С 23 июля 2015 г. вступил в силу комментируемый Указ (далее – Указ № 325), который в целях обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов предусматривает новый для таможенного законодательства институт национального гаранта.
Признанный национальным гарантом уплаты таможенных платежей поручитель перед таможенными органами будет обладать правом участия в функционировании создаваемой на территории ЕАЭС единой гарантийной системы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, используемой при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита.
При этом национальный гарант будет вправе предоставлять обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита на сумму, превышающую на 100 % сумму предоставленной им гарантии, которая составляет не менее 220 млн. долл. США.
Наличие обеспечения, в частности поручительством, – одно из главных условий установления таможенной процедуры таможенного транзита
По общему правилу договор поручительства заключается на сумму предоставленной поручителем гарантии выполнения своих обязательств. В отдельных случаях договор поручительства может быть заключен на сумму, превышающую сумму такой гарантии на 20, 30 или 100 % (см. табл. 1).
Напомним, что наряду с иными случаями (получение отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей |*|, включение заинтересованного лица в реестр таможенных представителей, таможенных перевозчиков и пр.) предоставление уплаты таможенных пошлин, налогов является одним из условий установления именно таможенной процедуры таможенного транзита.
* Информация о случаях представления таможенному органу сертификата обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Таможенная процедура таможенного транзита предусматривает перевозку товаров под таможенным контролем по таможенной территории ЕАЭС, в т.ч. через территорию государства, не являющегося членом ЕАЭС, от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов.
Справочно: таможенная процедура таможенного транзита применяется при перевозке:
1) иностранных товаров:
– от таможенного органа в месте прибытия до таможенного органа в месте убытия;
– таможенного органа в месте прибытия до внутреннего таможенного органа;
– внутреннего таможенного органа до таможенного органа в месте убытия;
– одного внутреннего таможенного органа до другого внутреннего таможенного органа;
2) товаров ЕАЭС:
– от внутреннего таможенного органа до таможенного органа в месте убытия;
– таможенного органа места убытия до таможенного органа места прибытия через территорию государства, не являющегося членом ЕАЭС (ст. 215 Таможенного кодекса Таможенного союза; далее – ТК ТС).
Обеспечение требуется только в отношении иностранных товаров, помещаемых под рассматриваемую таможенную процедуру (ст. 217 ТК ТС).
При таможенном транзите размер обеспечения определяют как сумму ввозной таможенной пошлины, налогов, которая подлежала бы уплате в отношении перевозимых товаров при их помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, но не менее суммы таких пошлин, налогов, которые бы подлежали уплате в других государствах – членах ЕАЭС. При этом применяются ставки таможенных платежей, официальный курс иностранных валют на дату регистрации транзитной декларации, а возможные тарифные преференции, льготы не учитываются (ст. 88 ТК ТС).
Справочно: в отношении отдельных видов товаров в Республике Беларусь установлены фиксированные суммы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов (см. табл. 2).
Кто может быть поручителем?
Условия признания заинтересованного лица поручителем |*| определены в Положении об условиях и порядке признания юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в качестве поручителя перед таможенными органами, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.10.2011 № 1374 (далее – Положение № 1374).
* Применение поручительства как способа обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов доступно всем на портале GB.BY
В качестве поручителя перед таможенными органами могут выступать следующие лица:
– банки и небанковские кредитно-финансовые организации, включенные в реестр банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, признанных таможенными органами гарантами уплаты таможенных платежей, который ведет ГТК;
– иные лица на условиях и в порядке, установленных Положением № 1374.
Положением № 1374 определены 3 условия, при одновременном соблюдении которых на сегодня заинтересованное лицо может быть признано поручителем для целей обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов:
1) заинтересованное лицо должно осуществлять деятельность не менее 3 лет со дня государственной регистрации;
2) предоставление заинтересованным лицом гарантии выполнения своих обязательств как поручителя (данное требование не применяется при признании в качестве поручителя назначенного оператора почтовой связи Республики Беларусь при совершении таможенных операций с международными почтовыми отправлениями);
3) у заинтересованного лица должны отсутствовать неисполненные в установленные сроки обязанности по уплате таможенных платежей, процентов и пеней.
Алгоритм действий для признания заинтересованного лица поручителем следующий:
1) подача в таможенный орган заявления и необходимых документов.
Данное заявление направляют в таможенный орган, с которым заинтересованное лицо планирует заключить договор поручительства. Оно оформляется в произвольной форме. К такому заявлению необходимо приложить:
– гарантии выполнения своих обязательств как поручителя;
– нотариально заверенную копию учредительных документов (только для юридических лиц);
– копию извещения о присвоении учетного номера плательщика, заверенную заинтересованным лицом;
2) рассмотрение поступившего заявления и документов.
Таможенный орган, в который поступили вышеуказанные заявление и документы, рассматривает их в срок, не превышающий 30 дней со дня их поступления;
3) принятие решения о признании лица поручителем либо об отказе в признании лица поручителем. Решение об отказе может быть принято при невыполнении заинтересованным лицом условий признания поручителем;
4) направление принятого решения заинтересованному лицу;
5) представление документов в таможенный орган для подписания договора поручительства. Поручитель представляет в таможенный орган, с которым будет заключен договор поручительства, нотариально заверенные карточки с образцами подписей должностных лиц, имеющих право подписи от имени поручителя, и оттиска печати поручителя при ее наличии.
Справочно: кроме поручительства предусмотрено еще 3 способа обеспечения: денежные средства, банковская гарантия, залог имущества (ст. 86 ТК ТС).
Заинтересованное лицо вправе выбрать любой из таких способов, а возможность предоставления рассматриваемого обеспечения одновременно несколькими способами не ограничена |*|.
* Порядок применения 4 способов обеспечения уплаты таможенных платежей, предусмотренный Законом от 10.01.2014 № 129-З "О таможенном регулировании в Республике Беларусь", доступен для подписчиков электронного "ГБ"
Указ № 325 определил 4 критерия для признания поручителя национальным гарантом…
…и обязательность их одновременного выполнения. Так, заинтересованное лицо должно:
1) являться акционером, имеющим более 50 % акций банка, включенного в реестр банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, признанных таможенными органами гарантами уплаты таможенных платежей.
Вышеуказанный реестр ведется ГТК и применяется в первую очередь для такого способа обеспечения, как банковская гарантия. Дело в том, что таможенные органы в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов принимают банковские гарантии, выданные банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, включенными в реестр банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, признанных таможенными органами гарантами уплаты таможенных платежей.
Ознакомиться с указанным реестром можно на официальном сайте ГТК (customs.gov.by).
Справочно: к правоотношениям, связанным с выдачей банковской гарантии, представлением требований по банковской гарантии, выполнением гарантом обязательств и прекращением банковской гарантии, применяются положения ст. 348–350 Гражданского кодекса Республики Беларусь, ст. 164–177 Банковского кодекса Республики Беларусь, Инструкции о порядке совершения банковских документарных операций, утвержденной постановлением Правления Нацбанка Республики Беларусь от 29.03.2001 № 67;
2) осуществлять взаимодействие на условиях заключенного гражданского договора с государственной организацией, включенной в реестр таможенных представителей и имеющей опыт работы в качестве поручителя не менее 8 лет.
Реестр таможенных представителей также ведет ГТК. Ознакомиться с указанным реестром можно на официальном сайте ГТК;
3) представить гарантии надлежащего исполнения своих обязательств перед таможенными органами банковской гарантией банка, включенного в вышеуказанный реестр, и (или) денежными средствами на сумму не менее 220 млн. долл. США;
4) не иметь на день подачи в ГТК заявления о признании национальным гарантом не исполненной в установленные сроки обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, начисленных за неисполнение обязанности по уплате таможенных платежей и указанных пошлин, а также задолженности по уплате иных налогов, сборов (пошлин) и пеней.
Справочно: факты привлечения заинтересованного лица либо его работников к административной ответственности не принимаются во внимание.
Указом № 325 определен алгоритм действий ГТК по признанию поручителя национальным гарантом
После подачи заинтересованным лицом заявления на признание его национальным гарантом ГТК должен произвести проверку поручителя на соответствие вышеуказанным критериям. По результатам проверки (не позднее 30 календарных дней со дня подачи заявления) комитет должен:
– если поручитель соответствует таким критериям, – разработать и в установленном порядке внести в Совет Министров Республики Беларусь проект постановления Совета Министров Республики Беларусь о признании поручителя национальным гарантом;
– если поручитель не соответствует таким критериям, – проинформировать поручителя, подавшего заявление, о его несоответствии установленным критериям.
Решение о признании поручителя национальным гарантом продолжает действовать в период приостановления решения о признании лица поручителем
В настоящее время Положением № 1374 определены следующие основания для приостановления действия решения о признании лица поручителем:
– поручитель по требованию таможенных органов не уплатил таможенные платежи, проценты, пени в соответствии с заключенным договором поручительства;
– поручитель имеет неисполненную обязанность по уплате таможенных платежей, процентов и пеней в течение одного месяца;
– поручитель перестал удовлетворять требованиям о предоставлении гарантии выполнения своих обязательств (см. выше);
– у таможенных органов не имеется информации об исполнении в установленные сроки обязательств перед таможенными органами, обеспеченных договором поручительства, общая сумма по которым превышает 50 % от суммы такого договора.
Решение таможенного органа о приостановлении действия решения о признании лица поручителем направляется поручителю заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и вступает в силу по истечении 5 рабочих дней после его вынесения. В период действия данного решения лицо не вправе выступать в качестве поручителя перед таможенным органом, однако продолжает нести ответственность по всем своим обязательствам, возникшим до вступления его в силу.
Решение о возобновлении решения о признании лица поручителем принимается таможенным органом после устранения причин, послуживших основанием для его приостановления. Такое решение направляется поручителю также заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и вступает в силу по истечении 5 рабочих дней после его вынесения.
Указом № 325 определены условия отмены действия решения о признании поручителя национальным гарантом
Решение о признании поручителя национальным гарантом отменяет Совет Министров Республики Беларусь при прекращении в рамках гражданского законодательства договора поручительства, заключенного между таможенным органом и поручителем, признанным национальным гарантом, и (или) в случае, когда национальный гарант перестанет соответствовать одному или нескольким из 3 первых вышерассмотренных критериев.
Возникновение у национального гаранта не исполненной в установленные сроки обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, начисленных за неисполнение обязанности по уплате таможенных платежей и указанных пошлин, а также задолженности по уплате иных налогов, сборов (пошлин) и пеней таким основанием не является |*|.
* Виды сертификатов обеспечения уплаты таможенных платежей и порядок их применения доступны для подписчиков электронного "ГБ"
ГТК в указанных выше случаях должен не позднее 30 календарных дней со дня получения информации о наступлении указанных обстоятельств разработать и внести в Правительство проект постановления Совета Министров Республики Беларусь об отмене решения о признании поручителя национальным гарантом.