14 сентября 2018 г. состоялся круглый стол на тему «Изменения налогового законодательства в целях дальнейшего развития предпринимательства». Его организаторами выступили Верховный Суд и МНС Республики Беларусь. Цель мероприятия – освещение проблемных вопросов по налогообложению, возникающих на практике, с целью их разрешения, а также обмен мнениями по дальнейшему развитию предпринимательства в стране. Предлагаем краткий отчет об этом мероприятии.
С Налоговым кодексом работали несколько групп
С приветственным словом к присутствующим представителям госорганов, бизнес-сообщества и прессы выступил Министр по налогам и сборам Республики Беларусь Сергей Наливайко. Он отметил, что ведомствами совместно с общественными организациями проделан титанический труд по доработке Налогового кодекса.
Министр также сообщил, что в целях снижения нагрузки на суды и издержек плательщиков в МНС создано Управление досудебного рассмотрения жалоб.
Заместитель Председателя Верховного Суда Республики Беларусь Юрий Кобец в свою очередь заявил, что налоги должны стимулировать экономическую и хозяйственную деятельность, а не являться препятствием к ее осуществлению. «Цель встречи – выработать совместную стратегию взаимодействия и подходы для избежания споров, обеспечить верховенство закона без экономического ущерба для организаций», – подчеркнул он.
С изменениями в Налоговом кодексе, которые вступят в силу со следующего года, ознакомила участников круглого стола Элла Селицкая, заместитель Министра по налогам и сборам Республики Беларусь. Для разработки законопроекта при Минфине была создана специальная межведомственная рабочая группа, которая активно работала более полугода и провела 38 заседаний. В случае возникновения спорных вопросов решения принимались постоянно действующей рабочей группой по упрощению налоговой системы при Совете Министров Республики Беларусь. Цель работы этих групп – соблюдение интересов плательщиков и бюджета, привлечение иностранных инвестиций в Беларусь, подчеркнула замминистра.
Элла Селицкая поделилась новациями налогового законодательства, которые ожидают плательщиков в 2019 г. В частности, изменения коснутся порядка предоставления инвестиционного вычета, снижения ставки налога на прибыль по дивидендам до 6 % или 0 % при условии, что прибыль не распределялась, а направлялась на развитие организации в течение 3 или 5 предшествующих календарных лет соответственно.
Внедряется принцип презумпции добросовестности плательщиков
Новшества предстоят и в сфере проверок организаций. Предполагается ввести принцип презумпции добросовестности плательщиков, которые будут отнесены к 3 группам: высокой, средней и низкой. Проверки будут осуществляться в соответствии с этим принципом, пояснила Элла Селицкая. Данный принцип был провозглашен в Декрете Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства». Как следует из проекта Налогового кодекса, этот принцип состоит в том, что плательщик налогов, сборов (пошлин) признается действующим добросовестно, пока этот факт не будет опровергнут на основании документально подтвержденных сведений.
Внедрение принципа презумпции добросовестности плательщиков вызвало полемику среди участников круглого стола. «Мы видим, что в Налоговом кодексе есть этот принцип, но критерии не выработаны, поэтому нужно их правовое регулирование», – заявила Светлана Дубай, судья Верховного Суда Республики Беларусь. Она также предложила установить для плательщиков право на обжалование результатов проверки не в течение 1 года, а в течение 3 лет, как в России.
«Это очень сложно – прописать все критерии. Важно определить подходы и единое понимание. Доказательство недобросовестности плательщиков – это задача контролирующих органов», – резюмировал Сергей Наливайко.
Добросовестным плательщикам предполагается давать дополнительное время для исправления ошибок, что позволит сделать более лояльным порядок приостановления операций по счетам.
Предстоят изменения и в порядке проведения камеральных проверок, которые будут проводиться налоговиками.
В перспективе – снижение налоговой нагрузки
«Одной из важных целей при разработке Налогового кодекса было сближение бухгалтерского и налогового учета. При этом мы предоставляем возможность работать мелкому бизнесу по методу «по оплате», – подчеркнула Элла Селицкая.
Замминистра отметила, что большую полемику при работе над Налоговым кодексом вызвал вопрос снижения ставок имущественных налогов (налог на недвижимость и земельный налог), который пока не нашел поддержку местных органов. В настоящее время местные Советы депутатов вправе увеличивать (уменьшать) не более чем в 2,5 раза ставки этих налогов отдельным категориям плательщиков.
«Но в перспективе мы надеемся снизить ставки имущественных налогов с 2,5 до 2 раз, поскольку мы должны учитывать нормы Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства», – заверила Элла Селицкая.
На сегодняшний день областные (Минский городской) Советы депутатов вправе увеличивать (но не более чем в 10 раз) ставки имущественных налогов:
– на земельные участки (части земельного участка), занятые капитальными строениями, их частями, включенными в перечень неиспользуемого (неэффективно используемого) имущества;
– по неиспользуемым (неэффективно используемым) капитальным строениям, их частям, включенным в перечень неиспользуемого (неэффективно используемого) имущества.
По мнению Эллы Селицкой, эти нормы надо отменить, поскольку меры подобного воздействия должны быть отрегулированы другим законодательством.
Замминистра также рассказала о других изменениях налогового законодательства, в т.ч. об отмене сбора за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь, новациях в нормировании затрат при налогообложении прибыли, создании резервов и др. «Наша задача – найти возможность снижения налоговой нагрузки на плательщиков», – подытожила свое выступление Элла Селицкая.
Наказывать надо именно виновных
Представители бизнес-сообщества подняли вопрос о проблеме взаимодействия с субъектами, включенными в Реестр коммерческих организаций и ИП с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере. Бизнесмены считают, что несправедливо наказывать за сделки с такими субъектами, заключенные до внесения их в этот реестр.
На это представители Суда отметили, что к таким ситуациям судьи подходят взвешенно и есть ряд решений, когда оспариваются действия контролирующих органов. «Суды действуют непредвзято, не деля организации на государственные и негосударственные. По окончании года Суд доведет до сведения общественности статистику по судам республики на эту тему», – заверил Юрий Кобец.
Численность налоговых консультантов вырастет вдвое
О целях и задачах создания института налоговых консультантов рассказал Павел Царев, председатель правления Палаты налоговых консультантов. На данный момент их численность составляет более 100 человек, а концу года ожидается увеличение численности вдвое.
Сергей Наливайко дополнил, что МНС было разработчиком Указа Президента Республики Беларусь от 19.09.2017 № 338 «О налоговом консультировании». «Это самостоятельная саморегулируемая организация. Налоговые консультанты – это не пособники налоговиков. Было бы здорово, если бы суды привлекали их в качестве экспертов», – отметил Министр.
***
С заключительным словом выступил Сергей Наливайко. «Мнения есть разные, но надо двигаться вперед», – подвел итоги круглого стола Министр.
Материал подготовил Михаил Щербаков,
редактор журнала «Главный Бухгалтер»