Из письма в редакцию:
"Организация-заказчик осуществляет с 2015 г. строительство объекта за счет средств дольщиков в порядке, установленном в иных случаях. За организацию строительства объекта заказчик получает вознаграждение. Проектно-сметной документацией предусмотрен объем средств на содержание заказчика в процентах от стоимости строительства. Заказчик организует строительство здания за счет средств 2 дольщиков. За счет первого дольщика будет построена часть помещений на сумму 160 млрд. руб., а за счет второго – на сумму 40 млрд. руб. Стоимость всего объекта составила 200 млрд. руб. Доли участия этих дольщиков составляют 80 % и 20 % соответственно.
Вознаграждение заказчика составляет 20 млрд. руб. (200 × 10 %), из которых на первого дольщика приходится 16 млрд. руб. (20 × 80 %) и на второго – 4 млрд. руб. (20 × 20 %).
Исходя из какого размера заказчику следует определить налоговую базу для исчисления НДС, если фактические затраты на строительство объекта составляют:
1) 170 млрд. руб.;
2) 190 млрд. руб.;
3) 200 млрд. руб.;
4) 230 млрд. руб.?
Таисия Павловна, бухгалтер"
С 2015 г. налоговую базу определяют по-новому
Налоговую базу НДС при реализации работ (услуг) определяют как стоимость этих работ, услуг, исчисленную:
1) исходя из цен (тарифов) на работы, услуги, без включения в них НДС;
2) регулируемых розничных цен, включающих в себя НДС (п. 1 ст. 98 Налогового кодекса РБ; далее – НК).
Замечу, что с 2015 г. налоговую базу НДС при реализации подрядчиками строительных работ (проектных работ), выполненных с участием субподрядчиков, подрядчик определяет как стоимость выполненных работ, включающую стоимость работ, выполненных субподрядчиками |*|.
* Информация об определении базы НДС при выполнении СМР субподрядчиками до 1 января 2015 г. и после доступна для всех читателей GB.BY
Налоговую базу НДС заказчик (застройщик) при строительстве объектов, не поступающих впоследствии в собственность (пользование) заказчика (застройщика), определяет:
1) при ведении строительства за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов – как стоимость услуг заказчика (застройщика), определенную исходя из объема средств, предусмотренных на содержание заказчика (застройщика) проектно-сметной документацией на строительство объекта с учетом НДС;
2) при ведении строительства в интересах третьих лиц (в т.ч. дольщиков):
2.1) в порядке, установленном Президентом, – как стоимость услуг заказчика (застройщика), определенную исходя из объема средств, предусмотренных на содержание заказчика (застройщика) проектно-сметной документацией на строительство объекта с учетом НДС, и рассчитанную пропорционально доле участия дольщика в строительстве объекта, и сумму прибыли заказчика (застройщика), предусмотренную договором с дольщиком;
2.2) в иных случаях – как вознаграждение, определяемое в виде разницы между суммой средств с учетом НДС, причитающейся к получению по договору с третьим лицом (в т.ч. с дольщиком), и суммой фактически произведенных затрат с учетом НДС по строительству объекта, приходящихся на долю третьего лица (в т.ч. дольщика), но не менее чем стоимость услуг заказчика (застройщика), определенная исходя из объема средств, предусмотренных на содержание заказчика (застройщика) проектно-сметной документацией на строительство объекта с учетом НДС, и рассчитанная пропорционально доле участия третьего лица (в т.ч. дольщика) в строительстве объекта (п. 24 ст. 98 НК) |*|.
* Материал об изменениях в исчислении налоговой базы НДС с 2015 г. доступен для подписчиков электронного "ГБ"
Из рассчитываемых 2 величин выбирают бóльшую для налогообложения
В рассматриваемой ситуации имеет место иной случай. Для определения налоговой базы нужно:
1) определить вознаграждение в виде разницы между суммой, причитающейся к получению, и суммой фактически произведенных затрат;
2) рассчитать расчетную стоимость услуг заказчика (застройщика) исходя из объема средств, предусмотренных на содержание заказчика (застройщика) проектно-сметной документацией на строительство объекта;
3) сравнить между собой эти суммы и в качестве налоговой базы для исчисления НДС выбрать бóльшую.
Определим налоговую базу заказчика в соответствии с заданными в письме условиями:
1) согласно установленным долям из общей суммы затрат в размере 170 млрд. руб. на первого дольщика приходятся затраты в сумме 136 млрд. руб. (170 × 80 / 100), на второго – 34 млрд. руб. (170 × 20 / 100).
Соответственно вознаграждение в виде разницы между суммой, причитающейся к получению, и суммой фактически произведенных затрат по первому дольщику составит 24 млрд. руб. (160 – 136), а по второму – 6 млрд. руб. (40 – 34).
Из условия следует, что расчетная стоимость услуг заказчика (застройщика), исходя из объема средств, предусмотренных на содержание заказчика (застройщика) проектно-сметной документацией на строительство объекта, по первому дольщику составляет 16 млрд. руб., а по второму – 4 млрд. руб.
После сравнения этих величин выбираем бóльшую из них и налоговой базой для заказчика по первому дольщику будет являться 24 млрд. руб. (24 > 16), а по второму – 6 млрд. руб. (6 > 4);
2) согласно установленным долям из общей суммы затрат в размере 190 млрд. руб. на первого дольщика приходится 152 млрд. руб. (190 × 80 / 100), на второго – 38 млрд. руб. (190 × 20 / 100).
Следовательно, вознаграждение в виде разницы между суммой, причитающейся к получению, и суммой фактически произведенных затрат по первому дольщику составит 8 млрд. руб. (160 – 152), а по второму – 2 млрд. руб. (40 – 38).
Из условия следует, что расчетная стоимость услуг заказчика (застройщика), исходя из объема средств, предусмотренных на содержание заказчика (застройщика) проектно-сметной документацией на строительство объекта, по первому дольщику составляет 16 млрд. руб., а по второму – 4 млрд. руб.
После сравнения этих величин выбираем бóльшую из них и налоговой базой для заказчика по первому дольщику будет являться 16 млрд. руб. (16 > 8), а по второму – 4 млрд. руб. (4 > 2);
3) согласно установленным долям из общей суммы затрат в размере 200 млрд. руб. на первого дольщика приходится 160 млрд. руб. (200 × 80 / 100), на второго – 40 млрд. руб. (200 × 20 / 100).
Следовательно, вознаграждение в виде разницы между суммой, причитающейся к получению, и суммой фактически произведенных затрат по первому дольщику составит 0 млрд. руб. (160 – 160) и по второму – 0 млрд. руб. (40 – 40).
Из условия следует, что расчетная стоимость услуг заказчика (застройщика), исходя из объема средств, предусмотренных на содержание заказчика (застройщика) проектно-сметной документацией на строительство объекта, по первому дольщику составляет 16 млрд. руб., а по второму – 4 млрд. руб.
После сравнения этих величин выбираем бóльшую из них и налоговой базой для заказчика по первому дольщику будет являться 16 млрд. руб. (16 > 0), а по второму – 4 млрд. руб. (4 > 0);
4) согласно установленным долям из общей суммы затрат в размере 230 млрд. руб. на первого дольщика приходится 184 млрд. руб. (230 × 80 / 100), на второго – 46 млрд. руб. (230 × 20 / 100).
Следовательно, вознаграждение в виде разницы между суммой, причитающейся к получению, и суммой фактически произведенных затрат по первому дольщику составит 24 млрд. руб. (160 – 184), а по второму – 6 млрд. руб. (40 – 46).
Из условия следует, что расчетная стоимость услуг заказчика (застройщика), исходя из объема средств, предусмотренных на содержание заказчика (застройщика) проектно-сметной документацией на строительство объекта, по первому дольщику составляет 16 млрд. руб., а по второму – 4 млрд. руб.
Таким образом, после сравнения этих величин выбираем бóльшую из них и налоговой базой для заказчика по первому дольщику является 16 млрд. руб. (16 > −24), а по второму – 4 млрд. руб. (4 > –6).
Надеюсь, мои разъяснения помогли Вам.