Ситуация. Деятельность общества с лжеструктурами
Межрайонный отдел управления Департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь по Минской области и г. Минску (далее – Управление) на основании ст. 13 Закона Республики Беларусь от 16.07.2008 № 414-З «Об органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь», подп. 9.1 п. 9 Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее – Указ № 510) в соответствии с предписанием провел внеплановую проверку ООО «К» по вопросу соблюдения налогового законодательства при отражении в бухгалтерском и налоговом учете финансово-хозяйственных взаимоотношений с рядом организаций с 01.01.2013 по 31.12.2014.
Полученные материалы и сведения по делу были подвергнуты обязательной проверке.
В ходе проверки дана оценка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов по результатам финансово-хозяйственных взаимоотношений ООО «К» с организациями, многие из которых оказались лжеструктурами.
Что установила проверка?
В результате проверки установлено, что ООО «К» приняло к учету первичные учетные документы (далее – ПУД), не имеющие юридической силы, по взаимоотношениям с организациями, являющимися лжеструктурами, на сумму свыше 10 млрд. руб. (до деноминации).
Вышеуказанный вывод сделан на основании:
1) выделенных материалов уголовного дела, возбужденного по ч. 6 ст. 16, ч. 1 и ч. 2 ст. 243 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее – УК) в отношении группы лиц, которые, используя реквизиты, бланки, печати и расчетные счета подконтрольных лжепредпринимательских структур, оказывали пособничество руководителям субъектов хозяйствования реального сектора экономики в уклонении от уплаты налогов.
Так, в ходе предварительного следствия по вышеуказанному уголовному делу установлено, что лица, которые стали формальными руководителями указанных лжеструктур по просьбе третьих лиц, никакого отношения к финансово-хозяйственной деятельности предприятий не имели, документы по финансово-хозяйственной деятельности не подписывали, офисные и складские помещения не арендовали;
2) сведений, полученных в рамках проверки.
В частности, в ходе проверки установлено, что часть организаций, с которыми сотрудничало проверяемое ООО «К», уже включена в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере (далее – Реестр) ввиду того, что они не расположены по месту нахождения.
Справочно: субъекты предпринимательской деятельности включаются в Реестр, если одновременно соблюдаются следующие критерии:
1) они не расположены по месту нахождения, указанному в учредительных документах коммерческой организации (месту жительства, указанному в свидетельстве о государственной регистрации индивидуального предпринимателя), и не уведомили в установленные законодательными актами порядке и сроки регистрирующий орган об изменении места нахождения (не обратились в регистрирующий орган для внесения изменений в свидетельство о государственной регистрации в случае изменения места жительства);
2) руководитель коммерческой организации (индивидуальный предприниматель или иное уполномоченное в установленном порядке действовать от имени субъекта предпринимательской деятельности лицо):
– либо не представляет без уважительных причин документы, запрашиваемые органами, указанными в части первой подп. 1.3 п. 1 Указа № 488*;
_________________
* Указ Президента Республики Беларусь от 23.10.2012 № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств» (далее – Указ № 488).
– либо не является по вызовам (приглашениям) этих органов (абз. 6 подп. 1.1 п. 1 Указа № 488) |*|;
3) показаний работников проверяемого общества, проходящих в документах.
Так, в качестве свидетелей были допрошены:
– водители, указанные в документах в качестве перевозчиков, осуществлявших доставку товарно-материальных ценностей (далее – ТМЦ).
Водители пояснили, что в действительности грузоперевозки от ООО «К» в адрес лжеструктур не осуществляли, представленные на обозрение ТТН не подписывали;
– все собственники помещений, указанных в ТТН в качестве пунктов разгрузки ТМЦ.
Собственники опрошены с целью установления всех обстоятельств в рамках проверки. Согласно полученным сведениям договоры аренды офисных и складских помещений не заключались с выявленными в ходе проверки лжеструктурами. Соответственно хранение ТМЦ производиться не могло.
Что нарушила организация?
Проверяемая организация нарушила требования:
1) ст. 9, 10, 13 Закона Республики Беларусь от 18.10.1994 № 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – Закон № 3321-XII), ст. 10, 11, 14 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – Закон № 57-З).
ПУД, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, должны содержать следующие сведения:
– наименование документа, дату его составления;
– наименование организации, фамилию и инициалы индивидуального предпринимателя, являющегося участником хозяйственной операции;
– содержание и основание совершения хозяйственной операции, ее оценку в натуральных и стоимостных показателях или в стоимостных показателях;
– должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и (или) правильность ее оформления, их фамилии, инициалы и подписи.
Учетная информация, содержащаяся в ПУД, подлежит своевременной регистрации в регистрах бухгалтерского учета (ст. 11 Закона № 57-З).
Регистры бухгалтерского учета составляются в соответствии с применяемой организацией формой бухгалтерского учета с соблюдением установленных требований;
2) норм, изложенных в подп. 1.3 п. 1 ст. 22, п. 2 ст. 62 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК).
Организации обязаны вести в установленном порядке учет доходов (расходов) и иных объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена актами налогового законодательства.
Налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета и (или) на иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением;
3) норм, определенных Указом № 488 |*|.
* Информация о том, когда первичный документ может стать документом, не имеющим юридической силы
Для целей налогообложения факт совершения хозяйственной операции подтверждается ПУД, имеющим юридическую силу.
ПУД обладает юридической силой только в случае действительности совершения отраженной в нем хозяйственной операции.
ПУД может быть признан контролирующим органом по результатам проверки, проведенной в пределах его компетенции, не имеющим юридической силы (подп. 1.10 п. 1 Указа № 488).
Последствия проверки для проверяемого общества
ООО «К», приняв к бухгалтерскому учету ПУД по взаимоотношениям с лжеструктурами (ТТН на отгрузку ТМЦ в адрес этих субъектов хозяйствования на сумму свыше 10 млрд. руб. (до деноминации)), нарушило все вышеперечисленные нормы законов № 3321-XII и № 57-З, НК, Указа № 488 и не обеспечило формирование полной и достоверной информации о своей финансово-хозяйственной деятельности.
В связи с этим проверяющие воспользовались подп. 1.10 п. 1 Указа № 488 и признали ТТН документами, не имеющими юридической силы |**|.
В таких случаях налогообложение хозяйственных операций осуществляется в порядке, установленном подп. 1.11 п. 1 Указа № 488.
В частности, действиями ООО «К» допущено занижение налогооблагаемой прибыли, которое повлекло неполную уплату налога на прибыль:
– за 2013 г. – 819 782 068 руб. (до деноминации) (по сроку уплаты 22.03.2014);
– за 2014 г. – 1 035 464 748 руб. (до деноминации) (по сроку уплаты 22.01.2015).
Какая ответственность будет применена к ООО «К»
Правовая оценка по результатам проверки будет дана всем должностным лицам (директору, главному бухгалтеру), виновным в совершении нарушений, допущенных в период осуществления руководства организацией, ведения бухгалтерского учета за проверяемый период.
Действия виновных лиц следует квалифицировать с учетом всех обстоятельств и доказательств, поскольку они имеют существенное значение для правильной квалификации их действий.
Например, для привлечения к ответственности будут оцениваться обстоятельства, указывающие на то, была ли организация «рабочей» и если была, то когда из «рабочей» стала лжеструктурой, какую противоправную деятельность она вела и т.д.
Таким образом, по результатам проверки к ООО «К» могут быть применены следующие меры (см. таблицу на с. 80):
Основания и правила применения ст. 243 УК
Статьей 243 УК предусмотрена уголовная ответственность за уклонение от уплаты сумм налогов, сборов, если оно:
1) совершено путем сокрытия, умышленного занижения налоговой базы либо путем уклонения от представления налоговой декларации (расчета) или внесения в нее заведомо ложных сведений;
2) повлекло причинение ущерба в крупном размере (сумма, превышающая размер базовой величины в 1 000 раз и более)либо в особо крупном размере (сумма, превышающая размер базовой величины в 2 500 раз и более).
Под сокрытием налоговой базы понимается умышленное неотражение в документах налогового учета и (или) отчетности, представляемых налоговым органам, фактических данных об объектах налогообложения.
Умышленное занижение налоговой базы, как правило, выражается во внесении в документы налогового учета и (или) отчетности заведомо не соответствующей действительности информации, касающейся стоимостной, физической или иной характеристик объекта налогообложения, скорректированной в сторону уменьшения величины налоговых начислений.
Уклонение от представления налоговой декларации (расчета) заключается в умышленном непредставлении ее в налоговый орган в установленный срок при наличии такой возможности.
Под внесением в налоговую декларацию (расчет) заведомо ложных сведений понимают умышленное указание в ней любых не соответствующих действительности данных, которые влияют на исчисление уплачиваемого налога, сбора.
При определении размера причиненного ущерба в результате совершения указанных деяний следует исходить из сумм фактически не уплаченных налогов, сборов. Размер ущерба определяется делением суммы неуплаченных налогов, сборов на величину базовой величины на день причинения ущерба.
При расчете размера причиненного ущерба не учитывается сумма пени, подлежащая уплате плательщиком ввиду уклонения от уплаты сумм налогов, сборов.
Сокрытие или умышленное занижение налоговой базы, внесение в налоговую декларацию (расчет) заведомо ложных сведений достигают стадии оконченного преступления в установленный налоговым законодательством день истечения срока уплаты соответствующего налога, сбора, если в результате сокрытия или занижения налоговой базы, внесения в налоговую декларацию (расчет) заведомо ложных сведений в этот день налог, сбор не был уплачен полностью или уплачен частично, что повлекло причинение ущерба в крупном или особо крупном размере.
Уклонение от подачи налоговой декларации (расчета) признается оконченным преступлением не в последний день, когда в соответствии с налоговым законодательством лицо обязано было подать налоговую декларацию (расчет) в налоговый орган, а в последний день, когда в соответствии с налоговым законодательством лицо обязано было уплатить подлежащую указанию в налоговой декларации (расчете) сумму налога, сбора, что повлекло причинение ущерба в крупном или особо крупном размере.
Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной виной в виде прямого умысла.
Совершаемые лицом деяния преследуют цель уклониться от уплаты сумм налогов, сборов, которая является обязательным субъективным признаком данного состава преступления.
Виновный сознает, что скрывает или занижает налоговую базу, либо, имея возможность в установленные сроки выполнить соответствующую обязанность по представлению налоговой декларации (расчета), не подает ее в налоговый орган в установленный срок или подает по истечении этого срока, либо вносит в налоговую декларацию (расчет) заведомо ложные сведения, не уплачивает соответствующие суммы налогов, сборов или уплачивает их в размере, меньшем, чем требуется, в срок, установленный налоговым законодательством. При этом он предвидит, что в результате в бюджет не поступят налоговые платежи (налоги, сборы) в крупном или особо крупном размере, и желает причинить данный ущерб, преследуя указанную цель.
Если плательщиком налогов, сборов являлось юридическое лицо и к уголовной ответственности за уклонение от их уплаты привлекается руководитель или иное уполномоченное лицо этого юридического лица, то ущерб в виде неуплаченных налогов, сборов подлежит взысканию с юридического лица – плательщика. Исключение – случаи, когда по этому вопросу уже имеется вступившее в законную силу решение экономического суда |*|.