Начало см.: Гл. бухгалтер. – 2014. – № 30. – С. 10–13.
Согласно Закону № 129-З изменился порядок расчета процентов за использование отсрочек (рассрочек).
В чем заключаются эти изменения?
Действительно, с 23 апреля 2014 г. такие проценты начисляются по-другому: на сумму таможенной пошлины, налога, по уплате которой были предоставлены отсрочка или рассрочка, за период со дня, следующего за днем выпуска товаров, по день прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в размере 1/360 ставки рефинансирования Нацбанка, действовавшей в соответствующие периоды фактического пользования отсрочкой или рассрочкой уплаты этой таможенной пошлины, налога, за каждый день пользования отсрочкой или рассрочкой (ст. 102 Закона № 129-З).
Ранее применялась ставка рефинансирования на дату уплаты денежных средств независимо от того, как она изменялась в период действия отсрочки (рассрочки).
Например, полученная организацией отсрочка погашена через 60 дней. По-старому проценты за ее использование рассчитывались по ставке рефинансирования, установленной на день ее погашения. Новый порядок предусматривает учет всех ставок рефинансирования, которые действовали в указанный 60-дневный срок. То есть, например, если в первые 30 дней ставка рефинансирования была установлена в размере 25 %, а в следующие – 24 %, то проценты отдельно рассчитываются за каждый период (по соответствующей ставке рефинансирования).
Справочно: аналогичные новшества были введены с 1 января 2012 г. при расчете пеней. Тогда это было предусмотрено Законом РБ от 30.12.2011 № 330-З "О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь".
Организация импортирует в Республику Беларусь товары, на которые распространяется действие антидемпинговых пошлин.
Предусмотрены ли Законом № 129-З льготы по уплате данных пошлин или основания для изменения срока их уплаты?
Не предусмотрены.
Закон № 129-З сохранил за таможенными органами право взимать антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины. Он определил следующее:
– льготы по уплате специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, установленных в соответствии с международными договорами государств – членов Таможенного союза, не предоставляются, если иное не установлено этими международными договорами;
– изменение сроков уплаты специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, установленных в соответствии с международными договорами государств – членов Таможенного союза, не производится, если иное не установлено этими международными договорами (ст. 97 Закона № 129-З).
Отметим, что на сегодня применяются:
– Соглашение о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам (заключено в г. Москве 25 января 2008 г.);
– Соглашение о порядке применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в течение переходного периода (заключено в г. Санкт-Петербурге 19 ноября 2010 г.).
Данными соглашениями ни льгот, ни отсрочек (рассрочек) по уплате рассматриваемых пошлин не предусмотрено.
У организации в связи с неверным расчетом таможенных платежей возникла задолженность по их уплате.
1. Предусмотрен ли Законом № 129-З какой-либо срок для ее добровольного погашения?
Предусмотрен.
Вопросы взыскания таможенных платежей регулирует гл. 16 Закона № 129-З (ст. 117–119). Предусмотренные ею способы обеспечения взыскания (пени, приостановление операций по счетам, арест имущества) не новы. Аналогичные способы установлены Налоговым кодексом РБ и применяются таможенными органами.
Вместе с тем в ст. 119 Закона № 129-З нашли отражение отдельные правила взыскания, которые ранее были установлены локальными актами ГТК. Так:
– до применения мер по взысканию таможенных платежей таможенный орган должен направить (вручить) плательщику, иному обязанному лицу решение о взыскании таможенных платежей, процентов, пеней или решение по акту таможенной проверки;
– меры по взысканию таможенных платежей применяются по истечении 10 рабочих дней со дня получения плательщиком указанного решения.
Если решение не получено плательщиком по не зависящим от таможенного органа причинам, меры по взысканию указанных таможенных платежей применяются по истечении 2 рабочих дней со дня поступления в таможенный орган информации о неполучении плательщиком решения. Иными словами, указанный срок дается плательщику на добровольное погашение возникшей таможенной задолженности;
– взыскание таможенных платежей с таможенного представителя производится в случае неисполнения плательщиком решения таможенного органа о взыскании в бесспорном порядке таможенных платежей с плательщика за счет денежных средств, находящихся на его счетах в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях, в течение 1 месяца со дня получения банком, небанковской кредитно-финансовой организацией такого решения.
2. Несет ли в данном случае ответственность таможенный представитель?
Несет при определенных обстоятельствах.
Несмотря на то что таможенный представитель в соответствии с Указом Президента РБ от 18.07.2011 № 319 "О некоторых вопросах таможенного регулирования, об осуществлении деятельности в сфере таможенного дела и уполномоченных экономических операторах", а с 23 апреля 2014 г. – согласно ст. 99 Закона № 129-З несет солидарную с декларантом ответственность за уплату таможенных платежей, взыскание возникшей таможенной задолженности с таможенного представителя осуществляется только после невозможности ее бесспорного взыскания (в течение 1 месяца) за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях.
3. Какими способами можно подтвердить уплату таможенных платежей со вступлением в силу Закона № 129-З?
С 23 апреля 2014 г. для целей выпуска товаров подтверждением исполнения обязанности по уплате таможенного платежа является:
– либо поступление в таможенный орган в электронном виде информации Минфина о зачислении уплаченных плательщиком сумм таможенного платежа на соответствующий счет в зависимости от валюты, в которой вносится платеж, за исключением выпуска товаров для личного пользования, перемещаемых (перемещенных) через таможенную границу Таможенного союза физическими лицами;
– либо поступление в таможенный орган в электронном виде информации банка, небанковской кредитно-финансовой организации об уплате плательщиком таможенного платежа;
– либо представление плательщиками в таможенный орган документов на бумажном носителе об уплате таможенного платежа (при отсутствии у таможенного органа в электронном виде информации банка, небанковской кредитно-финансовой организации об уплате плательщиком таможенного платежа), причем в виде оригиналов с отметкой банка, небанковской кредитно-финансовой организации об исполнении платежной инструкции плательщика (ст. 100 Закона № 129-З).
Справочно: до указанной даты уплата таможенных платежей при таможенном декларировании подтверждалась, как правило, бумажным экземпляром платежной инструкции, причем с отметкой о принятии к исполнению банком (при наличии необходимых денежных средств на счете плательщика) либо исполнении (при отсутствии таких средств). Это было предусмотрено Таможенным кодексом РБ. Только при уплате таможенного платежа в бюджет посредством АИС "Расчет" согласно постановлению Минфина и Правления Нацбанка РБ от 22.12.2012 № 79/690 факт уплаты платежа подтверждался наличием в АИС "Расчет" информации о таком платеже. Бумажный экземпляр платежного документа не требовался.
Правильность уплаты таможенных платежей напрямую зависит от правильной классификации товара по ТН ВЭД ТС.
1. Можно ли в ГТК получить консультацию в части определения кода товаров?
Нет, но есть иной способ.
ГТК не предоставляет информацию о коде товара. Однако ее можно получить в рамках получения предварительного решения о классификации, которое выдает Минская центральная таможня.
Порядок выдачи таких решений определен ст. 54–57 ТК ТС и постановлением ГТК РБ от 18.08.2006 № 64 "О некоторых вопросах заполнения предварительного решения о классификации товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь".
Предварительное решение:
– выдается по форме, установленной решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 260 "О формах таможенных документов";
– действует в течение 3 лет со дня его принятия и только в отношении товара, сведения о котором указаны в этом решении.
Однако это не исключает возможность использования предварительного решения при декларировании товаров, ввозимых по разным договорам.
Например, организация заключила с резидентом Германии договор на поставку электрических микросхем. Для таможенного оформления ей получено предварительное решение о классификации данных товаров по ТН ВЭД ТС. В случае заключения иного договора на поставку идентичных товаров организация вправе воспользоваться этим же решением.
2. Является ли выдача решения платной процедурой?
Является.
За получение предварительного решения о классификации необходимо уплатить соответствующий таможенный сбор в размере 120 евро. Такая ставка установлена Указом Президента РБ от 13.07.2006 № 443 "О таможенных сборах".
3. В какой валюте следует уплатить таможенный сбор?
В белорусских рублях.
Указанный сбор уплачивается в белорусских рублях. При его расчете применяется официальный курс белорусского рубля к иностранным валютам на дату уплаты сбора.
Уплата сбора возможна:
– в безналичном порядке путем перечисления на единый счет 3600920000008, открытый Минфину в белорусских рублях в Нацбанке (код банка: 153005042);
– наличными денежными средствами – в кассу таможенного органа либо через банк, небанковскую кредитно-финансовую организацию.
Также возможен зачет суммы сбора в счет излишне уплаченных иных видов таможенных платежей (кроме ввозной таможенной пошлины (код 02600), антидемпинговых и специальных пошлин (код 02700)).
Справочно: способы уплаты предусмотрены ТК ТС и постановлением Минфина и Правления Нацбанка РБ от 08.12.2005 № 143/171, а указанные ограничения при зачете – Соглашением об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) от 20.05.2010 и Соглашением о порядке применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в течение переходного периода от 19.11.2010.
Предприятие в ноябре 2013 г. закупило большую партию технологического оборудования. Оно импортируется в разобранном виде несколькими отдельными партиями. До принятия Закона № 129-З для классификации такого оборудования одним кодом ТН ВЭД ТС (не частей, а именно оборудования) предприятие получало в ГТК решение таможенного органа по классификации товара в несобранном или разобранном виде.
1. Сохранилась ли выдача таких решений с принятием Закона № 129-З?
Сохранилась.
Ситуации, когда товары групп 84, 85 или 90 ТН ВЭД ТС, а именно оборудование, поставляются из-за рубежа в силу их размеров, стоимости и особенностей монтажа в разобранном виде частями в несколько этапов (несколькими партиями), нередки.
Возможность классификации товаров, поставляемых в республику в виде отдельных компонентов в течение определенного периода времени, "единым" кодом ТН ВЭД ТС предусмотрена Основным правилом интерпретации 2а и примечаниями к разд. XVI ТН ВЭД ТС.
С 23 апреля 2014 г. процедурные вопросы такой классификации регулируются ст. 79–82 Закона № 129-З (ранее – постановлением ГТК РБ от 23.11.2007 № 117 "О применении примечания 4 к разделу XVI Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь").
Так, товар (включая комбинацию товаров) групп 84, 85 или 90 ТН ВЭД ТС, за исключением товара, в отношении которого установлена специфическая или комбинированная ставка ввозной таможенной пошлины, в несобранном или разобранном виде, ввоз которого в Республику Беларусь предполагается различными товарными партиями в течение периода времени, превышающего 10 календарных дней, может в соответствии с правилами классификации товаров классифицироваться единым кодом по ТН ВЭД ТС. Для этого необходимо одновременное выполнение следующих условий:
1) должно быть решение таможенного органа по классификации товара в несобранном или разобранном виде.
Это не обязательно, если отдельные компоненты товара ввезены на таможенную территорию Таможенного союза в Республике Беларусь отдельными партиями, находятся на временном хранении или хранятся в соответствии с таможенной процедурой таможенного склада.
Важно! С 23 апреля т.г. за получением решения таможенного органа по классификации товара в несобранном или разобранном виде надо обращаться не в ГТК, а в таможенный орган, в котором будет осуществляться выпуск товаров;
2) таможенное декларирование товара должно производиться одному таможенному органу одним декларантом в рамках одной внешнеэкономической сделки (п. 2 ст. 79 Закона № 129-З).
Как и ранее, рассматриваемое решение (заключение о возможности применения примечания 4 к разд. XVI ТН ВЭД ТС) выдается на основании письменного заявления заинтересованного лица, к которому надо также приложить:
– документы, подтверждающие совершение внешнеэкономической сделки в отношении товара;
– учредительные документы заявителя или изменения, внесенные в такие документы, прошедшие государственную регистрацию в установленном порядке, в случае ввоза компонентов товара в качестве вклада в уставный фонд организации;
– перечень компонентов товара (в виде таблицы) на бумажном и электронном носителях, в котором указываются: наименования компонентов, в т.ч. частей, составляющих отдельный компонент товара; коды компонентов товара по ТН ВЭД ТС; количество или вес компонентов, в т.ч. частей, составляющих отдельный компонент товара, в единицах измерения, применяемых в ТН ВЭД ТС;
– описание отдельных компонентов товара с указанием назначения, выполняемых функций, принципа действия, материала, из которого они изготовлены;
– сборочный (монтажный) чертеж (схему).
Срок рассмотрения вышеуказанного заявления не может превышать 30 дней и приостанавливается при запросе таможней дополнительных документов и сведений (ранее он не мог превышать 60 календарных дней).
2. С какого момента вступает в силу решение по классификации товара?
Со дня его принятия.
Решение по классификации товара в несобранном или разобранном виде подписывается начальником таможенного органа или его заместителем и вступает в силу со дня его принятия.
Закон № 129-З не предусматривает уплату каких-либо таможенных сборов за выдачу решения таможенного органа по классификации товара в несобранном или разобранном виде.
Окончание читайте в журнале «Главный Бухгалтер», 2014 № 34, c. 10