Для определения облагаемых налогом на недвижимость товаров в гл. 17 НК* введен новый критерий
_______________________
* Налоговый кодекс РБ (далее – НК).
В 2013 г. основным критерием для обложения объекта налогом на недвижимость являлась его государственная регистрация, проведенная в соответствии с правилами, установленными Законом РБ от 22.07.2002 № 133-З "О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним" (далее – Закон). То есть налогообложению подлежали:
– капитальные строения (здания, сооружения), назначение, местонахождение, размеры которых описаны в документах единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним;
– машино-места, зарегистрированные как объект недвижимого имущества в соответствии с правилами, установленными Законом для нежилых изолированных помещений (ст. 1 Закона), и т.д.
С 2014 г. перечень налогооблагаемых объектов расширился. С нового года для целей гл. 17 НК к капитальным строениям (зданиям, сооружениям) стали также относить иные объекты, классифицируемые в соответствии с законодательством:
– как здания и сооружения для целей определения нормативных сроков службы основных средств;
– как передаточные устройства – устройства электропередачи и связи, трубопроводы и газопроводы (в т.ч. магистральные), канализационные, водопроводные сети, илопроводы, цементопроводы и другие объекты для целей определения нормативных сроков службы основных средств.
Таким образом, в НК появился еще один критерий, определяющий объекты обложения налогом на недвижимость, под который и попали определенные виды товаров.
Нормативные сроки службы основных средств установлены постановлением Минэкономики РБ от 30.09.2011 № 161 (далее – постановление № 161). В нем приведен перечень объектов, относимых к зданиям (шифр 1), сооружениям (шифр 2) и передаточным устройствам (шифр 3). Все позиции, перечисленные в названных группах, соответствуют данному НК определению "капитальные строения (здания, сооружения)".
При этом с 2014 г. объектом обложения налогом на недвижимость стали признаваться любые капитальные строения (здания, сооружения) вне зависимости от того, на каких счетах в бухгалтерском учете они отражены.
Важно! Главным критерием отнесения товаров к капитальным строениям (зданиям, сооружениям), подлежащим обложению налогом на недвижимость, признается возможность их классификации как зданий, сооружений и передаточных устройств на основании постановления № 161 (далее – товары, классифицируемые как здания, сооружения и передаточные устройства).
Правила, которые бухгалтер должен учитывать при исчислении налога на недвижимость по товарам
Ситуация. Организация реализует товары, включенные в постановление № 161
Торговая организация осуществляет реализацию товаров для дачи (теплицы, беседки, заборы и т.п.).
1. Должна ли организация по таким товарам уплачивать в 2014 г. налог на недвижимость?
Должна.
В постановлении № 161 теплицы, беседки и заборы классифицируются как сооружения (шифр 2) и имеют следующие шифры:
20403 – беседки, а также вазы, скульптуры, скамейки, декоративные урны, питьевые колонки (фонтанчики);
20370–20373 – теплицы различных видов;
20351–20355 – заборы и ограждения различных видов.
Таким образом, указанные сооружения в 2014 г. подлежат обложению налогом на недвижимость в общеустановленном порядке, в т.ч. и в случае, когда они учитываются в бухгалтерском учете на счете 41 "Товары".
2. Если товары облагаются налогом на недвижимость, то по какой стоимости (ведь у товаров нет остаточной стоимости)?
По стоимости, отраженной в учете.
По товарам, классифицируемым как здания, сооружения и передаточные устройства, налоговую базу налога на недвижимость следует определять исходя из их наличия на 1 января календарного года по стоимости, отраженной в бухгалтерском учете (в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (далее – книга по УСН)).
Таким образом, налоговую базу налога на недвижимость по таким товарам, как теплицы, беседки, заборы и т.п., необходимо определять по их стоимости, отраженной в бухгалтерском учете на счете 41 на 1 января 2014 г.
По таким товарам организация должна была не позднее 20 марта 2014 г. представить в налоговый орган по месту постановки на учет налоговую декларацию (расчет) по налогу на недвижимость.
3. Как торговые организации должны исчислять налог на недвижимость, если в течение года происходит приобретение и выбытие товаров?
При приобретении (выбытии товаров) надо представлять уточненные декларации по налогу на недвижимость и пересчитывать годовую сумму налога.
Налоговым периодом по налогу на недвижимость признают календарный год. Годовая сумма налога на недвижимость исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки.
Уплату налога на недвижимость организации производят по своему выбору:
– либо 1 раз в год в размере годовой суммы налога не позднее 22 марта налогового периода;
– либо ежеквартально не позднее 22-го числа третьего месяца каждого квартала в размере 1/4 годовой суммы налога.
Порядок уточнения годовой суммы налога на недвижимость установлен в п. 7 ст. 189 НК.
Так, по товарам, классифицируемым как здания, сооружения и передаточные устройства, выбывающим у организаций в течение налогового периода, исчисление и уплата налога на недвижимость прекращаются с квартала, следующего за кварталом, в котором имело место такое выбытие.
Пример 1. Налоговые последствия при продаже товаров, облагаемых налогом на недвижимость
У торговой организации на 1 января 2014 г. имеется для продажи 10 теплиц общей стоимостью 10 млн. руб. Она исчислила по теплицам налог на недвижимость за 2014 г. в размере 100 тыс. руб. (10 млн. руб. × 1 %) и представила не позднее 20 марта 2014 г. в налоговую инспекцию по месту постановки на учет налоговую декларацию по налогу на недвижимость за 2014 г.
В I квартале 2014 г. организация продала 4 теплицы.
По проданным теплицам она прекращает платить налог на недвижимость со II квартала 2014 г.
Не позднее 20 июня 2014 г. она должна представить в налоговую инспекцию уточненную налоговую декларацию по налогу на недвижимость за 2014 г., в которой годовая сумма налога на недвижимость будет уменьшена на суммы этого налога, исчисленные исходя из стоимости 4 выбывших теплиц, отраженной в бухгалтерском учете по состоянию на 1 января 2014 г., и ставки налога на недвижимость, рассчитываемой на основании годовой ставки пропорционально числу полных кварталов, оставшихся до окончания текущего календарного года (0,75 %).
При приобретении организациями в течение года товаров, классифицируемых как здания, сооружения и передаточные устройства, годовая сумма налога на недвижимость должна быть увеличена на суммы этого налога, исчисленные исходя из стоимости, отраженной в бухгалтерском учете (в книге по УСН), приобретенных товаров на 1-е число первого месяца квартала, следующего за кварталом, в котором имело место такое приобретение, и ставки налога на недвижимость, рассчитываемой на основании годовой ставки пропорционально числу полных кварталов, оставшихся до окончания текущего календарного года.
Пример 2. Налоговые последствия при покупке товаров, облагаемых налогом на недвижимость
У торговой организации на 1 января 2014 г. имеется для продажи 10 теплиц общей стоимостью 10 млн. руб. Она исчислила по теплицам налог на недвижимость за 2014 г. в размере 100 тыс. руб. (10 млн. руб. × 1 %) и представила не позднее 20 марта 2014 г. в налоговую инспекцию по месту постановки на учет налоговую декларацию по налогу на недвижимость за 2014 г.
В I квартале 2014 г. организация приобрела для продажи еще 5 теплиц общей стоимостью 5 млн. руб.
Вновь приобретенные теплицы подлежат обложению налогом на недвижимость со II квартала 2014 г. В связи с этим годовая сумма налога на недвижимость увеличивается на 37,5 тыс. руб. (5 млн. руб. × 0,75 %). Не позднее 20 июня 2014 г. организация должна представить в налоговую инспекцию уточненную налоговую декларацию по налогу на недвижимость за 2014 г.
В торговых организациях происходит постоянное приобретение и выбытие товаров, поэтому такие организации будут вынуждены каждый квартал представлять в налоговые инспекции уточненные налоговые декларации по налогу на недвижимость.
Принимая во внимание тот факт, что каждая единица капитальных строений, учитываемых в составе товаров, не обладает какими-либо специальными отличительными признаками и отследить поступление и выбытие каждой единицы товара индивидуально не представляется возможным, решение о необходимости корректировки годовой суммы налога на недвижимость должно приниматься на основании сведений о наличии товаров в количественном выражении на начало и конец соответствующего квартала.
Пример 3. Количество товаров по сравнению с 1 января уменьшилось
У торговой организации на 1 января 2014 г. имеются для продажи 10 теплиц общей стоимостью 10 млн. руб. Она исчислила по теплицам налог на недвижимость за 2014 г. в размере 100 тыс. руб. (10 млн. руб. × 1 %) и представила не позднее 20 марта 2014 г. в налоговую инспекцию по месту постановки на учет налоговую декларацию по налогу на недвижимость за 2014 г.
В I квартале 2014 г. организация приобрела для продажи еще 5 теплиц общей стоимостью 5 млн. руб. и продала 7 теплиц.
Указанные теплицы не имеют отличительных признаков, поэтому организация не знает, какие проданы теплицы: те, которые имелись в наличии на 1 января 2014 г., или те, которые были приобретены в I квартале 2014 г.
Всего на 1 апреля 2014 г. у организации имеется в наличии 8 теплиц.
В этом случае следует прекратить платить налог на недвижимость по 2 проданным теплицам со II квартала 2014 г.
Не позднее 20 июня 2014 г. организация должна представить в налоговую инспекцию уточненную налоговую декларацию по налогу на недвижимость за 2014 г.,в которой годовую сумму налога на недвижимость следует уменьшить на суммы этого налога, исчисленные исходя из стоимости 2 выбывших теплиц, отраженной в бухгалтерском учете по состоянию на 1 января 2014 г., и ставки налога на недвижимость, рассчитываемой на основании годовой ставки пропорционально числу полных кварталов, оставшихся до окончания текущего календарного года (0,75 %).
Пример 4. Количество товаров по сравнению с 1 января увеличилось
У торговой организации на 1 января 2014 г. имеются для продажи 10 теплиц общей стоимостью 10 млн. руб. Она исчислила по теплицам налог на недвижимость за 2014 г. в размере 100 тыс. руб. (10 млн. руб. × 1 %) и представила не позднее 20 марта 2014 г. в налоговую инспекцию по месту постановки на учет налоговую декларацию по налогу на недвижимость за 2014 г. В I квартале 2014 г. было приобретено для продажи еще 5 теплиц общей стоимостью 5 млн. руб. и продано 3 теплицы. Указанные теплицы не имеют отличительных признаков, поэтому организация не знает, какие проданы теплицы: те, которые имелись в наличии на 1 января 2014 г., или те, которые были приобретены в I квартале 2014 г.
Всего на 1 апреля 2014 г. у организации имеется в наличии 12 теплиц, т.е. по сравнению с 1 января 2014 г. их количество увеличилось на 2 единицы.
Эти 2 теплицы начинают облагаться налогом на недвижимость со II квартала 2014 г. В связи с этим годовая сумма налога на недвижимость увеличивается на 15 тыс. руб. (2 млн. руб. × 0,75 %). Не позднее 20 июня 2014 г. организация должна представить в налоговую инспекцию уточненную налоговую декларацию по налогу на недвижимость за 2014 г.
Важно! Товары, приобретенные и проданные в течение одного квартала, налогом на недвижимость не облагаются.
Пример 5. Товары приобретены и проданы в течение одного квартала
У торговой организации по состоянию на 1 января 2014 г. нет товаров, классифицируемых как здания, сооружения и передаточные устройства.
Соответственно у нее нет обязанности представлять не позднее 20 марта 2014 г. в налоговую инспекцию налоговую декларацию по налогу на недвижимость за 2014 г.
В январе 2014 г. организация приобрела 3 теплицы, которые были проданы в марте 2014 г.
Так как по состоянию на 1 апреля 2014 г. у организации отсутствуют капитальные строения, учитываемые в составе товаров, то она не должна представлять налоговую декларацию по налогу на недвижимость и не должна уплачивать налог на недвижимость со стоимости проданных теплиц.
Пример 6. Количество товаров по сравнению с 1 января не изменилось
У торговой организации на 1 января 2014 г. имеются для продажи 10 теплиц общей стоимостью 10 млн. руб. Она исчислила по теплицам налог на недвижимость за 2014 г. в размере 100 тыс. руб. (10 млн. руб. × 1 %) и представила не позднее 20 марта 2014 г. в налоговую инспекцию по месту постановки на учет налоговую декларацию по налогу на недвижимость за 2014 г.
В I квартале 2014 г. было приобретено для продажи еще 5 теплиц общей стоимостью 5 млн. руб. и продано 5 теплиц.
Указанные теплицы не имеют отличительных признаков, поэтому организация не знает, какие проданы теплицы: те, которые имелись в наличии на 1 января 2014 г., или те, которые были приобретены в I квартале 2014 г. Всего на 1 апреля 2014 г. имеется в наличии 10 теплиц, т.е. по сравнению с 1 января 2014 г. количество теплиц не изменилось.
Указанные теплицы не имеют отличительных признаков, поэтому организация не должна представлять в налоговую инспекцию уточненную налоговую декларацию по налогу на недвижимость за 2014 г.
4. Должна ли организация в отношении товаров, классифицируемых как здания, сооружения и передаточные устройства, применять коэффициенты местных Советов депутатов и если да, то какие?
Должна.
Ставки налога на недвижимость установлены ст. 188 НК. В то же время местные Советы депутатов имеют право увеличивать (уменьшать) не более чем в 2 раза ставки налога на недвижимость отдельным категориям плательщиков.
Исчисление и уплата налога на недвижимость по ставкам, увеличенным (уменьшенным) по решениям местных Советов депутатов, производятся с 1 января года, следующего за годом, в котором соответствующее решение принято.
Справочно: решения местных Советов депутатов об увеличении ставок налога на недвижимость не распространяются на юридических лиц, получающих государственную поддержку в виде изменения установленного законодательством срока уплаты налогов, сборов (пошлин) и пени, финансовой помощи из республиканского бюджета (часть седьмая ст. 188 НК).
При наличии у плательщика налога на недвижимость объектов налогообложения за пределами административно-территориальной единицы, на территории которой он состоит на учете в налоговом органе, налог на недвижимость по таким объектам надо исчислять по ставке налога с применением коэффициента, установленного решением местного Совета депутатов па территории административно-территориальной единицы по месту нахождения этих объектов налогообложения (п. 91 ст. 189 НК).
Под местом нахождения объектов налогообложения следует понимать:
– для капитальных строений в виде сооружений, находящихся одновременно на территории нескольких административно-территориальных единиц или на территории нескольких экономико-планировочных зон в пределах одной административно-территориальной единицы (устройства электропередачи и связи, трубопроводы, газопроводы и иные аналогичные объекты), а также для сборно-разборных и передвижных зданий, биотуалетов – место нахождения организаций или их филиалов, представительств и иных обособленных подразделений, у которых такие объекты учитываются по данным бухгалтерского учета. Для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, – место постановки таких организаций на учет в налоговых органах РБ;
– для остальных капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест – место нахождения таких капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест.
В нашем случае организация занимается реализацией сооружений: теплицы, беседки, заборы. Для таких сооружений особенностей в п. 91 ст. 189 НК не предусмотрено. Поэтому по ним следует применять коэффициенты, установленные местными Советами депутатов по месту нахождения сооружений.
Пример 7. Применение коэффициентов к налогу
Организация расположена в г. Бресте и занимается реализацией теплиц и биотуалетов. У нее имеется 2 магазина: один в г. Бресте, другой в г. Столине.
При исчислении налога на недвижимость по биотуалетам организация должна применять коэффициенты к ставкам налога на недвижимость, действующие в г. Бресте (по месту нахождения организации).
При исчислении налога на недвижимость по теплицам необходимо применять коэффициенты к ставкам налога на недвижимость, действующие в г. Бресте и г. Столине, т.е. по месту нахождения теплиц.
Примечание. На основании части третьей ст. 188 НК Брестский городской Совет депутатов решил увеличить ставку налога на недвижимость и налога на недвижимость на незавершенное строительство для организаций (за исключением отдельных организаций) в 2 раза (подп. 5.1 п. 5 решения Брестского городского Совета депутатов от 29.12.2011 № 91 "О ставках земельного налога и налога на недвижимость").
Решением Столинского районного Совета депутатов от 30.12.2010 № 27 "Об отдельных вопросах налогообложения" (подп. 1.2 п. 1) увеличены ставки налога на недвижимость для юридических лиц, если иное не установлено этим решением или другими актами законодательства, в 1,8 раза.
При перемещении сооружений по территории страны организации торговли должны пересчитывать налог на недвижимость и представлять в налоговые инспекции уточненные налоговые декларации.
Пример 8. Налоговые последствия при передвижении товаров (сооружений) по республике
Организация расположена в г. Бресте и занимается реализацией теплиц и биотуалетов. У нее имеется 2 магазина: один в г. Бресте, другой в г. Столине.
Организация заметила, что в г. Столине больше спрос на теплицы, а в г. Бресте больше спрос на биотуалеты. В связи с этим решено в марте 2014 г. передать часть теплиц из магазина в г. Бресте в магазин в г. Столине, а часть биотуалетов передать из магазина в г. Столине в магазин в г. Бресте.
Передача биотуалетов между магазинами не повлияет на размер налога на недвижимость. Но в связи с передачей теплиц между магазинами организации придется пересчитать налог на недвижимость, так как по теплицам, переданным из магазина в г. Бресте в магазин в г. Столине, в I квартале 2014 г. применялись коэффициенты к ставкам налога на недвижимость, действующие в г. Бресте, а со II квартала 2014 г. должны применять коэффициенты к ставкам налога на недвижимость, действующие в г. Столине. Кроме того, организация должна представить не позднее 20 июня 2014 г. в налоговую инспекцию уточненную налоговую декларацию по налогу на недвижимость за 2014 г.