Краткая характеристика банковской гарантии
Отношения, связанные с выдачей банковской гарантии, регламентируют нормативные правовые акты как национального, так и международного законодательства, а также международные банковские обычаи.
К таковым, в частности, относятся:
– Банковский кодекс Республики Беларусь (далее – БК);
– Конвенция Организации Объединенных Наций о независимых гарантиях и резервных аккредитивах от 11.12.1995 (ратифицирована Законом Республики Беларусь от 08.11.2001 № 53-З);
– Инструкция о порядке совершения банковских документарных операций, утвержденная постановлением Правления Нацбанка Республики Беларусь от 29.03.2001 № 67 (далее – Инструкция № 67);
– Унифицированные правила по договорным гарантиям, редакция 1978 г., публикация Международной торговой палаты № 325;
– Унифицированные правила для гарантий по требованию, редакция 2010 г., публикация Международной торговой палаты № 758.
Понятие банковской гарантии содержит ст. 164 БК. Из нее следует, что в силу банковской гарантии банк или небанковская кредитно-финансовая организация (гарант) дают по просьбе другого лица (принципала или иной инструктирующей стороны) от своего имени письменное обязательство уплатить кредитору принципала (бенефициару) в соответствии с условиями гарантии денежную сумму (осуществить платеж).
Как видим, в данных правоотношениях участвуют по меньшей мере следующие субъекты:
– принципал – лицо, по просьбе которого гарант дает свое обязательство (должник в обеспечиваемом обязательстве).
Справочно: гарантия может быть выдана не только по просьбе принципала, но и по поручению иной инструктирующей стороны – банка или иного лица, отличного от гаранта (контргаранта), которые дают инструкции банку или небанковской кредитно-финансовой организации на выдачу гарантии (контргарантии) и являются ответственными за возмещение выплаченных сумм по гарантии (контргарантии) гаранту (контргаранту);
– бенефициар – лицо, в пользу которого предоставляется банковская гарантия (кредитор в обеспечиваемом обязательстве);
– гарант – лицо, которое принимает на себя обязательство по банковской гарантии.
Важно! В Республике Беларусь гарантом может являться только банк или небанковская кредитно-финансовая организация.
Популярность банковской гарантии как одного из способов обеспечения исполнения обязательств обусловлена таким ее свойством, как независимость. То есть, хотя банковская гарантия выдается для обеспечения какого-то конкретного обязательства, гарантия независима от него.
Независимость банковской гарантии характеризуется следующим:
– гарант не отвечает за исполнение принципалом своего обязательства. Он несет собственное обязательство по выплате указанной в гарантии суммы в соответствии с условиями, определенными в самой гарантии;
– действительность банковской гарантии |*| не зависит от действительности основного обязательства;
– прекращение основного обязательства, в т.ч. вследствие его исполнения, само по себе не влечет прекращения банковской гарантии;
– изменение обеспечиваемого банковской гарантией обязательства, произведенное после вступления гарантии в силу, не создает для гаранта правовых последствий, если иное не определено в тексте гарантии.
Проявляется эта независимость и в том, что основаниями к отказу в удовлетворении требования бенефициара могут служить исключительно обстоятельства, связанные с несоблюдением условий самой гарантии.
Какую информацию будут включать в реестр банковских гарантий?
В Республике Беларусь с 10 апреля 2017 г., исходя из положений Указа № 335, будет создан реестр банковских гарантий (далее – реестр) как информационная система, содержащая информацию о банковских гарантиях, выданных банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями Республики Беларусь (далее – банки).
В реестр будет включаться информация:
1) о банке, являющемся гарантом (наименование, юридический адрес и учетный номер плательщика);
2) принципале или иной инструктирующей стороне:
– физическом лице (фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется), наименование, номер документа, удостоверяющего личность, дата выдачи этого документа и орган, его выдавший);
– юридическом лице (наименование, юридический адрес и учетный номер плательщика (если таковой имеется));
3) бенефициаре:
– физическом лице (фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется), наименование, номер документа, удостоверяющего личность, дата выдачи этого документа и орган, его выдавший);
– юридическом лице (наименование, юридический адрес и учетный номер плательщика (если таковой имеется));
4) денежной сумме и валюте банковской гарантии;
5) сроке действия банковской гарантии и ее статусе.
Реестр может содержать иную информацию, связанную с действием банковской гарантии и внесением в ее текст изменений и (или) дополнений, а также ее условиями.
Банки, выдающие гарантии, обязаны будут направлять в электронном виде по форме, установленной Нацбанком, вышеуказанную информацию в Нацбанк:
– для включения в реестр;
– внесения изменений в информацию, содержащуюся в реестре;
– исключения информации из реестра не позднее 1 рабочего дня, следующего за датой выдачи банковской гарантии (датой заключения договора о выдаче банковской гарантии в случае обеспечения исполнения обязательств эмитента по облигациям банковской гарантией);
– внесения изменений и (или) дополнений в текст банковской гарантии либо прекращения ее действия.
Важно! Банки также будут обязаны направить в Нацбанк информацию о банковских гарантиях, выданных до вступления в силу Указа № 335 и действующих по состоянию на 10 апреля 2017 г. Указанные сведения должны быть направлены банками до 1 января 2018 г.
Не подлежит внесению в реестр информация о банковских гарантиях:
– обеспечивающих обязательства, сведения о которых относятся к государственным секретам;
– по которым принципал или иная инструктирующая сторона, бенефициар, являющиеся физическими лицами, не дали в установленном порядке согласия на направление информации о банковской гарантии для включения в реестр и последующие сбор, обработку, накопление, хранение, представление из реестра данной информации.
Для направления банками Нацбанку информации о банковской гарантии |*|, в т.ч. о внесении изменений и (или) дополнений в ее текст либо прекращении ее действия, а также для последующих сбора, обработки, накопления, хранения, представления из реестра данной информации Нацбанком, по общему правилу, согласие принципала или иной инструктирующей стороны, бенефициара не требуется.
* Изменения, произошедшие с 30 апреля 2016 г. в порядке проведения банковских документарных операций
Исключение установлено для случаев, когда принципалом или иной инструктирующей стороной, бенефициаром является физическое лицо, согласие которого требуется в соответствии с законодательством об информации, информатизации и защите информации.
Справочно: порядок получения данного согласия определит Нацбанк.
К информации, распространение и (или) представление которой ограничено, относятся, в частности, персональные данные, а также иная информация, доступ к которой ограничен законодательными актами Республики Беларусь.
Персональные данные – это основные и дополнительные персональные данные физического лица, подлежащие в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь внесению в регистр населения, а также иные данные, позволяющие идентифицировать такое лицо (ст. 17 Закона Республики Беларусь от 10.11.2008 № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации»).
Перечень персональных данных определен Законом Республики Беларусь от 21.07.2008 № 418-З «О регистре населения» (см. таблицу).