С 1 января 2015 г. сборно-разборные и передвижные здания не облагаются налогом на недвижимость
С 1 января 2015 г. у организаций не признаются объектом обложения налогом на недвижимость капитальные строения (здания, сооружения), классифицируемые в соответствии с законодательством как здания сборно-разборные и передвижные для целей определения нормативных сроков службы основных средств (абз. 5 подп. 2.2 п. 2 ст. 185 Налогового кодекса РБ; далее – НК).
В связи с этим организациям не надо отражать данные объекты в налоговой декларации по налогу на недвижимость за 2015 г., а также в сведениях о размере и составе использованных льгот по налогу на недвижимость.
Справочно: под законодательством, определяющим нормативные сроки службы основных средств, подразумевается постановление Минэкономики РБ от 30.09.2011 № 161, которым утверждены нормативные сроки службы основных средств. В приложении к этому документу перечислены основные средства, относящиеся к зданиям сборно-разборным и передвижным. Эти основные средства имеют шифры 10007–10014.
Здания передвижные бывают цельнометаллические (шифр 10009) и деревометаллические (шифр 10010). К зданиям сборно-разборным и передвижным, в частности, относятся:
– палатки-магазины, павильоны, кафе, закусочные, столовые из металлоконструкций, стеклопластика, прессованных плит и деревянные (шифр 10011);
– киоски и ларьки из металлоконструкций, стеклопластика, прессованных плит и деревянные (шифр 10012);
– биотуалеты (шифр 10013);
– сборно-разборные павильоны универсальные с металлокаркасом, обтянутым тентом (шифр 10014).
Разрешен вопрос с порядком определения стоимости строительства, осуществляемого собственными силами
С 1 января 2015 г. у организаций не признают объектом обложения налогом на недвижимость |*| объекты сверхнормативного незавершенного строительства в части стоимости объекта строительства, сформированной за счет работ, выполненных собственными силами.
* Правила уплаты налогов и соблюдения валютного законодательства при приобретении недвижимости за рубежом доступны для подписчиков электронного "ГБ"
Данные изменения, внесенные в подп. 2.2 п. 2 ст. 185 НК (абз. 3), наконец-то разрешили проблему прошлого года. Напомним суть дела.
В 2014 г. не признавались объектом обложения налогом на недвижимость у организаций объекты сверхнормативного незавершенного строительства в части стоимости строительства, осуществляемого собственными силами без привлечения сторонней строительной организации (подп. 2.2 п. 2 ст. 185 НК).
Порядок определения такой стоимости в НК отсутствовал, и он был разъяснен письмом МНС РБ от 20.08.2013 № 2-2-13/1817 "О налоге на недвижимость".
В этом письме рассматривался вопрос о том, подлежат ли распределению такие расходы, как сумма земельного налога, курсовые разницы по кредиту, проценты по кредиту, формирующие стоимость строительства, между стоимостью строительства, осуществляемого собственными силами, и стоимостью строительства, осуществляемого с привлечением подрядных организаций, для целей исчисления налога на недвижимость по объектам сверхнормативного незавершенного строительства.
МНС разъяснило следующее: согласно п. 2 Инструкции о порядке формирования стоимости объекта строительства, в бухгалтерском учете, утвержденной постановлением Минстройархитектуры РБ от 14.05.2007 № 10 (с изменениями и дополнениями), хозяйственный способ строительства представляет собой организационную форму строительства, выполнения работ, при которой строительные, монтажные, иные специальные работы выполняются собственными силами застройщика, обладающего правом собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления на объекты строительства либо приобретающего эти права по окончании строительства. В случае строительства объекта с привлечением подрядных организаций к хозяйственному способу строительства относится та часть работ, которая выполнена собственными силами застройщика. Все виды затрат, формирующие стоимость объекта строительства за счет работ, выполняемых собственными силами, перечислены в п. 14 вышеназванной Инструкции. К таким затратам суммы земельного налога, курсовые разницы по кредиту и проценты по кредиту не относятся. Поэтому такие виды затрат, как суммы земельного налога, курсовые разницы по кредиту и проценты по кредиту, учитывались при определении налоговой базы по налогу на недвижимость при возникновении объектов сверхнормативного незавершенного строительства в полной сумме без распределения между стоимостью строительства, осуществляемого собственными силами, и стоимостью строительства, осуществляемого с привлечением подрядных организаций.
Как видим, положения этого письма МНС были учтены в НК в 2015 г.
Уточнен порядок определения налоговой базы по объектам сверхнормативного незавершенного строительства
Налоговую базу налога на недвижимость |*| организации определяют исходя из наличия на 1 января календарного года объектов сверхнормативного незавершенного строительства по стоимости, определяемой путем суммирования прямых и косвенных затрат по строительству объектов сверхнормативного незавершенного строительства, отраженных в бухгалтерском учете в установленном порядке (в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН) (подп. 1.1 п. 1 ст. 187 НК).
* Порядок отражения в бухгалтерском и налоговом учете операций по сдаче в аренду объекта недвижимости за рубежом доступен для подписчиков электронного "ГБ"
При определении налоговой базы у организаций возникали вопросы, как правильно включить в стоимость объектов сверхнормативного незавершенного строительства косвенные затраты.
С 1 января 2015 г. в подп. 1.1 п. 1 ст. 187 НК внесено дополнение, где разъяснено, что размер косвенных затрат, относящихся к объекту сверхнормативного незавершенного строительства, надо определять пропорционально доле прямых затрат по объекту сверхнормативного незавершенного строительства |*|, в сумме всех прямых затрат по объекту строительства, в рамках которого возник объект сверхнормативного незавершенного строительства.
* Расчет налога на недвижимость за сверхнормативное незавершенное строительство жилого дома со встроенными нежилыми помещениями доступен для подписчиков электронного "ГБ"
Расширен перечень организаций, которые с 2015 г. могут платить налог на недвижимость за сверхнормативное незавершенное строительство по ставке 1 % в год
Годовая ставка налога на недвижимость установлена для организаций в размере 1 %. При этом годовая ставка налога на недвижимость для организаций, имеющих объекты сверхнормативного незавершенного строительства, установлена в размере 2 % от стоимости объектов сверхнормативного незавершенного строительства (ст. 188 НК).
В 2014 г. не применять повышенную ставку налога могли только организации, имеющие объекты сверхнормативного незавершенного строительства и завершающие строительство таких объектов в сроки, определенные Советом Министров.
С 1 января 2015 г. перечень таких организаций расширен. С указанной даты по объектам сверхнормативного незавершенного строительства могут не применять ставку налога на недвижимость в размере 2 % также организации, реализующие планы модернизации, при условии их включения в перечень организаций, которым Совет Министров определил показатели эффективности развития согласно планам модернизации.
Они вправе с 1 января 2015 г. уплачивать налог на недвижимость по годовой ставке 1 %.
Однако таким организациям следует учитывать, что ст. 188 НК определены не только ставки налога на недвижимость. Так, ст. 188 НК предоставила право:
1) местным органам власти увеличивать (уменьшать) не более чем в 2,5 раза ставки налога на недвижимость отдельным категориям плательщиков.
Пример 1. Применение к ставке налога на недвижимость коэффициента 2,5
У организации имеется на 1 января 2015 г. объект сверхнормативного незавершенного строительства. Она реализует план модернизации и включена в перечень организаций, которым Советом Министров определены показатели эффективности развития согласно планам модернизации.
Местный Совет депутатов по месту нахождения объекта сверхнормативного незавершенного строительства принял решение об увеличении в 2015 г. ставок налога на недвижимость в 2,5 раза.
В соответствии с частью седьмой ст. 188 НК решения местных Советов депутатов об увеличении ставок налога на недвижимость не распространяются на юридические лица, получающие государственную поддержку в виде изменения установленного законодательством срока уплаты налогов, сборов (пошлин) и пени, финансовой помощи из республиканского бюджета, а также на газоснабжающие и энергоснабжающие организации, оказывающие услуги населению по газо- и электроснабжению.
Как видим, в части седьмой ст. 188 НК организации, реализующие планы модернизации, не указаны. Поэтому организация, несмотря на то что она реализует план модернизации, должна в 2015 г. уплачивать по объекту сверхнормативного незавершенного строительства налог на недвижимость по годовой ставке 2,5 %;
2) областным (Минскому городскому) Советам депутатов увеличивать, но не более чем в 5 раз, ставки налога на недвижимость по неиспользуемым (неэффективно используемым) капитальным строениям (зданиям, сооружениям), их частям по перечню, утверждаемому ежегодно до 1 января каждого налогового периода областными (Минским городским) Советами депутатов или по их поручению областными (Минским городским) исполнительными комитетами в порядке и на условиях, установленных постановлением Совета Министров РБ от 06.11.2013 № 957.
Пример 2. Применение к ставке налога на недвижимость коэффициента 5
У организации имеется объект сверхнормативного незавершенного строительства. Строительство этого объекта она завершает в сроки, определенные Советом Министров. Объект сверхнормативного незавершенного строительства организации включен областным Советом депутатов в перечень неиспользуемых (неэффективно используемых) капитальных строений (зданий, сооружений), их частей.
Организации, завершающие строительство объектов сверхнормативного незавершенного строительства в сроки, определенные Советом Министров, не поименованы среди организаций, на которых не распространяются решения областных (Минского городского) Советов депутатов об увеличении ставок налога на недвижимость. Поэтому организация, завершающая строительство объектов сверхнормативного незавершенного строительства |*| в сроки, определенные Советом Министров, должна уплачивать налог на недвижимость по этому объекту по ставке, увеличенной в 5 раз.
* Порядок определения даты начала строительства при исчислении налога на недвижимость за сверхнормативное незавершенное строительство доступен для подписчиков электронного "ГБ"
Разъяснен порядок исчисления налога на недвижимость при исключении в течение года капитального строения из перечня капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, неиспользуемых (неэффективно используемых)
С 1 января 2015 г. ст. 189 НК дополнена новым п. 6-1. Из этой новации следует, что при принятии в течение года областным (Минским городским) Советом депутатов или по его поручению областным (Минским городским) исполнительным комитетом решения об исключении из перечня капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, неиспользуемых (неэффективно используемых), налог на недвижимость исчисляется организациями исходя из:
– остаточной стоимости или стоимости, отраженной в бухгалтерском учете (в книге учета доходов и расходов организаций и ИП, применяющих УСН), исключенных изуказанного перечня, на 1 января отчетного года;
– ставки налога на недвижимость, увеличенной (уменьшенной) в соответствии с частью третьей ст. 188 НК, рассчитываемой на основании годовой ставки пропорционально числу полных кварталов, оставшихся до окончания текущего календарного года.
Пример 3. Представление уточненной декларации при выводе здания из перечня неиспользуемых
В 2014 г. областной Совет депутатов увеличил в 5 раз ставку налога на недвижимость на неиспользуемые (неэффективно используемые) капитальные строения (здания, сооружения), их части и включил здание организации в перечень капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, неиспользуемых (неэффективно используемых).
Районным Советом депутатов по месту нахождения организации было принято решение увеличить с 1 января 2014 г. ставки налога на недвижимость в 2 раза.
Организация не позднее 20 марта 2015 г. представила в налоговую инспекцию налоговую декларацию по налогу на недвижимость организаций за 2015 г., в которой по зданию исчислила налог на недвижимость по годовой ставке 5 %.
Решением областного Совета депутатов с 1 мая 2015 г. здание организации исключено из перечня капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, неиспользуемых (неэффективно используемых).
Организация, на которую распространяются положения нового п. 6-1 ст. 189 НК, должна соответствующие изменения и дополнения внести в налоговую декларацию (расчет) по налогу на недвижимость не позднее 20-го числа третьего месяца квартала, следующего за кварталом, в котором принято решение областным (Минским городским) Советом депутатов или по его поручению областным (Минским городским) исполнительным комитетом об исключении здания из перечня капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, неиспользуемых (неэффективно используемых) (часть шестая п. 10 ст. 189 НК).
Она должна не позднее 20 сентября 2015 г. представить в налоговую инспекцию уточненную налоговую декларацию по налогу на недвижимость организаций за 2015 г., в которой по зданию исчислить налог на недвижимость:
– за I–II кварталы 2015 г. – исходя из годовой ставки налога 5 % (ставка налога составит за 1-е полугодие 2,5 %);
– за III–IV кварталы – исходя из годовой ставки налога 2 % (ставка налога за 2-е полугодие составит 1 %).