- налогообложение
- бухучет-2015
- ценообразование
- Организация деятельности субъектов хозяйствования
- таможенное законодательство
налогообложение
Налогообложение расходов по покупке валюты для погашения займа и выплаты дивидендов
1 (104). Организация покупает иностранную валюту для погашения задолженности по займу, который был использован для приобретения сырья, а также для выплаты дивидендов нерезидентам.
Включают ли в состав затрат, учитываемых при налогообложении, расходы по покупке валюты для этих целей?
Для погашения займа – включают, для выплаты дивидендов – не включают.
В составе расходов, включаемых в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), учитывают расходы, связанные с покупкой иностранной валюты, в сумме разницы между курсом покупки и официальным курсом, установленным Нацбанком на момент покупки, для проведения расчетов за сырье, материалы, товары (работы, услуги) по использованным на их приобретение, а также на выплату заработной платы займам, кредитам и уплате процентов по ним, по служебным командировкам за границу, созданию (приобретению) инвестиционных активов. Сюда же относят и расходы на покупку валюты при оплате иных расходов при условии, что они относятся на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг) (подп. 2.12 п. 2 ст. 130 Налогового кодекса Республики Беларусь; далее по тексту рубрики "Вопрос-ответ" – НК).
При налогообложении не учитывают суммы начисленных организацией дивидендов и приравненных к ним доходов (подп. 1.10 п. 1 ст. 131 НК).
Поскольку начисленные дивиденды не учитывают при налогообложении, то и расходы по покупке валюты для перечисления дивидендов не включают в состав затрат, учитываемых при налогообложении.
Д-т 57-2 – К-т 51
– перечислены средства для покупки валюты для погашения задолженности по займу;
Д-т 57-4 (субсчет "Приобретенная валюта") – К-т 57-2
– отражено приобретение иностранной валюты по курсу Нацбанка на дату приобретения;
Д-т 25, 26, 44 и др. – К-т 57-2
– отражены расходы по покупке валюты для погашения задолженности по займу в виде разницы между курсом Нацбанка и курсом покупки;
Д-т 52 – К-т 57-4
– поступила на счет приобретенная валюта по курсу на дату зачисления;
Д-т 57-4 – К-т 91
– отражена курсовая разница при переоценке дебиторской задолженности по купленной валюте;
Д-т 66, 67 – К-т 52
– перечислены валютные средства в погашение займа*.
__________________________
* Здесь и далее корреспонденция счетов составлена редакцией.
Расходы по покупке валюты для погашения задолженности по займу включают в состав затрат, учитываемых при налогообложении, поскольку заем использован при проведении расчетов за сырье |*|.
* Материал об отражении в бухгалтерском учете иностранной валюты доступен для подписчиков электронного "ГБ"
Д-т 84 – К-т 70, 75-2
– начислены дивиденды;
Д-т 70 – К-т 68
– исчислен подоходный налог с суммы дивидендов;
Д-т 75-2 – К-т 68
– исчислен налог на прибыль с суммы дивидендов;
Д-т 70, 75-2 – К-т 50, (51, 52)
– выданы (перечислены) дивиденды.
Списание кредиторской задолженности с истекшими сроками исковой давности и сумм НДС, не принятых к вычету
2 (105). Организация в марте 2015 г. списывает кредиторскую задолженность с истекшими сроками исковой давности, образовавшуюся при приобретении товаров. До 2013 г. она определяла выручку по мере оплаты отгруженных товаров.
Рассмотрим вопросы, возникшие в приведенной ситуации.
2.1. Как отразить в бухгалтерском учете списание кредиторской задолженности с истекшими сроками исковой давности и сумм НДС, не принятых к вычету?
Кредиторскую задолженность – на счете 90.
Не принятые к вычету суммы НДС – на счетах 90, 91.
Кредиторскую задолженность, по которой срок исковой давности или приобретательной давности истек, признают в бухгалтерском учете доходом на дату, следующую за днем истечения срока исковой давности или приобретательной давности, в сумме, в которой эта задолженность была отражена в бухгалтерском учете организации (п. 27 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102).
Списание кредиторской задолженности по товарам учитывают в составе прочих доходов по текущей деятельности и отражают на счете 90 "Доходы и расходы по текущей деятельности".
Не принятые к вычету суммы НДС по товарам, работам, услугам, кредиторская задолженность по которым признается доходом, отражают по дебету счетов 90, 91 "Прочие доходы и расходы" и кредиту счета 18 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам" (п. 5 Инструкции по бухгалтерскому учету налога на добавленную стоимость, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 30.06.2012 № 41).
2.2. Как учитывают при налогообложении указанные суммы?
Списанная кредиторская задолженность – в составе внереализационных доходов.
Не принятые к вычету суммы НДС – в составе внереализационных расходов.
В налоговом учете суммы кредиторской задолженности, по которой истекли сроки исковой давности, и, если это предусмотрено законодательством, суммы кредиторской задолженности, по которой истекли сроки приобретательной давности, включают в состав внереализационных доходов (подп. 3.10 п. 3 ст. 128 НК).
Не принятые к вычету суммы НДС при списании кредиторской задолженности в состав внереализационных доходов у плательщиков, определявших до 1 января 2013 г. выручку от реализации товаров по мере оплаты отгруженных товаров, включают в состав внереализационных расходов. Такие расходы отражают на дату включения в состав внереализационных доходов сумм кредиторской задолженности (подп. 3.5 п. 3 ст. 129 НК) |*|.
* Информация о налогообложении результатов инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Сергей Козырев, канд. экон. наук, DipIFR, аудитор
Снижение стоимости товаров и "ввозной" НДС
3 (106). ОАО по договору поставки в апреле, мае и июне 2014 г. приобрело товар у российского продавца.
НДС при ввозе на территорию Республики Беларусь уплачен до 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров, и принят к вычету за соответствующие отчетные периоды. Отчетный период исчисления и уплаты НДС – месяц. В налоговый орган представлены налоговые декларации и заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов на основании п. 8 ст. 2 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе (далее – Протокол).
В июле 2014 г. выявлены недостатки по качеству товаров. Продавцу была направлена претензия, которая была им признана. В результате переговоров достигнуто соглашение об уменьшении цены на поставленные товары без их возврата. В сентябре 2014 г. на основании подписанного дополнительного соглашения об уменьшении цены поставщик представил корректировочные счета-фактуры.
Необходимо ли в данной ситуации представлять уточненные налоговые декларации с целью возврата уплаченных сумм НДС и вносить изменения в ранее оформленные заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов?
Такой необходимости нет.
В рамках действия Таможенного союза (до 1 января 2015 г.) для целей уплаты НДС налоговую базу следовало определять на дату принятия на учет у налогоплательщика импортированных товаров |*| (но не позднее срока, установленного законодательством государства – члена Таможенного союза, на территорию которого импортируются товары) на основе стоимости приобретенных товаров (п. 2 ст. 2 Протокола).
* Разъяснение об особенностях исчисления НДС в случае импорта товаров доступно для подписчиков электронного "ГБ"
Стоимостью приобретенных товаров является цена сделки, подлежащая уплате поставщику за товары (работы, услуги), согласно условиям договора (контракта).
В связи с тем что на момент представления налоговых деклараций за апрель, май, июнь 2014 г. у плательщика не было документов, подтверждающих уменьшение цены сделки, НДС при ввозе товаров исчислялся исходя из их первоначальной стоимости.
В 2014 г. уплата НДС при ввозе на территорию Республики Беларусь товаров с территории Российской Федерации осуществлялась в соответствии с Соглашением о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе, а также Протоколом, поэтому при рассмотрении вопроса о представлении уточненных деклараций также необходимо руководствоваться указанными документами.
Уточненные декларации следовало подавать в том случае, когда имел место возврат товара (по истечении месяца, в котором товар был принят на учет) по подтвержденной участниками договора (контракта) причине ненадлежащего качества и (или) комплектации товара (п. 9 ст. 2 Протокола).
Исходя из изложенного оснований для подачи уточненной декларации (расчета) по НДС с целью возврата (зачета) суммы НДС, соответствующей уменьшению стоимости товара, у организации не имеется. Следовательно, суммы принятого к вычету НДС (уплаченного при ввозе) также не подлежат корректировке.
бухучет-2015
Резерв предстоящих расходов на выплату вознаграждения по итогам работы за год и учетная политика
4 (107). В организации в соответствии с коллективным договором ежегодно производится выплата вознаграждения сотрудникам по итогам работы за год.
Вправе ли организация предусмотреть в учетной политике ежемесячное начисление резерва предстоящих расходов на выплату вознаграждения по итогам работы за год?
Не вправе.
Формы, системы и размеры оплаты труда работников, в т.ч. и дополнительные выплаты стимулирующего и компенсирующего характера, устанавливает наниматель на основании коллективного договора, соглашения и трудового договора (ст. 63 Трудового кодекса Республики Беларусь).
Таким образом, возможность выплаты вознаграждения сотрудникам по итогам работы за год предусматривается не учетной политикой организации, а коллективным договором, соглашением или трудовым договором.
В бухгалтерском учете счет 96 "Резервы предстоящих платежей" предназначен для обобщения информации о наличии и движении обязательств, в отношении которых имеется неопределенность в суммах будущих платежей, необходимых для их погашения.
На счете 96 отражают суммы предстоящей оплаты отпусков (включая отчисления на социальное страхование), суммы предстоящих платежей по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию, резервы по затратам на реструктуризацию организации, резервы по обременительным договорам, резервы по выводу основных средств из эксплуатации и аналогичным обязательствам, прочие резервы, установленные законодательством и учетной политикой организации (п. 75 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50; далее по тексту рубрики "Вопрос-ответ" – Инструкция № 50).
Таким образом, организация не вправе ежемесячно начислять резерв на выплату вознаграждения по итогам работы за год на счете 96 и предусматривать в учетной политике его создание, поскольку такой резерв не предусмотрен законодательством |*|.
* Информация о составлении учетной политики организации на 2015 г. доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Сергей Козырев, канд. экон. наук, DipIFR, аудитор
Источники выплаты дивидендов
5 (108). Организация обнаружила ошибки за прошлые годы в части неотражения доходов. Для их исправления был использован счет 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)".
Можно ли данную прибыль направить на выплату дивидендов?
Можно.
Ошибка, допущенная в году (годах) |*|, предшествующем (предшествующих) отчетному году, исправляется в том месяце отчетного года, в котором она выявлена, дополнительной или сторнировочной записью (записями) по дебету (кредиту) счета 84 и других счетов и кредиту (дебету) соответствующих счетов (п. 12 Национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности "Учетная политика организации, изменения в учетных оценках, ошибки", утвержденного постановлением Минфина Республики Беларусь от 10.12.2013 № 80).
* Информация о том, какой счет использовать при исправлении ошибки прошлого года, доступна для подписчиков электронного "ГБ"
При исправлении ошибок по учету доходов прошлых лет применяется счет 84, поскольку доходы прошлых лет должны были принимать участие в формировании прибыли на счете 84.
Справочно: счет 99 "Прибыли и убытки" предназначен для обобщения информации о формировании конечного финансового результата деятельности организации за отчетный период (пп. 67, 78 Инструкции № 50).
Прибыль (убыток) от текущей деятельности отражается по дебету (кредиту) счета 90 "Доходы и расходы по текущей деятельности" (субсчет 90-11 "Прибыль (убыток) от текущей деятельности") и кредиту (дебету) счета 99.
Сальдо прочих доходов и расходов за отчетный период отражается по дебету (кредиту) счета 91 (субсчет 91-5 "Сальдо прочих доходов и расходов") и кредиту (дебету) счета 99.
По окончании отчетного года счет 99 закрывается. При этом заключительной записью последнего месяца отчетного года сумма чистой прибыли (убытка) отчетного года отражается по дебету (кредиту) счета 99 и кредиту (дебету) счета 84, который предназначен для обобщения информации о наличии и движении сумм нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) организации.
Распределение прибыли относится к исключительной компетенции общего собрания участников хозяйственного общества (ст. 34 Закона Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-XII "О хозяйственных обществах"; далее по тексту рубрики "Вопрос-ответ" – Закон № 2020-XII).
Таким образом, чистая прибыль хозяйственного общества, образовавшаяся в т.ч. и при исправлении ошибок в бухгалтерском учете, по решению собственников хозяйственного общества может быть направлена на выплату дивидендов. Никаких ограничений на этот счет законодательство не содержит.
Виталий Раковец аудитор ООО "АудитИнком"
ценообразование
Формирование цен в столовой
6 (109). На балансе организации, расположенной в г. Минске, находится столовая.
Рассмотрим вопросы, которые возникли в ходе осуществления ею деятельности.
6.1. Установлены ли ограничения наценки при формировании цен на продукцию собственного производства? Какой размер наценки можно применять на полуфабрикаты, кулинарные изделия при реализации их через объекты розничной торговли?
Ограничения установлены только на продукцию общественного питания, реализуемую в учреждениях образования.
Как известно, в целях сдерживания роста ценс 18 декабря 2014 г. введен мораторий на изменение цен на потребительские товары (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19.12.2014 № 1207 "О некоторых вопросах потребительского рынка").
При формировании цен юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими оптовую и розничную торговлю, допускается применение торговых (оптовых) надбавок по конкретным видам товаров в размерах, не превышающих уровень по состоянию на (до) 18 декабря 2014 г. (без учета проводимых в декабре 2014 г. акционных мероприятий). При этом рентабельность продаж по конечному финансовому результату не может превышать 3 % в целом по организации (письмо Минэкономики и Минторга Республики Беларусь от 18.02.2015 12-01-10/1407/03-20/150).
Напомним установленные ранее общие правила формирования цен на продукцию общественного питания.
Перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются облисполкомами и Минским городским исполнительным комитетом, определен Указом Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 № 72 "О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь". В частности, в данный перечень входит продукция общественного питания (цены и наценки), реализуемая в учреждениях образования.
Регулирование цен на продукцию общественного питания, реализуемую в учреждениях образования, осуществляется через установление решениями, принятыми облисполкомами и Мингорисполкомом, предельных максимальных торговых надбавок и наценок.
Таким образом, объекты общественного питания (за исключением организаций общественного питания учреждений образования), а также объекты общественного питания, к которым относятся заготовочные цеха мясных полуфабрикатов, готовой кулинарной продукции, булочных, булочно-кондитерских изделий и т.п., получили право свободного формирования цен.
Наценки с учетом конъюнктуры рынка |*| применяются как при формировании цен на продукцию собственного производства, так и на покупные товары, реализуемые в розлив и порционно.
* Информация о том, как сформировать цены на продукцию собственного производства и товары, реализуемые объектами общественного питания, доступна для подписчиков электронного "ГБ"
6.2. Можно ли при формировании цен на продукцию общепита применять разные наценки: например, на холодные закуски один процент, а на горячие блюда – другой?
Можно.
Размер наценки на разные блюда зависит от спроса посетителей, поэтому при формировании розничных (продажных) цен на продукцию собственного производства, например на холодные закуски, горячие блюда, размер применяемой наценки может быть разный.
При формировании розничных (продажных) цен на продукцию собственного производства |*|, а именно на полуфабрикаты, кулинарные изделия, с целью реализации их через объекты розничной торговли, размер наценки также не ограничен и зависит от спроса и предложения.
* Информация об особенностях формирования цен объектами общественного питания доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Формирование цен на блюда обеденного меню, а также при организации и проведении торжественных мероприятий (банкетов, фуршетов, свадеб, корпоративных вечеринок) осуществляется указанными объектами с учетом конъюнктуры рынка и зависит от спроса посетителей на данный вид продукции или услуги.
Определенный руководителем порядок формирования цен и документального оформления товарных операций закрепляется в учетной политике организации и зависит от типа объекта, от организации на предприятии бухгалтерского учета, наличия в юридическом лице структурных подразделений и т.д.
6.3. В каком порядке следует формировать цены в столовой?
Рассмотрим более распространенный метод формирования цен. Это – формирование розничных цен исходя из стоимости набора сырья или продовольственных товаров в розничных ценах и наценок, определяемых с учетом конъюнктуры рынка.
Суть данного метода заключается в том, что сырье включается в калькуляционную карточку согласно рецептурам по нормам вложения по сформированным розничным ценам с применением наценки к общей стоимости сырья.
Розничные цены на сырье организации общественного питания определяют исходя из отпускной цены организации-производителей или импортеров, торговой надбавки (с учетом оптовой надбавки) к отпускной цене организации-производителя или импортера и НДС.
В организациях г. Минска регулирование цен на социально значимые товары, по перечню, утвержденному Советом Министров Республики Беларусь |*|, осуществляется в соответствии с постановлением № 200*. Решением Мингорисполкома от 19.05.2011 № 1383 "О торговых надбавках к ценам на продовольственные товары" регулируются предельные торговые надбавки на свежие картофель, морковь столовую, свеклу столовую (за исключением указанных картофеля, свеклы, моркови откалиброванных, мытых, расфасованных в перфорированные пакеты), капусту белокочанную, лук репчатый, свежие огурцы, помидоры и яблоки отечественного и иностранного производства.
* Информация о том, какие изменения произошли в порядке регулирования цен на социально значимые товары Министерством экономики, доступна для подписчиков электронного "ГБ"
__________________________
* Постановление Минэкономики Республики Беларусь от 14.12.2011 № 200 "О торговых надбавках к отпускным ценам на социально значимые товары и признании утратившими силу постановления Министерства экономики Республики Беларусь от 27 апреля 2011 г. № 66 и отдельного структурного элемента постановления Министерства экономики Республики Беларусь".
Данный метод актуален при формировании цен в объектах общественного питания (кафе, ресторанах, барах, столовых, заготовочных цехах, пиццериях и т.п.), а также при перемещении продовольственного сырья из другого структурного подразделения по розничным ценам (из магазина или склада и т.п.).
Пример. Расчет розничной цены
Калькуляционная карточка № 69 от 09 марта 2015 г.
Наименование блюда (изделия) котлета "Наслаждение"
Номер рецептуры по Сборнику (номер техкарты) № ____
Расчет на количество единиц – 100 порций
Людмила Зубко, главный специалист отдела финансов Главного управления потребительского рынка Мингорисполкома
Организация деятельности субъектов хозяйствования
Использование чистой прибыли по решению хозяйственного общества
7 (110). По итогам работы за 2014 г. хозяйственное общество получило чистую прибыль.
Имеет ли оно право использовать чистую прибыль для выплаты работникам вознаграждений по итогам работы за 2014 г. в марте 2015 г. согласно коллективному договору?
Имеет, но при соблюдении определенных условий.
Учредительным документом хозяйственного общества является устав, утвержденный его учредителями (участниками).
Устав хозяйственного общества должен определять, в частности, условия и порядок распределения прибыли и убытков.
Справочно: в уставе хозяйственного общества должны быть определены также:
– права и обязанности участников;
– структура, порядок избрания или образования, состав и компетенция его органов;
– порядок управления деятельностью хозяйственного общества;
– орган управления хозяйственного общества или в случае, установленном частью второй ст. 84 Закона № 2020-XII, лицо (работника), уполномоченного на подготовку, созыв и проведение общего собрания его участников;
– порядок принятия органами управления решений, включая перечень вопросов, решения по которым принимаются органами управления единогласно или квалифицированным большинством (не менее 2/3, 3/4) голосов;
– ответственность общества, его участников.
В устав хозяйственного общества по согласию учредителей (участников) могут быть включены и иные положения, не противоречащие законодательству (ст. 14 Закона № 2020-XII).
К исключительной компетенции общего собрания участников хозяйственного общества относятся, в частности, утверждение годовых отчетов, бухгалтерских балансов, отчетов о прибылях и убытках хозяйственного общества (данных книги учета доходов и расходов) и распределение прибыли и убытков этого общества при наличии и с учетом заключения ревизионной комиссии (ревизора) и в установленных Законом № 2020-XII случаях – аудиторского заключения.
При этом вопросы, отнесенные к исключительной компетенции общего собрания участников хозяйственного общества, не могут быть переданы на решение других органов управления этим обществом (ст. 34 Закона № 2020-XII) |*|.
* Информация о том, когда и как общее собрание общества может утверждать локальные нормативные акты, доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Таким образом, если уставом не предусмотрено использование чистой прибыли согласно коллективному договору, то организация не имеет права использовать чистую прибыль для выплаты работникам вознаграждений по итогам работы за 2014 г. без соответствующего решения общего собрания участников хозяйственного общества.
Сергей Козырев, канд. экон. наук, DipIFR, аудитор
таможенное законодательство
Зачет переплаты по ввозной таможенной пошлине в счет погашения обязанности по уплате таможенных сборов
8 (111). Сельскохозяйственное предприятие имеет неисполненную обязанность по уплате таможенных сборов за таможенное оформление и переплату по уплате ввозной таможенной пошлины (код платежа в бюджет – 2600). Данную переплату предприятие намерено использовать на уплату таможенной пошлины при помещении товаров, поступающих в его адрес, под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. Таможенный орган по собственной инициативе произвел зачет переплаты по ввозной таможенной пошлине в счет уплаты сбора за таможенное оформление.
Законно ли это, ведь согласно подп. 3.2 п. 3 ст. 115 Закона Республики Беларусь от 10.01.2014 № 129-З "О таможенном регулировании в Республике Беларусь" (далее – Закон № 129-З) зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин в счет уплаты иных платежей не допустим?
Действия таможенных органов законны.
Таможенный орган правомерно осуществил зачет переплаты |*| по ввозной таможенной пошлине в счет погашения обязанности по уплате таможенных сборов за таможенное оформление, основываясь на следующих нормах законодательства.
* Информация о сроках и ограничениях по проведению зачета по переплате таможенных платежей доступна для всех читателей GB.BY
Нормы права, содержащиеся в международных договорах, являются частью действующего на территории Республики Беларусь законодательства и подлежат непосредственному применению.
Исключение составляют случаи, когда из международного договора следует, что для применения таких норм необходимо принятие (издание) внутригосударственного нормативного правового акта, и имеют силу того нормативного правового акта, которым выражено согласие Республики Беларусь на обязательность для нее соответствующего международного договора (ст. 20 Закона Республики Беларусь "О нормативных правовых актах Республики Беларусь"). Новый нормативный правовой акт имеет бóльшую юридическую силу по отношению к ранее принятому (изданному) по тому же вопросу нормативному правовому акту того же государственного органа (должностного лица).
Справочно: регистрационный номер Закона № 129-З (2/2127) датирован 15 января 2014 г., в то время как Договор о Евразийском экономическом союзе ратифицирован Законом Республики Беларусь от 09.10.2014 № 193-З "О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе".
Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства – члена Таможенного союза, в котором произведены уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин, с учетом особенностей, предусмотренных международным договором государств – членов Таможенного союза (ст. 90 Таможенного кодекса Таможенного союза; далее по тексту рубрики "Вопрос-ответ" – ТК ТС).
Важно! До 1 января 2015 г. было определено, что ввозные таможенные пошлины не могут быть зачтены в счет уплаты иных платежей. Аналогичная норма сохранена в 2015 г., и ввозные таможенные пошлины должны уплачиваться плательщиками на единый счет уполномоченного органа отдельными расчетными (платежными) документами (инструкциями).
Таможенный орган самостоятельно зачитывает излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных платежей в счет не исполненной в установленный срок обязанности по уплате таможенных платежей, процентов, иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, а также неуплаченных пеней с уведомлением об этом плательщика в течение 5 календарных дней со дня принятия таможенным органом решения о таком зачете (п. 5 ст. 115 Закона № 129-З).
Уплату ввозных таможенных пошлин производят на единый счет Минфина Республики Беларусь
9 (112). На какой номер счета вносятся ввозные таможенные пошлины? Существуют ли какие-либо особенности заполнения платежного поручения |*| при уплате таможенных платежей денежными средствами?
Существуют.
* Информация о заполнении платежных поручений доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Для внесения таможенных пошлин Минфину в настоящее время в Нацбанке открыт единый счет в белорусских рублях (№ 3600920000008; код банка – 153005042). Особенности заполнения платежного поручения на внесение ввозных таможенных пошлин установлены п. 9 Инструкции о порядке исполнения республиканского бюджета и бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь по доходам, утвержденной постановлением Минфина и Нацбанка Республики Беларусь от 08.12.2005 № 143/171.
Так, при оформлении платежного поручения на перевод денежных средств со счета плательщика на единый счет следует указывать:
– в поле "Бенефициар" – Министерство финансов (при переводе денежных средств на единый счет);
– в поле "Назначение платежа":
наименование плательщика – юридического лица;
наименование платежа в бюджет (например, обеспечение уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов);
срок уплаты либо период, за который производится уплата;
– в поле "УНП плательщика" – УНП плательщика;
– в поле "УНП бенефициара" указываются УНП таможенного органа, которым произведен либо будет производиться выпуск товаров или который совершил либо будет совершать юридически значимые действия;
– в поле "Код платежа" – код платежа в бюджет, представляющий 5-значное число "ХРРПП", в котором:
"Х" – вид платежа;
"РРПП" – код раздела и подраздела классификации доходов бюджета, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 31.12.2008 № 208 "О бюджетной классификации Республики Беларусь".
Уплата налога на прибыль в счет переплаты таможенной пошлины
10 (113). Промышленное предприятие имеет задолженность по уплате налога на прибыль, которая взыскивается в принудительном порядке судебным исполнителем. Кроме того, у данного юридического лица имеется переплата по ввозной таможенной пошлине (код платежа в бюджет 2601), которая уплачена на единый счет.
Имеет ли право судебный исполнитель взыскать налог на прибыль |*| за счет переплаты по ввозной таможенной пошлине (код платежа в бюджет 2601), руководствуясь нормами Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь?
Не имеет.
* Информация о порядке исчисления и уплаты налога на прибыль доступна для всех читателей GB.BY
На денежные средства, находящиеся на едином счете уполномоченного органа по уплате таможенных пошлин, не может быть обращено взыскание в порядке исполнения судебных актов или каким-либо иным способом. Исключение составляют только случаи погашения задолженности плательщиков по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, а также пеней (процентов). Данная норма закреплена в п. 4 Протокола (приложение № 5к Договору о Евразийском экономическом союзе (далее по тексту рубрики "Вопрос-ответ" – приложение № 5 к Договору)).
Справочно: ранее Соглашением об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) от 16.04.2010 № 246 была установлена более жесткая норма, которая не допускала обращать взыскание в порядке исполнения судебных актов или каким-либо иным способом на ввозную таможенную пошлину, находящуюся на едином счете, в т.ч. и для погашения задолженности по уплате платежей, взимаемых таможенными органами.
Авансовые платежи по ввозной таможенной пошлине
11 (114). Промышленное предприятие осуществляет закупку по импорту комплектующих для сельхозтехники.
Может ли данное предприятие внести авансом сумму платежа по ввозной таможенной пошлине |*| на единый счет и в последующем учитывать данную сумму по мере подачи деклараций и помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления?
Не может.
* Информация об оформлении сертификата обеспечения уплаты таможенных пошлин доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Ввозные таможенные пошлины плательщикам следует уплачивать на единый счет уполномоченного органа отдельными расчетными (платежными) документами (инструкциями). Данное требование предусмотрено в части второй п. 3 Протокола о порядке зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин (приложение № 5 к Договору).
Обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин и налогов в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации (ст. 211 ТК ТС).
Таможенную пошлину уплачивают до выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления. Предприятие обязано уплачивать отдельным платежным документом ввозную таможенную пошлину каждый раз при подаче декларации на товары с целью помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
Николай Дубинский, канд. техн. наук