Организация в сентябре 2014 г. планирует ввезти из Германии легковые машины.
Изменились ли ставки таможенных платежей с принятием Закона № 129-З?
Виды и ставки таможенных платежей не изменились.
С 23 апреля 2014 г. виды таможенных платежей и их ставки не изменились. Как и ранее, виды таможенных платежей определяются ст. 70 Таможенного кодекса Таможенного союза, а ставки – теми же нормативными правовыми актами. Так, например:
– ставки ввозной таможенной пошлины определяются Единым таможенным тарифом Таможенного союза.
Он утвержден Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 "Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза";
– ставки на акцизы и НДС – Налоговым кодексом РБ (далее – НК).
Что касается таможенных сборов, то с указанной даты их виды определены ст. 101 Закона № 129-З, а не Указом Президента РБ от 13.07.2006 № 443 "О таможенных сборах" (далее – Указ № 443). Названная статья предусматривает следующие корректировки в наименованиях сборов:
– вместо сбора за таможенное сопровождение товаров взимается сбор за таможенное сопровождение товаров, осуществляемое должностными лицами таможенных органов.
Данное изменение не существенно, так как и ранее согласно Указу Президента РБ от 18.07.2011 № 319 "О некоторых вопросах таможенного регулирования, об осуществлении деятельности в сфере таможенного дела и уполномоченных экономических операторах" (далее – Указ № 319) рассматриваемый сбор при сопровождении товаров иными организациями (Департамент охраны МВД; РУП "Белтаможсервис") не взимался;
– сбор за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению переименован в сбор за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному декларированию.
Указанное изменение связано с предусмотренным Законом № 129-З изменением наименования статуса названного специалиста.
Вместе с тем ставки таможенных сборов определяются, как и ранее, Указом № 443.
Справочно: ставки вывозной таможенной пошлины определяются указами Президента РБ (от 21.05.2010 № 272 – на семена рапса или кользы; от 09.10.2010 № 522 – на лесоматериалы; от 01.02.2011 № 40 – на кожевенное сырье) и постановлением Совета Министров РБ от 31.12.2010 № 1932 (на нефть и нефтепродукты).
У организации отсутствуют необходимые для уплаты таможенных платежей денежные средства.
Вправе ли третье лицо уплатить таможенные платежи за организацию?
Нет, Закон № 129-З не предусматривает такую уплату.
Перечень лиц, которые могут совершать уплату таможенных платежей, определен ст. 99 Закона № 129-З. К ним относятся:
– декларант;
– таможенный представитель, когда он совершает таможенные операции от имени и по поручению плательщика (аналогичные положения содержались ранее в Указе № 319);
– обособленное подразделение юридического лица – плательщика (филиал, представительство и иное обособленное подразделение, имеющее отдельный баланс, которому для совершения операций юридическим лицом открыт банковский счет с предоставлением права распоряжаться денежными средствами на счете должностным лицам данных обособленных подразделений).
Важно! Иное заинтересованное лицо вправе исполнить обязанность по уплате таможенных платежей за плательщика только при взыскании этих платежей.
Организация до вступления в силу Закона № 129-З при импорте скоропортящейся плодоовощной продукции пользовалась отсрочкой по уплате НДС, которая предоставлялась согласно Таможенному кодексу РБ (далее – ТК РБ).
1. Предусмотрена ли такая отсрочка Законом № 129-З?
Да, такая отсрочка сохранилась, в т.ч. и при ввозе иных товаров.
До 23 апреля 2014 г. отсрочка (рассрочка) уплаты налогов предоставлялась по одному из следующих оснований:
1) причинение плательщику ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
2) задержка плательщику финансирования из республиканского или местных бюджетов или оплаты за выполненный им государственный заказ;
3) товары, перемещаемые через таможенную границу, являются товарами, подвергающимися быстрой порче;
4) осуществляются поставки по международным договорам РБ;
5) товары, перемещаемые через таможенную границу, являются посадочным или посевным материалом, средствами защиты растений, сельскохозяйственной техникой, товарами для кормления животных, сырьем, а также материалами, комплектующими изделиями, технологическим оборудованием и запасными частями к нему, ввозимыми для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг.
С принятием Закона № 129-З этот перечень оснований практически сохранился.
Так, например, без принципиальных изменений остались основания, указанные в пп. 1, 3, 4.
Отдельные уточнения иных оснований рассмотрены в таблице.
2. Каков порядок получения отсрочки по уплате НДС?
Отсрочка (рассрочка) по НДС, как и ранее, предоставляется на 2 месяца. Для ее получения заинтересованное лицо должно представить в таможню заявление. В нем в обязательном порядке должна содержаться следующая информация: сведения о плательщике; наименования товаров; реквизиты внешнеторгового договора; основания для предоставления отсрочки или рассрочки; сумма налога, в отношении которой запрашивается отсрочка или рассрочка; срок, на который запрашивается отсрочка или рассрочка; график поэтапной уплаты суммы налога, если в его отношении запрашивается рассрочка; информация об отсутствии обстоятельств, при наличии которых отсрочка или рассрочка не предоставляются (ст. 105 Закона № 129-З).
Таможенный орган вправе отказать в предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты налогов, если в его распоряжении имеется информация о том, что лицо, претендующее на предоставление отсрочки или рассрочки, имеет не исполненную в установленный срок обязанность по уплате таможенных платежей, иных платежей, взимаемых таможенными органами, либо в отношении указанного лица возбуждено производство по делу о банкротстве или в отношении физического лица, являющегося индивидуальным предпринимателем либо руководителем и (или) главным бухгалтером юридического лица, возбуждено уголовное дело, производство дознания по которому ведут таможенные органы, а также если плательщик не представил таможенному органу необходимые сведения и документы (ст. 107 Закона № 129-З).
Важно! Неотъемлемыми атрибутами рассматриваемой отсрочки (рассрочки) остались предоставление обеспечения уплаты таможенных платежей (как условие ее получения) и уплата процентов за использование отсрочки (рассрочки).
3. Сохранились ли с принятием Закона № 129-З иные основания для получения отсрочек (рассрочек) по уплате таможенных платежей?
Сохранились.
Такие основания определяются:
– Декретом Президента РБ от 13.06.2001 № 16 "О предоставлении рассрочки уплаты налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию Республики Беларусь технологического оборудования и запасных частей к нему" (далее – Декрет № 16);
– Указом Президента РБ от 24.09.2009 № 465 "О некоторых вопросах совершенствования лизинговой деятельности в Республике Беларусь" (далее – Указ № 465).
Напомним, что предусмотренная Декретом № 16 рассрочка уплаты НДС предоставляется при следующих условиях:
– товары относятся к технологическому оборудованию или запасным частям к нему. Для этих целей товары должны классифицироваться в одной из следующих товарных позиций ТН ВЭД ТС: 7309 00, 7311 00, 8402–8408, 8410–8431, 8433–8443, 8444 00, 8445–8448, 8449 00 000 0, 8450–8466, 8468, 8471–8475, 8477–8481, 8483, 8484, 8486, 8487, 8501, 8502, 8503 00, 8504–8508, 8514–8517, 8523, 8528–8531, 8535–8537, 8543, 8545, 8603, 8604 00 000 0, 8605 00 000, 8608 00 000, 9010–9013, 9015, 9016 00, 9022, 9023 00, 9024, 9026, 9027, 9030–9032;
– в отношении товаров применяется ставка ввозной таможенной пошлины в размере 0 %.
В свою очередь рассрочка уплаты НДС согласно Указу № 465 предоставляется в отношении товаров, которые являются предметом договора международного лизинга.
Наряду с вышеизложенным действует Соглашение об основаниях, условиях и порядке изменения сроков уплаты таможенных пошлин от 21.05.2010 (далее – Соглашение), которое применяется с 6 июля 2010 г. По Соглашению отсрочка (рассрочка) уплаты ввозных таможенных пошлин предоставляется по одному из следующих оснований:
– причинение плательщику ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
– задержка плательщику финансирования из республиканского бюджета или оплаты за выполненный этим лицом государственный заказ;
– ввоз товаров, подвергающихся быстрой порче;
– осуществление поставок в рамках международных договоров, одной из сторон которых является государство – член Таможенного союза;
– ввоз товаров, включенных в утвержденный Комиссией Таможенного союза перечень отдельных типов ввозимых иностранных воздушных судов и комплектующих к ним, в отношении которых могут быть предоставлены отсрочка или рассрочка уплаты таможенных пошлин;
– ввоз организациями, осуществляющими сельскохозяйственную деятельность, либо поставки для них посадочного или посевного материала, средств защиты растений, сельскохозяйственной техники субпозиций 8424 81, 8433 51, 8433 59 ТН ВЭД ТС, товаров для кормления животных, кроме кошек, собак и декоративных птиц;
– ввоз товаров, в т.ч. сырья, материалов, технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, для их использования в промышленной переработке. При этом под промышленной переработкой понимают использование товаров в производстве для получения новых товаров, код которых в соответствии с ТН ВЭД ТС отличается от кода товаров, ввозимых для их промышленной переработки, на уровне любого из первых четырех знаков. При этом законодательством РБ может быть определен перечень указанных товаров, в отношении которых возможно истребовать отсрочку или рассрочку уплаты таможенных пошлин.
Продолжение читайте в журнале «Главный Бухгалтер», 2014 № 31, c. 10