Начало см.: Гл. бухгалтер. – 2014. – № 30. – С. 10; № 31. – С. 10.
Таможенное законодательство предусматривает освобождение от обеспечения уплаты таможенных платежей.
Какими документами определены случаи освобождения от обеспечения уплаты таможенных платежей?
Такие случаи установлены:
1) Таможенным кодексом Таможенного союза (далее – ТК ТС):
– ст. 85 – если сумма подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов и процентов не превышает сумму, эквивалентную 500 евро;
– ст. 217 – при таможенном транзите товаров таможенным перевозчиком или уполномоченным экономическим оператором, при перевозке товаров по процедуре МДП и др.;
2) Соглашением о некоторых вопросах предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, особенностях взыскания таможенных пошлин, налогов и порядке перечисления взысканных сумм в отношении таких товаров от 21.05.2010 (далее – Соглашение);
3) постановлением Совета Министров РБ от 14.10.2011 № 1374 и др.
Организация намерена стать таможенным представителем. Одним из условий включения ее в соответствующий реестр является предоставление обеспечения на сумму не менее 1 млн. евро.
На какую дату необходимо применить курс для расчета суммы обеспечения в белорусских рублях?
Применяются курсы валют, установленные на день предоставления обеспечения. Статьей 86 ТК ТС предусмотрено 4 способа обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.
Днем предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов лицами, претендующими на включение в реестр таможенных представителей, реестр таможенных перевозчиков, а также на присвоение статуса уполномоченного экономического оператора, в зависимости от способа обеспечения считается день внесения денежных средств на единый счет, заключения договора поручительства, заключения договора о залоге имущества, выдачи банковской гарантии (ст. 108 Закона № 129-З).
Организация импортирует товары из стран СНГ и развивающихся стран.
Изменился ли с принятием Закона № 129-З порядок определения страны происхождения указанных товаров?
Не изменился.
Как и ранее, порядок определения страны происхождения товаров, происходящих из государств, не являющихся членами Таможенного союза, осуществляется в соответствии с Соглашением о единых правилах определения страны происхождения товаров от 25.01.2008 и гл. 7 ТК ТС (ст. 84 Закона № 129-З).
При его соблюдении применяются тарифные преференции (льготы по уплате таможенных платежей), предусмотренные таможенным законодательством и (или) международными договорами государств – членов Таможенного союза (ст. 74 ТК ТС).
Справочно: в табл. 1 указаны документы, регламентирующие порядок определения происхождения товаров из стран, в отношении которых применяются тарифные преференции:
Требуется ли в соответствии с Законом № 129-З представление сертификата о происхождении либо достаточно коммерческих документов с указанием происхождения?
Происхождение товаров должно быть подтверждено сертификатом о происхождении либо декларацией о происхождении.
Сертификат о происхождении товара – это документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный уполномоченными органами или организациями этой страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров.
Декларация о происхождении товара представляет собой заявление о стране происхождения товаров, сделанное изготовителем, продавцом или отправителем в связи с вывозом товаров, при условии, что в нем указаны сведения, позволяющие определить страну происхождения товаров. В качестве такой декларации используются коммерческие или любые другие документы, имеющие отношение к товарам (ст. 59 ТК ТС).
При этом следует помнить об ограничении, предусмотренном ст. 89 Закона № 129-З.
Так, в случаях предоставления тарифных преференций в отношении ввозимой партии товаров таможенной стоимостью, эквивалентной 5 000 долл. США и более по официальному курсу белорусского рубля по отношению к доллару США, установленному Нацбанком на день предоставления таких преференций, сертификат о происхождении товара представляется в обязательном порядке, если иное не установлено международными договорами государств – членов Таможенного союза.
Справочно: аналогичные подходы были и ранее. Они были предусмотрены документами, отраженными в табл. 2:
Организация осуществляет поставки в Беларусь товаров, отнесенных к иностранной безвозмездной помощи, и получает освобождение от ввозных таможенных пошлин и НДС.
Предусмотрены ли Законом № 129-З какие-либо изменения при ввозе указанных товаров?
Предусмотрены.
Правительство РБ в зависимости от категорий товаров и лиц, их перемещающих, вправе устанавливать особенности таможенного декларирования таких товаров, если иное не предусмотрено таможенным законодательством Таможенного союза или Законом № 129-З. Данная норма определена ст. 162 Закона № 129-З.
В настоящее время особенности таможенного декларирования товаров, отнесенных к иностранной безвозмездной помощи и освобожденных (освобождаемых) от уплаты таможенных платежей, определены постановлением Совета Министров РБ от 27.05.2014 № 509, принятым в целях реализации положений Закона № 129-З.
Так, при таможенном декларировании этих товаров в случае отсутствия коммерческих документов допускается представление описи товаров, заверенной отправителем иностранной безвозмездной помощи, а при их помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления возможно незаполнение гр. 20 "Условия поставки", 23 "Курс валюты" и 47 "Исчисление платежей" декларации на товары.
Организация имеет в штате 7 специалистов по таможенному оформлению/декларированию и включена в реестр таможенных представителей.
До 23 апреля 2014 г. такие специалисты квалифицировались как специалисты по таможенному оформлению, после указанной даты – как специалисты по таможенному декларированию.
Надо ли в связи с изменением названия специальности вносить какие-либо изменения в квалификационные аттестаты этих специалистов?
Не надо.
И у организации, и у указанных специалистов отсутствует обязанность как по внесению нового названия должности, так и по получению нового аттестата.
Закон № 129-З внес лишь некоторые корректировки в квалификационные требования специалистов по таможенному декларированию.
Как и ранее, в организациях, включенных в реестр таможенных представителей, должно работать не менее 2 специалистов по таможенному декларированию, прошедших аттестацию на соответствие квалификационным требованиям.
Специалист по таможенному декларированию обязан 1 раз в 3 года проходить повышение квалификации в области таможенного декларирования (ст. 59 Закона № 129-З).
Порядок прохождения аттестации на соответствие вышеуказанным квалификационным требованиям регулирует ст. 60 Закона № 129-З.
Срок действия квалификационного аттестата специалиста по таможенному декларированию, как и ранее, не ограничивается.
Важно! Организация не вправе принять на работу специалиста по таможенному декларированию, получившего соответствующее образование за рубежом, без свидетельства Минобразования о признании документа об образовании, выданного в иностранном государстве, и об установлении его эквивалентности (соответствия) документу об образовании Республики Беларусь.
Справочно: ранее требования к указанным специалистам регулировались гл. 9 Положения об осуществлении деятельности в сфере таможенного дела, утвержденного Указом Президента РБ от 18.07.2011 № 319 "О некоторых вопросах таможенного регулирования, об осуществлении деятельности в сфере таможенного дела и уполномоченных экономических операторах".
Организация – владелец таможенного склада планирует осуществлять деятельность по хранению иностранных товаров.
Какие документы ей надо представить для включения в реестр владельцев таможенных складов и в какой таможенный орган?
Таможенный склад – это одновременно и таможенная процедура и объект, к которым порой вынуждены прибегать импортеры иностранных товаров с целью их временного хранения до выпуска для внутреннего потребления, временного пользования, переработки и пр.
Для включения в реестр владельцев таможенных складов надо представить в ГТК следующий перечень документов:
– заявление по установленной ГТК форме;
– копии учредительных документов и документов, подтверждающих государственную регистрацию, заверенные юридическим лицом (устав с имеющимися изменениями и дополнениями, учредительный договор – для юридических лиц, действующих только на основании учредительных договоров, с имеющимися изменениями и дополнениями, свидетельство о государственной регистрации), а в случае реорганизации – заверенные юридическим лицом копии указанных документов, свидетельствующие о реорганизации ранее действовавшего лица;
– другие документы о выполнении соответствующих условий, которые могут быть представлены в виде оригиналов, нотариально заверенных копий либо копий, заверенных юридическим лицом:
план-схему сооружения, предназначенного для использования в качестве таможенного склада, с указанием размеров всех элементов, входящих в состав таможенного склада, и общей площади, а также подъездных путей, заверенную заинтересованным лицом;
фотографии (вид изнутри и снаружи) сооружения, предназначенного для использования в качестве таможенного склада, заверенные заинтересованным лицом;
документы, подтверждающие, что сооружение, предназначенное для использования в качестве таможенного склада, находится у заинтересованного лица на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления либо в аренде. В качестве таких документов могут быть представлены договоры купли-продажи либо аренды, технический паспорт, свидетельство (удостоверение) о государственной регистрации или выписка из регистрационной книги, государственный акт на земельный участок или удостоверение на право временного пользования земельным участком, или свидетельство (удостоверение) о государственной регистрации земельного участка, или выписка из регистрационной книги;
договор страхования или иной документ, подтверждающий наличие договора страхования риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда товарам других лиц, находящимся на хранении, или нарушения иных условий договоров хранения с другими лицами;
договор с разработчиками информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения на их сопровождение. В случае разработки таких программных продуктов заинтересованным лицом – документ, подтверждающий соответствие программного обеспечения требованиям, установленным законодательством РБ.
Справочно: по информации, размещенной на официальном сайте ГТК, в реестре владельцев таможенных складов по состоянию на 12 августа 2014 г. состоит 92 таможенных склада.