налогообложение
Подоходный налог и имущественный вычет
1 (196). В мае 2015 г. бывший сотрудник (уволился в марте 2015 г.) представил в организацию, которая являлась для него местом основной работы, документы, подтверждающие, что им как нуждающимся в улучшении жилищных условий в апреле 2015 г.понесены расходы на погашение банковского кредита и процентов по нему, полученного в марте 2015 г. на строительство жилья, в размере 7 000 000 руб. В настоящее время у данного бывшего сотрудника место основной работы отсутствует.
Вправе ли организация произвести имущественный налоговый вычет из доходов этого работника, полученных от нее в 2015 г.?
Не вправе.
При определении размера налоговой базы в соответствии с п. 3 ст. 156 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее по тексту рубрики "Вопрос-ответ" – НК) право на применение имущественного налогового вычета, установленного подп. 1.1 п. 1 ст. 166 НК, имеют плательщики и члены его семьи, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в сумме фактически произведенных ими расходов:
– на строительство, в т.ч. путем приобретения жилищных облигаций;
– приобретение на территории Республики Беларусь одноквартирного жилого дома или квартиры, в т.ч. в соответствии с договором финансовой аренды (лизинга), предусматривающим выкуп предмета лизинга;
– погашение кредитов банков Республики Беларусь, займов, полученных от белорусских организаций и (или) белорусских индивидуальных предпринимателей (включая проценты по ним (за исключением процентов, уплаченных за несвоевременный возврат (погашение) кредитов, займов и (или) за несвоевременную уплату процентов по кредитам, займам), фактически израсходованных ими на указанные цели.
Справочно: члены семьи плательщика – это супруг (супруга), его не состоящие в браке на момент осуществления расходов дети и иные лица, признанные в судебном порядке членами семьи плательщика.
Данный имущественный налоговый вычет предоставляется плательщикам:
– нанимателями – по месту основной работы (службы, учебы);
– налоговым органом – по доходам, полученным не по месту основной работы (службы, учебы) и (или) подлежащим налогообложению в соответствии с п. 1 ст. 178 НК, при подаче налоговой декларации (расчета) по окончании налогового периода.
Плательщик вправе использовать налоговые льготы с момента возникновения правовых оснований для их применения и в течение всего периода действия этих оснований (п. 5 ст. 43 НК).
Таким образом, имущественный налоговый вычет может быть предоставлен с момента возникновения для этого правовых оснований, т.е. начиная с доходов того месяца, в котором произведены расходы по погашению кредита на строительство жилья.
На основании изложенного организация в рассматриваемой ситуации не вправе предоставить бывшему сотруднику имущественный налоговый вычет, предусмотренный подп. 1.1 п. 1 ст. 166 НК |*|.
* Информация об основных изменениях, произошедших в подоходном налоге в 2015 г., доступна всем на портале GB BY
Реализация товара по договорам лизинга индивидуальным предпринимателям и НДС
2 (197). Организация реализует автомобили по договорам финансовой аренды |*| с правом выкупа предмета лизинга физическим лицам, в т.ч. индивидуальным предпринимателям (ИП). ИП приобретают автомобили как в предпринимательских целях на условиях договора, предусмотренного для юридических лиц, так и в личных целях на условиях договора, предусмотренного для физических лиц.
* Информация об особенностях взаимоотношений сторон договора лизинга доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Расчет лизинговых платежей по договорам осуществляется с учетом НДС, так как объектом обложения НДС признают обороты по передаче лизингодателем предмета финансовой аренды (лизинга) лизингополучателю (подп. 1.1.5 п. 1 ст. 93 НК).
С 1 января 2015 г. для физических лиц установлено освобождение от НДС оборотов по реализации на территории Республики Беларусь лизингодателями операций по передаче предмета лизинга физическим лицам – лизингополучателям по договорам финансовой аренды (лизинга), предусматривающим выкуп предмета лизинга. К указанным оборотам относят суммы лизинговых платежей в части вознаграждения (дохода) лизингодателя и инвестиционных расходов лизингодателя, за исключением инвестиционных расходов, возмещаемых в стоимости предмета лизинга (подп. 1.5 п. 1 ст. 94 НК).
Рассмотрим вопросы, которые возникли в приведенной ситуации.
2.1. Подлежит ли освобождению от НДС сумма лизинговых платежей в части вознаграждения (дохода) лизингодателя и инвестиционных расходов лизингодателя, за исключением инвестиционных расходов, возмещаемых в стоимости предмета лизинга, по договорам финансовой аренды (лизинга), заключенным:
– с физическими лицами, зарегистрированными в качестве ИП, использующими предмет лизинга в предпринимательских целях;
– физическими лицами, зарегистрированными в качестве ИП, использующими предмет лизинга в личных целях?
Подлежит.
Общее правило гласит, что объектами обложения НДС признают обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь, включая обороты по передаче лизингодателем предмета договора финансовой аренды (лизинга) (далее – предмет лизинга) лизингополучателю (подп. 1.1.5 п. 1 ст. 93 НК).
С января 2015 г. подп. 1.51 п. 1 ст. 94 НК установлено освобождение от НДС |**|, приведенное в вопросе.
** Информация о порядке распределения налоговых вычетов по НДС при применении освобождения от "ввозного" НДС доступна для подписчиков электронного "ГБ"
ИП признают физических лиц, зарегистрированных в качестве ИП (ст. 19 НК).
Исходя из изложенного указанное освобождение от НДС распространяется на передачу объектов лизинга физическим лицам, в т.ч. зарегистрированным в качестве ИП, независимо от того, для каких целей приобретаются предметы лизинга (для личного потребления или для осуществления предпринимательской деятельности).
Справочно: условием применения освобождения от НДС является наличие у лизингодателя следующих документов:
– договора финансовой аренды (лизинга), предусматривающего выкуп предмета лизинга, заключенного с физическим лицом – лизингополучателем. Под физическими лицами понимаются граждане Республики Беларусь, а также иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь;
– акта приемки-передачи предмета лизинга;
– копии паспорта гражданина Республики Беларусь или иного документа, содержащего указание на гражданство Республики Беларусь, – для граждан Республики Беларусь, копии вида на жительство в Республике Беларусь – для иностранных граждан и лиц без гражданства.
2.2. Организация-лизингодатель получила от лизингополучателя – физического лица штраф за нарушение условий договора.
Распространяется ли на него освобождение от НДС?
На суммы увеличения налоговой базы НДС, указанные в подп. 18.1 и 18.2 п. 18 ст. 98 НК (к ним относятся штрафы полученные), приведенное выше освобождение от НДС:
– не распространяется, если обороты по передаче предмета лизинга в части лизинговых платежей, возмещающих стоимость предмета лизинга, не подлежат освобождению от НДС;
– распространяется, если обороты по передаче предмета лизинга в части лизинговых платежей, возмещающих стоимость предмета лизинга, подлежат освобождению от НДС в соответствии с законодательными актами.
Возмещение стоимости доставки продукции за рубеж и НДС
3 (198). Организация реализует произведенную продукцию в Украину, а доставку этой продукции осуществляет другая белорусская организация по заказу экспортера. Половину стоимости доставки возмещает покупатель отдельно от цены приобретения продукции. Документы, являющиеся основанием для применения нулевой ставки НДС, экспортером получены не были.
Каков порядок обложения НДС полученной половины стоимости доставки продукции в Украину?
НДС не исчисляют.
Ставку НДС в размере 0 % применяют при реализации товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта, а также вывезенных (без обязательств об обратном ввозе на территорию Республики Беларусь) в государства – члены Таможенного союза, при условии документального подтверждения фактического вывоза товаров за пределы территории Республики Беларусь (подп. 1.1.1 п. 1 ст. 102 НК) |*|.
* Порядок отражения в учете НДС при отсутствии документов, подтверждающих применение ставки НДС в размере 0 %, доступен всем на портале GB.BY
Налоговую базу НДС при реализации товаров определяют как стоимость этих товаров, исчисленную исходя из:
– цен на товары с учетом акцизов (для подакцизных товаров) без включения в них НДС;
– регулируемых розничных цен, включающих в себя НДС (п. 1 ст. 98 НК).
Вместе с тем не признают объектом обложения НДС оборот по возмещению покупателем товаров их продавцу стоимости приобретенных услуг по доставке (перевозке) товаров, не включенных в стоимость этих товаров (подп. 2.12.3 п. 2 ст. 93 НК).
Следовательно, стоимость доставки продукции, оплачиваемая покупателем сверх стоимости продукции, не является объектом обложения НДС.
Ремонт оборудования в Украине: исчисление НДС и налога на доходы
4 (199). Белорусская организация заключила контракт с резидентом Украины, по которому белорусская организация передает оборудование для ремонта и замены дефектных деталей.
Ремонт осуществляется на территории Украины.
Следует ли белорусской организации исчислять НДС и удерживать налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство (далее – налог на доходы), при перечислении вознаграждения резиденту Украины?
Не следует.
Объектами обложения НДС признают обороты по реализации работ на территории Республики Беларусь (подп. 1.1 п. 1 ст. 93 НК).
Место реализации работ определяют в соответствии со ст. 33 НК. Местом реализации работ признают территорию Республики Беларусь, если работы связаны с движимым имуществом, находящимся на территории Республики Беларусь (подп. 1.2 п. 1 ст. 33 НК) |*|.
* Материал о допускаемых ошибках при определении места реализации доступен для подписчиков электронного "ГБ"
Объектом обложения налогом на доходы признают доходы от оказания услуг по установке, наладке, обследованию, обслуживанию, измерению, тестированию линий, механизмов, оборудования, приборов, приспособлений, находящихся на территории Республики Беларусь (за исключением доходов, получаемых от оказания услуг по установке, наладке, обследованию, измерению и тестированию линий, механизмов, оборудования, приборов, приспособлений, которые являются неотъемлемым условием внешнеторгового договора на их приобретение в собственность (во временное пользование)) (подп. 1.12.11 п. 1 ст. 146 НК).
Таким образом, поскольку ремонт оборудования осуществляется на территории Украины, то сумма вознаграждения, выплачиваемого белорусской организацией нерезиденту, не является объектом обложения НДС и налогом на доходы.
Сергей Козырев, канд. экон. наук, DipIFR, аудитор
Ввоз товаров из Армении и уплата акцизов
5 (200). Белорусская организация в мае 2015 г. ввозит из Республики Армения подакцизные товары.
Следует ли производить исчисление и уплату акцизов налоговым органам Республики Беларусь, если покупатель этих товаров еще не рассчитался с их поставщиком?
Следует.
В Евразийском экономическом союзе (далее – ЕАЭС), куда в т.ч. входят Армения и Беларусь, взимание косвенных налогов во взаимной торговле товарами осуществляется по принципу страны назначения, предусматривающему освобождение от уплаты акцизов при экспорте товаров, а также их налогообложение косвенными налогами при импорте (п. 1 ст. 72 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014; далее – Договор) |**|.
** Комментарий к Договору доступен для подписчиков электронного "ГБ"
Взимание косвенных налогов и механизм контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров осуществляются согласно Протоколу о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющемуся приложением 18 к Договору (далее – Протокол).
Взимание косвенных налогов по товарам, импортируемым на территорию одного государства – члена ЕАЭС с территории другого государства – члена ЕАЭС, осуществляют налоговые органы государства – члена ЕАЭС, на территорию которого импортированы товары, по месту постановки на учет налогоплательщиков – собственников товаров, включая налогоплательщиков, применяющих специальные режимы налогообложения (п. 3 разд. III Протокола).
Налоговой базой для обложения акцизами являются объем, количество (иные показатели) импортированных подакцизных товаров, в т.ч. товаров, являющихся продуктом переработки давальческого сырья, в натуральном выражении, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки акцизов, либо стоимость импортированных подакцизных товаров, в т.ч. товаров, являющихся продуктом переработки давальческого сырья, в отношении которых установлены адвалорные ставки акцизов.
Налоговую базу для исчисления акцизов определяют на дату принятия на учет налогоплательщиком импортированных подакцизных товаров, в т.ч. товаров, являющихся продуктом переработки давальческого сырья (но не позднее срока, установленного законодательством государства – члена ЕАЭС, на территорию которого импортированы подакцизные товары) (п. 16 разд. III Протокола).
Объектами обложения акцизами признают ввозимые на территорию Республики Беларусь подакцизные товары и (или) возникновение иных обстоятельств, с наличием которых НК, Закон Республики Беларусь от 10.01.2014 № 129-З "О таможенном регулировании в Республике Беларусь", таможенное законодательство Таможенного союза, международные договоры, регулирующие взимание косвенных налогов в Таможенном союзе, и (или) акты Президента Республики Беларусь связывают возникновение обязанности по уплате акцизов (подп. 1.2 п. 1 ст. 113 НК).
На основании изложенного белорусская организация должна исчислить и уплатить акцизы при ввозе подакцизных товаров из Республики Беларусь независимо от того, что она не рассчиталась с их поставщиком, так как наличие расчетов за приобретенные подакцизные товары не влияет на порядок уплаты акцизов при их ввозе.
бухучет-2015
Гарантийный ремонт выполняют организация-изготовитель и сторонняя организация
6 (201). Торговая организация реализует товары различных производителей, на которые установлен гарантийный срок. Гарантийный ремонт выполняется как организациями-изготовителями, так и сторонними организациями. Запасные части для ремонта эти организации закупают самостоятельно. Согласно учетной политике торговая организация не создает резерв предстоящих расходов на гарантийный ремонт.
Стоимость работ по ремонту составила 1 200 000 руб. с НДС (НДС – 20 %). Стоимость товаров, подлежащих ремонту производителем, составляет 3 916 000 руб., подлежащих ремонту сторонней организацией, – 2 738 000 руб.
Как торговой организации отразить эти операции в бухгалтерском учете?
Для учета товаров, принятых для гарантийного ремонта |*|, используют забалансовый счет 002 "Имущество, принятое на ответственное хранение", который предназначен для обобщения информации о наличии и движении имущества, принятого на ответственное хранение. Аналитический учет по счету 002 следует вести по организациям, от которых это имущество получено, видам имущества и местам их хранения (п. 80 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50).
* Подборка материалов на тему "Гарантийный ремонт и обслуживание товаров" доступна всем на портале GB.BY
Для организации аналитического учета по счету 002 целесообразно открыть субсчета:
002-1 "Товары, принятые к гарантийному ремонту от покупателей";
002-2 "Товары, переданные для ремонта сторонней организации (изготовителю)".
Эти операции отражают следующим образом (см. таблицу).
Сергей Козырев, канд. экон. наук, DipIFR, аудитор
валютное законодательство
Предоставление займа резиденту Казахстана
7 (202). Белорусская организация является одним из учредителей организации, зарегистрированной на территории Казахстана (далее – резидент Казахстана). В связи с потребностью в оборотных средствах белорусская организация планирует предоставить процентный заем в евро резиденту Казахстана.
Возникают следующие вопросы:
7.1. Имеет ли право организация предоставить заем нерезиденту в иностранной валюте?
Имеет право при наличии разрешения Нацбанка.
Иностранная валюта может быть предметом договора займа на территории Республики Беларусь с соблюдением правил ст. 141, 142 и 298 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК) (п. 3 ст. 760 ГК). В частности, ее использование при осуществлении расчетов на территории Республики Беларусь по обязательствам допускается в случаях, порядке и на условиях, определенных законодательством (п. 2 ст. 298 ГК).
Денежные обязательства по валютным операциям между субъектом валютных операций – резидентом и субъектом валютных операций – нерезидентом могут быть выражены и исполнены в иностранной валюте, официальный курс белорусского рубля к которой установлен Нацбанком, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь (п. 24 Правил проведения валютных операций, утвержденных постановлением Правления Нацбанка Республики Беларусь от 30.04.2004 № 72; далее – Правила № 72).
Операции по предоставлению и получению займа в иностранной валюте, совершаемые между резидентом и нерезидентом, относят к валютным операциям, связанным с движением капитала (ст. 4, 7 Закона Республики Беларусь от 22.07.2003 № 226-З "О валютном регулировании и валютном контроле").
Субъекты валютных операций – резиденты (кроме банков) осуществляют на основании разрешений Нацбанка на проведение валютных операций, связанных с движением капитала, валютные операции, предусматривающие предоставление займов (подп. 18.6 п. 18 Правил № 72).
Таким образом, белорусская организация имеет право предоставить заем резиденту Казахстана в евро только при наличии разрешения Нацбанка |*|.
* Информация о договорах займов с нерезидентами доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Справочно: договор займа считается заключенным с момента передачи денег или других вещей, если иное не установлено законодательными актами. Если сумма займа превышает не менее чем в 10 раз установленный законодательством размер базовой величины, то договор займа должен быть заключен в письменной форме. Если же займодавцем является юридическое лицо, то договор займа должен быть заключен в письменной форме независимо от суммы (п. 1 ст. 760, п. 1 ст. 761 ГК).
7.2. Подлежат ли обязательной продаже проценты, поступившие в иностранной валюте?
Не подлежат.
Юридические лица осуществляют обязательную продажу иностранной валюты на внутреннем валютном рынке в размере 30 % суммы выручки в иностранной валюте (п. 3 Инструкции о порядке осуществления обязательной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке, утвержденной постановлением Правления Нацбанка Республики Беларусь от 13.09.2006 № 129).
Определение выручки приведено в Указе Президента Республики Беларусь от 17.07.2006 № 452 "Об обязательной продаже иностранной валюты" (далее – Указ № 452). Выручкой в иностранной валюте для целей Указа № 452 являются денежные средства в иностранной валюте согласно перечню иностранных валют, подлежащих обязательной продаже на внутреннем валютном рынке, определяемому Нацбанком, поступающие юридическим лицам на их счета в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь, в банках и иных кредитных организациях за пределами Республики Беларусь по сделкам, предусматривающим с юридическими лицами – нерезидентами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, на возмездной основе передачу товаров, охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, имущества в аренду, выполнение работ, оказание услуг.
Средства, полученные от операций по предоставлению (погашению) займов, в т.ч. и проценты, не подпадают под понятие "выручка" по смыслу формулировки, прописанной в Указе № 452, и поэтому не подлежат обязательной продаже.
Сергей Козырев, канд. экон. наук, DipIFR, аудитор
таможенное законодательство
Возврат ошибочно перечисленных таможенных платежей
8 (203). Частное торговое унитарное предприятие произвело ошибочный платеж по таможенным платежам за ввезенные товары в адрес Минской региональной таможни на счет Минфина Республики Беларусь.
Каков порядок возврата излишне уплаченной суммы платежей?
Суммы таможенных платежей |**| подлежат возврату и (или) зачету в счет уплаты таможенных платежей, процентов, пеней, иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, если такие суммы являются излишне уплаченными или излишне взысканными (п. 2 ст. 115 Закона Республики Беларусь от 10.01.2014 № 129-З "О таможенном регулировании в Республике Беларусь"; далее – Закон). Иной порядок возврата и (или) зачета может быть установлен Законом, таможенным законодательством Таможенного союза и (или) актами Президента Республики Беларусь.
** Информация о процедуре уплаты ввозных таможенных пошлин доступна всем на портале GB.BY
Для возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных платежей в таможенный орган, который осуществил выпуск товаров или совершил либо будет совершать юридически значимые действия, плательщику необходимо представить письменное заявление в произвольной форме, в котором следует указать сведения о лице, представившем такое заявление, виды и суммы таможенных платежей, на возврат которых претендует заявитель, реквизиты платежных документов, согласно которым суммы таможенных платежей были уплачены или взысканы, сведения о способе возврата данных сумм (наличными денежными средствами либо в безналичном порядке), банковские реквизиты плательщика (при наличии). В заявлении на возврат таможенных платежей, сведения об уплате или взыскании которых отражены в декларации на товары, дополнительно необходимо указать номер декларации, в которой отражены сведения, указывающие на то, что такие платежи являются излишне уплаченными (взысканными). К заявлению необходимо приложить документы, ранее не представленные таможенному органу, но имеющие существенное значение для принятия решения о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных платежей.
Если заявитель не представил необходимые документы, то таможенный орган запрашивает их у плательщика в письменной форме с указанием срока их предъявления. Этот срок не включается в срок, установленный для возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных платежей. При непредставлении документов в установленный срок таможенный орган выносит письменное решение об отказе в возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных платежей. В таком случае для возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных платежей плательщик должен повторно обратиться в таможенный орган и представить необходимые документы. Приведенный порядок оговорен в п. 4 ст. 115 Закона.
В качестве заявления плательщика на зачет излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей рассматривают декларацию на товары, отражающую соответствующие сведения. Решением таможенного органа о зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных платежей является резолюция таможенного органа о выпуске товаров в этой декларации.
В случае принятия таможенным органом решения о возврате таможенных платежей возврат денежных средств осуществляют в порядке, предусмотренном гл. 4 Инструкции о порядке исполнения республиканского бюджета и бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь по доходам, утвержденной постановлением Минфина и Правления Нацбанка Республики Беларусь от 08.12.2005 № 143/171.
Людмила Горбачева, экономист