Погашение задолженности по налогам за счет должников
1 (246). У общества с ограниченной ответственностью (ООО) образовалась задолженность перед бюджетом в сумме 125 млн. руб. в связи с отсутствием на расчетном счете денежных средств. При этом у ООО имеется несколько дебиторов, общая величина задолженности которых перед обществом составляет более 200 млн. руб.
Должно ли ООО представить в налоговый орган сведения обо всех дебиторах без исключения или достаточно представить сведения только о некоторых дебиторах, сумма задолженности которых перед обществом покрывает его задолженность перед бюджетом?
Нужно представить сведения обо всех дебиторах.
Взыскание налога, сбора (пошлины), пени производят в порядке и на условиях, предусмотренных Налоговым кодексом Республики Беларусь (далее по тексту рубрики "Вопрос-ответ" – НК), за счет денежных средств и (или) другого имущества плательщика (иного обязанного лица), дебиторов плательщика (иного обязанного лица) – организации.
Д-т 62 – К-т 90
– отражена выручка по мере отгрузки товара покупателю;
Д-т 90 – К-т 68
– исчислен НДС по реализации;
Д-т 90 – К-т 41
– отражена стоимость товаров, отгруженных покупателю, по цене приобретения;
Д-т 68 – К-т 62
– произведена оплата налога в бюджет за счет средств дебитора*.
________________
* Здесь и далее корреспонденция счетов составлена редакцией.
Справочно: взысканием налога, сбора (пошлины), пени признают принудительное исполнение налогового обязательства, уплату пеней в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения плательщиком (иным обязанным лицом) в установленный срок налогового обязательства, неуплаты (неполной уплаты) пеней.
Для взыскания задолженности по налогам за счет средств дебиторов |*| плательщиков налоговое законодательство возлагает на них обязанность представлять в налоговый орган сведения о дебиторах.
* Информация о порядке погашения задолженности перед бюджетом по налогам за счет средств дебиторов доступна всем на портале GB.BY
Так, плательщик обязан вести учет дебиторской задолженности и представлять перечень дебиторов с указанием суммы дебиторской задолженности, а также копии документов, подтверждающих факт наличия дебиторской задолженности (подп. 1.5 п. 1 ст. 22 НК):
– в налоговый орган по месту постановки на учет – не позднее 5 рабочих дней со дня возникновения задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней;
– в таможенный орган, осуществляющий взыскание таможенных платежей, – не позднее 10 рабочих дней со дня получения плательщиком (его представителем) решения таможенного органа о взыскании налогов, сборов (пошлин) пеней.
Необходимо учитывать, что плательщик обязан представить в налоговый орган сведения обо всех имеющихся дебиторах, а не только их части, так как НК предусматривает обязанность плательщика представить перечень дебиторов с указанием суммы дебиторской задолженности, что подразумевает представление полной информации обо всех дебиторах.
Если плательщик не представит в налоговый орган сведения обо всех дебиторах, он может быть привлечен к ответственности согласно ст. 13.8 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП).
Так, непредставление в установленный срок плательщиком, налоговым агентом, иным лицом в налоговый орган документов и иных сведений, которые они обязаны представлять в соответствии с налоговым законодательством или по запросу налогового органа для осуществления налогового контроля, в т.ч. совершенное должностным лицом юридического лица или индивидуальным предпринимателем, влечет наложение штрафа в размере 2 базовых величин (БВ)с увеличением его на 1 БВ за каждые 3 календарных дня просрочки представления документов и иных сведений, но не более 30 БВ (ч. 1 ст. 13.8 КоАП).
Стеклянная упаковка на возвратной основе и Указ № 313
2 (247). Основным видом деятельности белорусской организации является реализация сокосодержащей продукции в стеклянной упаковке. Стеклянную упаковку организация приобретает на стеклозаводе в Республике Беларусь и затем передает субъекту хозяйствования Украины для розлива сока.
Впоследствии эта продукция ввозится обратно для реализации на территории республики.
Возникает ли у организации обязанность обеспечивать сбор отходов стекла по Указу Президента Республики Беларусь от 11.07.2012 № 313 (далее – Указ № 313)?
Не возникает.
Производители и импортеры обязаны обеспечивать сбор, обезвреживание и (или) использование отходов, образующихся после утраты потребительских свойств товаров, названных в приложении к Указу № 313, и отходов полимерной, стеклянной, бумажной и (или) картонной упаковок, упаковки из комбинированных материалов, в которые упакованы ввозимые товары (подп. 1.2 п. 1 Указа № 313; далее – обязанность, предусмотренная Указом № 313).
Стеклянная упаковка содержится в приложении к Указу № 313 (код ТН ВЭД ЕАЭС 7010).
Однако, несмотря на это, у белорусской организации не возникает в отношении данной упаковки обязанности, предусмотренной Указом № 313, поскольку:
1) организация не является производителем этой упаковки или ее импортером в качестве самостоятельного вида товаров;
2) она передает стеклянные банки организации Украины на возвратной основе – в качестве упаковки для сока.
Основанием для освобождения от обязанности по Указу № 313 в приведенной ситуации может служить договор, содержащий условия передачи субъекту хозяйствования Украины стеклянной упаковки на возвратной (давальческой) основе, а также данные бухгалтерского учета движения этой упаковки.
Сергей Юрча, главный специалист
ГУ "Оператор вторичных
материальных ресурсов"
Импорт многооборотной тары и НДС
3 (248). Организация импортировала многооборотную тару из Российской Федерации.
Имеет ли она право принять к вычету уплаченный при ввозе НДС?
Не имеет.
При реализации приобретенной многооборотной тары применяется следующее положение (п. 3 ст. 98 НК): налоговую базу НДС при реализации по регулируемым розничным ценам с учетом НДС приобретенных (ввезенных) товаров определяют как положительную разницу между ценой реализации и ценой приобретения этих товаров. При этом цены приобретения и реализации определяют с учетом НДС.
Налоговыми вычетами, в частности, признают суммы НДС, уплаченные плательщиком при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь (подп. 2.2 п. 2 ст. 107 НК).
При этом не подлежат вычету суммы НДС, предъявленные покупателю при приобретении либо уплаченные им при ввозе товаров, налоговая база при реализации которых определяется покупателем как положительная разница между ценой реализации и ценой приобретения этих товаров (подп. 19.8 п. 19 ст. 107 НК).
Таким образом, уплаченный при ввозе многооборотной тары НДС относят на увеличение стоимости тары и не принимают к вычету |*|.
* Материал о том, как избежать ошибок при операциях с тарой, доступен для подписчиков электронного "ГБ"
Сергей Козырев, канд. экон. наук,
DipIFR, аудитор
ООО "Аудиторский центр "Эрудит"
НДС по основным средствам при наличии льготируемых по НДС оборотов
4 (249). У предприятия имеются обороты по реализации продукции, облагаемой по ставке 20 %, и льготируемые обороты. В текущем периоде приобретены основные средства.
Как распределяется сумма "входного" НДС по основным средствам?
Суммы НДС, за исключением сумм НДС, предъявленных при приобретении либо уплаченных при ввозе основных средств и нематериальных активов, плательщик должен включить в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, если приобретенные (ввезенные) товары (работы, услуги), имущественные права используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых освобождены от налогообложения |**| (п. 2 ст. 106 НК).
** Информация о порядке распределения налоговых вычетов по НДС доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Следовательно, суммы "входного" НДС при наличии оборотов, освобождаемых от налогообложения в соответствии со ст. 94 НК, на льготируемые обороты не распределяются, а принимаются к вычету в общеустановленном порядке.
Монтаж и перебазировка башенного крана и НДС
5 (250). Организация, выступающая субподрядчиком, заключила договор на выполнение субподрядных работ по перебазировке, монтажу и демонтажу башенного крана, а также устройству подъездных путей на объекте жилищного строительства.
Можно ли применить освобождение от НДС по названным услугам в рамках действия Указа Президента Республики Беларусь от 26.03.2007 № 138 (далее – Указ № 138)?
Такого права нет.
Освобождаются от НДС обороты по реализации на территории Республики Беларусь объектов жилищного фонда, не завершенных строительством объектов жилищного строительства и работ по строительству и ремонту объектов жилищного фонда, гаражей и автомобильных стоянок по перечню таких работ, утверждаемому Президентом Республики Беларусь (подп. 1.12 п. 1 ст. 94 НК).
Перечень работ по строительству и ремонту объектов жилищного фонда, гаражей и автомобильных стоянок, обороты по реализации которых на территории Республики Беларусь освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость (далее – Перечень № 138), приведен в приложении 1к Указу № 138.
В частности, от обложения НДС освобождается предоставление строительных машин и механизмов для выполнения строительных, монтажных и специальных работ (п. 9 Перечня № 138).
Подлежат освобождению от обложения НДС также обороты по реализации строительных, монтажных, специальных, пусконаладочных работ, выполняемых по договорам строительного подряда (субподряда) (п. 6 Перечня № 138).
Для обоснования ответа рассмотрим некоторые определения.
Вид строительных работ – это совокупность трудовых процессов, направленных на создание отдельных элементов строящегося объекта (Правила заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 № 1450).
Объект строительства – одно или несколько капитальных строений (зданий, сооружений), их части (включая изолированные помещения), инженерные и транспортные коммуникации, их части, иные объекты недвижимого имущества, строительство которых может включать очереди строительства, пусковые комплексы (см. Закон Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь").
К объектам жилищного фонда относятся жилые, подсобные и вспомогательные помещения жилых домов (одноквартирных, блокированных, многоквартирных), общежитий, специальных домов с инженерными сетями, иными сооружениями, обеспечивающими целевое использование объектов жилищного фонда (см. Указ № 138).
На основании изложенного можно сделать вывод, что от НДС освобождаются строительные работы, выполненные непосредственно в отношении жилых, подсобных и вспомогательных помещений жилых домов (одноквартирных, блокированных, многоквартирных), общежитий, специальных домов, инженерных сетей, иных сооружений, обеспечивающих целевое использование объектов жилищного фонда, либо иные работы, прямо поименованные в Перечне № 138.
Обратим внимание, что от НДС освобождаются обороты по подготовке территории строительства (п. 3 Перечня № 138).
Подготовка территории строительства включает затраты, связанные с отводом и освоением территории строительства. Это установлено в п. 29 Инструкции по определению сметной стоимости строительства и составлению сметной документации, утвержденной постановлением Минстройархитектуры Республики Беларусь от 03.12.2007 № 25. Указанные затраты определяются согласно приложению 7 к названной Инструкции. В приложении 7 затраты по устройству подкрановых путей не поименованы.
Руководствуясь вышеизложенным и учитывая, что в Перечне № 138 отсутствуют такие виды работ, как монтаж, демонтаж, перебазировка строительных машин и механизмов, предоставляемых для выполнения работ на объектах жилищного фонда в рамках действия договора, а также устройство подъездных путей, указанные работы необходимо облагать НДС в общеустановленном порядке.
Авиабилет приобретен в Китае: надо ли платить налог на доходы?
6 (251). Организация направила своего работника в командировку в Китай. Работник в Китае приобрел билет на самолет на обратную дорогу в Минск за счет личных денежных средств, находящихся на зарплатной карточке.
Надо ли организации со стоимости авиаперелета исчислять и уплачивать налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство?
Не надо.
Плательщиками налога на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство (далее – налог на доходы), признают иностранные организации, которые соответствуют одновременно 2 критериям: извлекают доходы из источников в Республике Беларусь, но при этом не осуществляют деятельность в Беларуси через постоянное представительство (ст. 145 НК).
Перечень доходов, являющихся объектом обложения налогом на доходы, содержится в ст. 146 НК и является исчерпывающим.
Платеж, перечисляемый иностранной организации в качестве оплаты за билет на самолет, не входит в указанный перечень, а также не классифицируется как доход, относимый к какому-либо из перечисленных в перечне.
Следовательно, данный платеж не является объектом обложения налогом на доходы |*|.
* Новации, произошедшие в 2015 г. в порядке налогообложения доходов иностранных организаций, доступны всем на портале GB.BY
Резидент РФ оказал услуги белорусской организации: платим налог на доходы и НДС
7 (252). Белорусская организация (резидент Республики Беларусь) заключила договор с ООО "Яндекс" (резидент Российской Федерации), по которому ООО "Яндекс" оказывает услуги белорусской организации по размещению рекламы в Интернете.
Рассмотрим вопросы, возникшие в приведенной ситуации.
7.1. Должна ли организация с доходов, выплачиваемых ООО "Яндекс", удерживать налог на доходы?
Должна.
Плательщиками налога на доходы признаются иностранные организации, не осуществляющие деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, но извлекающие доходы из ее источников (ст. 145 НК).
Доходы, полученные российским резидентом от белорусской организации от оказания услуг по рекламе, содержатся в перечне налогооблагаемых доходов (подп. 1.12.10 п. 1 ст. 146 НК).
В отношении указанного вида дохода применяется ставка налога на доходы в размере 15 % (п. 1 ст. 149 НК) |*|.
** Случаи, когда не надо платить налог на доходы, доступны для подписчиков электронного "ГБ"
7.2. Имеет ли право резидент Республики Беларусь не удерживать налог на доходы, если ООО "Яндекс" представит справку о своем постоянном местопребывании в Российской Федерации?
Имеет.
Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им налогового законодательства.
Если нормами международных договоров Республики Беларусь установлены иные нормы, чем те, которые предусмотрены НК и другими законодательными актами республики, то применяются нормы международного договора, если иное не определено нормами международного права (ст. 5 НК).
Для применения норм ст. 7 Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995 необходимо соблюдение положений ст. 151 НК и Инструкции о порядке представления подтверждения постоянного местонахождения иностранной организации, международной организации, утвержденной постановлением МНС Республики Беларусь от 24.12.2014 № 42 (далее – Инструкция № 42). При выполнении условий, предусмотренных названными документами, налог на доходы не удерживают.
Так, для применения норм международного договора российская организация, являющаяся фактическим владельцем дохода, должна представить в белорусский налоговый орган подтверждение своего постоянного местонахождения в России, заверенное в компетентном органе Российской Федерации.
Это подтверждение может представить и белорусская организация (налоговый агент) по месту своей постановки на налоговый учет. Доверенность от нерезидента не требуется (п. 2 Инструкции № 42).
Подтверждение можно представлять в налоговый орган как до уплаты налога на доходы, так и после нее.
От редакции:
С 2015 г. часть пятая ст. 151 НК действует в уточненной редакции: процедура избежания двойного налогообложения возможна с государствами, с которыми имеется международный договор Республики Беларусь по вопросам налогообложения.
Так, при наличии в налоговом органе документа, являющегося подтверждением на текущий календарный год постоянного местонахождения иностранной организации в государстве, с которым имеется международный договор Республики Беларусь по вопросам налогообложения, такой документ, выданный без указания конкретного календарного года и заверенный компетентным органом государства постоянного местонахождения иностранной организации в IV квартале текущего года, может применяться в следующем календарном году.
В качестве подтверждения может выступить 1 из нижеперечисленных документов:
– заявление по формам согласно приложению 1 или приложению 2 к Инструкции № 42;
– справка, составленная в произвольной форме;
– справка (иной документ) по форме, согласованной с компетентным органом иностранного государства, с которым имеется международный договор Республики Беларусь по вопросам налогообложения:
– справка (иной документ) по форме, установленной в иностранном государстве.
7.3. Необходимо ли уплачивать НДС по доходам, выплачиваемым ООО "Яндекс"?
Необходимо.
Место реализации работ, услуг, имущественных прав во взаимоотношениях с резидентами государств – членов ЕАЭС в 2015 г. определяется на основании Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014) (далее – Протокол).
Так, местом реализации работ, услуг признается территория государства – члена ЕАЭС, если налогоплательщик (плательщик) этого государства приобретает в т.ч. рекламные услуги (подп. 4 п. 29 Протокола).
К таковым относятся услуги по созданию, распространению и размещению информации, предназначенной для неопределенного круга лиц и призванной формировать или поддерживать интерес к юридическому или физическому лицу, товарам, товарным знакам, работам, услугам, с помощью любых средств и в любой форме (п. 2 Протокола).
Из вышеизложенного следует, что местом реализации рекламных услуг является территория Республики Беларусь, если приобретатель услуг осуществляет деятельность на территории Республики Беларусь и (или) местом его нахождения является Беларусь.
Следовательно, юридическое лицо Республики Беларусь при выплате дохода резиденту Российской Федерации должно исчислить НДС с отражением оборота по такой реализации в стр. 13 налоговой декларации (расчета) по налогу на добавленную стоимость |*|.
* Порядок определения налоговой базы по НДС при экспорте товаров в страны ЕАЭС доступен для подписчиков электронного "ГБ"
Д-т 44 – К-т 60
– на стоимость оказанных услуг по размещению рекламы;
Д-т 18 – К-т 68
– на сумму исчисленного НДС;
Д-т 68 – К-т 51
– на сумму налога, уплаченного в бюджет;
Д-т 68 – К-т 18
Елена Водянова, экономист
Зачисление денег на карточку командированного сотрудника при наличии 2 командировок
8 (253). Работнику выдан аванс на командировку в Варшаву наличной иностранной валютой. По возвращении из Варшавы работник в связи с производственной необходимостью срочно направляется в следующую командировку в Москву.
Можно ли зачислить денежные средства на счет клиента, к которому выдана личная карточка, на 2-ю командировку без представления отчета об израсходованных суммах иностранной валюты по 1-й командировке?
Можно.
С 13 марта 2015 г. допускается выдача (перечисление) работнику иностранной валюты под отчет и выдача корпоративной дебетовой карточки для осуществления расходов, связанных со следующей служебной командировкой за границу, без представления полного отчета по ранее выданным (перечисленным) этому работнику суммам при условии соблюдения 15-дневного срока, установленного для представления отчета об израсходованных суммах иностранной валюты, по каждой из командировок (п. 39 Инструкции о порядке ведения кассовых операций в наличной иностранной валюте на территории Республики Беларусь, утвержденной постановлением Правления Нацбанка Республики Беларусь от 29.03.2013 № 185) |*|.
* Порядок использования корпоративной (личной) дебетовой карточки для оплаты расходов по проезду к месту служебной командировки и обратно, найму жилого помещения за всех командированных организацией лиц доступен для подписчиков электронного "ГБ"
Инесса Прокопович, начальник управления
регулирования денежного обращения
Нацбанка Республики Беларусь
пособия по временной нетрудоспособности
Несчастный случай на производстве и начисление пособия по временной нетрудоспособности
9 (254). С работником 30 сентября 2014 г. произошел несчастный случай на производстве |**|, в результате которого он повредил здоровье. Однако до конца рабочего дня 30 сентября 2014 г. и в течение всего следующего рабочего дня 1 октября 2014 г. он продолжал работать. В учреждение здравоохранения работник обратился 2 октября 2014 г. В результате он был освобожден от работы по причине повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве по 23 октября 2014 г. включительно.
** Информация о том, какие изменения планируется внести в порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями, доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Рассмотрим вопросы, возникшие в приведенной ситуации.
9.1. С какого дня надо начислять пособие: со дня, когда произошел несчастный случай, т.е. с 30 сентября, или со дня обращения в учреждение здравоохранения, т.е. со 2 октября (с учетом нормы п. 287 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530 (далее – Положение о страховой деятельности))?
Норма, приведенная в п. 287 Положения о страховой деятельности, о том, что право застрахованных на получение страховых выплат возникает со дня наступления страхового случая, носит общий характер. Применительно к конкретному виду страховых выплат следует руководствоваться специальным законодательством. Так, при назначении пособия необходимо использовать Положение о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.04.2014 № 393 (далее – Положение о пособиях).
Пособие, выплачиваемое за счет средств обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, назначается за весь период временной нетрудоспособности потерпевшего до дня его выздоровления или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности (в случае смерти потерпевшего – по день смерти), а также при обострении (осложнении) заболеваний, связанных с последствиями несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний после выздоровления потерпевшего или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности, в размере 100 % его среднедневного (среднечасового) заработка (дохода) за рабочие дни (часы) по графику работы потерпевшего (п. 11 Положения о пособиях).
Документами, удостоверяющими временную нетрудоспособность, являются листок нетрудоспособности и справка о временной нетрудоспособности (часть вторая п. 1 Инструкции о порядке выдачи листков нетрудоспособности и справок о временной нетрудоспособности, утвержденной постановлением Минздрава и Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 09.07.2002 № 52/97; далее – Инструкция № 52/97).
Листок нетрудоспособности выдается со дня установления временной нетрудоспособности (часть первая п. 15 Инструкции № 52/97).
Таким образом, пособие по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием назначается со дня установления временной нетрудоспособности в соответствии с листком нетрудоспособности. В приведенном в вопросе случае – со 2 октября 2014 г.
Д-т 76-2 – К-т 73
– на сумму начисленного пособия.
9.2. Какой период брать для расчета среднедневного заработка: с марта по сентябрь или с февраля по август?
Расчетный период составляет 6 календарных месяцев, предшествующих месяцу, в котором возникла временная нетрудоспособность, отработанных потерпевшим у страхователя (часть первая п. 14 Положения о пособиях).
В данном случае расчетный период составляет 6 календарных месяцев с апреля по сентябрь 2014 г., поскольку месяцем возникновения временной нетрудоспособности является октябрь 2014 г.
Борис Бондарик, начальник управления
страхования от несчастных случаев
на производстве и профессиональных
заболеваний БРУСП "Белгосстрах"
Формирование цен при предоставлении оптовой скидки
10 (255). Организация оптовой торговли реализует цельномолочную продукцию, полученную от производителя на условиях предоставления оптовой скидки. Отпускные цены на цельномолочную продукцию сформированы производителем на условиях франко-отправления. Расходы по доставке товара организациям розничной торговли несет организация оптовой торговли.
Имеет ли право организация оптовой торговли при реализации товара к отпускной цене производителя добавить понесенные транспортные расходы по доставке?
Такого права нет.
В настоящее время на товары (работы, услуги), за исключением приведенных в перечне, утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 № 72 "О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь", применяются свободные цены (тарифы), устанавливаемые субъектами предпринимательской деятельности самостоятельно.
Свободная цена (тариф) – цена (тариф), складывающаяся под воздействием спроса и предложения в условиях свободной конкуренции (ст. 3 Закона Республики Беларусь от 10.05.1999 № 255-З "О ценообразовании").
Следовательно, при реализации товаров, цены на которые не входят в сферу государственного ценового регулирования, субъект хозяйствования, осуществляющий оптовую торговлю, исходя из принятой ценовой стратегии самостоятельно или по соглашению с поставщиком, если данная норма установлена договором с поставщиком, определяет цены, по которым будет осуществляться поставка данного товара другим организациям.
Механизм реализации товаров, полученных на условиях предоставления оптовой скидки, установлен Инструкцией о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утвержденной постановлением Минэкономики Республики Беларусь от 22.07.2011 № 111 (далее – Инструкция № 111). Его применяют к товарам, цены на которые входят в сферу государственного ценового регулирования. В перечень регулируемых товаров включена и цельномолочная продукция.
Так, производители (импортеры) имеют право при реализации товаров предоставлять юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим оптовую торговлю, оптовые скидки с отпускных цен в размере, определяемом по соглашению сторон. Дальнейшая реализация товаров, приобретенных на условиях предоставления оптовой скидки, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими оптовую торговлю, осуществляется по отпускным ценам, установленным производителем (импортером), без применения оптовой надбавки. Оптовая скидка может делиться по соглашению сторон между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими оптовую торговлю (п. 10 Инструкции № 111).
Обращаем внимание, что оптовая скидка является доходом организации оптовой торговли. Следовательно, последняя не может устанавливать свои отпускные цены с учетом транспортных расходов, так как для покрытия расходов оптовой организации предоставлена поставщиком оптовая скидка.
Кроме того, при приобретении товаров у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих оптовую торговлю, получивших товар на условиях предоставления оптовой скидки |*|, организации розничной торговли применяют торговую надбавку к отпускной цене, установленной производителем (импортером) (п. 11 Инструкции № 111).
* Информация об отражении в бухгалтерском и налоговом учете предоставленной поставщиком скидки доступна всем на портале GB.BY
Людмила Зубко, главный специалист
отдела финансов Главного управления
потребительского рынка Мингорисполкома