Когда необходимо получение согласия антимонопольного органа
Критериями необходимости получения согласия являются:
– финансовые показатели общества, акции (доли в уставном фонде) которого приобретаются;
– субъектный состав всех участников сделки;
– количество акций (размер доли в уставном фонде) приобретателя, имевшее место до и после совершения сделки (абз. 6–9 подп. 1.12 п. 1 ст. 9, п. 1 ст. 18 Закона).
Структурно случаи необходимости получения согласия антимонопольного органа могут быть представлены следующим образом (при условии, что приобретатель по сделке не признается субъектом, занимающим доминирующее положение на определенном товарном рынке) (см. таблицу):
Устанавливая критерии, учитывайте следующие моменты…
1. В случае приобретения субъектом, занимающим доминирующее положение на определенном товарном рынке, акций (долей в уставном фонде) общества, осуществляющего деятельность на том же товарном рынке, размер приобретаемой доли значения не имеет.
Справочно: доминирующим признается положение общества, доля которого на рынке составляет 35 % и более или менее 35 %, если доминирующее положение такого общества установлено антимонопольным органом исходя из:
– возможности общества в одностороннем порядке определять уровень цены (тарифа) на товар и оказывать решающее влияние на общие условия реализации товара на соответствующем товарном рынке;
– наличия экономических, технологических, административных или иных ограничений для доступа на товарный рынок;
– периода существования возможности общества оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на товарном рынке (п. 2 ст. 5 Закона).
Не может быть признано доминирующим положение общества, доля которого на товарном рынке не превышает 15 % (п. 4 ст. 5 Закона).
На сегодняшний день реестры субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках областей и г. Минска, публикуются на официальных сайтах местных исполнительных и распорядительных органов, а Реестр субъектов, занимающих доминирующее положение на республиканском товарном рынке, публикуется на сайте Минэкономики Республики Беларусь.
2. Сторонами по сделкам с акциями |*| (долями в уставном фонде) являются как юридические лица, индивидуальные предприниматели, так и физические лица (подп. 1.22 п. 1 ст. 1 Закона).
* Информация о том, в каких случаях сделки с ценными бумагами должны совершаться на торгах ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа", а в каких – через профессиональных участников рынка ценных бумаг, доступна для подписчиков электронного "ГБ"
3. Приобретение акций (долей в уставном фонде) может осуществляться на основании:
– договора купли-продажи;
– заявления о намерении войти в состав участников общества и приобрести более 25 % акций (долей в уставном фонде);
– договора доверительного управления имуществом;
– договора о совместной деятельности;
– договора поручения;
– иных юридически значимых действий, в результате которых лицо приобретает более 25 % акций (долей в уставном фонде) общества (например, в случае преобразования унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью с приобретением новыми участниками акций (долей в уставном фонде) в размере более 25 %).
Если планируется совершение внутригрупповой сделки, то согласие антимонопольного органа не требуется (п. 8 ст. 18 Закона), если такая сделка совершается лицами, входящими в одну группу лиц по следующему признаку: общество и физическое или юридическое лицо, если такое физическое или юридическое лицо в силу своего участия в этом обществе либо в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, в т.ч. на основании соглашения, имеет более 50 % общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли в уставном фонде) этого общества (абз. 2 подп. 1.6 п. 1 ст. 1 Закона).
В таком случае необходимо письменно уведомить антимонопольный орган в течение 1 месяца с даты совершения сделки (часть вторая п. 8 ст. 18 Закона).
Формируем необходимый пакет документов
Перечень документов, который необходимо собрать, следующий (п. 2.6 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156):
1. Заявление о даче согласия на совершение сделки с акциями (долями в уставном фонде).
Форма заявления содержится в приложении 1 к Инструкции о порядке рассмотрения заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о даче согласия на совершение сделок с акциями, имущественными паевыми взносами в имущество кооперативов (паями), долями уставных фондов юридических лиц и внесении изменений и дополнений в некоторые постановления по вопросам антимонопольного регулирования, утвержденной постановлением Минэкономики Республики Беларусь от 30.11.2009 № 188 (далее – Инструкция № 188).
Обратите внимание, что Инструкция № 188 оперирует понятием "заинтересованное лицо", не отождествляя его с конкретной стороной сделки: приобретателем либо продавцом. Поэтому заинтересованными лицами являются обе стороны, и заявление может быть составлено и подано как от имени продавца, так и от имени покупателя. Как правило, антимонопольный орган не отказывает в принятии заявления по мотивам того, что заявление подано не от имени приобретателя.
2. Копии документов, подтверждающих государственную регистрацию приобретателя и лица, в отношении которого осуществляется сделка.
Достоверность и полнота копий оригиналов документов подтверждается собственноручной подписью руководителя юридического лица с ее расшифровкой и подлинной печатью соответствующего юридического лица, за исключением документов, требующих нотариального удостоверения в соответствии с законодательством (п. 14 Инструкции № 188).
Иностранцы представляют копии учредительных документов либо выписку из торгового реестра страны происхождения или иного эквивалентного документа, подтверждающего его юридический статус в соответствии с законодательством страны места нахождения, совместно с переводом документа на русский (белорусский) язык с нотариальным удостоверением подписи переводчика.
3. Копии балансов приобретателя и лица, в отношении которого осуществляется сделка, утвержденных на дату, предшествующую подаче заявления, с пояснительными записками к ним и отчетами о прибылях и убытках (за исключением организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения).
Копии бухгалтерских балансов, а также копии пояснительных записок и отчетов о прибылях и убытках должны быть удостоверены собственноручной подписью руководителя юридического лица с ее расшифровкой и подлинной печатью соответствующего юридического лица.
4. Сведения об основных видах товаров (работ, услуг), объемах производства, поставки в Республику Беларусь и экспорта товаров в натуральном и стоимостном выражении приобретателя и лица, в отношении которого осуществляется сделка (далее – Сведения).
Возможны случаи, когда приобретателем |*| либо лицом, в отношении которого осуществляется сделка, является вновь созданная организация либо организация, осуществляющая экономическую деятельность за пределами Республики Беларусь. В таком случае показатели, которые необходимо отразить в Сведениях, у организации будут объективно отсутствовать. Неосуществление хозяйствующим субъектом экономической деятельности на территории Республики Беларусь не освобождает его от необходимости представления Сведений. В данном случае вместе со Сведениями (которые фактически подаются незаполненными; вместо значений показателей деятельности следует поставить "−") целесообразно представить заявление в свободной форме об отсутствии хозяйственной деятельности на территории Республики Беларусь.
* Мнения специалистов Минфина и Комитета госконтроля о необходимости ежемесячной переоценки приобретенных организацией акций, доступны всем на портале GB.BY
Форма представления вышеуказанных Сведений установлена приложением 2 к Инструкции № 188. В Сведениях необходимо указать долю общества на определенном товарном рынке (рынках).
Доля рассчитывается по правилам, установленным Инструкцией о порядке определения доминирующего положения хозяйствующих субъектов, утвержденной постановлением Минэкономики Республики Беларусь от 20.03.2015 № 24 (далее – Инструкция № 24).
Доля согласно п. 10 Инструкции № 24 представляет собой выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товаров, поставленных (приобретенных) данным хозяйствующим субъектом на товарный рынок за определенный период, к показателю, характеризующему общий объем товарного рынка за тот же период.
Статистическими показателями в пределах определенного товарного рынка располагает Белстат. Для расчета доли общества следует обратиться в Белстат с заявкой о представлении статистической информации. Белстат оказывает услуги по представлению статистических сведений на платной основе.
Заинтересованное лицо вправе дополнительно направлять в уполномоченный орган любые документы и (или) сведения, которые являются важными для принятия административного решения (абз. 2 п. 12 Инструкции № 188). Примерный перечень таких документов и (или) сведений установлен в приложении 4 к Инструкции № 188.
Рекомендуем прилагать к пакету документов для получения согласия также статистические сведения, используемые для расчета доли, а также расчет доли, оформленный на отдельном листе за подписью и печатью руководителя юридического лица, акции (доли в уставном фонде) которого приобретаются.
5. Сведения о лицах, способных прямо или косвенно определять решения иных лиц или оказывать влияние на их принятие посредством владения одним лицом в уставном фонде другого юридического лица более чем 20 % акций, паев или долей его уставного фонда (далее – сведения о контролирующих лицах).
Следует уделить особое внимание правильности заполнения указанных сведений. Условно их можно разделить на 3 группы:
– сведения о приобретателе;
– сведения о лице, в отношении которого совершается сделка;
– сведения об учредителях (акционерах, участниках) приобретателя и лица, в отношении которого совершается сделка с долей более 20 % в уставном фонде приобретателя, и лица, в отношении которого совершается сделка.
Для целей составления таблицы контролирующих лиц необходимо в отношении каждой из перечисленных групп указать следующую информацию:
– о лицах, которые имеют более 20 % уставного фонда указанных субъектов;
– лицах, в которых указанные субъекты имеют более 20 % уставного фонда.
В данную форму помимо наименований необходимо включить:
– сведения о процентах, которыми то или иное лицо, указанное выше, обладает в уставном фонде другого лица;
– сведения о том, какое процентное соотношение имело место до совершения сделки и после нее.
Вне таблицы также в обязательном порядке следует указать:
– полное наименование каждого субъекта (фамилию, имя, отчество в случае, если это физическое лицо);
– местонахождение (почтовый и юридический адрес);
– основной вид деятельности (код ОКЭД).
6. Проект договора, касающегося данной сделки, на дату, предшествующую подаче заявления (в случае совершения сделок с акциями, принадлежащими государству, представляется проект решения собственника, касающегося данной сделки). Текст договора в обязательном порядке должен содержать слово "Проект".
Определяем компетентный орган
По общему правилу заявление и прилагающиеся к нему документы подаются заинтересованным лицом в управление антимонопольной и ценовой политики местного исполнительного комитета по месту нахождения лица, в отношении которого осуществляется сделка (п. 6 Инструкции № 188).
Непосредственно в Департамент ценовой политики Минэкономики Республики Беларусь заявление подается, если сделка может повлечь возникновение или усиление доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке, а именно в случаях, если:
– заинтересованное лицо и лицо, в отношении которого осуществляется сделка, осуществляют свою деятельность на одном и том же товарном рынке;
– заинтересованное лицо и (или) лицо, в отношении которого осуществляется сделка, включены в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на республиканском товарном рынке, либо в Государственный реестр субъектов естественных монополий (на республиканском уровне);
– доля заинтересованного лица и (или) лица, в отношении которого осуществляется сделка, на республиканском товарном рынке превышает 20 % (часть вторая п. 6 Инструкции № 188).
Подаем документы и ждем решение
Внимание! Подача заявления в уполномоченный антимонопольный орган должна осуществляться с полным пакетом всех необходимых документов. Иначе заявление рассмотрено не будет (п. 11 Инструкции № 188). Если ваш пакет документов не полный, разрешено его доформировать не позднее 10 дней со дня подачи заявления. В противном случае вы получите решение об отказе в принятии заявления.
Административная процедура по выдаче документа о согласии на совершение сделки с акциями (долями в уставном фонде) общества проводится в течение 1 месяца. По итогу принимается одно из следующих решений:
– решение о согласии на совершение сделки, если это не приведет к возникновению либо усилению доминирующего положения общества на товарном рынке и (или) недопущению, ограничению или устранению конкуренции;
– мотивированное решение об отказе в согласии на совершение сделки, если сделка может привести к возникновению или усилению доминирующего положения общества на товарном рынке и (или) недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а также если при рассмотрении представленных документов и (или) сведений установлено, что содержащаяся в них информация, имеющая значение для принятия решения, является недостоверной и (или) неполной;
– в течение 10 дней со дня получения заявления решение об отказе в его принятии в случае, если необходимые документы и (или) сведения не представлены либо не соответствуют установленным требованиям.
Административное решение о согласии на совершение сделки либо об отказе в даче согласия на ее совершение действительно в течение 1 года с даты его вынесения. Административное решение выдается непосредственно заинтересованному лицу или направляется по почте не позднее 5 дней со дня принятия такого решения.