В п. 28 Протокола также установлено, что взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве – члене ЕАЭС, территорию которого признают местом реализации работ, услуг.
Далее в Протоколе конкретизировано, что местом реализации работ, услуг признают территорию государства – члена ЕАЭС, если налогоплательщик этого государства – члена ЕАЭС приобретает работы, услуги по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации, сопровождению таких программ и баз данных (подп. 4 п. 29 разд. IV Протокола).
Справочно: деятельность по разработке, продвижению, поддержанию работоспособности интернет-сайтов заказчика классифицирована в подклассе 62010 «Деятельность в области компьютерного программирования». К такой деятельности относится продвижение интернет-сайтов заказчика в Интернете, включая проведение работ по оптимизации структуры и содержания интернет-сайтов, размещение ссылок с целью оптимизации интернет-сайтов для поисковых систем (Общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности», утвержденный постановлением Госстандарта Республики Беларусь от 05.12.2011 № 85 и вступивший в силу с 1 января 2016 г.).
Следовательно, местом реализации работ, услуг с применением компьютерного программирования по оптимизации системы управления сайта, внутренней оптимизации сайта для поисковых систем является территория Российской Федерации. В связи с этим организация не имеет обязательств по исчислению и уплате НДС.
По договору с российским производителем товаров белорусская организация обязана выполнять работы по их гарантийному обслуживанию. Она приобретает запчасти и использует их в выполнении работ. Российская организация оплачивает стоимость выполненных работ и использованных запчастей. При этом стоимость запчастей оплачивается не по фактической цене приобретения белорусской организацией, а по согласованной цене.
Возникли вопросы:
1. Включают ли в налоговую базу по НДС стоимость использованных запчастей?
Включают.
В договоре подряда указывают цену подлежащей выполнению работы или способы ее определения. При отсутствии в договоре таких указаний цену определяют, руководствуясь п. 3 ст. 394 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК), исходя из обычно применяемых за аналогичные работы цен с учетом необходимых расходов, понесенных сторонами.
Цена в договоре подряда включает компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение (пп. 1, 2 ст. 663 ГК).
Налоговую базу по НДС определяют исходя из всех поступлений плательщика, полученных им в денежной, натуральной и иных формах от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (п. 4 ст. 97 Налогового кодекса Республики Беларусь; далее – НК).
Таким образом, налоговой базой по НДС при реализации работ по гарантийному обслуживанию является цена работ, которая включает и стоимость использованных запчастей по согласованной цене.
При возмещении стоимости запчастей сверх цены работ сумма такого возмещения будет увеличивать налоговую базу.
2. Принимают ли к вычету сумму НДС при приобретении запчастей?
Принимают.
Суммы НДС, уплаченные при ввозе (приобретении) товаров (работ, услуг), использованных для осуществления гарантийного ремонта, подлежат вычету в общеустановленном порядке.
3. Что является местом реализации работ?
Местом реализации работ признают территорию Республики Беларусь.
Местом реализации работ (услуг), связанных с движимым имуществом, находящимся на территории Республики Беларусь, признают территорию Республики Беларусь (подп. 2 п. 29 разд. IV Протокола).
Таким образом, белорусская организация обязана исчислить НДС по работам по гарантийному ремонту товаров.
Строительная организация осуществляет снос и разборку пустующих и ветхих жилых домов в целях нового строительства объектов жилищного фонда.
Применяют ли к таким работам освобождение от НДС по Указу № 138?*
__________________________
* Указ Президента Республики Беларусь от 26.03.2007 № 138 (далее – Указ № 138).
Обороты по реализации на территории Республики Беларусь работ по строительству и ремонту объектов жилищного фонда, гаражей, автомобильных стоянок освобождаются от обложения НДС по Перечню работ, который является приложением 1 к Указу № 138 (далее – Перечень) |*|.
* Информация о применении норм Указа № 138 доступна всем на портале GB.BY
Справочно: в целях Указа № 138 к строительству и ремонту относятся новое строительство, реконструкция, включая модернизацию, реставрация, капитальный и текущий ремонт, благоустройство и озеленение.
В п. 3 Перечня указаны такие виды работ, как отвод земельных участков для строительства, подготовка территории строительства.
Чтобы определить, что является подготовкой территории строительства, обратимся к Инструкции по определению сметной стоимости строительства и составлению сметной документации, утвержденной постановлением Минстройархитектуры Республики Беларусь от 03.12.2007 № 25 (далее – Инструкция № 25).
В этом документе сказано, что в гл. 1 «Подготовка территории строительства» сводного сметного расчета стоимости строительства (очереди строительства) включают затраты, связанные с отводом и освоением территории строительства, в т.ч.:
– по переносу зданий и сооружений или строительству новых зданий и сооружений взамен сносимых;
– на производство работ по разборке зданий и сооружений, вынос сетей из-под пятна застройки (приложение 7 к Инструкции № 25).
Таким образом, если затраты на выполнение работ по сносу (разборке) пустующих и ветхих жилых домов включены в стоимость строительства (очереди строительства) конкретных объектов жилищного фонда, гаражей, автостоянок согласно проектно-сметной документации, то в отношении оборотов по реализации вышеуказанных работ применяют освобождение от обложения НДС по Указу № 138.
Организация обладает статусом экономического оператора, т.е. ряд товаров импортирует из стран ЕС и экспортирует в Россию. Покупатель в России во многих случаях подтверждение нулевой ставки НДС оформляет на бумажном носителе и в электронном виде. Иногда подтверждение на бумажном носителе приходит позже электронного, т.е. по истечении 190 дней.
Может ли экономический оператор воспользоваться нормами Указа № 358*, если электронное подтверждение получено в период до истечения 190-дневного срока?
__________________________
* Указ Президента Республики Беларусь от 11.08.2011 № 358 «О стимулировании реализации товаров» (далее – Указ № 358).
Товары, ввозимые в Республику Беларусь лицами, обладающими статусом уполномоченного экономического оператора и включенными в реестр владельцев таможенных складов и (или) в реестр владельцев складов временного хранения (далее – лицо – владелец склада), освобождаются от НДС, взимаемого таможенными органами (п. 1 Указа № 358).
Условием такого освобождения является экспорт лицом – владельцем склада товаров, ввозимых им в Республику Беларусь, с применением нулевой ставки НДС.
Выполнение данного условия подтверждается МНС путем направления Государственному таможенному комитету реестра сведений о применении нулевой ставки НДС по экспорту товаров, освобождаемых от НДС (далее – реестр), согласно приложению к Указу № 358.
Реестр заполняет лицо – владелец склада и представляет его в течение 190 дней со дня помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в электронном виде и на бумажном носителе в налоговый орган по месту постановки на учет вместе с налоговой декларацией (расчетом) по НДС |*|, в которой отражены обороты по реализации товаров с применением нулевой ставки НДС.
* Комментарий о форме и порядке заполнения налоговой декларации по НДС в 2015 г. доступен для подписчиков электронного «ГБ»
Реестр должен быть представлен в Государственный таможенный комитет в течение 210 дней со дня помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
Основанием для применения нулевой ставки НДС при реализации налогоплательщикам государств – членов ЕАЭС или налогоплательщикам государств, не являющихся членами ЕАЭС, товаров, вывезенных (без обязательств об обратном ввозе на территорию Республики Беларусь) в государства – члены ЕАЭС (в т.ч. товаров, вывезенных по договорам (контрактам) лизинга, договорам займа, договорам (контрактам) на изготовление товаров), является наличие у плательщика определенных документов.
Справочно: такими документами являются:
– договор (контракт), на основании которого осуществляется реализация товаров; договор (контракт) финансового лизинга, предусматривающего переход права собственности на товары (предметы лизинга) к лизингополучателю;
– транспортные (товаросопроводительные) документы, подтверждающие перемещение товаров с территории Республики Беларусь на территорию другого государства – члена ЕАЭС;
– заявление о ввозе товаров либо перечень заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (представляется плательщиком в налоговый орган по месту постановки на учет одновременно с налоговой декларацией (расчетом) по НДС) (п. 7 ст. 102 НК).
Таким образом, для освобождения от НДС при ввозе товаров лицо – владелец склада в течение 190 дней со дня помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления обязано представить в налоговый орган по месту постановки на учет одновременно:
– налоговую декларацию (расчет) по НДС, в которой отражены обороты по реализации товаров с применением нулевой ставки НДС;
– документальное подтверждение вывоза товаров. В частности, при вывозе товаров в государства – члены ЕАЭС – заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов на бумажном носителе либо перечень заявлений на бумажном носителе или в электронном виде;
– реестр, заполненный лицом – владельцем склада по форме, приведенной в приложении к Указу № 358.
Следует отметить, что Указ № 358 не содержит ограничений в заполнении реестра в зависимости от бумажного или электронного заявления о ввозе товаров.
С учетом изложенного наличие только электронной версии заявления о ввозе товаров и выполнение иных вышеуказанных условий в 190-дневный срок является достаточным для лица – владельца склада, чтобы применить освобождение от НДС, взимаемого таможенными органами.