Напомним, что Минтранс Республики Беларусь устанавливает нормы расхода топлива |*| не по любым видам имущества (процессов), потребляющим топливо, а только в области транспортной деятельности (подп. 5.40 п. 5 Положения № 985 [1]).
* Разъяснение Минтранса о порядке применения норм расхода топлива
Справочно: транспортная деятельность – совокупность организационных и технологических операций по перемещению грузов, пассажиров и багажа автомобильным, воздушным, железнодорожным, морским, внутренним водным, городским электрическим транспортом, метро и иным транспортом, а также транспортно-экспедиционная деятельность, другие связанные с перевозкой транспортные работы и услуги, выполняемые (оказываемые) на договорной основе или иных законных основаниях (ст. 1 Закона Республики Беларусь от 05.05.1998 № 140-З «Об основах транспортной деятельности»).
Следовательно, использование любого вида транспорта, как для собственных нужд, так и в предпринимательской деятельности, относится к транспортной деятельности.
Техника не используется в транспортной деятельности
Актами законодательства определены полномочия соответствующих государственных органов и организаций, подчиненных Правительству, по нормированию расхода топлива для специальных механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования подведомственных и подчиненных им организаций. В частности, это:
– постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.01.2008 № 133 «О нормах расхода топлива, масел, смазок и специальных жидкостей при выполнении лесохозяйственных и лесозаготовительных работ»;
– постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20.08.2008 № 1199 «О нормах расхода топлива, масел, смазок и специальных жидкостей при выполнении болотно-подготовительных работ, добыче, транспортировке и переработке торфа, производстве топливных брикетов, топлива из лигнина и пеллет»;
– постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.10.2001 № 1488 «О предоставлении Министерству обороны, Министерству внутренних дел, Комитету государственной безопасности и Государственному пограничному комитету полномочий на разработку и утверждение норм расхода горючего, масел, смазок и специальных жидкостей».
Совет Министров Республики Беларусь в пределах предоставленных Законом № 239-З [2] полномочий принял решение о нормировании путем принятия актов законодательства расхода топлива для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования в транспортной деятельности и иных названных случаях.
Следовательно, нормирование топлива на законодательном уровне производится в случаях, когда порядок разработки, установления и пересмотра норм путем принятия соответствующего нормативного правового акта установлен Советом Министров. В отсутствие указания Совета Министров на принятие соответствующего нормативного правового акта нормы определяются самостоятельно. Следовательно, организации используют нормы:
– либо установленные на основании актов законодательства;
– либо разработанные самостоятельно.
Только превышение установленных норм считается сверхнормативным |*|.
В учитываемые при исчислении налога на прибыль затраты стоимость израсходованного топлива включается:
1) на основании норм, утвержденных компетентным государственным органом в установленном законодательством порядке.
Это происходит, если Советом Министров определяется либо указанный порядок (общие правила нормирования топливно-энергетических ресурсов определены Положением № 216 [3]), либо указанные полномочия делегируются иному государственному органу (в частности, Минтрансу Республики Беларусь делегированы обязанности по установлению норм расхода топлива в области транспортной деятельности);
2) на основании норм, утвержденных организацией самостоятельно, – в иных случаях.
Затраты на такое топливо не относятся к нормируемым согласно подп. 1.2 п. 1 ст. 171 НК [4]. Они учитываются в затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) (п. 1 ст. 170 НК).
Если нормы разработаны Транстехникой
Остановимся на ситуации, когда организации для установления норм расхода топлива по технике, неиспользуемой в транспортной деятельности, обращались в РУП «БелНИИТ «Транстехника» (далее – Транстехника) и получили письмо с установленной рекомендуемой нормой.
Транстехника аккредитована Национальным органом по аккредитации Республики Беларусь (РУП «Белорусский государственный центр аккредитации») на определение расхода топлива на механические транспортные средства, суда, машины, механизмы и оборудование.
Нормы расхода топлива разрабатываются Транстехникой (как аккредитованным экспертом) по заявкам любых заинтересованных организаций, в т.ч. и по имуществу, неиспользуемому в транспортной деятельности. Для выполнения данных работ утверждена Методика выполнений измерений расхода топлива при разработке линейных норм расхода топлива на механические транспортные средства и норм расхода топлива на суда, машины, механизмы и оборудование, согласованная в установленном порядке с РУП «Белорусский государственный институт метрологии». По обращениям заинтересованных организаций Транстехника может определить нормы расхода топлива по различной технике. Однако нормы именно в области транспортной деятельности утверждаются Минтрансом.
Таким образом, организации, эксплуатирующие технику, неиспользуемую в транспортной деятельности |*|, применяющие по такой технике разработанные и доведенные письмами Транстехники нормы расхода топлива, определяют их как самостоятельно утвержденные и включают в затраты, учитываемые при налогообложении прибыли, стоимость израсходованного топлива на основании данных норм.