Вместо работающих по трудовому договору приняты лица, выполняющие работу по договору подряда
1 (229). В связи со снижением объема реализации организация планирует уволить часть сотрудников, работающих по трудовому договору, и заменить их лицами, принятыми по договору подряда.
Рассмотрим вопросы, возникшие в приведенной ситуации.
1.1. Подлежат ли лица, работающие по договору подряда, обязательному социальному страхованию?
Подлежат при соблюдении определенных условий.
Законодательство предусматривает общий порядок уплаты лицами, работающими по гражданско-правовым договорам, взносов на социальное страхование |*| (Положение об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 40; далее – Положение). Исключение составляют следующие категории подрядчиков – физических лиц, для которых уплата взносов в ФСЗН является правом (ст. 7 Закона Республики Беларусь от 31.01.1995 № 3563-XII "Об основах государственного социального страхования"):
* Разъяснения, содержащиеся в письме Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 24.10.2014 № 08-07/3289 "О взносах на государственное социальное страхование", доступны всем на портале GB.BY
– выполняющие работы по гражданско-правовым договорам у физических лиц;
– творческие работники;
– физические лица, осуществляющие предусмотренные законодательными актами виды ремесленной деятельности по заявительному принципу без государственной регистрации в качестве ИП;
– граждане, работающие за пределами Республики Беларусь;
– работающие в представительствах международных организаций в Республики Беларусь, дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств, аккредитованных в Республике Беларусь.
Такого рода лица могут становиться на учет в органах ФСЗН и уплачивать обязательные страховые взносы на пенсионное и (или) социальное страхование с даты постановки на учет ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом.
1.2. Имеются ли какие-либо особенности при уплате таких взносов?
Имеются.
Особенностью уплаты взносов на социальное страхование по гражданско-правовым договорам является необязательность соблюдения нижнего ограничения суммы, с которой уплачиваются страховые взносы, размером минимальной заработной платы, установленной законодательством и проиндексированной в месяце, за который начислены взносы (п. 5 Положения).
Перечень выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе профессиональному пенсионному страхованию, в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие "Белгосстрах", утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.01.1999 № 115, в настоящее время ограничивает льготы некоторыми видами гарантийных, компенсационных и стимулирующих выплат, но не предусматривает их для выплат по договорам подряда.
1.3. Имеют ли право физические лица, выполняющие работу на основе договоров подряда, на обеспечение пособиями по временной нетрудоспособности?
Такое право есть.
Лицам, выполняющим работы по гражданско-правовому договору, пособия исчисляют из размера среднедневного вознаграждения, с которого уплачены обязательные страховые взносы в бюджет фонда, выплаченного по этому договору до возникновения права на пособия (п. 27 Положения о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденного постановлением Совета Министров Республике Беларусь от 28.06.2013 № 569). Если до возникновения права на пособие вознаграждение по гражданско-правовому договору не выплачено, пособие исчисляют из размера среднедневного первого вознаграждения по данному договору, выплаченного после возникновения права на пособия.
Напомним, что в случаях, если сумма начисленных пособий, выплачиваемых из средств государственного социального страхования, превышает сумму платежей в бюджет фонда, то перечисление средств на выплату пособий, алиментов производится плательщикам управлениями Фонда (п. 8 Инструкции о порядке использования средств государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на выплату пенсий и пособий, утвержденной постановлением Правления ФСЗН Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 15.07.2013 № 9).
1.4. Имеют ли право физические лица, выполняющие работу на основе договоров подряда, на обеспечение пособиями по беременности и родам?
Имеют.
Женщинам, выполняющим работу на основе договоров подряда, пособие по беременности и родам |*| назначают в размере 100 % среднедневного вознаграждения, но не более суммы обязательных страховых взносов, уплаченных с вознаграждения, из которого исчисляется пособие, и не менее минимального размера пособия по беременности и родам (ст. 9 Закона Республики Беларусь от 29.12.2012 № 7-З "О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей"; далее – Закон № 7-З). Однако пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет им уплачивается только в размере 50 % (ст. 13 Закона № 7-З).
* Разъяснение порядка назначения пособий по беременности и родам доступно всем на портале GB.BY
Лицам, выполняющим работы по гражданско-правовым договорам (равно как и трудовым), пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет не назначается (ст. 17 Закона № 7-З).
1.5. Подлежат ли лица, работающие по гражданско-правовым договорам, обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний?
Обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в БРУСП "Белгосстрах" подлежит жизнь и здоровье граждан, в т.ч. работающих на основании гражданско-правовых договоров |**|, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг или создание объектов интеллектуальной собственности, в местах, предоставленных страхователем (п. 272 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530; далее – Положение № 530)*.
___________________
* См. также Указ Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 531 "Об установлении размеров страховых тарифов, страховых взносов, лимитов ответственности по отдельным видам обязательного страхования".
** Информация о необходимости производства отчислений Белгосстраху, если работа по договору подряда выполняется дома, доступна всем на портале GB.BY
Таким образом, если место работы не предоставлено нанимателем (например, работа выполняется на дому у подрядчика), страховые взносы в Белгосстрах заказчик не уплачивает.
1.6. Предусмотрены ли законодательством какие-либо обязательные условия, которые должен содержать договор на выполнение работ (услуг) по договору подряда?
Предусмотрены.
На лиц, работающих по договорам подряда и иным гражданско-правовым договорам, распространяются меры, предусмотренные Указом Президента Республики Беларусь от 06.07.2005 № 314 "О некоторых мерах по защите прав граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым и трудовым договорам", в т.ч.:
1) наличие в договоре существенных условий (порядок расчета и суммы, включая неустойку в размере не менее 0,15 % невыплаченной суммы за каждый день просрочки оплаты);
2) обязательство заказчика уплачивать взносы в ФСЗН;
3) основания досрочного расторжения гражданско-правового договора и др.;
4) другие обязательства сторон, прежде всего связанные с охраной труда.
За нарушение требований заключения гражданско-правовых договоров установлена административная ответственность ст. 9.25 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Так, несоблюдение письменной формы гражданско-правовых договоров на выполнение работ, оказание услуг или создание объектов интеллектуальной собственности, заключаемых юридическим лицом с гражданами, а равно отсутствие в этих договорах условий, установленных законодательством, влекут наложение штрафа на юридическое лицо в размере 10 % от суммы договора, а при невозможности ее установления – до 15 базовых величин.
Сергей Овсейко, канд. юрид. наук, канд. экон. наук
налогообложение
Российская организация приобрела резиденту Республики Беларусь авиабилеты на территории России
2 (230). Российская организация приобрела по заказу белорусской организации (заказчик) у другой российской организации авиабилеты и передала их заказчику.
Следует ли белорусской организации производить исчисление НДС при приобретении этих услуг, оказанных российской организацией, не осуществляющей деятельности на территории Республики Беларусь через представительство?
Не следует.
При реализации услуг на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в республике через постоянное представительство и не состоящими в связи с этим на учете в белорусских налоговых органах, обязанность по исчислению и перечислению в бюджет НДС возлагается на состоящие на учете в налоговых органах Республики Беларусь организации, приобретающие данные услуги. Такие организации имеют права и несут обязанности, установленные ст. 21 и 22 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее по тексту рубрики "Вопрос-ответ" – НК) (ст. 92 НК).
С учетом того что в изложенной ситуации услуга оказана резидентом России, следует также применять нормы Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее по тексту рубрики "Вопрос-ответ" – Договор).
Так, взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве – члене ЕАЭС, территория которого признается местом реализации работ, услуг (п. 2 ст. 72 Договора).
Взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в порядке, предусмотренном Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение 18 к Договору; далее по тексту рубрики "Вопрос-ответ" – Протокол).
Взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве – члене ЕАЭС, территория которого признается местом реализации работ, услуг (за исключением работ, указанных в п. 31 Протокола) (п. 28 Протокола).
При выполнении работ, оказании услуг налоговую базу, ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяют в соответствии с законодательством государства – члена ЕАЭС, территория которого признается местом реализации работ, услуг, если иное не установлено разд. IV Протокола.
Местом реализации работ, услуг признают территорию государства – члена ЕАЭС, если работы выполняются, услуги оказываются налогоплательщиком этого государства – члена ЕАЭС, если иное не предусмотрено подп. 1–4 п. 29 Протокола (подп. 5 п. 29 разд. IV Протокола).
Поскольку в подп. 1–4 п. 29 Протокола не оговорено определение места реализации услуг по приобретению авиабилетов, то место их реализации определяют по месту нахождения налогоплательщика, оказывающего эти услуги.
Таким образом, местом реализации услуг по приобретению авиабилетов, оказываемых российской организацией, не является территория Республики Беларусь и соответственно при приобретении данных услуг исчисление НДС в Республике Беларусь не производится |*|.
* Примеры определения места реализации при исчислении НДС доступны для подписчиков электронного "ГБ"
Освобождение от акцизов при реализации подакцизных товаров в Россию
3 (231). Белорусская организация – производитель подакцизных товаров реализует эти товары в Российскую Федерацию по договорам комиссии через белорусских комиссионеров.
Необходимо ли комитенту, являющемуся производителем этих товаров, для подтверждения применения освобождения от акцизов иметь выписку из банка, подтверждающую поступление оплаты от покупателей комиссионерам?
Нет.
Применение освобождения по экспортируемым подакцизным товарам не зависит от поступления оплаты за них.
Обоснуем наш ответ с учетом норм НК и Договора.
Объектами обложения акцизами признают подакцизные товары, производимые плательщиками и реализуемые (передаваемые) ими на территории Республики Беларусь (подп. 1.1 п. 1 ст. 113 НК).
Освобождаются от акцизов при реализации (передаче) подакцизные товары, помещенные под таможенную процедуру экспорта, реэкспорта, а также вывезенные (без обязательств об обратном ввозе на территорию Республики Беларусь) в государства – члены Таможенного союза, при условии подтверждения фактического вывоза подакцизных товаров за пределы территории Республики Беларусь (подп. 1.5 п. 1 ст. 114 НК).
Освобождение не распространяется на реализацию (передачу) подакцизных товаров, вывозимых за пределы Республики Беларусь по товарообменным (бартерным) операциям (кроме вывоза подакцизных товаров в государства – члены Таможенного союза).
Из положений Договора следует, что взимание косвенных налогов во взаимной торговле товарами осуществляется по принципу страны назначения, предусматривающему освобождение от уплаты акцизов при экспорте товаров, а также их налогообложение косвенными налогами при импорте (п. 1 ст. 72 Договора).
Взимание косвенных налогов и контроль за их уплатой при экспорте и импорте товаров осуществляются в порядке, изложенном в Протоколе.
Так, при экспорте товаров с территории одного государства – члена ЕАЭС на территорию другого государства – члена ЕАЭС налогоплательщик государства – члена ЕАЭС, с территории которого вывезены товары, применяет освобождение от уплаты акцизов при представлении в налоговый орган документов, предусмотренных п. 4 Протокола (п. 3 разд. II Протокола).
Одним из таких документов является выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации экспортированных товаров на счет налогоплательщика-экспортера, если иное не предусмотрено законодательством государства – члена ЕАЭС.
Обороты по реализации организациями Республики Беларусь на основании договоров комиссии, поручения или иных аналогичных договоров (комитент) через организации и (или) физических лиц (комиссионер) подакцизных товаров, вывезенных (без обязательств об обратном ввозе на территорию Республики Беларусь) в государства – члены Таможенного союза, освобождаются от акцизов при наличии у комитента следующих документов (п. 3 ст. 114 НК):
– договора комиссии, поручения или иного аналогичного договора;
– транспортных (товаросопроводительных) документов, подтверждающих отгрузку подакцизных товаров комиссионеру, и копий транспортных (товаросопроводительных) документов, подтверждающих отгрузку товаров покупателям;
– заявления о ввозе товаров (представляется комитентом в налоговый орган по месту постановки на учет одновременно с налоговой декларацией (расчетом) по акцизам).
С учетом изложенного применение комитентом освобождения от акцизов по экспортируемым подакцизным товарам не зависит от поступления оплаты за них.
Поскольку среди документов, подтверждающих применение освобождения отакцизов, не указано наличие у комитента выписки из банка, подтверждающей поступление оплаты от покупателей комиссионерам, то для применения освобождения от акцизов при вывозе товаров за пределы государства – члена ЕАЭС этот документ не требуется |*|.
* Порядок уплаты акцизов при ввозе подакцизных товаров из Армении доступен для подписчиков электронного "ГБ"
бухучет-2015
Курсовые разницы у организаций, осуществляющих лизинговую деятельность
4 (232). У организации-лизингодателя возникают в 2015 г. курсовые разницы по обязательствам, вытекающим из договоров финансовой аренды (лизинга), договоров купли-продажи имущества, приобретаемого для последующей передачи в качестве предмета лизинга.
Имеет ли организация право с 1 января 2015 г. применить нормы Указа Президента Республики Беларусь от 07.05.2015 № 189 "О пересчете стоимости обязательств организаций, осуществляющих лизинговую деятельность" (далее – Указ № 189)?
Организация имеет такое право.
Указ № 189 вступил в силу с 10 мая 2015 г. и распространил свое действие на суммы разниц, возникшие при пересчете выраженной в иностранной валюте стоимости обязательств в официальную денежную единицу Республики Беларусь до вступления в силу Указа № 189.
Указом № 189 установлено, что организации, осуществляющие лизинговую деятельность |*|, суммы разниц, возникающие при пересчете выраженной в иностранной валюте стоимости обязательств в официальную денежную единицу Республики Беларусь, вправе относить на доходы (расходы) будущих периодов и списывать на доходы (расходы) по финансовой деятельности и внереализационные доходы (расходы), учитываемые при налогообложении, в порядке и сроки, установленные руководителем организации, осуществляющей лизинговую деятельность, но не позднее 31 декабря 2016 г.
* Информация о том, что изменилось для лизингодателей в связи с принятием Указа № 189, доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Под обязательствами понимаются обязательства, вытекающие из договоров финансовой аренды (лизинга), договоров купли-продажи имущества, приобретаемого для последующей передачи в качестве предмета лизинга, кредитных договоров (договоров займа), заключаемых для приобретения имущества в целях последующей передачи в качестве предмета лизинга, а также кредитных договоров (договоров займа), заключаемых для исполнения обязательств по ранее заключенным кредитным договорам (договорам займа), связанным с приобретением предмета лизинга.
Напомним, что кроме норм Указа № 189 действует общее правило, которое гласит, что курсовые разницы, возникающие от пересчета активов и обязательств, выраженных в иностранной валюте, за исключением случаев, установленных законодательством, включаются в состав доходов и расходов по финансовой деятельности, учитываемых на счете 91 "Прочие доходы и расходы" (п. 15 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102, далее – Инструкция № 102).
Как видим, с принятием Указа № 189 у организаций, осуществляющих лизинговую деятельность, появилось право выбора при решении вопроса об отнесении курсовых разниц: они могут воспользоваться нормами Инструкции № 102 или положениями Указа № 189.
Если организация решит воспользоваться нормами Указа № 189 и будет относить курсовые разницы на доходы (расходы) будущих периодов, ей следует внести дополнения в учетную политику. Поскольку курсовые разницы с 1 января 2015 г. до вступления в силу Указа № 189 были отнесены на счет 91, организации необходимо отразить следующие записи в бухгалтерском учете в месяце изменения учетной оценки на суммы курсовых разниц, отнесенных на счет 91: Д-т (К-т) 97 "Расходы будущих периодов" (98 "Доходы будущих периодов") – К-т (Д-т) 91 "Прочие доходы и расходы".
Основанием тому служит Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности "Учетная политика организации, изменения в учетных оценках, ошибки", утвержденный постановлением Минфина Республики Беларусь от 10.12.2013 № 80.
Виталий Раковец, аудитор ООО "АудитИнком"
Организация деятельности субъектов хозяйствования
Совместная деятельность и лицензирование
5 (233). Две организации собираются совместно осуществлять лицензируемый вид деятельности (в сфере образования). Соответствующая лицензия имеется только у одной из них.
Правомерны ли в такой ситуации заключение сторонами договора о совместной деятельности и объединение усилий при разделении функций между собой или всем участникам необходимо получать лицензию на данный вид деятельности?
Правомерны при соблюдении определенных условий.
По договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей законодательству цели (ст. 911 Гражданского кодекса Республики Беларусь).
Самый важный признак данного договора – единство целей участников, а не антагонизм, как в большинстве других договоров (купли-продажи, аренды, подряда и т.п.). Но средства достижения общей цели (функции) у участников могут быть разные. Практический вопрос о возможности разделения функций в свете соблюдения лицензионных требований долгое время решался по-разному. Так, в свое время в письме Минпрома Республики Беларусь от 09.03.2000 № 11/2105 "О лицензировании" было разъяснено, что при заключении договора о совместной деятельности с целью извлечения прибыли и вида деятельности, подлежащего лицензированию, лицензию должен иметь каждый участник
В настоящее время при осуществлении вида деятельности на основании лицензии по договору простого товарищества право на осуществление этого вида деятельности принадлежит его участнику (юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, являющемуся участником данного товарищества), имеющему соответствующую лицензию (п. 54 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450).
Таким образом, разделение функций в рамках совместной деятельности на лицензируемые |*| и нелицензируемые допускается. Остается правильно оформить это в структуре договорных отношений. Но, на наш взгляд, если участники не действуют от имени других, а остаются строго в рамках своей правоспособности, посягательств на осуществляемую ими безлицензионную деятельность не будет. Например, 2 учреждения образования могут вести совместное обучение каждый по своему модулю с выдачей своего документа об образовании в соответствии со своей собственной образовательной программой. Нарушения начнутся тогда, когда вкладом одного участника будет деятельность, а другого – предоставление под нее "крыши". В нашем примере обучение фактически осуществляет одна организация, не имеющая соответствующей лицензии и (или) аккредитации, а документ об образовании выдает другая (лицензиат).
* Информация о том, необходимо ли внести изменения в устав и включить в него лицензируемый вид деятельности, прежде чем обратиться в лицензируемый орган, доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Сергей Овсейко, канд. юрид. наук, канд. экон. наук