налогообложение
Установка кондиционеров и отнесение амортизации по ним на затраты, учитываемые при налогообложении прибыли
1 (443). Организация, занимающаяся реализацией продуктов, в целях их сохранности, а также соблюдения условий труда сотрудников приобрела кондиционеры для установки в офисе и на торговых объектах.
Рассмотрим вопросы, возникшие в данной ситуации.
1.1. Являются ли кондиционеры основными средствами, участвующими в предпринимательской деятельности организации?
Являются.
Наниматель обязан обеспечивать нормальные условия для выполнения работниками норм труда, к которым относятся в т.ч. исправное состояние машин и приспособлений, безопасные и здоровые условия труда (соблюдение требований по охране труда, необходимая вентиляция, устранение вредных факторов, отрицательно влияющих на здоровье работников, и т.д.) (пп. 2, 6 ст. 89 Трудового кодекса РБ; далее по тексту рубрики "Вопрос-ответ" – ТК).
Справочно: помимо соблюдения норм ТК организации обязаны:
1) в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения создавать условия для сохранения, укрепления и восстановления здоровья работающих, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией продовольственного сырья, пищевых продуктов и питьевой воды (ст. 31 Закона РБ от 07.01.2012 № 340-З "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения");
2) руководствоваться Санитарными нормами и правилами "Требования к микроклимату рабочих мест в производственных и офисных помещениях", утвержденными приказом Минздрава РБ от 30.04.2013 № 33;
3) соблюдать Правила охраны труда в организациях торговли, утвержденные постановлением Минторга РБ от 09.12.2003 № 63.
Разделение амортизируемых объектов на используемые и неиспользуемые в предпринимательской деятельности исходя из функций объекта осуществляет комиссия по амортизационной политике организации |*| (пп. 11, 2 приложения 1 к Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденной постановлением Минэкономики, Минфина и Минстройархитектуры РБ от 27.02.2009 № 37/18/6).
* Практические аспекты деятельности комиссии по амортизационной политике организации доступны для всех читателей GB.BY.
Согласно вышеприведенным нормам законодательства, предусматривающим обеспечение нанимателем нормальных условий труда и выполнение правил охраны труда, организация может отнести кондиционеры, приобретенные для офиса и торговых объектов, к основным средствам, участвующим в предпринимательской деятельности.
1.2. Можно ли включить в состав затрат, учитываемых при налогообложении прибыли, амортизационные отчисления и расходы по содержанию кондиционеров?
Можно.
Затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете (п. 1 ст. 130 Налогового кодекса РБ; далее по тексту рубрики "Вопрос-ответ" – НК).
При налогообложении не учитывают следующие затраты:
– по содержанию (включая затраты на все виды ремонта) находящихся на балансе организации объектов, не участвующих в предпринимательской деятельности, кроме объектов, указанных в подп. 3.26 п. 3 ст. 129 НК (подп. 1.2 п. 1 ст. 131 НК);
– суммы амортизационных отчислений по основным средствам, неиспользуемым в предпринимательской деятельности, а также по основным средствам, не находящимся в эксплуатации (подп. 1.14 п. 1 ст. 131 НК).
Следовательно, для отнесения на затраты, учитываемые при налогообложении прибыли, организация должна документально подтвердить, что кондиционеры используются в предпринимательской деятельности. Основанием будет являться решение комиссии по амортизационной политике организации.
Владимир Васильев, экономист
Инвестиционный вычет по основным средствам, приобретенным за счет безвозмездно полученных средств
2 (444). Организация в 2014 г. выделила бюджетные средства для приобретения переносных электрогенераторов с бензиновыми двигателями.
Имеет ли она право применить инвестиционный вычет по таким электрогенераторам?
Имеет.
В состав внереализационных доходов не включают безвозмездные средства, поступающие в рамках целевого финансирования из бюджета либо государственных внебюджетных фондов, из бюджета Союзного государства и использованные по целевому назначению.
При этом расходы организаций, покрытые за счет этих средств, не учитывают при определении облагаемой налогом прибыли (подп. 4.1 п. 4 ст. 128 НК).
Исключением являются средства, безвозмездно поступившие в рамках целевого финансирования из республиканского или местного бюджета либо государственных внебюджетных фондов, из бюджета Союзного государства в налоговых периодах, следующих за периодами, в которых расходы, покрытые такими средствами, были учтены при налогообложении. Их включают в состав внереализационных доходов и отражают на дату поступления, включая зачет встречных однородных требований, исполнение обязательства третьему лицу (подп. 3.19-2 п. 3 ст. 128 НК).
Таким образом, при получении безвозмездных денежных средств для приобретения электрогенераторов организация не должна их включать в состав внереализационных доходов.
Плательщик вправе применить инвестиционный вычет |*| по машинам и оборудованию, используемым в предпринимательской деятельности, и стоимости вложений в их реконструкцию, по транспортным средствам (за исключением легковых автомобилей, кроме относимых к специальным, а также используемых для оказания услуг такси) и стоимости вложений в их реконструкцию – не более 20 % первоначальной стоимости (стоимости вложений в их реконструкцию).
* Порядок применения инвестиционного вычета доступен для подписчиков электронного "ГБ"
Сумму инвестиционного вычета включают в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг) в том месяце, с которого (в котором) в соответствии с законодательством начато начисление амортизации основных средств, используемых в предпринимательской деятельности.
Для целей определения инвестиционного вычета по основным средствам, используемым в предпринимательской деятельности, к машинам и оборудованию, транспортным средствам относят основные средства, определенные в качестве машин и оборудования, транспортных средств в приложении к постановлению Минэкономики РБ от 30.09.2011 № 161.
Инвестиционный вычет не применяют к основным средствам, которые:
1) предназначены и (или) используются для осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса, оборудования торговли и общественного питания;
2) приняты плательщиком в качестве объекта по договорам аренды (финансовой аренды (лизинга)), доверительного управления, безвозмездного пользования, вклада в уставный фонд (простое товарищество);
3) получены безвозмездно либо используются (полностью или частично) или предназначены для использования (полностью или частично) в деятельности, по которой организация не уплачивает налог на прибыль в связи с применением особых режимов налогообложения.
Как видим, запрет на применение инвестиционного вычета при приобретении основных средств за счет безвозмездно полученных бюджетных средств отсутствует. Поэтому организация, купившая переносные электрогенераторы с бензиновым двигателем в 2014 г. за счет бюджетных средств, имеет право на применение инвестиционного вычета в общем порядке.
Иван Данилов, экономист
Перевозка грузов нерезидентом Польши и налог на доходы
3 (445). Белорусская организация по внешнеторговому контракту приобретает товары у резидента Польши. Для доставки товаров белорусская организация заключила договор с транспортной компанией – резидентом Польши.
Следует ли удерживать налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство (далее – налог на доходы), при оплате транспортных услуг, оказанных резидентом Польши?
Не следует, если резидент Польши представит подтверждение своего налогового резидентства.
Плательщиками налога на доходы признают иностранные организации, неосуществляющие деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, но извлекающие доходы из источников в Республике Беларусь (ст. 145 НК).
Плата, полученная плательщиком от источника в Республике Беларусь за перевозку, фрахт (в т.ч. демереджи и прочие платежи, возникающие при перевозках) в связи с осуществлением международных перевозок (за исключением платы за перевозку, фрахт в связи с осуществлением международных перевозок грузов морским транспортом), а также за оказание транспортно-экспедиционных услуг (за исключением услуг в области транспортно-экспедиционной деятельности при организации международных перевозок грузов морским транспортом), является объектом обложения налогом на доходы (подп. 1.1 п. 1 ст. 146 НК).
Плату за осуществление международных перевозок автомобильным транспортом облагают налогом на доходы по ставке 6 % (п. 1 ст. 149 НК).
Для целей применения положений действующих для Республики Беларусь международных договоров по вопросам налогообложения иностранная организация, являющаяся фактическим владельцем дохода, должна представить по форме и в порядке, установленным МНС, подтверждение того, что она имеет постоянное местонахождение в том иностранном государстве, с которым Республика Беларусь имеет действующий для нее международный договор по вопросам налогообложения. Этот документ должен быть заверен компетентным органом соответствующего иностранного государства.
Подтверждение можно представлять в налоговый орган как до, так и после уплаты налога на доходы.
При представлении в налоговый орган подтверждения до даты начисления (выплаты) дохода (платежа), в отношении которого действующим для Республики Беларусь международным договором по вопросам налогообложения предусмотрены иные положения, чем те, которые установлены гл. 15 НК, в отношении такого дохода (платежа) у налогового агента производятся освобождение от удержания и перечисления в бюджет налога на доходы или удержание и перечисление в бюджет налога на доходы по пониженным ставкам, установленным таким международным договором Республики Беларусь |*|.
* Типичные ошибки, допускаемые при применении международных соглашений об избежании двойного налогообложения, доступны для всех читателей GB.BY.
Представление подтверждения в налоговый орган по месту постановки на учет налогового агента является основанием для неудержания налога на доходы или удержания налога на доходы по пониженным ставкам (ст. 151 НК).
В п. 1 ст. 8 названного Соглашения определено, что прибыль, получаемая лицом с постоянным местонахождением в одном договаривающемся государстве от эксплуатации средств наземного транспорта в международных перевозках, облагается налогом только в том договаривающемся государстве, в котором находится место фактического управления предприятия.
Таким образом, если транспортная компания (резидент Польши) представит в налоговый орган РБ подтверждение того, что она имеет постоянное местонахождение в Польше, заверенное компетентным органом Польши, то налог на доходы не удерживают.
При непредставлении в налоговый орган подтверждения налог на доходы удерживают и перечисляют в бюджет в установленном порядке (ст. 151 НК).
Сергей Козырев, канд. экон. наук, DipIFR, аудитор
Уплата налога на недвижимость по объектам до их государственной регистрации
4 (446). Организация в августе 2014 г. на основании договора купли-продажи приобрела на аукционе здание.
Заявление на регистрацию имущества в РУП "Минское областное агентство по государственной регистрации и земельному кадастру" поступило в октябре 2014 г., а свидетельство о государственной регистрации выдано в ноябре 2014 г.
С какого периода организация является плательщиком налога на недвижимость |*| со стоимости приобретенного основного средства?
* Особенности расчета и корректировки налога на недвижимость в случае изменения базы для его исчисления доступны для подписчиков электронного "ГБ".
До момента государственной регистрации плательщиком признается организация, у которой объекты состоят на учете.
Право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законодательством или договором. Если договор об отчуждении имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента его регистрации, если иное не установлено законодательством. Данная норма определена в ст. 224 Гражданского кодекса РБ (далее по тексту рубрики "Вопрос-ответ" – ГК).
Право, ограничение (обременение) права на недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникают, переходят, прекращаются с момента государственной регистрации соответственно их возникновения, перехода, прекращения и удостоверяются свидетельством (удостоверением) о государственной регистрации.
Справочно: государственная регистрация недвижимого имущества представляет собой юридический акт признания и подтверждения государством создания, изменения, прекращения существования недвижимого имущества (ст. 7 Закона РБ от 22.07.2002 № 133-З "О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним").
Объектами обложения налогом на недвижимость признаются капитальные строения (здания, сооружения), их части, машино-места, являющиеся собственностью или находящиеся в хозяйственном ведении или оперативном управлении плательщиков-организаций (п. 1 ст. 185 НК).
Налоговую базу при исчислении налога на недвижимость организации определяют исходя из наличия на 1 января календарного года капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест, учитываемых в бухгалтерском учете в составе объектов основных средств и доходных вложений в материальные активы (подп. 1.1 п. 1 ст. 187 НК).
Под остаточной стоимостью понимают разницу между первоначальной (переоцененной) стоимостью основного средства и накопленными по нему за весь период эксплуатации суммами амортизации и обесценения (п. 2 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением МНС РБ от 30.04.2012 № 26).
Активы, принимаемые к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, до их обязательной государственной регистрации, сертификации и т.п. отражают на счете 08 "Вложения в долгосрочные активы". По таким активам не может быть определена налоговая база по налогу на недвижимость (остаточная стоимость), так как они не числятся в бухгалтерском учете в качестве основных средств.
В связи с этим капитальные строения и другие объекты обложения налогом на недвижимость, подлежащие обязательной регистрации и отраженные в бухгалтерском учете до их регистрации на счете 08, до их перевода в состав основных средств не облагаются у покупателей налогом на недвижимость.
В данном случае договор об отчуждении имущества прошел государственную регистрацию в IV квартале 2014 г., поэтому покупатель здания должен уплачивать по нему налог на недвижимость с 1 января 2015 г.
Внимание! В 2014 г. по капитальным строениям (зданиям, сооружениям), их частям, машино-местам, подлежащим государственной регистрации, до их государственной регистрации плательщиком признается организация, у которой такие объекты состоят на учете (находятся на балансе) (п. 6 ст. 184 НК).
Ирина Ефимова, экономист
Денежный приз от спонсора конкурса
5 (447). Районным управлением образования среди школ района в 2014 г. проведен конкурс на звание "Лучший учитель". Согласно положению о проведении конкурса его победителю выплачивается денежный приз в размере 5 000 000 руб.
Спонсором данного конкурса выступила коммерческая организация, которая и будет осуществлять выплату данного вознаграждения.
Является ли указанное вознаграждение для его получателя доходом, подлежащим обложению подоходным налогом?
Является.
К доходам, полученным от источников в Республике Беларусь, относится вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая денежные вознаграждения и надбавки за особые условия работы (службы), выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия (бездействие), получаемые плательщиками:
– от белорусских организаций, белорусских индивидуальных предпринимателей (нотариусов, осуществляющих нотариальную деятельность в нотариальном бюро, адвокатов); представительств иностранных организаций, осуществляющих деятельность на территории Республики Беларусь; представительств и органов межгосударственных образований в Республике Беларусь;
– независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на них (плательщиков) обязанности или откуда производились выплаты этих вознаграждений (подп. 1.6 п. 1 ст. 154 НК).
При этом от подоходного налога с физических лиц освобождаются призы, полученные победителями республиканских соревнований, в размерах, определяемых Президентом и (или) Советом Министров РБ (подп. 1.20 п. 1 ст. 163 НК).
Денежные призы, полученные по иным основаниям (что и имеет место в рассматриваемом вопросе), подлежат налогообложению организациями, которые их выплачивают, по ставке 12 %.
Вместе с тем при налогообложении указанного дохода организация-спонсор вправе учесть льготу, предусмотренную подп. 1.19 п. 1 ст. 163 НК. От подоходного налога освобождаются доходы, не являющиеся вознаграждениями за выполнение трудовых или иных обязанностей, в т.ч. в виде материальной помощи, подарков и призов, оплаты стоимости путевок (за исключением путевок, указанных в подп. 1.10-1 п. 1 ст. 163 НК), получаемые, в частности:
– от организаций, являющихся местом основной работы (службы, учебы), в т.ч. пенсионерами, ранее работавшими в этих организациях, – в размере, не превышающем 11 430 000 руб., от каждого источника в течение налогового периода (за исключением доходов, указанных в подп. 1.19-1 п. 1 ст. 163 НК);
– иных организаций (за исключением профсоюзных) – в размере, не превышающем 755 000 руб., от каждого источника в течение налогового периода |*|.
* Правила, которые надо соблюдать при определении объекта налогообложения, доступны для подписчиков электронного "ГБ"
В нашем случае доход выплачивает организация, которая не является для его получателя местом основной работы. В связи с этим размер налоговой базы составит 4 245 000 руб. (5 000 000 – 755 000).
При этом размер подоходного налога, подлежащий удержанию с этой базы, составит 509 400 руб. (4 245 000 × 12 % / 100 %).
Физическое лицо реализовало свою долю в уставном фонде
6 (448). Физическое лицо – участник общества с ограниченной ответственностью (образовано в 2013 г.) в ноябре 2014 г. продает свою долю в уставном фонде этого общества за 150 500 000 руб. (14 000 долл. США по курсу, установленному Нацбанком РБ). Приобретателем этой доли выступает само общество. Сумма взноса участника в уставный фонд общества при его создании составила 111 000 000 руб. (12 000 долл. США по курсу, установленному Нацбанком РБ).
Возникли следующие вопросы:
6.1. Являются ли доходы от реализации доли в уставном фонде общества объектом обложения подоходным налогом?
Являются.
При определении налоговой базы подоходного налога следует учитывать все доходы плательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах (п. 1 ст. 156 НК).
Вместе с тем от подоходного налога освобождаются доходы плательщиков, полученные от реализации долей в уставном фонде белорусских организаций, принадлежащих физическому лицу непрерывно не менее 3 лет (подп. 1.24-1 п. 1 ст. 163 НК). Причем указанные положения применяются только в отношении долей в уставном фонде, приобретенных плательщиком начиная с 1 января 2014 г.
В рассматриваемом вопросе указанные условия не соблюдены, поэтому доходы от реализации плательщиком своей доли в уставном фонде ООО подлежат обложению подоходным налогом.
6.2. Кто обязан удержать и уплатить подоходный налог?
Налоговый агент (ООО).
При определении налоговой базы подоходного налога с указанных доходов следует учитывать положения подп. 2.25 п. 2 ст. 153 НК.
Так, не признают объектом налогообложения доходы, полученные учредителем или участником организации (исключение – акционерное общество), при ее ликвидации, выходе (исключении) участника из состава участников организации, отчуждении участником доли (части доли) в уставном фонде (пая (части пая)) организации в размере, не превышающем сумму взноса (вклада) учредителя (участника) в уставный фонд организации или сумму фактически произведенных им расходов на приобретение доли (части доли) в уставном фонде (пая (части пая)) организации.
При этом размер полученного учредителем (участником) организации дохода и сумма его взноса (вклада) в уставный фонд организации или фактически произведенные им расходы на приобретение доли (части доли) в уставном фонде (пая (части пая)) организации подлежат пересчету в доллары США по официальному курсу, установленному Нацбанком РБ соответственно на дату фактического получения дохода и на день внесения взноса (вклада) или осуществления расходов на приобретение доли (части доли) в уставном фонде (пая (части пая)) организации.
Таким образом, размер налоговой базы подоходного налога с физических лиц в нашем случае будет равен 2 000 долл. США (14 000 – 12 000), что по официальному курсу, установленному Нацбанком РБ на дату фактического получения плательщиком дохода от реализации доли, составит 21 500 000 руб.
Белорусские организации, от которых плательщик получил доходы, признаются налоговыми агентами и обязаны исчислить, удержать у плательщика и перечислить в бюджет исчисленную сумму подоходного налога с учетом особенностей, предусмотренных ст. 175 НК (пп. 1, 2 ст. 175 НК).
Таким образом, ООО как налоговый агент обязано с указанного дохода исчислить и удержать подоходный налог по ставке 12 % (п. 1 ст. 173 НК) и перечислить в бюджет при его фактической выплате в порядке, установленном ст. 175 НК |*|.
* Планируемые изменения в исчислении подоходного налога доступны для подписчиков электронного "ГБ".
Анна Павлова, экономист
Организация деятельности субъектов хозяйствования
Применение кассового оборудования при оказании платных медуслуг
7 (449). Организация оказывает физическим лицам платные медицинские услуги. В состав организации входит 3 человека.
7.1. Надо ли организации при приеме наличных денег использовать кассовый суммирующий аппарат?
Надо.
Прием наличных денег за оказанные медицинские услуги должен осуществляться с использованием кассового оборудования.
Это следует из норм, определенных подп. 1.13 п. 1 ст. 22 НК.
При реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет плательщик обязан обеспечивать прием наличных денежных средств в порядке, определяемом Положением о порядке использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств, банковских платежных карточек при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр, утвержденным постановлением Совета Министров и Нацбанка РБ от 06.07.2011 № 924/16 (далее – Положение № 924/16 и постановление № 924/16).
Так, при оказании услуг организации должны принимать наличные деньги и (или) банковские платежные карточки с применением:
1) кассового оборудования, модели (модификации) которого включены в Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь и (или) платежных терминалов;
2) автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов (п. 3 Положения № 924/16).
Перечень исключений из этого правила содержит п. 31 Положения № 924/16 и носит исчерпывающий характер. Такой вид деятельности, как оказание платных медицинских услуг, в нем не содержится.
Следовательно, организация, оказывающая физическим лицам платные медицинские услуги, должна принимать наличные деньги с использованием кассового оборудования в порядке, установленном Положением № 924/16 |*|.
* Практика приема наличных денег как с применением кассового оборудования, так и без него доступна для подписчиков электронного "ГБ".
Важно! Согласно приложению 1 к постановлению № 924/16 кассы (кассовые кабины) организаций, оказывающих платные медицинские услуги, включены в перечень объектов, в которых обязаны установить платежные терминалы, обеспечивающие в т.ч. прием к оплате банковских платежных карточек международных платежных систем Visa и MasterCard, внутренней платежной системы "БЕЛКАРТ", эмиссию которых осуществляют банки РБ.
7.2. В какой срок организация должна установить платежный терминал?
Срок установки платежных терминалов зависит от начала оказания услуг.
Обязанность установки платежных терминалов организациями, оказывающими платные медицинские услуги, условно можно разделить на 3 временных срока:
1) организациям, которые начали оказывать платные медицинские услуги после 22 июля 2014 г., платежный терминал следовало установить до начала оказания услуг;
2) организации, которые оказывали платные медицинские услуги в течение 2013 г. и размер полученной выручки которых за указанный год по каждому объекту составил более 7 500 базовых величин, обязаны установить терминал с 1 января 2015 г.;
3) в отношении иных организаций (т.е. не указанных выше в пп. 1 и 2), в которых оказывались платные медицинские услуги и платежные терминалы не установлены, обязанность установки терминалов возникает:
– с 1 июля 2015 г. – в городах областного подчинения и г. Минске;
– 1 января 2016 г. – в городах районного подчинения;
– 1 июля 2017 г. – на всей территории Республики Беларусь.
При этом количество устанавливаемых в объектах платежных терминалов должно соответствовать количеству используемых в них единиц кассового оборудования.
Справочно: сроки установки платежных терминалов в различных сферах указаны в подп. 2.8 п. 2 постановления № 924/16.
Наталья Рощина, экономист
Заключение внешнеторгового договора и указание цены услуг
8 (449). Обязательно ли во внешнеторговом договоре оказания услуг указывать цену (ориентировочную цену) услуг?
Такой обязанности нет.
Если договор подчиняется праву Республики Беларусь, цена (тариф) не является существенным условием договора |*| оказания услуг, а договор может быть заключен и без ее указания.
* Информация о существенных условиях внешнеторгового договора и о том, что нужно указать во внешнеторговом договоре, чтобы сделка была действительной, доступна для подписчикиков электронного "ГБ".
Особенности заключения договора возмездного оказания услуг изложены в гл. 39 ГК.
По договору возмездного оказания услуг одна сторона (исполнитель) обязуется по заданию другой стороны (заказчика) оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (п. 1 ст. 733 ГК).
Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, указанные в законодательстве или договоре возмездного оказания услуг. Однако следует учитывать, что цена все же не является существенным условием договора возмездного оказания услуг (п. 1 ст. 735 ГК). Обоснуем такой вывод.
К договору возмездного оказания услуг применяются общие положения о подряде (ст. 656–682 ГК) и положения о бытовом подряде (ст. 683–695 ГК), если это не противоречит ст. 733–736 ГК (гл. 39 ГК), а также особенности предмета договора возмездного оказания услуг (ст. 737 ГК). Обратимся к указанным положениям.
Так, в ст. 663 ГК определено, что в договоре подряда указываются цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения. При отсутствии в договоре таких указаний цена определяется в соответствии с п. 3 ст. 394 ГК исходя из обычно применяемых за аналогичные работы цен с учетом необходимых расходов, понесенных сторонами.
В случаях, когда в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги (п. 3 ст. 394 ГК).
Что касается внешнеторгового характера договора, то соответствующее законодательство также не предусматривает необходимости указания в договоре цены услуг.
Обратимся, в частности, к подп. 1.16.4 п. 1 Указа Президента РБ от 27.03.2008 № 178 "О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций". В нем сказано, что резиденты обязаны предусмотреть во внешнеторговом договоре:
– стоимость товаров (ориентировочную стоимость в случае невозможности установить действительную стоимость товаров в силу специфики товарной номенклатуры);
– условия расчета.
Как видим, указание стоимости во внешнеторговом договоре предусмотрено только в отношении товаров, но не услуг.
Юрий Веремейко, юрист
Выплата дивидендов и формирование уставного фонда
9 (450). В обществе с ограниченной ответственностью (ООО) по результатам хозяйственной деятельности образовалась прибыль. Участники общества хотят получить дивиденды, однако уставной фонд общества не сформирован полностью.
Имеет ли право общество выплачивать дивиденды |*| своим участникам?
* Материал о том, как отразить в учете приобретенную для выплаты дивиденов валюту и уплатить налоги, доступен для подписчиков электронного "ГБ".
Не имеет.
Ответ на этот вопрос содержит ст. 96 Закона РБ "О хозяйственных обществах". По общему правилу часть прибыли ООО, остающаяся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, покрытия убытков текущих периодов, образовавшихся по вине самого общества, и отчислений в фонды этого общества, может быть распределена между его участниками пропорционально размерам их долей в уставном фонде общества, если иное не определено его уставом.
Д-т 84 – К-т 75-2, 70
– на сумму начисленных дивидендов;
Д-т 75-2, 70 – К-т 68
– удержан налог на прибыль по дивидендам, начисленным юридическим лицам, и подоходный налог с сумм дивидендов, начисленных физическим лицам;
Д-т 75-2 – К-т 50, 51
– выплачены (перечислены) дивиденды*.
__________________________
* Корреспонденция счетов составлена редакцией.
Исключения из этого правила приведены также в ст. 96 названного Закона. В частности, до полной оплаты всего уставного фонда общее собрание участников ООО не вправе принимать решение о распределении прибыли между участниками и ее выплате, а также выплачивать эту прибыль.
Формирование уставного фонда организации с иностранными инвестициями
10 (451). Организация создана в мае 2013 г. как совместное общество с ограниченной ответственностью (СООО). Уставный фонд |*| был объявлен в размере 30 000 долл. США, который должен быть сформирован в течение 2 лет, т.е. до мая 2015 г.
В настоящий момент статуса СООО в законодательстве не предусмотрено.
Рассмотрим вопросы, возникшие в приведенной ситуации.
* Информация о том, какие налоги должен заплатить нерезидент – участник ООО (юридическое лицо), который продал долю в уставном фонде, доступна для подписчиков электронного "ГБ".
10.1. Должна ли организация в обязательном порядке привести в соответствие с ныне действующим законодательством уставный фонд?
Не должна.
Организация вправе:
– формировать уставный фонд в размере и порядке, указанном в Уставе СООО, т.е. до мая 2015 г.;
– принять решение об уменьшении размера уставного фонда, но не ниже минимального размера, установленного законодательством РБ (ст. 21 Закона РБ от 12.07.2013 № 53-З "Об инвестициях", далее – Закон).
Справочно: для ООО минимальный размер уставного фонда законодательством не установлен. Минимальный размер уставного фонда определен для закрытых акционерных обществ (в сумме, эквивалентной 100 базовым величинам) и для открытых акционерных обществ (в сумме, эквивалентной 400 базовым величинам).
10.2. Обязана ли организация внести изменения в наименование СООО?
Коммерческие организации, признававшиеся до 24 января 2014 г. коммерческими организациями с иностранными инвестициями, имеют право использовать в своих наименованиях слова, указывающие на участие иностранного инвестора (иностранных инвесторов) до выхода последнего (последних) из состава участников коммерческой организации (ст. 21 Закона).
Анна Шинкевич, юрист