- налогообложение
- Учет основных средств
- пособия семьям, воспитывающим детей
- Организация деятельности субъектов хозяйствования
налогообложение
Налог на доходы при выплате доходов нерезидентам филиалом белорусской организации, зарегистрированным в России
1 (177). Белорусская организация имеет структурное подразделение (филиал) на территории России и выполняет там строительные работы. Российской налоговой службой филиалу присвоен ИНН (идентификационный номер налогоплательщика). В связи с отсутствием собственных мест хранения имущества (строительных материалов, оборудования и пр.) на территории Российской Федерации белорусская организация собирается заключить в мае 2015 г. договор с резидентом Российской Федерации.
С целью уменьшения налоговой нагрузки какой лучше заключить договор: договор хранения имущества или договор аренды склада с целью размещения там имущества?
Не имеет значения.
Иностранные организации, не осуществляющие деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, но извлекающие доходы из источников в Республике Беларусь, являются плательщиками налога на доходы (ст. 145 Налогового кодекса Республики Беларусь; далее по тексту рубрики "Вопрос-ответ" – НК).
Объекты налогообложения установлены в п. 1 ст. 146 НК. Среди них – доходы, полученные плательщиком от источников в Республике Беларусь в виде роялти, к которым относится в т.ч. вознаграждение за использование имущества на территории Республики Беларусь либо предоставление права пользования таким имуществом, кроме платежей по аренде международных (континентальных и межконтинентальных) каналов и сетей электросвязи (подп. 1.3 п. 1 ст. 146 НК) |*|.
* Случаи, когда не надо платить налог на доходы, доступны для подписчиков электронного "ГБ"
Таким образом, нормой 1.3 п. 1 ст. 146 НК предусмотрено, что доходы российской организации от предоставления в аренду имущества будут облагаться налогом на доходы, если это имущество находится на территории Беларуси. Если же арендуемое имущество находится за пределами Республики Беларусь, то налогооблагаемые доходы не возникают.
В отношении же доходов от оказания услуг по хранению имущества действуют нормы подп. 1.12.8 п. 1 ст. 146 и ст. 149 НК. На основании этих норм доходы российской организации от оказания услуг по хранению имущества должны быть обложены налогом по ставке 15 %.
Однако с 1 января 2015 г. в подп. 3.1 п. 3 ст. 146 НК была введена новая норма, согласно которой не облагаются налогом доходы, начисляемые (выплачиваемые) нерезидентам филиалами, представительствами и иными обособленными подразделениями юридического лица Республики Беларусь, расположенными за пределами Республики Беларусь и зарегистрированными в качестве плательщиков иностранных государств |*|.
* Новации, произошедшие в порядке уплаты налога на доходы, доступны для подписчиков электронного "ГБ"
Таким образом, в этой ситуации объект налогообложения не возникает.
Следовательно, независимо от того, какой договор будет заключен (аренды склада или хранения имущества), налог на доходы не следует исчислять и удерживать из средств нерезидента. В обоих случаях не требуется совершать процедуру по освобождению от уплаты налога на доходы и не следует представлять налоговую декларацию (расчет) по налогу на доходы.
"Ввозной" НДС для организации – резидента СЭЗ "Минск"
2 (178). Организация является резидентом СЭЗ "Минск".
В своей деятельности организация продает и приобретает товары по договорам, заключенным с резидентами Российской Федерации и предусматривающим поставку продукции из Республики Беларусь в Российскую Федерацию и из Российской Федерации в Республику Беларусь.
При этом получаемые (поставляемые) товары могут быть помещены под особый таможенный режим – режим свободной экономической зоны, не предусматривающий уплату НДС при ввозе товара на территорию Республики Беларусь.
Имеет ли право организация применять ставку НДС в размере 0 % при продаже в Российскую Федерацию товара без необходимости производить начисление НДС через 180 дней при условии представления в налоговый орган Республики Беларусь копии заверенной таможенной декларации российской таможни о заявлении товара в режим свободной таможенной зоны?
Имеет.
С 1 января 2015 г. порядок уплаты НДС в торговых отношениях государств – членов Евразийского экономического союза (далее – государства – члены союза) регулируется Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе) (далее – Протокол). По общему правилу (на основании Протокола) основанием для применения ставки НДС в размере 0 % при реализации товаров как с территории Республики Беларусь в Российскую Федерацию, так и с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь является:
– наличие у продавца договора, на основании которого осуществляется экспорт товаров; транспортных (товаросопроводительных) документов, подтверждающих перемещение товаров с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена;
– представление покупателем в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией по НДС третьего экземпляра заявления о ввозе товаров с отметкой налогового органа Российской Федерации о том, что покупателем уплачен НДС.
При этом в абз. 4 подп. 3 п. 4 Протокола разъяснено, что с 1 января 2015 г. в случае реализации товаров, вывозимых с территории одного государства – члена союза на территорию другого государства – члена союза, и помещения их под таможенные процедуры свободной таможенной зоны или свободного склада на территории этого другого государства – члена союза вместо заявления в налоговый орган первого государства – члена союза представляется заверенная таможенным органом другого государства-члена копия таможенной декларации, в соответствии с которой такие товары помещены под таможенные процедуры свободной таможенной зоны или свободного склада.
Следовательно, организация-экспортер вправе применить ставку НДС в размере 0 %, если представит копию таможенной декларации, заверенную таможенным органом Российской Федерации |*|.
* Информация о том, каков порядок отражения в учете НДС при отсутствии документов, подтверждающих применение ставки НДС в размере 0 %, доступна всем на портале GB.BY
Предоставление в аренду оборудования на территории Российской Федерации и НДС
3 (179). Белорусская организация приобрела на территории Российской Федерации оборудование (переносные электрогенераторы), которое предоставлено в аренду на территории России российской организации. Руководствуясь тем, что арендатор – резидент Российской Федерации, который не является налогоплательщиком Республики Беларусь, организация не исчислила НДС при предоставлении оборудования в аренду.
Правильно ли поступила организация?
Правильно.
При предоставлении российской организации в аренду оборудования на территории Российской Федерации белорусский арендодатель должен определить место реализации для целей обложения НДС.
В Евразийском экономическом союзе (далее – ЕАЭС), куда входят в т.ч. Россия и Беларусь, при аренде движимого имущества, за исключением аренды транспортных средств (подп. 4 п. 29 Протокола) применяют следующее положение: местом реализации услуг признают территорию государства – члена ЕАЭС, если услуги приобретаются налогоплательщиком этого государства – члена ЕАЭС.
Справочно: движимое имущество – вещи, не относящиеся к недвижимому имуществу, к транспортным средствам (п. 2 Протокола) |*|.
* Комментарий к Договору о Евразийском экономическом союзе доступен для подписчиков электронного "ГБ"
Таким образом, определение места реализации в случае предоставления в аренду оборудования не зависит от места его фактического расположения, а зависит от того, налогоплательщиком какого государства – члена ЕАЭС является арендатор этого оборудования.
Арендатором оборудования является российский налогоплательщик, поэтому местом реализации признают территорию Российской Федерации и белорусская организация не должна исчислять НДС.
Реализация работ в рамках международной технической помощи и НДС
4 (180). Организация выполняет работы, обороты по реализации которых облагаются НДС по ставке 20 %. В текущем месяце у организации были обороты по реализации работ получателю международной технической помощи (далее – МТП). Согласно учетной политике распределение налоговых вычетов организация производит по удельному весу.
Каков порядок распределения "входного" НДС в приведенной ситуации?
Налоговые вычеты не распределяются.
При реализации плательщиком работ, налоговые вычеты по которым производятся в различном порядке, распределение общей суммы налоговых вычетов плательщика по товарам (работам, услугам), имущественным правам между этими оборотами осуществляют 2 методами (методом удельного веса или методом раздельного учета), если иное не установлено НК.
Справочно: применять один из 2 методов распределения налоговых вычетов в отношении налоговых вычетов по определенным плательщиком видам деятельности (операциям) (метод удельного веса или метод раздельного учета) следует как минимум в течение 1 календарного года с обязательным утверждением в учетной политике организации (п. 24 ст. 107 НК) |**|.
** Материал "Сочетаем два метода распределения налоговых вычетов по НДС: метод удельного веса и раздельный учет" доступен для подписчиков электронного "ГБ"
Суммы НДС, за исключением сумм НДС, предъявленных при приобретении либо уплаченных при ввозе основных средств и нематериальных активов, плательщики включают в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, в случае использования приобретенных (ввезенных) товаров (работ, услуг), имущественных прав для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых освобождены от налогообложения (п. 2 ст. 106 НК).
Объектами обложения НДС не признают обороты по реализации на территории Республики Беларусь работ, выполняемых поставщиком работ проекта (программы) МТП и (или) получателем МТП для ее осуществления, а также обороты по их дальнейшей безвозмездной передаче в соответствии с целями и задачами проектов (программ) МТП в порядке и на условиях, установленных Президентом (подп. 2.19 п. 2 ст. 93 НК).
Справочно: аналогичная норма содержится в подп. 1.3 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 22.10.2003 № 460 "О международной технической помощи, предоставляемой Республике Беларусь".
Для применения вышеуказанных положений поставщику работ проекта (программы) МТП необходимо представить в ИМНС по месту постановки на налоговый учет документы, подтверждающие выполнение работ для осуществления указанного проекта (программы).
Таким образом, при наличии и представлении в ИМНС документов, подтверждающих выполнение работ для осуществления проекта (программы) МТП, обороты по реализации работ получателю МТП не признаются объектом обложения НДС, не отражаются в налоговой декларации (расчете) по НДС и соответственно не участвуют в распределении налоговых вычетов по НДС.
Сергей Козырев, канд. экон. наук, DipIFR, аудитор
Учет основных средств
Передача торгового оборудования в безвозмездное пользование и неначисление амортизации
5 (181). В организации на балансе учитывается торговое оборудование, переданное в безвозмездное пользование организации-ссудополучателю с целью продвижения своих товаров на рынке (холодильное оборудование, стеллажи). В настоящее время данные объекты временно не эксплуатируются организацией-ссудополучателем.
Возникли следующие вопросы.
5.1. Будут ли такие объекты относиться к используемым в предпринимательской деятельности организации-ссудодателя?
Будут.
С 1 января по 31 декабря 2015 г. организации имеют право не начислять амортизацию по всем или отдельным объектам основных средств, используемым ими в предпринимательской деятельности (п. 2 постановления № 102*).
__________________________
* Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16.02.2015 № 102 (далее по тексту рубрики "Вопрос-ответ" – постановление № 102).
Разделение объектов основных средств на используемые и неиспользуемые в предпринимательской деятельности исходя из назначения объекта относится к непосредственным функциям комиссии по проведению амортизационной политики организации (п. 2 приложения 1 к Инструкции № 37/18/6*).
__________________________
* Инструкция о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденная постановлением Минэкономики, Минфина и Минстройархитектуры Республики Беларусь от 27.02.2009 № 37/18/6 (далее по тексту рубрики "Вопрос-ответ" – Инструкция № 37/18/6).
Фактически разделение объектов на используемые и неиспользуемые в предпринимательской деятельности происходит в момент принятия объектов к бухгалтерскому учету в зависимости от предполагаемого назначения использования в данной организации.
К используемым в предпринимательской деятельности относятся объекты основных средств, переданные в безвозмездное пользование сторонним организациям для осуществления ими:
– реализации товаров, производимых (продаваемых) передающими такие объекты коммерческими организациями;
– производства товаров для данных коммерческих организаций (п. 4 Инструкции № 37/18/6).
В рассматриваемой ситуации организация-ссудодатель передает в безвозмездное пользование организации-ссудополучателю торговое оборудование с целью продвижения и реализации своих товаров. То есть фактически такое оборудование относится к используемому в предпринимательской деятельности передающей организации.
Если объекты, отнесенные к используемым в предпринимательской деятельности, временно не эксплуатируются, но в целом они предназначены для использования в деятельности, направленной на получение дохода, они не прекращают относиться к объектам, используемым в предпринимательской деятельности, даже в периоды временной приостановки их эксплуатации.
В данном случае временное прекращение эксплуатации таких объектов можно охарактеризовать как простой. Порядок отражения амортизационных отчислений в данном случае будет зависеть от продолжительности простоя. Если простой длится:
– до 3 месяцев, – амортизационные отчисления включают в затраты на производство или расходы на реализацию;
– свыше 3 месяцев, – амортизационные отчисления включают в состав прочих расходов по текущей деятельности (приложение 4 к Инструкции № 37/18/6) |*|.
* Материал о начислении амортизации по основным средствам, находящимся в простое, доступен для подписчиков электронного "ГБ"
5.2. Возможно ли приостановить начисление по этим объектам амортизации в соответствии с постановлением № 102?
Возможно.
В 2015 г. по таким объектам может быть принято решение временно приостановить начисление амортизации в соответствии с постановлением № 102.
Продление нормативного срока службы и срока полезного использования в 2016 г.
6 (182). Согласно постановлению № 102 при возобновлении начисления амортизации нормативный срок службы и срок полезного использования продлеваются на период, в течение которого амортизация не начислялась. В организации по оборудованию, участвующему в предпринимательской деятельности, амортизация начисляется исходя из срока полезного использования, равного 7 годам. Нормативный срок равен 5 годам. По данным объектам принято решение не начислять амортизацию с 1 января по 31 декабря 2015 г. согласно постановлению № 102.
Обязательно ли с 1 января 2016 г. продлевать нормативный срок службы до 6 лет либо достаточно будет продлить срок полезного использования ввиду того, что именно он выступает в качестве периода начисления амортизации?
Обязательно.
На срок, равный периоду, в котором не производилось начисление амортизации, продлевают как нормативный срок службы |**|, так и срок полезного использования (п. 2 постановления № 102). Такое продление сроков является обязанностью, а не правом организации.
** Материал об определении нормативных сроков службы основных средств и начислении амортизации доступен для подписчиков электронного "ГБ"
Поскольку по объектам основных средств, используемым в предпринимательской деятельности, амортизацию начисляют исходя из срока полезного использования, то на величину начисляемой амортизации после периода ее временного неначисления окажет влияние именно продление срока полезного использования. Вместе с тем продление нормативного срока службы также необходимо.
Следовательно, с 1 января 2016 г. необходимо будет установить нормативный срок службы равным 6 годам, а срок полезного использования – 8 годам.
Неначисление амортизации и пересмотр срока полезного использования основных средств
7 (183). Организация в 2015 г. воспользовалась правом неначисления амортизации согласно постановлению № 102 (с 1 января по 31 декабря 2015 г.) в отношении производственного оборудования. Нормативный срок службы оборудования согласно постановлению № 161* составляет 10 лет. Срок полезного использования установлен равным 8 годам. Согласно требованиям постановления № 102 при возобновлении начисления амортизации необходимо будет продлить нормативный срок службы и срок полезного использования.
__________________________
* Постановление Минэкономики Республики Беларусь от 30.09.2011 № 161 (далее – постановление № 161).
Возникли следующие вопросы.
7.1. Можно ли будет в дальнейшем (в 2016, 2017 гг. и т.д.) пересмотреть срок полезного использования в сторону его сокращения?
Можно.
С 1 января по 31 декабря 2015 г. организации имеют право не начислять амортизацию по всем или отдельным объектам основных средств, используемым ими в предпринимательской деятельности. При этом нормативные сроки службы и сроки полезного использования таких объектов продлеваются на срок, равный периоду, в котором не производилось начисление амортизации (п. 2 постановления № 102).
Такое продление сроков является обязанностью организации. Следовательно, с момента возобновления начисления амортизации нормативный срок необходимо будет пересмотреть и увеличить на срок, в течение которого амортизация не начислялась. Вновь установленный нормативный срок уже будет отличаться от предусмотренного постановлением № 161.
В данном случае нормативный срок при пересмотре с 1 января 2016 г. составит 11 лет (10 + 1), срок полезного использования – 9 лет (8 + 1). При этом в дальнейшем организация имеет право пересмотра срока полезного использования в соответствии с п. 24 Инструкции № 37/18/6 |*|.
* Материал "Сроки полезного использования основных средств можно выбрать с целью оптимизации амортизационных отчислений" доступен для подписчиков электронного "ГБ"
Комиссия организации по проведению амортизационной политики вправе производить пересмотр нормативных сроков службы и (или) сроков полезного использования основных средств с обязательным отражением в учетной политике возможности их пересмотра с начала отчетного года, а также в случаях завершения модернизации, реконструкции, частичной ликвидации, дооборудования, достройки, проведенного технического диагностирования и освидетельствования, оформленных в качестве капитальных вложений актами сдачи-приемки выполненных работ, в случаях проведения переоценки с привлечением оценщика, в случаях, перечисленных в пп. 25, 45 и 46 Инструкции № 37/18/6 (п. 24 Инструкции № 37/18/6).
Таким образом, в 2016 г. при наступлении случаев, указанных в п. 24 Инструкции № 37/18/6, а также с начала отчетного года (2017, 2018 и последующих лет) срок полезного использования может быть пересмотрен, в т.ч. в сторону сокращения.
7.2. В каком диапазоне он может быть установлен?
В диапазоне от 5,5 до 16,5 лет.
Пересмотр срока полезного использования должен осуществляться с соблюдением норм Инструкции № 37/18/6. Срок полезного использования устанавливают в годах (соответствующем им количестве месяцев) в пределах между нижней и верхней границами диапазонов (с точностью до 2 знаков после запятой) от нормативного срока службы по группам амортизируемых объектов основных средств (п. 21 Инструкции № 37/18/6).
При этом диапазон срока полезного использования должен быть рассчитан исходя из нового нормативного срока службы с учетом его продления в соответствии с постановлением № 102. В рассматриваемом случае диапазон составит от 5,5 до 16,5 лет (от 11 × 0,5 до 11 × 1,5).
Именно в указанном диапазоне необходимо будет устанавливать срок полезного использования при его пересмотре.
Ирина Толкун, консультант управления монетарной и бюджетно-налоговой политики Минэкономики Республики Беларусь
пособия семьям, воспитывающим детей
Пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет сохраняется отцу
8 (184). Мать ребенка до достижения им 3-летнего возраста вышла на работу на условиях полной нормы рабочего времени. С этой же даты отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет был оформлен работающему отцу.
Сохранится ли отцу, находящемуся в указанном отпуске, пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет при условии выхода на работу на 0,5 ставки?
Сохранится.
Отцу, находящемуся в отпуске по уходу за ребенком в связи с тем, что мать ребенка вышла на работу, и работающему на условиях не более половины месячной нормы рабочего времени, сохраняется право на отпуск и получение пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет в полном размере. Обоснуем такой вывод.
Отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет предоставляется по усмотрению семьи работающим отцу или другому родственнику, члену семьи ребенка в случае выхода матери ребенка на работу (службу), учебу (при получении профессионально-технического, среднего специального, высшего или послевузовского образования в дневной форме получения образования), прохождения подготовки в клинической ординатуре в очной форме, а также если она является индивидуальным предпринимателем, нотариусом, адвокатом, творческим работником, лицом, осуществляющим ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма (за исключением лиц, приостановивших соответствующую деятельность в порядке, установленном законодательством) (часть вторая ст. 185 Трудового кодекса Республики Беларусь; далее – ТК).
За время нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет назначается и выплачивается ежемесячное государственное пособие по государственному социальному страхованию в порядке, установленном законодательством.
По желанию лиц, в т.ч. указанных в части второй ст. 185 ТК, в период нахождения их в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет они могут работать по основному (по другой профессии, должности) или другому месту работы на условиях неполного рабочего времени (не более половины месячной нормы рабочего времени) (часть девятая ст. 185 ТК).
Право на пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет имеют мать (мачеха) или отец (отчим), усыновитель (удочеритель), опекун ребенка. Другие члены семьи или родственники ребенка имеют право на такое пособие в случае нахождения их в отпуске по уходу за этим ребенком до достижения им возраста 3 лет (ст. 12 Закона Республики Беларусь от 29.12.2012 № 7-З "О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей"; далее – Закон).
Пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет назначают и выплачивают в размере 50 % от установленного законодательством размера, если лицо, осуществляющее уход за ребенком в возрасте до 3 лет:
– работает на условиях полного рабочего времени, неполного рабочего времени (более половины месячной нормы рабочего времени) у одного или нескольких нанимателей;
– работает на условиях неполного рабочего времени (не более половины месячной нормы рабочего времени) и одновременно выполняет работу на дому у одного или нескольких нанимателей;
– выполняет работу на дому более чем у одного нанимателя;
– выполняет работу по гражданско-правовому договору, предметом которого являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности;
– является индивидуальным предпринимателем, частным нотариусом, адвокатом;
– осуществляет предусмотренные законодательными актами виды ремесленной деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;
– получает послевузовское образование в дневной форме получения образования и получает стипендию;
– проходит подготовку в клинической ординатуре в очной форме (часть шестая ст. 13 Закона).
Пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет работающему отцу, оформившему отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет в связи с выходом матери ребенка на работу, назначается на период такого отпуска, но не ранее дня прекращения выплаты государственного пособия матери ребенка, и выплачивается в размерах, установленных ст. 13 Закона (п. 30 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий семьям, воспитывающим детей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2013 № 569).
Если находящийся в отпуске по уходу за ребенком работающий отец выйдет на свое место работы (в т.ч. на условиях неполного рабочего времени) или по совместительству, но более половины месячной нормы рабочего времени, отпуск прерывается и выплата ему пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет прекращается с 1-го числа следующего месяца.
Важно! Отцу, находящемуся в указанном отпуске, пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет не назначается и не выплачивается за период нахождения матери в отпуске по беременности и родам.
За пособием на ребенка обратились не вовремя
9 (185). В семье работницы воспитываются двое детей: одной дочери – 12 лет, второй в апреле 2015 г. исполнилось 3 года. В этом же месяце выяснилось, что семья с 1 января 2015 г. имела право на пособие для семей, в которых одновременно воспитываются дети в возрасте до 3 лет и от 3 до 18 лет (далее – пособие). Возникли следующие вопросы.
Можно ли указанное пособие начислить начиная с 1 января 2015 г.? Если да, то какие документы для этого нужны? Имела ли бы право семья на пособие, если бы обратилась на его назначением в ноябре 2015 г.?
Можно при соблюдении определенных условий.
Право на новое дополнительное пособие, установленное с 1 января 2015 г. для семей, в которых одновременно воспитываются дети в возрасте до 3 лет и от 3 до 18 лет, определяется в соответствии с Положением о порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия семьям на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3 лет, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 09.12.2014 № 572 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, воспитывающих детей" |*| (далее – Положение, Указ № 572).
* Разъяснения о порядке применения норм Указа № 572 доступны всем на портале GB.BY
Сроки представления документов на назначение такого пособия и дни, с которых возникает право на его назначение, в зависимости от конкретной ситуации определены п. 6 Положения.
Поскольку указанное пособие введено с 1 января 2015 г., оно не может быть назначено ранее чем с этой даты. В связи с этим Положением предусмотрена переходная норма, применяемая в отношении тех семей, в которых младший ребенок в возрасте до 3 лет рожден до 1 января 2015 г.
Так, для лиц, имеющих право на пособие, установленное Указом № 572, на 1 января 2015 г., при обращении за его назначением не позднее 30 июня 2015 г. днем возникновения права на пособие является 1 января 2015 г. (п. 9 Положения).
Таким образом, при обращении за назначением пособия, установленного Указом № 572, не позднее 30 июня 2015 г. (т.е. при обращении как до исполнения младшему ребенку возраста 3 лет, так и после) пособие будет назначено с 1 января 2015 г. по день исполнения младшему ребенку возраста 3 лет.
Если заявление будет подано после 30 июня 2015 г., право на такое пособие в данной ситуации утрачивается.
Организация деятельности субъектов хозяйствования
Заверение нотариусом перевода документов, представляемых налоговым органам
10 (186). Основываясь на нормах ст. 22 НК, организация обязана перевести документы, подтверждающие право на налоговые льготы, с иностранного на белорусский (русский) язык с заверением перевода у нотариуса.
Кто обязан выполнить перевод для нотариального заверения?
Свидетельствование верности перевода с одного языка на другой – один из видов нотариальных действий, который вправе совершать нотариусы, а также должностные лица дипломатических и консульских учреждений Республики Беларусь за рубежом.
Нотариус свидетельствует верность перевода документа с одного языка на другой, если он владеет соответствующими языками (ст. 85 Закона Республики Беларусь от 18.07.2004 № 305-З "О нотариате и нотариальной деятельности"). В противном случае перевод документа может быть сделан известным ему переводчиком, подлинность подписи которого свидетельствуется нотариусом. В этом случае переводчик обязан лично явиться к нотариусу. Если же в отношении переводчика оформлено личное дело и его подпись на переводе документа соответствует образцу подписи, имеющемуся в этом деле, такая явка не обязательна (п. 212 Инструкции о порядке совершения нотариальных действий, утвержденной постановлением Минюста Республики Беларусь от 23.10.2006 № 63).
Заметим, что изменения в ст. 22 НК, вступившие в силу с 1 января 2015 г., не требуют свидетельствования (заверения) в отношении переводов документов, подтверждающих для целей применения положений международных договоров Республики Беларусь по вопросам налогообложения, что иностранная организация имеет постоянное местонахождение в иностранном государстве |*|, физическое лицо является резидентом иностранного государства.
* Информация об особенностях налогообложения доходов иностранных организаций, оказывающих услуги резиденту Республики Беларусь, доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Сергей Овсейко, канд. юрид. наук, канд. экон. наук