Одно из важных изменений предполагает назначение пособия по временной нетрудоспособности каждым из страхователей, у которого работал потерпевший на момент страхового случая. В настоящее время пособие в таком случае назначает тот страхователь, при выполнении работы у которого с потерпевшим произошел несчастный случай на производстве или им получено профессиональное заболевание, повлекшие временную нетрудоспособность. При этом потерпевший вправе получить у другого страхователя справку о заработной плате и представить ее первому страхователю, который обязан учесть ее при назначении пособия. На практике расчет пособия в этом случае представляет серьезные трудности для страхователей и требует получения дополнительной информации от других страхователей (об отработанном рабочем времени и др.). Это затягивает процесс назначения пособия. Назначение пособия каждым из страхователей, у которых на момент временной нетрудоспособности работает потерпевший, существенно ускорит процедуру назначения пособий, исключит необходимость получения дополнительных сведений.
Изменения затрагивают также перечень документов, необходимых для назначения пособия. Так, для случаев, когда проводится длительное расследование несчастного случая на производстве или профессионального заболевания (если временная нетрудоспособность длится более 2 месяцев), предлагается назначать пособие только на основании листка нетрудоспособности с последующим составлением (получением) в установленном законодательством порядке акта о несчастном случае на производстве или акта о профессиональном заболевании. Это позволит не оставить потерпевшего без средств к существованию, если процесс расследования несчастного случая затягивается. Вместе с тем зачет пособия в уплату страховых взносов страхователь сможет осуществить только после составления (получения) акта. Если впоследствии факт несчастного случая на производстве или профессионального заболевания не подтвердится, то предлагается производить перерасчет пособия за счет средств бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь в соответствии с законодательством. Излишне выплаченная сумма пособия с учетом перерасчета будет подлежать возврату страхователю потерпевшим.
В настоящее время пособие назначается страхователями до момента прекращения работы (поскольку в оплачиваемом периоде берутся рабочие дни по графику работы потерпевшего), а страховщиком – только в случае ликвидации страхователя (прекращения деятельности). Проектом предлагается расширить случаи назначения пособия страхователем. В частности, предусматривается назначение пособия страхователем и после прекращения потерпевшим работы за период непрерывной временной нетрудоспособности, если она началась до прекращения работы. Эта мера повысит социальную защиту потерпевших.
Проектом предусматривается сокращение расчетного периода для назначения пособия. В частности, предлагается уменьшить его с 6 до 2 календарных месяцев, предшествующих месяцу, в котором возникла временная нетрудоспособность. Это позволит уменьшить влияние инфляционных процессов на размер пособия.
Предлагается изменить условие расчета пособия исходя из тарифной ставки (оклада). Предлагается ее применять только в случае, когда потерпевший фактически не отработал в расчетном периоде у страхователя ни одного рабочего дня.
Важное дополнение, предложенное в проекте, касается порядка включения в заработок, учитываемый при исчислении среднедневного (среднечасового) заработка потерпевшего, полугодовых и квартальных премий и вознаграждений. Предлагается учитывать их в составе заработка (дохода) каждого месяца в размере соответственно 1/6 или 1/3 общей суммы пропорционально отработанному времени. Также уточняется порядок включения в заработок доходов, выплачиваемых в виде индексации заработной платы и денежного довольствия в связи с повышением цен на товары (работы, услуги).