Круг застрахованных лиц расширен
1. С 1 июля 2014 г. ОСНСППЗ распространяется на лиц, назначенных на высшие государственные должности, депутатов Палаты представителей, членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, осуществляющих свои полномочия на профессиональной основе, и председателей местных Советов депутатов (абз. 3 п. 272 Положения).
Страховать указанных лиц обязаны организации, обеспечивающие их деятельность (абз. 3 п. 271 Положения).
Ранее такие лица не могли быть отнесены ни к одной категории застрахованных лиц, поскольку с ними не заключается какой-либо контракт.
2. Граждане, работающие по гражданско-правовым договорам, считаются застрахованными в местах, предоставленных страхователем, вне зависимости от контроля за безопасным ведением ими работ (абз. 4 п. 273 Положения).
Д-т 20, 25 и др. – К-т 76-2
– начислены страховые взносы ОСНСППЗ, в т.ч. по гражданско-правовым договорам*.
___________________________
* Здесь и далее корреспонденция счетов составлена редакцией.
Ранее ОСНСППЗ подлежали граждане, работающие по гражданско-правовым договорам и действующие под контролем за безопасным ведением работ независимо от места их выполнения.
При этом установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, предоставляющие работу гражданам по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности, обязаны определять в этих договорах, кроме прочего, не только обязательство заказчика по уплате обязательных страховых взносов на государственное социальное страхование в ФСЗН, но и его обязательство по уплате страховых взносов по ОСНСППЗ, если выполнение работ, оказание услуг, создание объектов интеллектуальной собственности по заключенным им гражданско-правовым договорам с гражданами осуществляются в местах, предоставленных заказчиком (абз. 7 подп. 1.1 п. 1 Указа Президента РБ от 06.07.2005 № 314 "О некоторых мерах по защите прав граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым и трудовым договорам").
3. Граждане, выполняющие работы на основе членства (участия) в организациях любых организационно-правовых форм, считаются застрахованными только в том случае, если они выполняют оплачиваемые работы (абз. 5 п. 272 Положения).
Ранее застрахованными были все граждане данной категории независимо от оплачиваемости выполняемых ими работ.
4. В перечень застрахованных лиц добавлены главы крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ) и руководители организаций – единственные собственники их имущества (абз. 6 п. 272 Положения).
При этом главы КФХ считались застрахованными и ранее, как граждане, выполняющие работы на основе членства (абз. 4 п. 243 прежней редакции Положения).
В основу данного нововведения положено то, что с указанными лицами не заключается трудовой договор.
5. Стажеры (кроме стажеров нотариусов, адвокатов, регистраторов, прокуратуры и других претендующих на занятие определенных должностей, с которыми, как правило, заключается трудовой договор), учащиеся и студенты, привлекаемые к работам в период прохождения производственного обучения (начального и основного периодов) и учебной практики в организациях, отнесены к застрахованным лицам. Учащиеся и студенты, привлекаемые к работам в период прохождения производственной практики в структурных подразделениях учреждений образования, исключены из состава застрахованных лиц (абз. 7 п. 272 Положения).
При этом практиканты по-прежнему страхуются по ОСНСППЗ независимо от того, к каким работам они привлекаются – оплачиваемым или нет.
6. К категории застрахованных лиц отнесены клинические ординаторы (абз. 7 п. 272 Положения). Ранее на них не распространялась страховая защита по ОСНСППЗ, поскольку программы их образовательной подготовки не предполагают такого элемента, как производственная практика.
В предоставлении льгот произошли изменения
7. Из числа страхователей, которые вправе применять 50%-ю льготу по уплате страховых взносов, исключены бюджетные организации (часть первая п. 273 Положения).
Вместе с тем для данной категории страхователей по-прежнему действует особый льготный страховой тариф в размере 0,1 %, применяемый ими при начислении страховых взносов на выплаты в пользу застрахованных лиц, осуществляемые за счет бюджетных средств.
Начиная с зарплаты за июль 2014 г. бюджетные организации обязаны исчислять страховые взносы с ее бюджетной части по полному тарифу 0,1 % без 50%-й льготы (с учетом скидки/надбавки при ее наличии).
8. Из числа льготников исключены также сельхозпроизводители (часть первая п. 273 Положения). Начиная с июльской зарплаты они обязаны исчислять страховые взносы по полному тарифу 0,6 % без 50%-й льготы (с учетом скидки/надбавки при ее наличии).
9. К числу льготников отнесены детские деревни (городки) – социально-педагогические учреждения, реализующие программу воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, образовательную программу дошкольного образования и предназначенные для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 1 года до 18 лет, в которых обязанности по их обучению и воспитанию выполняют его работники (часть первая п. 273 Положения).
Для применения льготы им следует письменно обратиться в Белгосстрах и исчислять страховые взносы по тарифу 0,3 % (0,6 % с учетом 50%-й льготы, а также с учетом скидки/надбавки при ее наличии) начиная с зарплаты за месяц, следующий за месяцем письменного обращения.
10. Для всех категорий льготников установлено, что льгота применяется не с даты письменного обращения за ней в Белгосстрах, а с 1-го числа месяца, следующего за месяцем такого обращения (часть первая п. 273 Положения).
Данное правило распространяется на страхователей, которые впервые применяют льготу после письменного обращения за ней в Белгосстрах. Это, в частности, вновь создаваемые, образуемые вследствие реорганизации, ранее не применявшие льготу страхователи.
Изменен порядок рассрочки задолженности
11. Для рассрочки погашения задолженности страхователь представляет в Белгосстрах вместо балансов и копий отчетов о прибылях и убытках за последние 2 года и отчетный период (как это было ранее) годовой бухгалтерский баланс либо квартальный бухгалтерский баланс за последний отчетный период в случае его составления (абз. 3 части четвертой п. 273 Положения).
Это обусловлено тем, что для оценки неплатежеспособности страхователя (как условия рассрочки) в соответствии с законодательством достаточно руководствоваться только данными одного последнего бухгалтерского баланса.
12. Для рассрочки задолженности страхователь представляет в Белгосстрах дополнительный документ – расчет размера просроченной задолженности на дату обращения, подписанный уполномоченными должностными лицами страхователя (абз. 5 части четвертой п. 273 Положения). При этом размер подлежащей рассрочке задолженности определяется на основании именно этого документа, а не данных статистической отчетности*, как это было ранее (см. часть восьмую п. 244 прежней редакции Положения).
______________________
* Государственная статистическая отчетность по форме 4-страхование (Белгосстрах) "Отчет о средствах по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", утвержденной постановлением Белстата от 13.09.2011 № 258 (далее – отчетность 4-страхование).
13. При принятии решения о рассрочке оценивается уплата текущих страховых взносов не за последний месяц, а за последний квартал (абз. 2 части седьмой п. 273 Положения).
Д-т 76-2 – К-т 51
– произведена уплата страховых взносов по ОСНСППЗ.
Это обусловлено тем, что с 2010 г. страховые взносы по ОСНСППЗ могут уплачиваться ежеквартально.
14. Уплату текущих страховых взносов в течение действия соглашения о рассрочке Белгосстрах оценивает не на конец каждого квартала (как это было ранее), а на любую дату (часть десятая п. 273 Положения).
Это связано с тем, что с 2012 г. для большинства страхователей установлена годовая (а не квартальная) периодичность представления отчетности 4-страхование.
15. Предусмотрено дополнительное основание для отказа в рассрочке – наличие вступившего в силу решения суда о принудительном взыскании просроченной задолженности по уплате страховых взносов, штрафов, пеней, в отношении которой страхователем подано заявление об изменении срока ее уплаты (абз. 5 части седьмой п. 273 Положения).
16. Повторные обращения страхователя за рассрочкой допускаются не в любое время (как это было ранее), а не ранее чем через год после досрочного прекращения действия соглашения о рассрочке (часть двенадцатая п. 273 Положения).
Пособия рассчитывают по новым правилам
17. Порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности за счет средств ОСНСППЗ отнесен к компетенции специального акта законодательства, утвержденного Правительством (абз. 8 п. 285, п. 295 Положения).
Таким актом законодательства с 1 июля 2014 г. является Положение о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 25.04.2014 № 393 (далее – Положение № 393).
Д-т 76-2 – К-т 73
– начислено пособие по временной нетрудоспособности за счет средств ОСНСППЗ.
Положение о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 28.06.2013 № 569 (далее – Положение № 569), которое ранее применялось к указанным пособиям в части порядка расчета среднего заработка и порядка выплаты пособия, после 1 июля 2014 г. к ним не применяется.
18. Страхователь перестал быть единственным субъектом назначения и выплаты пособия (п. 295 Положения). Более детально этот вопрос урегулирован Положением № 393. В п. 5 Положения № 393 прописана возможность назначения и выплаты пособия самим Белгосстрахом в случае ликвидации страхователя.
19. Перечень случаев назначения пособия дополнен осложнением заболевания застрахованного лица и его смертью (п. 295 Положения), что позволит более полно защитить имущественные интересы заинтересованных лиц.
20. Определен порядок урегулирования ситуаций, связанных с переплатой и недоплатой пособий по временной нетрудоспособности и доплат до среднемесячного заработка, обеспечиваемых за счет средств ОСНСППЗ (п. 344 Положения).
Д-т 76-2 – К-т 73
– произведена доплата до среднего заработка за счет средств ОСНСППЗ.
Излишне выплаченные пособие или доплату страхователь в любом случае возмещает Белгосстраху. При этом при наличии вины самого страхователя – за его счет, а при наличии вины получателя пособия – удерживаются у него, в т.ч. через суд.
Д-т 76-2 – К-т 73
– методом "красное сторно" отражается излишне начисленная сумма выплаты за счет средств ОСНСППЗ;
Д-т 70 (50) – К-т 73
– удержаны у виновного излишне начисленные выплаты за счет средств ОСНСППЗ.
Указанный порядок отличается от соответствующего порядка, установленного для пособий по временной нетрудоспособности, обеспечиваемых за счет средств государственного социального страхования (пп. 39, 40Положения № 569).
21. Изменен механизм документального подтверждения страхователем Белгосстраху произведенных им пособий и доплат, в т.ч. установлены:
– обязанность представления документов в течение 3 рабочих дней со дня представления отчетности 4-страхование (абз. 19 п. 323 Положения);
– ответственность страхователя за нарушение этой обязанности в виде штрафа в размере 10 базовых величин (часть вторая п. 275 Положения).
Д-т 90 – К-т 76-2
– на сумму штрафа, начисленного нарушителем законодательства в области ОСНСППЗ.
При этом с 1 июля 2014 г. указанные документы представляются по формам, утверждаемым уже не Белстатом, а самим Белгосстрахом (часть вторая п. 14 Положения о порядке уплаты страховщику страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 10.10.2003 № 1297).
22. Зачет выплаченных страхователем сумм пособий и доплат в счет уплаты страховых взносов дополнен возможностью прямой компенсации страхователю Белгосстрахом перерасходованных на эти цели средств (п. 295, часть шестая п. 297 Положения).
Важно! С 1 июля 2014 г. согласно указанным нормам, а также обновленному Положению № 1297 пособия и доплаты могут сопровождаться не только зачетом в счет уплаты взносов и компенсацией излишне расходованных средств, но и выделением Белгосстрахом страхователю недостающей суммы на стадии назначения пособия до его выплаты.
Д-т 76-2 – К-т 73
– начислено пособие по временной нетрудоспособности за счет средств ОСНСППЗ;
Д-т 51 – К-т 76-2
– выделены Белгосстрахом страхователю недостающие средства для выплаты пособия;
Д-т 73 – К-т 50
– произведена выплата пособия.