Если работника организации призвали на военные сборы, по месту его работы выплачивают средний заработок за все рабочие дни |*|. Помимо этого, организация должна на эту сумму начислить страховые платежи. Затем все эти суммы государство компенсирует организации. Сегодня рассмотрим, как рассчитать средний заработок работника, и удостоверимся, что на эту сумму нужно начислять страховые платежи. Кроме того, обсудим, как сумма понесенных организацией расходов и полученной компенсации влияет на расчет налога на прибыль.
* Информация о расчете среднего заработка доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Из письма в редакцию:
"Работник нашей организации проходил военные сборы в одной из войсковых частей Республики Беларусь в период с 17 марта по 10 апреля 2015 г. Его начисленная заработная плата составила (оклад + ежемесячная премия): за январь 2015 г. – 16 567 810 руб., за февраль 2015 г. – 12 049 316 руб. Работник отработал полную норму рабочего времени как в январе, так и в феврале 2015 г. – 20 дней (по графику 5-дневной рабочей недели). Рабочие дни, приходящиеся на дни проведения военных сборов, составили: в марте 2015 г. – 11 дней, в апреле 2015 г. – 8 дней. Таким образом, за время нахождения на военных сборах работнику начислен средний заработок в размере 13 593 134 руб.
Организация направила ходатайство в военный комиссариат с просьбой компенсировать понесенные расходы: средний заработок, отчисления в ФСЗН (34 %) и отчисления в РУП "Белгосстрах" (0,6 %). В июле 2015 г. на расчетный счет организации зачислена компенсация указанных расходов.
В связи с этим хотим удостовериться, правильно ли мы рассчитали средний заработок и страховые платежи, а также получить ответы на следующий вопрос: как правильно учитывают при налогообложении прибыли расходы организации, понесенные за работника, проходившего военные сборы, а также возмещение расходов, понесенных организацией, поступившее от военного комиссариата?
Светлана Дмитриевна, бухгалтер"
Если работник призван на военные сборы, расходы, понесенные организацией, компенсирует бюджет
Как известно, военнообязанные граждане могут быть призваны на военные сборы. Финансирование мероприятий, связанных с исполнением гражданами воинской обязанности, производят за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов и средств организаций в порядке, установленном Правительством Республики Беларусь (ст. 8 Закона Республики Беларусь от 05.11.1992 № 1914-XII "О воинской обязанности и воинской службе"; далее – Закон).
Такой порядок содержится в постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 17.12.2003 № 1642 "О финансировании мероприятий, связанных с исполнением гражданами Республики Беларусь воинской обязанности". В п. 2 этого документа установлено, что расходы, понесенные организациями (за исключением бюджетных организаций) в связи с исполнением части шестой ст. 6 Закона, компенсируют военные комиссариаты и воинские части в пределах средств, выделяемых на эти цели Минобороны и иным государственным органам, в которых предусмотрена военная служба, из республиканского бюджета в соответствии с законодательством.
В части шестой ст. 6 Закона определено, что гражданам, призванным на военные сборы, по месту их работы предоставляют гарантии и компенсации, установленные законодательством о труде.
В законодательстве о труде предусмотрено, что за военнообязанными, призванными на военные и специальные сборы, за все время сборов, включая следование к месту проведения сборов и обратно, если это связано с выездом с места жительства, сохраняется место работы (должность) и выплачивается средний заработок за все рабочие дни по месту работы (ст. 339 Трудового кодекса Республики Беларусь) |*|.
* Информация об изменениях законодательства в исчислении среднего заработка доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Таким образом, возникают следующие обязанности:
– у нанимателя – сохранить за работником, призванным на военные сборы, место работы (должность) и выплатить средний заработок за все рабочие дни по месту работы;
– у военного комиссариата или воинской части – компенсировать организации за счет средств республиканского бюджета следующие расходы: средний заработок за дни нахождения работника на военных сборах, а также отчисления страховых взносов в ФСЗН и РУП "Белгосстрах" с указанной выплаты.
Как рассчитать средний заработок
Скажу сразу, что Вы верно рассчитали средний заработок за дни нахождения работника на военных сборах, составивший 13 593 134 руб. ((16 567 810 + 12 049 316) / (20 + 20) × (11 + 8)). Приведу алгоритм расчета.
Для оплаты времени выполнения государственных или общественных обязанностей и для других случаев, предусмотренных законодательством, средний заработок исчисляют исходя из заработной платы, начисленной работнику за 2 календарных месяца работы (с 1-го до 1-го числа), предшествующих месяцу начала указанных выплат.
Общую сумму, причитающуюся к выплате по среднему заработку, определяют путем умножения среднедневного (среднечасового) заработка на количество рабочих дней (часов), подлежащих оплате.
Среднедневной (среднечасовой) заработок определяют путем деления заработной платы, фактически начисленной за принятый для исчисления период, на фактически проработанные в течение этого периода дни (часы) (пп. 20, 21 Инструкции о порядке исчисления среднего заработка, сохраняемого в случаях, предусмотренных законодательством, утвержденной постановлением Минтруда Республики Беларусь от 10.04.2000 № 47).
На сумму среднего заработка работника нужно начислить страховые платежи
Как видите, в подзаголовке уже содержится ответ, поэтому только подкреплю его нормами законодательства.
Объектом для начисления обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – фонд) для работодателей и работающих граждан являются выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работающих граждан по всем основаниям независимо от источников финансирования (далее – выплаты), включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, кроме предусмотренных Перечнем № 115* (ст. 2 Закона Республики Беларусь от 29.02.1996 № 138-XIII "Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь"; далее – Закон № 138-XIII).
____________________
* Перечень выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие "Белгосстрах", утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.01.1999 № 115 (далее – Перечень № 115).
Справочно: с 1 января 2015 г. обязательные страховые взносы в бюджет фонда для работодателей и работающих граждан начисляют на выплаты, предусмотренные в ст. 2 Закона № 138-XIII, не превышающие 5-кратной величины средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются обязательные страховые взносы, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь (подп. 1.5 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 08.12.2014 № 570).
Объектом для начисления страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний являются выплаты всех видов, начисленные в пользу лиц, подлежащих этому виду страхования, по всем основаниям независимо от источников финансирования, кроме предусмотренных Перечнем № 115 (п. 2 Положения о порядке уплаты страховщику страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.10.2003 № 1297).
В Перечне № 115 средний заработок за дни нахождения на военных сборах не поименован. Следовательно, страховые взносы на указанные суммы начисляют в общеустановленном порядке.
Важно! Взносы на профессиональное пенсионное страхование уплачиваются за работников, занятых на рабочих местах, включенных в перечень рабочих мест с особыми условиями труда.
Объектом для начисления взносов на профессиональное пенсионное страхование являются выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные работнику в связи с его занятостью на рабочем месте, включенном в перечень рабочих мест с особыми условиями труда, кроме выплат, предусмотренных Перечнем № 115 (пп. 1, 2 ст. 7 Закона Республики Беларусь от 05.01.2008 № 322-З "О профессиональном пенсионном страховании").
Таким образом, если призванный на военные сборы работник подлежит профессиональному пенсионному страхованию, то за период освобождения от работы в связи с выполнением государственных (общественных) обязанностей взносы на профессиональное пенсионное страхование не уплачиваются.
Подведем итог.
На основании ходатайства (письма) организации в военный комиссариат помимо среднего заработка возмещению из бюджета подлежит сумма страховых взносов в ФСЗН и РУП "Белгосстрах" в размере 4 703 224 руб. ((13 593 134 × 34 %) + (13 593 134 × 0,6 %)).
Полученную компенсацию учитывают в составе внереализационных доходов
Как следует из письма, сумма компенсации из бюджета поступила в июле 2015 г., т.е. в отчетном периоде, следующем за периодом, в котором были понесены расходы на военные сборы. Поступившую из бюджета компенсацию следовало отразить в июле 2015 г. в составе внереализационных доходов, учитываемых при налогообложении.
Поясню подробнее.
В состав внереализационных доходов, учитываемых при налогообложении, включают средства, безвозмездно поступившие в рамках целевого финансирования из республиканского или местного бюджета в отчетных периодах, следующих за периодами, в которых расходы, покрытые такими средствами, были учтены при налогообложении. Такие доходы отражают на дату их поступления (подп. 3.192 п. 3 ст. 128 Налогового кодекса Республики Беларусь; далее – НК).
В состав внереализационных доходов не включают безвозмездные средства, поступающие в рамках целевого финансирования из бюджета и использованные по целевому назначению, за исключением средств, указанных в подп. 3.192 п. 3 ст. 128 НК. При этом расходы организаций, покрытые за счет этих средств, не учитывают при определении облагаемой налогом прибыли (подп. 4.1 п. 4 ст. 128 НК).
Следовательно, если компенсация из бюджета получена в том же отчетном периоде, в котором организация понесла соответствующие расходы, то эти расходы не учитывают при налогообложении, а сумму компенсации не учитывают в составе доходов, подлежащих налогообложению.
В иных случаях указанные расходы относят на затраты, учитываемые при налогообложении, в соответствии со ст. 130 НК, а средства из бюджета, поступающие в рамках целевого финансирования в отчетных периодах, следующих за периодами, в которых расходы, покрытые такими средствами, учтены при налогообложении, включают в состав внереализационных доходов, учитываемых при налогообложении, и отражают, как и в бухгалтерском учете, на дату поступления |*|.
* Информация об изменениях состава внереализационных доходов в 2015 г. доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Надеюсь, я помогла Вам своими разъяснениями.
Искренне Ваша, Ольга Павловна