- налогообложение
- пособия по временной нетрудоспособности
- валютное законодательство
- Организация деятельности субъектов хозяйствования
налогообложение
Приобретение литовским филиалом товаров в Российской Федерации и уплата НДС
1 (264). Литовская организация имеет в Республике Беларусь филиал, состоящий на учете в белорусском налоговом органе.
Должен ли этот филиал исчислить НДС при приобретении товаров в Российской Федерации?
Должен.
Плательщиками НДС признают в т.ч. организации, которыми являются:
– юридические лица Республики Беларусь;
– иностранные и международные организации, в т.ч. не являющиеся юридическими лицами;
– простые товарищества (участники договора о совместной деятельности, кроме участников договора консорциального кредитования) (п. 2 ст. 13, ст. 90 Налогового кодекса Республики Беларусь; далее по тексту рубрики "Вопрос-ответ" – НК).
Объектами обложения НДС признают ввоз товаров на территорию Республики Беларусь и (или) иные обстоятельства, с наличием которых НК, Закон Республики Беларусь от 10.01.2014 № 129-З "О таможенном регулировании в Республике Беларусь", таможенное законодательство ЕАЭС, международные договоры, регулирующие взимание косвенных налогов в ЕАЭС, и (или) акты Президента Республики Беларусь связывают возникновение обязанности по уплате НДС (подп. 1.2 п. 1 ст. 93 НК).
При ввозе товаров на территорию Республики Беларусь с территории государств – членов ЕАЭС взимание налога осуществляют налоговые органы в соответствии с НК и (или) актами Президента Республики Беларусь, международными договорами Республики Беларусь, в т.ч. международными договорами Республики Беларусь, формирующими договорно-правовую базу ЕАЭС (п. 2 ст. 95 НК) |*|.
* Информация о ввозе товаров из государств – членов ЕАЭС и исчислении НДС доступна для подписчиков электронного "ГБ"
В ЕАЭС взимание косвенных налогов во взаимной торговле товарами производится по принципу страны назначения, предусматривающему применение нулевой ставки НДС, а также их налогообложение косвенными налогами при импорте (п. 1 ст. 72 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014; далее по тексту рубрики "Вопрос-ответ" – Договор).
Взимание косвенных налогов и механизм контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров осуществляют, руководствуясь Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение 18 к Договору; далее по тексту рубрики "Вопрос-ответ" – Протокол).
В этом документе определено, что взимание НДС по товарам, импортируемым на территорию одного государства – члена ЕАЭС с территории другого государства – члена ЕАЭС, осуществляет налоговый орган государства – члена ЕАЭС, на территорию которого импортированы товары, по месту постановки на учет налогоплательщиков – собственников товаров (п. 13 разд. III "Порядок взимания косвенных налогов при импорте товаров" Протокола).
С учетом изложенного, если филиал иностранной организации, состоящий на учете в белорусском налоговом органе, осуществляет импорт товаров в Республику Беларусь с территории государства – члена ЕАЭС, то НДС должен уплачиваться в соответствии с положениями разд. III Протокола и НК.
НДС по рекламным услугам, оказанным белорусской организации резидентом России
2 (265). Российская организация оказывает белорусской организации услуги по ведению контекстной рекламы ее товаров в поисковых сетях.
Следует ли белорусской организации производить исчисление и уплату НДС при приобретении этих услуг, если они оказываются только на территории Российской Федерации?
Следует.
При приобретении у российского резидента услуг по ведению контекстной рекламы товаров в поисковых сетях белорусской организации надо исчислить и уплатить НДС в Республике Беларусь.
При реализации услуг на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах Республики Беларусь, обязанность по исчислению и перечислению в бюджет НДС возлагается на состоящие на учете в налоговых органах Республики Беларусь организации, приобретающие данные услуги (п. 1 ст. 92 НК).
Взимание НДС при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве – члене ЕАЭС, территория которого признается местом реализации работ, услуг (п. 2 ст. 72 Договора, п. 28 разд. IV "Порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг" Протокола). Исключением являются работы, указанные в п. 31 Протокола.
При выполнении работ, оказании услуг налоговую базу, ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяют, руководствуясь законодательством государства – члена ЕАЭС, территория которого признается местом реализации работ, услуг, если иное не установлено разд. IV Протокола.
Местом реализации работ, услуг признается территория государства – члена ЕАЭС, если налогоплательщиком этого государства приобретаются консультационные, юридические, бухгалтерские, аудиторские, инжиниринговые, рекламные, дизайнерские, маркетинговые услуги, услуги по обработке информации, а также научно-исследовательские, опытно-конструкторские и опытно-технологические (технологические) работы (подп. 4 п. 29 разд. IV Протокола).
При этом под рекламными услугами следует понимать услуги по созданию, распространению и размещению информации, предназначенной для неопределенного круга лиц и призванной формировать или поддерживать интерес к юридическому или физическому лицу, товарам, товарным знакам, работам, услугам с помощью любых средств и в любой форме (п. 2 раздела I "Общие положения" Протокола).
Иными словами, ведение контекстной рекламы товаров в поисковых сетях необходимо отнести к рекламным услугам |*|.
* Порядок отражения в учете расходов на создание и трансляцию рекламного ролика доступен для подписчиков электронного "ГБ"
Таким образом, местом реализации указанных услуг признается территория Республики Беларусь, поскольку эти услуги приобретены белорусским налогоплательщиком.
Следовательно, белорусской организации надо исчислить и уплатить НДС в Республике Беларусь.
Отсрочка вычета НДС по товарам, ввезенным из-за пределов ЕАЭС
3 (266). Организация ввозит в 2015 г. из Литовской Республики товары по договору с резидентом Российской Федерации. Товары будут реализованы на территории Республики Беларусь в неизменном состоянии.
Применяется ли отсрочка вычета НДС, уплаченного при ввозе товаров?
Применяется.
Суммы НДС, уплаченные при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь с территории Литовской Республики, подлежат вычету в том отчетном периоде, в котором истекло 90 календарных дней с даты их выпуска в соответствии с заявленной таможенной процедурой, если эти товары реализованы на территории Республики Беларусь в неизменном состоянии.
Это следует из норм НК и Указа Президента Республики Беларусь от 26.02.2015 № 99 "О взимании налога на добавленную стоимость" (далее – Указ № 99).
Налоговыми вычетами, если иное не установлено п. 21 ст. 107 НК, признают суммы НДС, уплаченные плательщиком при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь (подп. 2.2 п. 2 ст. 107 НК).
Суммы НДС, уплаченные при ввозе приобретенных товаров (за исключением товаров, при ввозе которых уплаченные суммы налога подлежат вычету в порядке, установленном НК, согласно приложению к Указу № 99) со дня вступления в силу Указа № 99 до 31 декабря 2015 г. включительно на территорию Республики Беларусь с территории государств, не являющихся членами ЕАЭС, подлежат вычету в том отчетном периоде, в котором истекло 90 календарных дней с даты их выпуска в соответствии с заявленной таможенной процедурой (п. 1 Указа № 99).
Эти положения применяются в случаях, если ввезенные на территорию Республики Беларусь с территории государств, не являющихся членами ЕАЭС, товары реализуются (предназначены для реализации) плательщиком, осуществившим их ввоз, на территории Республики Беларусь в неизменном состоянии, в т.ч. в неизменном виде. В отношении таких товаров допускаются фасовка (розлив) в банки, бутылки, флаконы, мешки, ящики, коробки, помол (разрезка) для фасовки (упаковки), другие простые операции по упаковке или переупаковке, не направленные на изменение свойств товаров.
В приведенной ситуации ввоз товаров осуществляется из-за пределов ЕАЭС |*|.
* Письмо МНС Республики Беларусь от 20.03.2015 № 2-1-10/469 "О применении положений Указа Президента Республики Беларусь от 26 февраля 2015 г. № 99" доступно всем на портале GB.BY
Особенности уплаты подоходного налога при приобретении путевки для ребенка сотрудника организации
4 (267). Коммерческой организацией за счет собственных средств в июле 2015 г. для 11-летнего ребенка своего работника приобретена путевка в детский оздоровительный лагерь стоимостью 6 000 000 руб.
Следует ли в приведенной ситуации исчислять подоходный налог?
Не следует.
Организация при определении налоговой базы подоходного налога должна учитывать все доходы плательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме (часть первая п. 1 ст. 156 НК).
При этом к доходам, полученным плательщиком в натуральной форме, относятся в т.ч. доходы в виде оплаты (полностью или частично) за него организацией отдыха (подп. 2.1 п. 2 ст. 157 НК).
Так как организация понесла расходы по приобретению путевки в интересах непосредственно ребенка, то он и является получателем дохода.
Вместе с тем освобождаются от подоходного налога доходы в виде стоимости путевок в санаторно-курортные и оздоровительные организации Республики Беларусь, приобретенных для детей в возрасте до 18 лет и оплаченных (возмещенных) за счет средств белорусских организаций (белорусских индивидуальных предпринимателей) в пределах 5 540 000 руб. на каждого ребенка от каждого источника в течение налогового периода (подп. 1.101 п. 1 ст. 163 НК).
Таким образом, в рассматриваемом случае стоимость путевки в пределах 5 540 000 руб. освобождается от обложения подоходным налогом по основаниям, предусмотренным подп. 1.101 п. 1 ст. 163 НК.
Оставшаяся часть стоимости путевки в размере 460 000 руб. (6 000 000 – 5 540 000) подлежит обложению подоходным налогом, поскольку организация не вправе применить в отношении этой суммы льготу, установленную подп. 1.19 п. 1 ст. 163 НК.
Справочно: подп. 1.19 п. 1 ст. 163 НК не распространяется на доходы в виде оплаты стоимости путевок, указанных в подп. 1.101 п. 1 ст. 163 НК |*|.
* Льготы по подоходному налогу, применяемые при оплате путевок (лечения) работников организации и членов их семей, доступны всем на портале GB.BY
В то же время, поскольку у ребенка отсутствует место основной работы, налоговому агенту при определении налоговой базы необходимо уменьшить оставшуюся часть суммы на стандартный налоговый вычет, установленный подп. 1.1 п. 1 ст. 164 НК, в размере 730 000 руб. (так как доход ребенка, подлежащий налогообложению, не превысил 4 420 000 руб.).
Таким образом, в данном случае отсутствует доход, подлежащий обложению подоходным налогом.
Паспорт перевозки отходов производства и регистрация сделок о передаче опасных отходов
5 (268). Предприятие имеет несколько дочерних компаний, расположенных в различных регионах республики. В процессе их деятельности образовались отработанные люминесцентные трубки, которые должны свозиться в место их временного хранения, созданное на базе головного предприятия (г. Минск).
Возникли следующие вопросы:
5.1. Необходимо ли при перевозке отработанных ламп оформлять сопроводительный паспорт перевозки отходов производства?
Необходимо.
Перевозка отходов производства допускается при наличии сопроводительного паспорта перевозки отходов производства |**|.
** Порядок перевозки медицинских отходов, а также их учета и обезвреживания доступен для подписчиков электронного "ГБ"
Данная обязанность не действует в отношении перевозки на захоронение (в соответствии с заключенными договорами на оказание услуг) отходов производства, относящихся к коммунальным отходам, вывозом которых занимаются предприятия, осуществляющие сбор и вывоз отходов производства, относящихся к коммунальным отходам (п. 2 ст. 26 Закона Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З "Об обращении с отходами").
С учетом того что люминесцентные трубки не относятся к коммунальным отходам, юридические лица в рассматриваемом случае должны по каждой перевозке отработанных люминесцентных трубок оформлять сопроводительные паспорта перевозки отходов производства.
5.2. Подлежит ли передача отработанных ламп головному предприятию регистрации?
Подлежит.
Действительно, в рассматриваемом случае имеются факты передачи (отчуждения) отходов (люминесцентных трубок отработанных) от одного юридического лица другому. Указанные дочерние компании и головное предприятие должны произвести регистрацию сделок о передаче опасных отходов на определенный срок (кроме договора перевозки), а также об отчуждении опасных отходов другому юридическому лицу, если в отношении таких сделок не предусмотрены законодательством льготы.
Регистрация сделок производится:
– в отношении отходов, указанных в соответствующем перечне, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.10.2009 № 1391.
Люминесцентные трубки отработанные указаны в этом перечне;
– в порядке, определенном Положением о порядке регистрации сделок о передаче опасных отходов на определенный срок (кроме договора перевозки), а также об отчуждении опасных отходов другому юридическому или физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, осуществляющему обращение с отходами, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.01.2008 № 61 (далее – Положение № 61).
Отметим, что регистрация сделок об отчуждении опасных отходов не требуется:
– в случае отчуждения опасных отходов юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю, имеющему специальное разрешение (лицензию) на осуществление деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду в части использования отходов 1-3-го класса опасности, обезвреживания отходов, захоронения отходов, указанных в составляющих работы и услуги лицензируемой деятельности;
– при хранении, обезвреживании и (или) использовании отходов за пределами территории Республики Беларусь;
– при ввозе в Республику Беларусь отходов, ввоз и (или) вывоз которых осуществляется на основании разрешений на ввоз и (или) вывоз отходов, ограниченных к перемещению через границу Республики Беларусь по основаниям неэкономического характера, или лицензий на ввоз и (или) вывоз опасных отходов, ограниченных к перемещению через границу Таможенного союза при ввозе и (или) вывозе, выдаваемых Минприроды (п. 4 Положения № 61).
Рассматриваемый случай не подпадает под исключения, предусмотренные п. 4 Положения № 61. Соответственно сделка передачи отходов на хранение должна быть зарегистрирована по месту хранения отходов (п. 2 Положения № 61).
Для регистрации сделки необходимо предъявить в территориальный орган Минприроды документы, указанные в п. 6.25 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156 (п. 6 Положения № 61) |*|.
* Перечень документов, которые должна иметь торговая организация при наличии отходов продуктов питания, доступен для подписчиков электронного "ГБ"
Сергей Юрча, начальник управления ВМР ГУ "Оператор вторичных материальных ресурсов"
От редакции:
Организация должна представить в территориальный орган Минприроды следующие документы:
– заявление;
– копию договора, составленного в письменной форме и подписанного лицами, совершающими сделку, либо должным образом уполномоченными ими лицами;
– документ юридического лица, осуществляющего обращение с отходами, который передает опасные отходы на определенный срок, отчуждает опасные отходы, свидетельствующий об образовании у него опасных отходов или о приобретении им права собственности на передаваемые, отчуждаемые опасные отходы;
– копию договора с юридическим лицом, осуществляющим использование, обезвреживание, захоронение опасных отходов, – для регистрации сделки об отчуждении опасных отходов при отчуждении опасных отходов юридическому лицу, деятельность которого связана с удалением опасных отходов.
пособия по временной нетрудоспособности
Произведено излишнее начисление пособия по временной нетрудоспособности
6 (269). Заработная плата, излишне выплаченная работнику нанимателем, в т.ч. при неправильном применении закона, не может быть с него взыскана, за исключением случаев счетной ошибки (ст. 107 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК)).
Применяется ли эта норма, если работнику излишне начислено пособие по временной нетрудоспособности |*|? Можно ли излишнюю сумму пособия удержать? Как урегулировать данный вопрос?
* Информация о нарушениях, выявленных в ходе аудиторских проверок в начислении пособий по временной нетрудоспособности, доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Статья № 107 ТК не применяется, так как пособие не является заработной платой.
Заработная плата – это вознаграждение за труд, которое наниматель обязан выплатить работнику за выполненную работу в зависимости от ее сложности, количества, качества, условий труда и квалификации работника с учетом фактически отработанного времени, а также за периоды, включаемые в рабочее время (ст. 57 ТК).
Пособие же является элементом системы государственного социального страхования, а не выплатой по трудовому договору.
Излишне выплаченные суммы пособий (вследствие представления документов с заведомо недостоверными сведениями, непредставления либо несвоевременного представления сведений о наступлении обстоятельств, влияющих на право получения пособий или на их размер, а также вследствие иных переплат) подлежат возврату получателем пособия (п. 39 Положения о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2013 № 569, далее – Положение).
В случае отказа получателя пособия от возврата излишне выплаченных сумм пособий в добровольном порядке на основании решения комиссии по назначению пособий их удержание производится ежемесячно до полного погашения задолженности из сумм пособий, заработной платы или иного дохода в размере не более 20 % от суммы пособий в месяц. При прекращении выплаты пособий, заработной платы или иного дохода оставшаяся задолженность взыскивается с получателя пособия в судебном порядке.
Другие удержания из пособий производятся в случаях, установленных законодательством.
Таким образом, в настоящее время излишне выплаченное пособие подлежит возврату получателем такого пособия.
Ранее действовали иные правила. В частности, до 11 июля 2013 г. излишне выплаченные суммы пособий взыскивались с получателя только в том случае, если переплаты явились следствием злоупотреблений с его стороны (п. 54 Положения о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.09.1997 № 1290).
валютное законодательство
Использование векселей при проведении внешнеторговых экспортных операций
7 (270). В настоящее время организация изучает возможность использования льгот, предоставленных Указом Президента Республики Беларусь от 17.02.2015 № 69 "Об использовании векселей", при проведении внешнеторговых экспортных операций.
Возникли следующие вопросы:
7.1. В какой момент экспортер обязан осуществлять обязательную продажу части валютной выручки?
В момент перечисления средств белорусским банком за учтенный им вексель.
Выручкой в иностранной валюте для целей Указа Президента Республики Беларусь от 17.07.2006 № 452 "Об обязательной продаже иностранной валюты" являются денежные средства в иностранной валюте согласно перечню иностранных валют, подлежащих обязательной продаже на внутреннем валютном рынке, определяемому Нацбанком, поступающие юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на их счета по сделкам, предусматривающим в т.ч. учет (покупку) ценных бумаг, являющихся расчетными документами по сделкам, предусматривающим на возмездной основе передачу товаров, охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполнение работ, оказание услуг (подп. 2.21 п. 2).
Таким образом, 7-дневный срок для осуществления обязательной продажи |*| начинает течь не с момента получения векселя, а с момента перечисления средств белорусским банком.
* Информация о получении экспортной выручки и обязательной продаже валюты доступна для подписчиков электронного "ГБ"
К слову, эта же дата будет считаться датой завершения внешнеторговой операции по Указу Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 № 178 "О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций".
7.2. Следует ли понимать, что для целей исчисления НДС именно момент поступления денег на счет от белорусского банка является моментом фактической реализации (организация является плательщиком НДС, применяющим УСН)?
Нет.
Признание выручки для целей налогового учета и определение выручки для целей валютного регулирования – разные понятия. В частности, днем зачисления денежных средств в целях исчисления НДС при использовании в расчетах векселей признается дата получения векселя (часть четвертая п. 1 ст. 921 НК).
Сергей Овсейко, канд. юрид. наук, канд. экон. наук
Организация деятельности субъектов хозяйствования
Отключение клиента банка от системы "Клиент-банк"
8 (271). В каких случаях банк может принять решение об отключении системы "Клиент-банк" клиентам, находящимся на обслуживании?
Условия об отключении клиента банка от системы "Клиент-банк" предусмотрены письмом Нацбанка Республики Беларусь от 28.11.2012 № 21-17/147 "О надлежащей проверке клиентов банков, открывающих и (или) имеющих банковские счета" (далее – письмо № 21-17/147).
Письмом рекомендовано предусмотреть в заключенном между банком и клиентом договоре, определяющем порядок использования системы "Клиент-банк", право банка в одностороннем порядке принимать решение о прекращении оказания данной услуги в соответствии с организованной системой внутреннего контроля (п. 2 письма № 21-17/147).
Отказ от дистанционного банковского обслуживания рекомендовано инициировать в отношении организаций, которые:
– осуществляют финансовые операции, вызывающие подозрения.
Основные признаки подозрительных финансовых операций (операций, подлежащих особому контролю) и критерии их выявления установлены п. 60 Инструкции о требованиях к правилам внутреннего контроля банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, открытого акционерного общества "Банк развития Республики Беларусь" в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения, утвержденной постановлением Правления Нацбанка Республики Беларусь от 24.12.2014 № 818 (далее – Инструкция № 818).
При этом признаки подозрительности, установленные Инструкцией № 818, должны соответствовать описанию признаков подозрительности, приведенных в приложении 4 к Инструкции о порядке заполнения, передачи, регистрации, учета и хранения специальных формуляров регистрации финансовых операций, подлежащих особому контролю, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.03.2006 № 367 |*|.
* Признаки и описание финансовых операций, подпадающих под особый контроль, доступны для подписчиков электронного "ГБ"
К ним, например, относятся платежи в оффшорные зоны, запутанный и необычный характер финансовой операции, невозможность осуществить связь с клиентом по указанным им адресам и телефонам, несоответствие финансовой операции характеру деятельности клиента, необоснованное дробление сумм аналогичных финансовых операций, представление клиентом документов, подлинность которых вызывает сомнения, и др.
Такие финансовые операции ответственные должностные лица банка признают в установленном Инструкцией № 818 порядке подлежащими особому контролю, и по ним представляют специальные формуляры в Департамент финансового мониторинга Комитета госконтроля Республики Беларусь;
– имеют признаки лжепредпринимательской структуры.
Примерный перечень критериев отнесения субъектов предпринимательской деятельности к субъектам, функционирующим по принципу лжепредпринимательских структур, прилагается к письму № 21-17/147 и содержит 26 позиций, разносторонне описывающих признаки лжепредпринимательства;
– счета открывают третьи лица по доверенности.
Анжелика Хаданович, заместитель начальника управления валютного контроля Нацбанка Республики Беларусь
Постраничное подписание текста договора
9 (272). Необходимо ли при подписании хозяйственных договоров ставить подписи сторон на каждой странице текста договора?
Необходимо в отдельных случаях.
Такая процедура, которую обычно называют парафированием, предусмотрена для международных договоров, т.е. договоров с участием государств (ст. 10 Венской Конвенции о праве международных договоров от 23.05.1969).
Каждый лист договора строительного подряда и приложений к нему должен быть пронумерован и подписан сторонами. Такая норма установлена п. 19 Правил заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 № 1450.
Для всех остальных видов договоров требование парафирования может устанавливаться по соглашению сторон (часть третья п. 1 ст. 161 ГК), например, в предварительном или рамочном договоре или ином соглашении.
Сергей Овсейко, канд. юрид. наук, канд. экон. наук