Ситуация 1
В организации работает 146 человек, из них 2 являются инвалидами II группы. Общая начисленная сумма выплат по всем работникам за II квартал 2013 г. составила 613 200 000 руб., из них инвалидам II группы за квартал было начислено 8 000 000 руб. У одного из работников 22 мая 2013 г. был юбилей (50 лет), и на основании приказа нанимателяему в этом же месяце была произведена единовременная выплата в связи с юбилеем в размере 1 500 000 руб. В отчете 4-фонд, поданном в территориальный орган Фонда по месту постановки на учет, в гр. 2 стр. 004 организация указала 613 200 000 руб., в гр. 2 стр. 008 – 214 620 000 руб. (35 % от 613 200 000 руб.).
Организация неверно определила размер обязательных страховых взносов и объект для начисления обязательных страховых взносов.
Обоснование
Для работодателей и работающих граждан объектом для начисления обязательных страховых взносов в органы Фонда являются выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работающих граждан по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, кроме предусмотренных перечнем видов выплат, на которые не начисляют обязательные страховые взносы в Фонд*, но не выше 4-кратной величины средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются обязательные страховые взносы (ст. 2 Закона РБ от 29.02.1996 № 138-XIII "Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты" (далее – Закон № 138-XIII)).
Другими словами, за основу берут общий размер всех выплат работникам, произведенных работодателем, на которые в соответствии с действующим законодательством начисляют обязательные страховые взносы.
Что касается размеров обязательных страховых взносов, то в зависимости от субъекта уплаты размер обязательных страховых взносов различается. Если говорить о работодателях и работающих гражданах, то:
– работодатели уплачивают 28 % на пенсионное страхование и 6 % на социальное страхование за счет своих средств за работающего гражданина.
При этом указанные размеры взносов не распространяют свое действие на работодателей, занятых производством сельскохозяйственной продукции.
– дополнительно к этому еще 1 % (на пенсионное страхование) удерживают из выплат, причитающихся работнику (ст. 3 Закона № 138-XIII).
В обоих случаях сумму обязательных страховых взносов исчисляют с выплат, начисленных в пользу работника. В то же время следует учесть нормы Перечня № 115:
Таким образом, организации при заполнении отчета 4-фонд за II квартал следовало указать:
– в гр. 2 стр. 004 – 611 700 000 руб. (613 200 000 руб. – 1 500 000 руб.);
– в гр. 2 стр. 005 – 8 000 000 руб.
Для определения размера начисленных обязательных страховых взносов (гр. 2 стр. 008) необходимо было произвести следующие вычисления:
1) 611 700 000 руб. – 8 000 000 руб. = 603 700 000 руб.;
2) (603 700 000 руб. × 28 / 100) + (603 700 000 руб. × 6 / 100) + (603 700 000 руб. × 1 / 100) = 211 295 000 руб.;
3) (8 000 000 руб. × 6 / 100) + (8 000 000 руб. × 1 / 100) = 560 000 руб.;
4) 211 295 000 руб. + 560 000 руб. = = 211 855 000 руб. (сумма, указываемая в гр. 2 стр. 008).
В связи с тем что представление уточняющего отчета 4-фонд возможно только в установленный законодательством отчетный период (с 1-го по 20-е число месяца, следующего за отчетным кварталом), откорректированные данные организации следует представить в отчете 4-фонд за III квартал, срок сдачи которого – до 21 октября 2013 г.
Представление отчета 4-фонд, содержащего заведомо недостоверные сведения, является административным правонарушением.
Так, непредставление должностным или иным уполномоченным лицом или индивидуальным предпринимателем в установленные сроки документов, отчетов, сведений или иных материалов, подлежащих представлению в соответствии с законодательством, либо представление таких документов, отчетов, сведений или иных материалов, содержащих заведомо недостоверные сведения, влекут предупреждение или наложение штрафа от 4 до 20 базовых величин (БВ) (ст. 23.16 Кодекса РБ об административных правонарушениях (далее – КоАП)).
Протоколы об указанном правонарушении имеют право составлять уполномоченные на то должностные лица органов Фонда (подп. 57 п. 1 ст. 3.30 Процессуально-исполнительного кодекса РБ об административных правонарушениях).
Неверное отражение в отчете 4-фонд доначисленных обязательных страховых взносов из размера минимальной заработной платы
Ситуация 2
В организации работает 156 человек, из них одному работнику заработная плата доначисляется до размера минимальной заработной платы. За апрель 2013 г. сумма выплат этому работнику составила 1 395 000 руб., за май – 1 395 000 руб. За июнь работнику ошибочно были начислены: заработная плата – 1 000 000 руб. и премия в размере 200 000 руб. В апреле – июне работником были отработаны все рабочие дни по графику работы. Размер обязательных страховых взносов для организации составляет 35 % (28 % + 6 % + 1 %).
15 июля 2013 г. организация сдала в органы Фонда отчет 4-фонд. Размер обязательных страховых взносов по данному работнику, указанных в гр. 3, 4, 5 стр. 008, составил: за апрель – 488 250 руб., за май – 488 250 руб., за июнь – 420 000 руб. соответственно. Стр. 009 "Начисленные обязательные страховые взносы, из них доначисленнные обязательные страховые взносы из размера минимальной заработной платы" организация не заполняла.
Организацией не соблюдены требования по минимальному размеру обязательных страховых взносов в органы Фонда.
В законодательстве определен минимальный размер обязательных страховых взносов – не менее суммы обязательных страховых взносов, исчисленных из размера минимальной заработной платы, установленной законодательством и проиндексированной в месяце, за который начислены взносы (п. 5 Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, утвержденного Указом Президента РБ от 16.01.2009 № 40).
В случае занятости работника неполное рабочее время (и) или неполный рабочий месяц для определения минимального предела суммы обязательных страховых взносов за основу берется тот же показатель, но исчисленный пропорционально времени, отработанному в соответствующем месяце.
Размер минимальной заработной платы, установленный законодательством и проиндексированный, является обязательным для нанимателя в качестве низшей границы оплаты труда работников в организациях любых организационно-правовых форм, в т.ч. в общественных объединениях, товариществах собственников, гаражных кооперативах, садоводческих товариществах и иных потребительских кооперативах.
Размер минимальной заработной платы, порядок его установления и условия повышения определяются законодательством (ст. 59 Трудового кодекса РБ (далее – ТК)).
С 1 января 2013 г. установлена месячная минимальная заработная плата в размере 1 395 000 руб.,часовая минимальная заработная плата – в размере 8 340 руб. (п. 1 постановления Совета Министров РБ от 13.12.2012 № 1144 "Об установлении размера минимальной заработной платы").
Сумму доначисленных обязательных страховых взносов исходя из размера минимальной заработной платы, установленной законодательством и проиндексированной в месяце, за который начислены взносы, отражают по стр. 009: в гр. 1 – за период с начала отчетного года, в гр. 2 – за отчетный квартал, в гр. 3, 4, 5 – по месяцам отчетного квартала (п. 9 Указаний № 17).
В срок до 22 июля 2013 г. организации следовало подать в органы Фонда откорректированный вариант отчета. Ввиду того что 20-е число отчетного периода выпадает на выходной день, последним днем сдачи отчета 4-фонд считают следующий за ним рабочий день (п. 2 Указаний № 17).
Минимальная заработная плата с учетом индексации с апреля по июнь 2013 г. составила 1 395 000 руб. Таким образом, минимальные обязательные страховые взносы за каждый месяц II квартала 2013 г. должны составить 488 250 руб. ((1 395 000 × 28 / 100) + (1 395 000 × 6 / 100) + (1 395 000 × 1 / 100)), а за II квартал 2013 г. – 1 464 750 руб. (488 250 × 3 мес.).
Заполнение отчета 4-фонд по данному работнику должно быть таким:
– в гр. 2 стр. 004 – 3 990 000 руб. (1 395 000 + 1 395 000 + 1 200 000);
– в гр. 2 стр. 008 – 1 464 750 руб. (488 250 × 3 мес.);
– в гр. 3 стр. 008 – 488 250 руб.;
– в гр. 4 стр. 008 – 488 250 руб.;
– в гр. 5 стр. 008 – 488 250 руб.;
– в гр. 2 стр. 009 – 68 250 руб. ((1 395 000 – 1 200 000) × 35 / 100);
– в гр. 3 стр. 009 – прочерк;
– в гр. 4 стр. 009 – прочерк;
– в гр. 5 стр. 009 – 68 250 руб.
В случае неподачи организацией в установленный срок откорректированного отчета в органы Фонда ответственное должностное лицо будет привлечено к административной ответственности по ст. 23.16 КоАП.
В то же время в последующем при установлении работниками органов Фонда факта доначисления обязательных страховых взносов до размера взносов, исчисленных из размера минимальной заработной платы, соответствующая информация будет направлена ими в территориальные органы Департамента государственной инспекции труда Минтруда и соцзащиты о нарушении организацией ст. 59 ТК.
Это нарушение состоит в несоблюдении государственного минимального социального стандарта в области оплаты труда за работу в нормальных условиях при выполнении установленной (месячной или часовой) нормы труда (минимальная заработная плата). Указанная норма закрепляет обязанность нанимателя неукоснительно соблюдать минимальную гарантию в части оплаты труда работников.
За нарушение ст. 59 ТК предусмотрено привлечение нанимателя или иного ответственного должностного лица к административной ответственности по части четвертой ст. 9.19 КоАП. С 28 августа 2013 г. за это нарушение предусмотрены санкции в размере от 2 до 20 БВ.
Кроме того, неуплата или неполная уплата в установленный срок обязательных страховых взносов и (или) взносов на профессиональное пенсионное страхование в Фонд (в рассматриваемой ситуации – это уплата обязательных страховых взносов в размере меньшем, нежели сумма обязательных страховых взносов, исчисленных из минимальной заработной платы) влекут наложение штрафа на юридическое лицо в размере 20 % начисленной (доначисленной) суммы указанных платежей (ст. 11.54 КоАП).
Следует учесть, что в случае наличия в календарном году 2 и более случаев неуплаты, несвоевременной и (или) неполной уплаты налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей в установленный законодательством срок за отчетный период плательщик подлежит отнесению к категории высокой группы риска (п. 1 критериев отнесения проверяемых субъектов к группе риска для назначения плановых проверок, утвержденных Указом Президента РБ от 16.10.2009 № 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь").