Коэффициенты к ставкам экологического налога
Все коэффициенты к ставкам экологического налога (установлены в приложениях 6–8 к НК), уменьшающие сумму налога, представлены в таблице.
Как видим, ст. 207 НК:
– содержит условия и признаки природопользователей, имеющих право применять коэффициенты к ставкам налога;
– не содержит ограничения на одновременное применение плательщиком нескольких коэффициентов к ставкам налога.
Пример 1. Применение 2 коэффициентов одновременно
Природопользователь имеет экологический сертификат соответствия и осуществляет производство тепловой энергии, реализуемой объекту спорта, обеспечивающему социально-бытовые нужды населения.
В данном случае природопользователь при исчислении экологического налога за выбросы загрязняющих веществе имеет право применить одновременно 2 коэффициента:
0,9 – за экологический сертификат соответствия;
0,27 – за выработку тепловой энергии, используемой для нужд населения.
Таким образом, к ставке экологического налога за выбросы загрязняющих веществ будет применен коэффициент, равный 0,243 (0,9 × 0,27). Это уменьшит сумму налога природопользователю примерно в 4 раза.
Понижающий коэффициент к ставкам налога при наличии экологического сертификата соответствия
Коэффициент 0,9 применяют к ставкам налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, за сброс сточных вод, за хранение, захоронение отходов производства и не применяют в отношении ввозимых на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ, в т.ч. содержащихся в продукции.
Отметим, что плательщик вправе использовать этот коэффициент одновременно ко всем названным объектам налогообложения, возникшим у него в отчетном налоговом периоде.
Цели и объекты экологической сертификации установлены в ст. 31 Закона Республики Беларусь от 26.11.1992 № 1982-ХII "Об охране окружающей среды". Среди объектов экологической сертификации – система управления окружающей средой. Экологическую сертификацию систем управления окружающей средой проводят органы по экологической сертификации, аккредитованные в Системе аккредитации Республики Беларусь. Сертификация системы управления окружающей средой природопользователя осуществляется на соответствие требованиям государственного стандарта Республики Беларусь СТБ ИСО 14001-2005. Положения по проведению экологической сертификации в Национальной системе подтверждения соответствия Республики Беларусь установлены в ТКП 5.1.15-2008 (03220) "Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Экологическая сертификация. Основные положения".
Если объект оценки – система управления окружающей средой – соответствует установленным требованиям законодательства об охране окружающей среды, то природопользователю выдают экологический сертификат соответствия. Его форма установлена в Правилах подтверждения соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь, утвержденных постановлением Госкомстандарта Республики Беларусь от 26.05.2011 № 23. Экологический сертификат соответствия подписывают Министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и председатель Госстандарта Республики Беларусь.
Справочно: природопользователь, сертифицировавший систему управления окружающей средой в соответствии с требованиями СТБ ИСО 14001, имеет право маркировать свою продукцию специальным экологическим знаком согласно ТКП 5.1.08-2012.
Наличие экологического сертификата соответствия является правовым основанием для применения льготы. Отчетный налоговый период, в котором возникает право на применение льготы, – это период, в котором получен указанный сертификат. При исчислении сумм налога этот налоговый период нужно разделить на период до получения сертификата, где коэффициент 0,9 не применяется, и после получения сертификата, когда уже возникло право на применение коэффициента.
Применение указанной льготы возможно только в течение 3 лет со дня получения экологического сертификата соответствия.
Продление действия ранее полученного сертификата не является основанием для льготы.
Пример 2. Возникновение права на применение понижающего коэффициента
Экологический сертификат соответствия получен природопользователем 19 марта 2015 г.
У организации право на применение льготы возникло в I квартале 2015 г. При расчете сумм экологического налога за I квартал коэффициент, равный 0,9, к ставкам налога:
– не применяется с 1 января до 19 марта 2015 г.;
– применяется с 19 марта 2015 г. и далее – в течение 3 лет (до 18 апреля 2018 г.).
При расчете сумм налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, за сброс сточных вод, за хранение отходов производства плательщик, самостоятельно использующий коэффициент 0,9, должен его указать в гр. 7:
– расчета в налоговой декларации по экологическому налогу за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух согласно приложению 11 к постановлению МНС Республики Беларусь от 24.12.2014 № 42 (далее – постановление № 42) |*|;
* Пример заполнения декларации по экологическому налогу за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух доступен для подписчиков электронного "ГБ"
– расчета в налоговой декларации по экологическому налогу за сброс сточных вод согласно приложению 12 к постановлению № 42;
– части I "Расчет экологического налога за хранение отходов производства" в налоговой декларации по экологическому налогу за хранение, захоронение отходов производства согласно приложению 13 к постановлению № 42.
Отметим, что этот коэффициент к ставкам экологического налога за захоронение отходов производства владельцы объектов захоронения отходов применяют в случае предъявления им собственниками отходов производства экологического сертификата соответствия.
Важно! Основанием для применения плательщиком льготы в виде коэффициента к ставке налога, равного 0,9, является только экологический сертификат соответствия, выданный Национальной системой подтверждения соответствия Республики Беларусь. Наличие у плательщиков экологических сертификатов соответствия, выданных международными организациями, не дает права на применение льготы.
Понижающие коэффициенты к ставкам налога в особых случаях
В особых случаях (стр. 2–4 в таблице) плательщик вправе использовать специальные коэффициенты к ставкам налога. С каждым коэффициентом "связаны" условия и признаки природопользователей, сформулированные в НК. Поэтому важно правильно соотнести условия и признаки согласно НК с фактическими ситуациями, чтобы иметь законное основание применять льготу.
Для примера рассмотрим несколько ситуаций.
1. НК установлено, что сброс сточных вод с прудов рыбоводными организациями и прудовыми хозяйствами влечет право на применение ими коэффициента 0,006 к ставкам налога за сброс сточных вод. Иные организации (т.е. не являющиеся рыбоводными организациями и прудовыми хозяйствами), например промышленное предприятие, имеющее пруд для собственных нужд, не имеют права на льготу.
Также важно, чтобы сброс сточных вод производился названными организациями именно с прудов. Сброс иных сточных вод, например хозяйственно-бытовых, образовавшихся в результате деятельности рыбоводных организаций, не является основанием для применения коэффициента 0,006 к ставкам налога.
2. НК предусмотрено, что выработка организациями тепловой энергии, отпускаемой объектам здравоохранения, туризма, физической культуры и спорта, социального обеспечения, образования, культуры и искусства, обеспечивающим социально-бытовые нужды населения, влечет право на применение ими коэффициента 0,27 к ставкам налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Иными словами, если организация, вырабатывающая тепловую энергию, реализовала эту энергию объекту торговли (магазин, рынок и т.д.), то она не вправе применить указанный коэффициент.
Справочно: коэффициент 0,27 также не применяется к ставкам экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, образующиеся при теплоэнергообеспечении технологических процессов собственного производства.
Организациям, вырабатывающим тепловую или электрическую энергию, применяющим понижающий коэффициент 0,27 к ставкам налога, в случаях, когда они лишь часть энергии реализуют на "льготные" цели, необходимо для исчисления налога правильно определить налоговую базу. Надо рассчитать "льготную" долю в налоговой базе за квартал. Ее определяют путем умножения налоговой базы за квартал на рассчитанный процент энергии, реализованной на "льготные" цели от общей произведенной энергии.
Пример 3. Определение налоговой базы с учетом понижающего коэффициента
Для организации налоговая база по веществам 4-го класса опасности составляет 2 т. При этом 20 % выработанной тепловой энергии реализовано на социально-бытовые нужды населения.
В данном случае налоговая база на "льготные" цели равна: 2 × 20 % = 0,4 (т). Сумма налога за выбросы веществ 4-го класса опасности составит: 3,6 (т) × 975 910 (руб./т) + 0,4 (т) × 975 910 (руб./т) × 0,27 = 3 618 700 (руб.) |*|.
* Перечень иных природоохранных мероприятий, уменьшающих сумму экологического налога, и порядок их применения доступны для подписчиков электронного "ГБ"