____________________
* Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (в редакции от 16.10.2017 № 376) (далее – Указ № 510).
Вправе ли органы, исключенные из Перечня контролирующих (надзорных) органов, уполномоченных проводить проверки, проводить проверки в организациях?
Как известно, правом на проведение проверок обладают лишь те контролирующие органы, которые включены в Перечень контролирующих (надзорных) органов, уполномоченных проводить проверки, и сфер их контрольной (надзорной) деятельности, утвержденный Указом № 510 (далее – Перечень).
С 1 января 2018 г. из Перечня исключено 11 контролирующих органов (было 39, стало 28). В их числе МВД Республики Беларусь, КГБ Республики Беларусь, Минсвязи Республики Беларусь и т.д.
Многие организации задаются вопросом: означает ли это, что исключенные органы утратили право на проведение проверок?
Нет, не означает. Факт исключения отдельных контролирующих органов из Перечня говорит лишь о том, что они утратили право на проведение проверок в рамках Указа № 510. В то же время они вправе проводить проверки, установленные иными нормативными правовыми актами (далее – НПА).
Например, перечень вопросов, которые могут проверять специалисты МВД, приведен в постановлении МВД Республики Беларусь от 01.03.2010 № 48 «О способах проведения проверок Министерством внутренних дел Республики Беларусь». К таковым относятся:
– проверка у представителей проверяемого субъекта документов, удостоверяющих личность, и (или) документов, подтверждающих полномочия, а также в случаях и порядке, установленных законодательными актами, проведение личного досмотра (обыска) и досмотра находящихся при них вещей, документов, ценностей и транспортных средств;
– истребование в рамках вопросов, подлежащих проверке, от проверяемого субъекта необходимых для проверки документов (их копий), в т.ч. в электронном виде, иной информации, касающейся деятельности проверяемого субъекта и его имущества;
– истребование посредством направления письменных запросов от контрагентов проверяемого субъекта копий документов и иной информации по операциям и расчетам, проводимым с проверяемым субъектом или с третьими лицами, имеющими отношение к проверяемым финансово-хозяйственным операциям, а при необходимости – проведение встречных проверок;
– истребование в пределах своей компетенции на безвозмездной основе у государственных органов, иных организаций и физических лиц, обладающих информацией и (или) документами, имеющими отношение к деятельности и (или) имуществу проверяемого субъекта, необходимой для проверки информации и (или) документов;
– привлечение экспертов и назначение экспертизы;
– привлечение специалистов;
– вызов в МВД представителей проверяемого субъекта, а также других лиц, имеющих документы и (или) информацию о деятельности проверяемого субъекта;
– использование технических средств, в т.ч. аппаратуры, осуществляющей звуко- и видеозапись, кино- и фотосъемку, ксерокопирование, устройств для сканирования документов, идентификаторов скрытых изображений, для контроля (надзора) за соблюдением законодательства, сбора и фиксации доказательств, подтверждающих факты правонарушений;
– изъятие у проверяемого субъекта в порядке, установленном законодательными актами, подлинников документов (иных носителей информации), имеющих отношение к выявленным нарушениям, а также для проведения экспертизы (исследования) документов, иных носителей информации в целях установления их подлинности на срок, не превышающий срок проведения проверки (кроме случаев передачи подлинников документов (иных носителей информации) в органы уголовного преследования и суды или использования их в качестве источников доказательств по делу об административном правонарушении), либо истребование выписок из них или копий;
– контрольная закупка товарно-материальных ценностей, контрольное оформление заказов на выполнение работ, оказание услуг;
– истребование письменных и устных объяснений от представителей проверяемого субъекта, иных лиц по вопросам, возникающим в ходе проведения проверки;
– ознакомление в случаях и порядке, предусмотренных актами законодательства, в территориальных органах государственного казначейства Минфина Республики Беларусь с подлинными документами и счетами, в т.ч. валютными, получение сведений, справок и копий документов, связанных с операциями проверяемых субъектов, по другим вопросам, возникающим в ходе проверки;
– проверка фактического наличия документов и (или) имущества в кассах, помещениях, иных местах их хранения, требование от представителей проверяемого субъекта проведения инвентаризации, а также проверка ее результатов;
– проведение в установленном порядке отбора проб и образцов продукции и направление их в аккредитованные испытательные центры (лаборатории) для определения ее соответствия обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов;
– осмотр используемых для осуществления деятельности территорий, помещений либо иных объектов проверяемого субъекта;
– иные способы проведения проверок в пределах определенной законодательными актами компетенции МВД Республики Беларусь.
Как видим, объем прав МВД остался по-прежнему значительным и исключение этого министерства из Перечня произведено лишь для устранения дублирования одних и тех же положений в разных НПА.
Пока проверяющими не доказано иное, действует принцип презумпции добросовестности и невиновности проверяемого субъекта
С 1 января 2018 г. в Указе № 510 нормативно закреплены основные принципы осуществления контрольной деятельности |*|.
* Новации, произошедшие в проверках субъектов хозяйствования и их периодичности
Многие из этих принципов были прописаны в Указе № 510 и иных НПА и ранее. Но поскольку они были «разбросаны» как по самому Указу, так и по разным НПА, то не воспринимались так обязательно, как сейчас.
Теперь они сведены воедино и содержатся в пп. 3–6 Указа № 510. Давайте их рассмотрим, поскольку это очень важно для организаций.
1. Незаконное вмешательство в деятельность проверяемого субъекта запрещается и влечет привлечение должностных лиц контролирующих (надзорных) органов к установленной законодательными актами ответственности.
2. Проверяемый субъект признается добросовестно исполняющим требования законодательства, пока не доказано иное.
3. В случае неясности или нечеткости предписаний акта законодательства решения должны приниматься в пользу проверяемого субъекта.
4. Проверки не должны нарушать производственно-хозяйственную деятельность проверяемых субъектов.
5. Контрольная (надзорная) деятельность осуществляется с использованием мер профилактического и предупредительного характера.
6. Не допускается взимание контролирующими (надзорными) органами платы с проверяемых субъектов за осуществление проверок.
Под это правило не подпадают работы, связанные с проведением исследований, испытаний, технических освидетельствований, экспертиз, привлечением экспертов, специалистов, отбором проб и образцов. Проверяемой организации придется их возместить, но только в тех случаях и порядке, которые определены Советом Министров Республики Беларусь.
7. Общественный контроль в форме проведения проверок вправе осуществлять профессиональные союзы, их организационные структуры, объединения таких союзов и их организационные структуры в случаях и порядке, установленных иными законодательными актами.
8. Мероприятия технического (технологического, поверочного) характера имеют предупредительно-профилактическую направленность.
Принципы осуществления контрольной деятельности прописаны и в п. 3 Положения № 510*. Это:
_______________
* Положение о порядке организации и проведения проверок, утвержденное Указом № 510 (далее – Положение № 510).
– презумпция добросовестности и невиновности проверяемого субъекта;
– законность при назначении, проведении, оформлении результатов проверки, вынесении решений и рассмотрении жалоб на решения контролирующих (надзорных) органов, требования (предписания) об устранении нарушений, действия (бездействие) проверяющих;
– открытость и доступность НПА, в т.ч. технических НПА, устанавливающих обязательные требования, выполнение которых проверяется при проведении государственного контроля (надзора), постоянной возможности ознакомления с этими актами, в т.ч. путем обязательного размещения их текстов на сайтах государственных органов и иных организаций;
– равенство прав и законных интересов всех проверяемых субъектов;
– открытость информации о включении проверяемых субъектов в план выборочных проверок на предстоящий период;
– ответственность контролирующих (надзорных) органов, их должностных лиц за нарушение законодательства при осуществлении контроля (надзора);
– предупреждение совершения правонарушений.
С какой проверкой к вам могут прийти контролирующие или надзорные органы?
Действующие в настоящее время формы государственного контроля можно условно разделить на 2 вида: проверки и иные мероприятия.
Проверки бывают двух видов:
1) выборочные (ранее это были плановые проверки);
2) внеплановые (см. таблицу) |*|.