Списание отклонений от стоимости строительных материалов
Строительная организация – генеральный подрядчик |*| ведет учет строительных материалов по учетным ценам с использованием счета 16 "Отклонение в стоимости материалов". Отклонения, учтенные на счете 16, согласно учетной политике списываются только на счет 90 "Доходы и расходы по текущей деятельности" в целях снижения трудоемкости учетной работы, поскольку основная часть строительных материалов передается субподрядчику. Использование строительных материалов на другие цели незначительно.
* Материал о том, как учесть при налогообложении у генерального подрядчика стоимость работ субподрядчика, превышающую стоимость этих же работ, оплачиваемую заказчиком, доступен для подписчиков электронного "ГБ".
Верно ли поступает организация?
Неверно.
Отклонения организация обязана списывать в соответствии с направлениями выбытия строительных материалов. Приведем обоснование такого ответа.
Суммы отклонений, приходящихся на выбывшие в отчетном месяце материалы по направлениям их выбытия, определяют в порядке, изложенном в пп. 25, 26 Инструкции о порядке бухгалтерского учета строительных материалов, утвержденной постановлением Минстройархитектуры РБ от 24.01.2008 № 4 (далее – Инструкция № 4).
Порядок списания отклонений в стоимости материалов изложен в п. 28 Инструкции № 4. Списание отклонений отражается в бухгалтерском учете следующим образом (см. таблицу):
Таким образом, строительная организация не имеет права предусмотреть в учетной политике списание отклонений, учтенных на счете 16, только на счет 90. Соответствующая запись в учетной политике противоречит законодательству.
Отклонения списывают на соответствующие счета согласно направлениям выбытия строительных материалов.
Виталий Раковец, аудитор ООО "АудитИнком"
Нематериальные активы выявлены в ходе инвентаризации
При проведении инвентаризации |*| перед составлением годовой бухгалтерской отчетности за 2014 г. были выявлены неучтенные объекты нематериальных активов (компьютерные программы), разработанные организацией за счет собственных средств.
* Информация о том, когда товарный знак является нематериальным активом, а когда – текущими расходами, доступна для подписчиков электронного "ГБ".
Каким образом отразить данные активы в бухгалтерском учете? Можно ли их стоимость отразить по кредиту счета 98 "Доходы будущих периодов" по аналогии с безвозмездно полученными?
Активы отражают по дебету счета 04 "Нематериальные активы" и кредиту счета 91 "Прочие доходы и расходы".
Суммы излишков инвестиционных активов, выявленных в результате инвентаризации, следует отражать в составе доходов и расходов по инвестиционной деятельности, учитываемых на счете 91 (п. 14 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.09.2011 № 102; далее – Инструкция № 102).
Нематериальные активы входят в состав инвестиционных активов (п. 2 Инструкции № 102).
Первоначальная стоимость нематериальных активов, выявленных в результате инвентаризации как излишки, определяется на дату проведения инвентаризации на основании документов, подтверждающих стоимость аналогичных активов (прейскурантов, каталогов и др.), или заключений об их оценке, проведенной лицами, осуществляющими оценочную деятельность (пп. 12, 13 Инструкции по бухгалтерскому учету нематериальных активов, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.04.2012 № 25; далее – Инструкция № 25).
Следовательно, принятие к учету неучтенных нематериальных активов должно отражаться записью (без использования счета 98):
Д-т 04 – К-т 91.
При этом необходимо, чтобы выполнялись условия признания активов нематериальными.
Справочно: в качестве нематериальных активов принимаются к бухгалтерскому учету активы, не имеющие материально-вещественной формы, при выполнении следующих условий признания:
– активы идентифицируемы, т.е. отделимы от других активов организации;
– активы предназначены для использования в деятельности организации, в т.ч. в производстве продукции, при выполнении работ, оказании услуг, для управленческих нужд организации, а также для предоставления в пользование;
– организация предполагает получение экономических выгод от использования активов и может ограничить доступ других лиц к данным выгодам;
– активы предназначены для использования в течение периода продолжительностью более 12 месяцев;
– организацией не предполагается отчуждение активов в течение 12 месяцев с даты приобретения;
– первоначальная стоимость активов может быть достоверно определена (п. 4 Инструкции № 25).
Также организации следует учитывать, что стоимость принятого к учету имущества, оказавшегося в излишке по результатам инвентаризации, включают в состав внереализационных доходов |*| (подп. 3.11 п. 3 ст. 128 Налогового кодекса РБ). Такие доходы отражают на дату оприходования имущества в бухгалтерском учете организации.
* Особенности включения внереализационных доходов в налоговую базу по налогу на прибыль в 2014 г. доступны для подписчиков электронного "ГБ".
Виталий Раковец, аудитор ООО "АудитИнком"
Документы оформлены на иностранном языке
Работник, командированный в Польшу, представил отчет о командировке с приложением подтверждающих документов, которые выписаны на польском языке.
Обязательно ли наличие подстрочного перевода к таким и иным аналогичным документам, представленным в бухгалтерию?
Основные требования к первичному документу изложены в Законе РБ от 12.07.2013 № 57-З "О бухгалтерском учете и отчетности" (далее – Закон № 57-З). Требования о наличии подстрочного перевода к документам, составленным на иностранных языках, Закон № 57-З не содержит.
При этом в нем сказано, что оформление первичных учетных документов |*| , регистров бухгалтерского учета и составление отчетности организация осуществляет на белорусском или русском языке (п. 3 ст. 9 Закона № 57-З). Понятно, что такие требования предъявляются к первичным документам, которые оформляют белорусские организации самостоятельно.
* Материал о том, как внести исправления в бухгалтерские документы, доступен для подписчиков электронного "ГБ".
Однако некоторые отраслевые нормативные документы содержат более жесткие требования по этому вопросу. Так, в Методических рекомендациях по документальному оформлению и учету товарных операций в розничной торговле и общественном питании, утвержденных приказом Минторга РБ от 09.04.2007 № 74, сказано, что первичные учетные документы, составленные на иных языках (кроме русского и белорусского), должны иметь подстрочный перевод на русский или белорусский язык.
Своевременное и правильное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них сведений обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы (п. 9 ст. 10 Закона № 57-З).
Вывод. Поскольку на основании указанного документа в бухгалтерском учете отражается хозяйственная операция, организации целесообразно иметь перевод этого документа на русский или белорусский язык.
Документальное оформление поступления денег в кассу организации
Необходимо ли получение в кассу организации денежных средств по приходному кассовому ордеру заверять печатью организации?
Отрывная часть ордера заверяется печатью.
Требования по заполнению первичных учетных документов по оформлению кассовых операций КО-1 "Приходный кассовый ордер", КО-1в "Приходный кассовый ордер" изложены в Инструкции по заполнению типовых форм первичных учетных документов по оформлению кассовых операций, утвержденной постановлением Минфина РБ от 29.03.2010 № 38 (с изменениями и дополнениями; далее – Инструкция № 38).
Они предусматривают, что в подтверждение факта приема наличных денег выдается отрывная часть ордеров КО-1, КО-1в – квитанция к ним, заверенная печатью (штампом) (п. 4 Инструкции № 38).
Справочно: в строке "Принято от" указываются фамилия, собственное имя и отчество (если таковое имеется) физического лица, от которого принимаются наличные деньги, а также наименование организации в случае, если лицо действует по доверенности |*| от ее имени. В строке "Основание" указывается основание (вид, источник) поступления наличных денег. В строке "Приложение" перечисляются прилагаемые документы (при их наличии).
* Информация о том, в каких случаях необходима доверенность при совершении юридически значимых действий от имени другого лица, доступна для подписчиков электронного "ГБ".
Как видим, наличие оттиска печати (штампа) организации обязательно только на отрывной части приходного ордера.
Александр Терещенко, экономист