налогообложение
Подоходный налог при выдаче работнику займа на обучение сына и племянника
1 (115). Организация в феврале 2015 г. выдала своему работнику заем в размере 15 000 000 руб. для оплаты обучения его совершеннолетних сына и племянника в университете (учреждение образования Республики Беларусь), где они получают первое высшее образование.
Ввиду того что у племянника умерли родители, работник организации до достижения племянником 18 лет является его опекуном.
Необходимо ли организации с указанной суммы исчислить и уплатить в бюджет подоходный налог?
Нет, при представлении определенных документов.
Налоговые агенты при выдаче физическим лицам займов, кредитов должны исчислить и уплатить подоходный налог в бюджет:
– за счет своих средств;
– не позднее дня, следующего за днем выдачи займа, кредита |*|.
* Перечень нормативных документов, позволяющих изучить порядок оформления, выдачи, налогообложения займа, доступен для подписчиков электронного "ГБ"
Это правило не распространяется:
1) на индивидуальных предпринимателей (нотариусов, адвокатов);
2) займы, кредиты, выданные белорусскими организациями (индивидуальными предпринимателями) на оплату стоимости обучения в учреждениях образования Республики Беларусь при получении первого высшего, первого среднего специального, первого профессионально-технического образования физическим лицам, имеющим право на получение социального налогового вычета, предусмотренного подп. 1.1 п. 1 ст. 165 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее по тексту рубрики "Вопрос-ответ" – НК) (часть третья, абз. 3 части четвертой п. 10 ст. 175 НК).
При определении размера налоговой базы плательщик имеет право применить социальный налоговый вычет в сумме:
– уплаченных им за обучение лиц, состоящих с ним в отношениях близкого родства (плательщиком-опекуном (плательщиком-попечителем) – за обучение своих подопечных, в т.ч. бывших подопечных, достигших 18-летнего возраста), в учреждениях образования Республики Беларусь при получении ими первого высшего, первого среднего специального или первого профессионально-технического образования;
– расходов, произведенных указанными плательщиками по погашению кредитов банков Республики Беларусь, займов, полученных от белорусских организаций (белорусских индивидуальных предпринимателей) (включая проценты по ним, за исключением процентов, уплаченных за несвоевременный возврат (погашение) кредитов, займов и (или) несвоевременную уплату процентов по кредитам, займам), фактически израсходованных ими на указанные цели.
К лицам, состоящим в отношениях близкого родства, относятся родители (усыновители), дети (в т.ч. усыновленные, удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, прадед, прабабка, правнуки, супруги (подп. 2.1 п. 2 ст. 153 НК).
Таким образом, работник имеет право на получение социального налогового вычета, предусмотренного подп. 1.1 п. 1 ст. 165 НК, в размере сумм, уплаченных им за обучение своего сына (относится к близким родственникам) и племянника (бывшего подопечного, достигшего 18-летнего возраста).
Так как в рассматриваемой ситуации заем выдан лицу, имеющему право на получение социального налогового вычета, предусмотренного подп. 1.1 п. 1 ст. 165 НК, организации не требуется исчислять и уплачивать с него подоходный налог при представлении работником пакета документов, определенных частью первой п. 3 ст. 165 НК |*|.
* Последовательность применения вычетов при исчислении подоходного налога, в т.ч. при получении займа на обучение, доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Анна Павлова, экономист
От редакции:
Работнику необходимо представить в бухгалтерскую службу организации:
– справку (ее копию) учреждения образования Республики Беларусь, подтверждающую, что его близкий родственник (его подопечный) является либо являлся обучающимся учреждения образования и получает либо получал первое высшее, первое среднее специальное или первое профессионально-техническое образование, с указанием периода получения образования;
– документы, подтверждающие степень близкого родства с сыном (например, свидетельство о рождении), а в отношении племянника – выписки из решения органов опеки и попечительства;
– копию договора займа;
– документы, подтверждающие фактическую оплату услуг в сфере образования (если заем был выдан наличными деньгами).
Арендная плата за землю при УСН
2 (116). Организация применяет упрощенную систему налогообложения (далее – УСН) и арендует земельный участок площадью 0,005 га, находящийся в государственной собственности.
Является ли организация в 2015 г. плательщиком арендной платы за земельный участок?
Не является.
Организация, применяющая УСН, вправе не производить исчисление и уплату арендной платы за землю |*|, если общая площадь арендованных земельных участков не превышает 0,5 га.
* Порядок исчисления и уплаты арендной платы за землю доступен для подписчиков электронного "ГБ"
Обоснуем наш ответ.
В 2014 г. уплата налога при УСН заменяла уплату арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, арендодателями которых являются сельские, поселковые, районные, Минский городской и городские (городов областного подчинения) исполнительные комитеты, администрации свободных экономических зон (далее – арендная плата за землю), если иное не было установлено иными законодательными актами (подп. 2.1 п. 2 ст. 286 НК).
С 1 января 2015 г. эта норма исключена из НК.
Порядок уплаты арендной платы за землю установлен Указом Президента Республики Беларусь от 01.03.2010 № 101 "О взимании арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности" (далее – Указ № 101), в т.ч. и для арендаторов, применяющих УСН.
Из него следует, что организации, являющиеся плательщиками налога при УСН, должны исчислять и уплачивать арендную плату за земельные участки |*|, находящиеся в государственной собственности, если общая площадь этих земельных участков превысит 0,5 га (подп. 1.72 п. 1 Указа № 101).
* Информация о сроках представления деклараций по арендной плате за земельные участки, предоставленные с начала года и после, доступна для всех читателей GB.BY
таможенное законодательство
Зачет "ввозного" НДС при приобретении временно ввезенного товара в собственность
3 (117). Организация по договору аренды временно ввозит в Республику Беларусь из Германии строительную технику.
В отношении такой техники применяется частичное условное освобождение от "ввозного" НДС (ввозных таможенных пошлин).
В связи с этим при таможенной стоимости указанной техники 1 млрд. руб., ставке ввозной таможенной пошлины 0 % и сроке временного ввоза 6 полных и неполных календарных месяцев подлежащая уплате сумма НДС составляет 36 млн. руб. ((1 млрд. руб. × 20 % / 100 %) × (3 % / 100 %) × 6 месяцев) |*|.
* Порядок уплаты "ввозного" НДС таможенным органам доступен для подписчиков электронного "ГБ
Каков порядок доплаты НДС при приобретении этой техники в собственность? Вправе ли организация зачесть ранее уплаченные суммы НДС?
На практике временный ввоз зачастую завершается размещением товаров на таможенной территории Таможенного союза. Для этих целей применяется таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления.
Однако в таких случаях НДС уплачивается не как при обычном импорте |*|.
* Вопросы исчисления НДС в 2014 г., в т.ч. по ввезенным товарам, доступны для всех читателей GB.BY
Предусмотрено, что при помещении временно ввезенных товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления НДС уплачивается в размере разницы между суммой НДС, подлежащей уплате при помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, и суммой НДС, уплаченного в соответствии с таможенной процедурой временного ввоза (допуска) декларантом таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления.
При расчете применяются ставки НДС на день регистрации таможенным органом таможенной декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска).
То есть при выпуске для внутреннего потребления рассматриваемой техники подлежащая уплате, а точнее доплате, сумма НДС составит 164 млн. руб. ((1 млрд. руб. × 20 % / 100 %) – 36 млн. руб.).
В рассматриваемом случае дополнительно подлежат уплате проценты как за предоставленную отсрочку (рассрочку). Порядок их уплаты предусмотрен ст. 102 Закона Республики Беларусь от 10.01.2014 № 129-З "О таможенном регулировании в Республике Беларусь".
Так, проценты начисляются на сумму таможенной пошлины, налога, по уплате которых были предоставлены отсрочка или рассрочка, за период со дня, следующего за днем выпуска товаров, по день прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в размере 1/360 ставки рефинансирования Нацбанка, действовавшей в соответствующие периоды фактического пользования отсрочкой или рассрочкой уплаты этой таможенной пошлины, налога, за каждый день пользования отсрочкой или рассрочкой |*|.
* Порядок оформления отсрочки на уплату "ввозного" НДС и иных таможенных платежей доступен для подписчиков электронного "ГБ"
Расчет процентов за предоставление отсрочки или рассрочки уплаты таможенной пошлины, налога производится по каждому такому периоду по формуле:
П = (РТП × КД × СР) / (360 × 100),
где П – размер процентов, начисленных в соответствующем периоде фактического пользования отсрочкой или рассрочкой уплаты таможенной пошлины, налога;
РТП – размер суммы таможенной пошлины, налога, срок уплаты которых был изменен, не уплаченных в соответствующем периоде фактического пользования отсрочкой или рассрочкой уплаты таможенной пошлины, налога;
КД – количество календарных дней фактического пользования отсрочкой или рассрочкой уплаты таможенной пошлины, налога, ограниченное сроком, на который предоставлены отсрочка или рассрочка, в течение которых сумма таможенной пошлины, налога и ставка рефинансирования Нацбанка оставались неизменными, включая день уплаты суммы таможенной пошлины, налога либо день, предшествовавший дню, в котором была изменена ставка рефинансирования;
СР – ставка рефинансирования Нацбанка, действовавшая в соответствующие периоды фактического пользования отсрочкой или рассрочкой уплаты таможенной пошлины, налога.
Андрей Аброскин, экономист, специалист таможенного дела
Организация деятельности субъектов хозяйствования
Арендные ставки при передаче государственного имущества в субаренду
4 (118). При заключении договора субаренды государственного имущества арендатор по согласованию с республиканским унитарным предприятием – арендодателем такого имущества установил в договоре субаренды ставки арендной платы, превышающие ставки по договору аренды этого имущества.
Нарушает ли данная норма требования нормативных правовых актов по вопросу аренды государственного имущества?
Нарушает.
При сдаче в аренду недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности, нужно руководствоваться Положением о порядке определения размера арендной платы при сдаче в аренду капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, их частей, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 29.03.2012 № 150 (далее – Положение и Указ № 150) |*|. Эти же правила нужно применить при сдаче такого имущества в субаренду.
* Особенности заключения договора аренды госимущества доступны для подписчиков электронного "ГБ"
Более того, подп. 2.8 п. 2 Указа № 150 предусматривает возможность передачи государственного имущества в субаренду только на условиях, предусмотренных в договоре аренды данного имущества.
Таким образом, арендатор при передаче имущества в субаренду не вправе предусмотреть в договоре иную (по сравнению с арендной платой, рассчитанной по правилам Указа № 150 и указанной в договоре аренды) арендную плату |*|.
* Порядок учета и налогообложения операций по сдаче в аренду объекта недвижимости за рубежом доступен для подписчиков электронного "ГБ"
В связи с этим договор субаренды в данной части является ничтожным, как не соответствующий требованиям законодательства (ст. 169 Гражданского кодекса Республики Беларусь).
Неотделимые улучшения и выкуп арендованной недвижимости
5 (119). Общество с ограниченной ответственностью, арендующее находящееся в республиканской собственности здание, с согласия арендодателя произвело неотделимые улучшения данного имущества |*|.
* Ответы экспертов в части периодичности составления актов выполненных работ при заключении договоров аренды имущества доступны для всех читателей GB.BY
В связи с окончанием договора аренды, длившейся 4 года, арендатор обратился с просьбой о выкупе арендуемого недвижимого имущества, требуя при этом уменьшения его стоимости на сумму произведенных улучшений.
Правомерно ли такое изменение стоимости государственного имущества при его выкупе?
Правомерно.
Просьба арендатора об изменении стоимости приобретаемого арендуемого имущества правомерна.
Обоснуем наш ответ.
Вопросы в части изменения стоимости приобретаемого арендуемого имущества регулирует подп. 6.8 п. 6 Указа Президента Республики Беларусь от 04.07.2012 № 294 "О порядке распоряжения государственным имуществом" (далее по тексту рубрики "Вопрос-ответ" – Указ № 294).
Из него следует, что если арендатор произвел за счет собственных средств в установленном порядке и с письменного согласия арендодателя улучшения арендованного государственного недвижимого имущества, неотделимые без вреда для такого имущества, то при продаже этому арендатору объекта аренды его рыночная стоимость при ее определении уменьшается на сумму затрат, понесенных этим арендатором на указанные улучшения.
Обратите внимание, что данная норма действует только в том случае, если арендатору указанные затраты на улучшение арендуемого имущества не возмещались арендодателем |*|.
* Информация о практике определения при аренде и страховании имущества состава затрат, учитываемых при обложении налогом на прибыль, доступна для подписчиков электронного "ГБ
Уведомление арендатора при продаже арендуемого им государственного имущества
6 (120). Арендодатель – республиканское унитарное предприятие (РУП) уведомил арендатора, добросовестно арендующего недвижимое имущество в течение 5 лет, о намерении продать это имущество и предложил приобрести его по рыночной стоимости.
Арендатор на данное предложение, направленное в виде заказного письма, не ответил.
Собственник (РУП) продал имущество другой организации.
Является ли такая продажа законной?
Да, если со дня получения арендатором уведомления прошло 30 календарных дней.
Действительно, Указ № 294 предусматривает при определенных условиях преимущественное право арендатора государственного имущества на приобретение такого имущества. Этому праву соответствует обязанность арендодателя должным образом уведомить арендатора о намерении произвести продажу имущества. Порядок такого уведомления содержится в Указе № 294 |*|.
* Информация об изменениях в порядке распоряжения госимуществом при его отчуждении доступна для всех читателей GB.BY
Так, уведомление о намерении продать арендуемое капитальное строение (здание, сооружение), в т.ч. не зарегистрированное в установленном порядке, изолированное помещение, машино-место направляется арендодателем арендатору заказным письмом с уведомлением о вручении.
Если арендатор в течение 30 календарных дней со дня получения уведомления письменно не сообщил арендодателю о своем согласии приобрести объект аренды, не подписал представленный арендодателем договор купли-продажи, объект аренды может быть в установленном законодательством порядке продан на аукционе (по конкурсу) либо передан в собственность иному лицу (подп. 6.8 п. 6 Указа № 294).
Таким образом, в данном случае арендодатель, не получивший в 30-дневный срок ответ арендатора, вправе произвести отчуждение в предусмотренном порядке арендуемого имущества иному лицу либо инициировать проведение аукциона для продажи имущества.
Роман Томкович, юрист