НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
Отсрочка вычета НДС
1 (283). После вступления в силу указов Президента Республики Беларусь от 21.07.2014 № 361 "Об отдельных вопросах налогообложения, бухгалтерского учета, переоценки имущества и взимания арендной платы" (далее – Указ № 361) и от 26.02.2015 № 99 "О взимании налога на добавленную стоимость" (далее – Указ № 99) предприятие своевременно и полностью уплатило НДС при ввозе товаров.
Поскольку товары ввозились для дальнейшей реализации, то в соответствии с названными указами отсрочка возврата НДС составляет 90 дней.
По истечении указанного срока (март 2015 г.) предприятие подало в налоговую инспекцию посредством электронного декларирования налоговую декларацию по НДС, где указало сумму НДС, подлежащую возврату из бюджета.
В приеме декларации было отказано в связи с неправильным ее заполнением, так как данная сумма НДС не может быть возвращена на расчетный счет, а может только пойти в зачет в следующих налоговых периодах.
Почему предприятие по истечении 90 дней, установленных указами № 361 и № 99, не может отразить в книге покупок уплаченный НДС и вернуть уплаченный налог из бюджета?
В указанный срок НДС можно вернуть при наличии оборотов по реализации с нулевой ставкой НДС.
Напомним историю вопроса.
Суммы НДС, уплаченные при ввозе |*| с 25 июля по 31 декабря 2014 г. включительно на территорию Республики Беларусь приобретенных товаров, подлежали вычету в том отчетном периоде, в котором истекло 90 календарных дней:
* Информация о том, как правильно определить отчетный период, в котором разрешено принять к вычету НДС, уплаченный при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь, доступна для подписчиков электронного "ГБ"
– с даты их выпуска в соответствии с заявленной таможенной процедурой, – при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь с территории государств, не являющихся членами Таможенного союза;
– с даты их принятия к учету, – при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь с территории государств – членов Таможенного союза.
Приведенные нормы содержатся в подп. 1.5 п. 1 Указа № 361.
В целях совершенствования механизма регулирования отдельных вопросов обложения НДС был принят Указ № 99, которым предусмотрено, что суммы НДС, уплаченные при ввозе приобретенных товаров (за исключением товаров, при ввозе которых уплаченные суммы НДС подлежат вычету в порядке, установленном Налоговым кодексом Республики Беларусь (далее по тексту рубрики "Вопрос-ответ" – НК) (согласно приложению к Указу № 99)) со дня вступления в силу Указа № 99 до 31 декабря 2015 г. включительно на территорию Республики Беларусь с территории государств, не являющихся членами ЕАЭС, подлежат вычету в том отчетном периоде, в котором истекло 90 календарных дней с даты их выпуска в соответствии с заявленной таможенной процедурой.
Общая сумма НДС, определенная в соответствии со ст. 103 НК, уменьшается на установленные ст. 107 НК налоговые вычеты (п. 1 ст. 107 НК).
Если сумма налоговых вычетов согласно налоговой декларации (расчету) по НДС превышает общую сумму НДС, исчисленную по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, плательщик НДС не уплачивает, а разница между суммой налоговых вычетов и общей суммой НДС, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, подлежит вычету в первоочередном порядке из общей суммы НДС в следующем отчетном (налоговом) периоде либо возврату плательщику в порядке, установленном НК (п. 6 ст. 103 НК).
По истечении 90 дней сумма "ввозного" НДС отражается в книге покупок (если это предусмотрено учетной политикой организации), в разд. IV "Другие сведения (справочно)" части I налоговой декларации по НДС, и на нее распространяются нормы ст. 107 НК.
Таким образом, сумма "ввозного" НДС включается в книгу покупок и в налоговые вычеты по истечении 90 дней.
Право на возврат уплаченного НДС возникает у организации только в случае, если она применяет нулевую ставку НДС и у нее есть "входной" НДС, приходящийся на такой оборот по реализации.
Передача имущества от частного унитарного предприятия индивидуальному предпринимателю
2 (284). Физическое лицо является учредителем частного унитарного предприятия (УП), применяющего общую систему налогообложения, и одновременно зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя (ИП), применяющего УСН без уплаты НДС. Частное УП на основании решения учредителя безвозмездно передает этому ИП объект недвижимости, построенный предприятием.
Рассмотрим вопросы, возникшие в приведенной ситуации.
2.1. Является ли такая передача имущества передачей в пределах одного собственника? |*|
* Информация о проблемах частных унитарных предприятий, возникающих при передаче имущества в пределах одного собственника, доступна всем на портале GB.BY
Является.
Прежде всего напомним, что институты, понятия и термины гражданского и других отраслей права, используемые в НК, применяются в тех значениях, в каких они используются в этих отраслях права, если иное не установлено НК (п. 2 ст. 1 НК).
Собственник имеет право владения, пользования и распоряжения своим имуществом (п. 1 и часть первая п. 2 ст. 210 Гражданского кодекса Республики Беларусь; далее – ГК). Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие законодательству, общественной пользе и безопасности, не наносящие вреда окружающей среде, историко-культурным ценностям и не ущемляющие прав и защищаемых законом интересов других лиц, в т.ч. отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, а также распоряжаться им иным образом.
Таким образом, передача имущества в пределах одного собственника подразумевает наличие у одного и того же лица права собственности на это имущество.
Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество (п. 1 ст. 113 ГК). Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в т.ч. между работниками предприятия.
Имущество частного УП находится в частной собственности физического лица (совместной собственности супругов) либо юридического лица и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения (п. 2 ст. 113 ГК). В приведенной ситуации это собственность физического лица – учредителя частного УП.
Право собственности на имущество частного УП приобретает собственник имущества частного УП, который и принимает решение об изъятии имущества у унитарного предприятия (п. 6 ст. 113 ГК).
Белорусскими индивидуальными предпринимателями признаются физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей в Республике Беларусь, т.е. индивидуальный предприниматель – это физическое лицо, получившее особый статус (ст. 19 НК).
Таким образом, безвозмездную передачу объекта недвижимости на основании решения учредителя от частного УП индивидуальному предпринимателю – физическому лицу, являющемуся учредителем этого частного УП, следует рассматривать как передачу в пределах одного собственника.
2.2. Возникает ли объект обложения НДС у организации?
Не возникает.
Объектами обложения НДС |*| признают обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь (подп. 1.1 п. 1 ст. 93 НК).
* Информация об ошибках в определении объектов обложения НДС доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Безвозмездной передачей товаров (работ, услуг), имущественных прав признают передачу товаров (работ, услуг), имущественных прав без оплаты и освобождение от обязанности их оплаты (п. 1 ст. 31 НК). Случаи, когда безвозмездная передача не признается реализацией, определены п. 2 ст. 31 НК.
Так, не является реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав безвозмездная передача имущества в пределах одного собственника по его решению или решению уполномоченного им органа (подп. 2.3 п. 2 ст. 31 НК).
Исходя из ответа на предыдущий вопрос, объект обложения НДС при передаче имущества от унитарного предприятия ИП не возникнет.
Ввоз основного средства из-за рубежа и вычет НДС
3 (285). Организация уплатила НДС при ввозе основного средства из-за рубежа. У нее имеются обороты по реализации товаров за пределами Республики Беларусь, включая реализацию товаров населению на выставках-ярмарках, проводимых на территории государств – членов ЕАЭС.
Подлежит ли вычету сумма НДС, уплаченная при ввозе объекта основных средств, в такой ситуации?
Подлежит.
Суммы НДС, за исключением сумм НДС, предъявленных при ввозе основных средств, включают в затраты плательщика по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении (далее – затраты), в случае использования ввезенных товаров для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых освобождены от налогообложения.
В случае одновременного использования ввезенных товаров при производстве и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых освобождены от налогообложения, и товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению, суммы НДС, за исключением сумм НДС, предъявленных при ввозе основных средств, включают в затраты плательщика нарастающим итогом с начала года исходя из доли оборота операций по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, освобожденных от налогообложения, в общем объеме оборота по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав.
Приведенные положения применяют также в отношении оборотов по реализации товаров, местом реализации которых не признают территорию Республики Беларусь, включая обороты по реализации товаров населению на выставках-ярмарках, проводимых на территории государств – членов ЕАЭС (пп. 2, 3 ст. 106 НК).
Таким образом, суммы НДС по объектам основных средств не относятся на затраты плательщиков в случае наличия оборотов за пределами Республики Беларусь, включая обороты по реализации товаров населению на выставках-ярмарках, проводимых на территории государств – членов ЕАЭС, и подлежат вычету в общеустановленном порядке |*|.
* Информация о порядке исчисления и принятия к вычету НДС при реализации товаров с выставок-ярмарок на территории государств – членов ЕАЭС доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Компенсация покупателю из-за отказа продавца отгружать товары и обложение ее НДС
4 (286). Покупатель товаров получил от продавца денежные средства в качестве компенсации убытков, понесенных покупателем из-за отказа продавца отгружать товары.
Надо ли включать в налоговую базу при исчислении НДС эти денежные средства?
Не надо.
Объектами обложения НДС признают обороты по реализации товаров (подп. 1.1 п. 1 ст. 93 НК) |**|.
** Информация об ошибках, допускаемых при определении объектов обложения НДС, доступна для подписчиков электронного "ГБ"
При определении налоговой базы НДС не учитывают полученные плательщиком средства, не связанные с расчетами по оплате товаров (п. 5 ст. 97 НК).
Поскольку денежные средства, полученные покупателем товаров от продавца в качестве компенсации убытков, понесенных покупателем из-за отказа продавца отгружать товары, не связаны с реализацией товаров, то их не включают в налоговую базу НДС.
Ввоз из России пивных коктейлей и акцизы
5 (287). Организация ввозит из Российской Федерации пивной коктейль в жестяных банках емкостью 0,5 и 0,33 л с содержанием пива в готовом пивном коктейле 55 %. Содержание алкоголя в этом коктейле составляет 4,9 %.
Надо ли уплачивать акцизы при ввозе этого коктейля?
Надо.
Объектами обложения акцизами признают возимые на территорию Республики Беларусь подакцизные товары и (или) возникновение иных обстоятельств, с наличием которых НК, Закон Республики Беларусь от 10.01.2014 № 129-З "О таможенном регулировании в Республике Беларусь", таможенное законодательство Таможенного союза, международные договоры, регулирующие взимание косвенных налогов в Таможенном союзе, и (или) акты Президента Республики Беларусь связывают возникновение обязанности по уплате акцизов (подп. 1.2 п. 1 ст. 113 НК) |*|.
* Информация об уплате акцизов при ввозе подакцизных товаров из государств – членов ЕАЭС доступна для подписчиков электронного "ГБ"
В состав подакцизных товаров включены пиво, пивной коктейль (подп. 1.4 п. 1 ст. 111 НК).
Для целей исчисления акцизов пивным коктейлем признают продукт, изготовленный путем купажирования пива или специального пива и других компонентов без добавления этилового ректификованного спирта из пищевого сырья, с содержанием пива в готовом виде не менее 50 %.
Таким образом, при ввозе пивного коктейля из Российской Федерации необходимо уплачивать акцизы, так как этот напиток включен в состав подакцизных товаров.
Ввоз из России безалкогольного пива и уплата акцизов
6 (288). Организация ввозит из России безалкогольное пиво.
Нужно ли уплачивать акцизы при его ввозе?
Не нужно.
Объектами обложения акцизами признают возимые на территорию Республики Беларусь подакцизные товары и (или) возникновение иных обстоятельств, с наличием которых НК, Закон Республики Беларусь от 10.01.2014 № 129-З "О таможенном регулировании в Республике Беларусь", таможенное законодательство Таможенного союза, международные договоры, регулирующие взимание косвенных налогов в Таможенном союзе, и (или) акты Президента Республики Беларусь связывают возникновение обязанности по уплате акцизов (подп. 1.2 п. 1 ст. 113 НК)
В состав подакцизных товаров включены пиво, пивной коктейль (подп. 1.4 п. 1 ст. 111 НК). На пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового спирта до 0,5 % включительно установлена ставка акцизов в размере 0 руб. за 1 л готовой продукции (приложение 1 к НК) |**|.
** Информация о применяемых в 2015 г. ставках акцизов доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Следовательно, при ввозе из России безалкогольного пива сумма акцизов будет равна нулю и уплачивать акцизы не нужно в связи с их отсутствием.
Подоходный налог с доходов, получаемых физлицами от сдачи в аренду своего имущества
7 (289). Организация планирует заключить с физическим лицом договор аренды принадлежащего ему на праве собственности гаража сроком на 6 месяцев. Предполагаемая сумма арендной платы – 2 000 000 руб. в месяц.
Возникли следующие вопросы:
7.1. В каком порядке организации следует производить обложение подоходным налогом указанного дохода, если арендодатель не имеет постоянного места работы?
С применением ставки налога 13 % и стандартных вычетов.
Объектом обложения подоходным налогом признают доходы, полученные плательщиками от источников в Республике Беларусь, причем вне зависимости от их резидентства (п. 1 ст. 153 НК).
К таким доходам относят доходы, полученные от сдачи в аренду (финансовую аренду (лизинг)) или от иного использования имущества, находящегося на территории Республики Беларусь, включая стоимость улучшения имущества, находившегося в пользовании других лиц и возвращенного его собственнику, – при наличии документов, подтверждающих факт свершения указанных событий, сопоставимости их последствий и произведенных улучшений. Данное правило не распространяется на случаи, когда улучшение явилось следствием капитального ремонта, проведение которого было обусловлено чрезвычайными обстоятельствами (пожар, авария, стихийное бедствие, дорожно-транспортное происшествие и иные аналогичные обстоятельства, в т.ч. форс-мажорные) (подп. 1.4 п. 1 ст. 154 НК).
Налогообложение получаемых физическими лицами доходов от сдачи в аренду принадлежащего им имущества налоговые агенты должны производить по ставке в размере 13 % (п. 1 ст. 173 НК).
Для доходов, в отношении которых ставки подоходного налога, в частности, установлены п. 1 ст. 173 НК, налоговая база подоходного налога определяется за каждый календарный месяц налогового периода как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, применяемых последовательно в соответствии со ст. 164–166 и 168 НК, с учетом особенностей, предусмотренных гл. 16 НК (п. 3 ст. 156 НК).
Если физическое лицо – арендодатель не имеет постоянного места работы, ему для получения стандартных налоговых вычетов необходимо представить организации-арендатору письменное заявление и предъявить трудовую книжку (при ее отсутствии – письменное заявление с указанием причины отсутствия трудовой книжки).
В этом случае организация обязана при определении налоговой базы уменьшить ее на сумму стандартного налогового вычета в размере 730 000 руб. (при условии, что данное физическое лицо не имеет детей до 18 лет и иждивенцев, а также не относится к категории лиц, указанных в подп. 1.3 п. 1 ст. 164 НК).
При этом размер подоходного налога составит 165 100 руб. ((2 000 000 – 730 000) × 13 % / 100 %) |*|.
* Перечень документов, применяемых для безошибочного исчисления и уплаты подоходного налога, доступен для подписчиков электронного "ГБ"
7.2. В каком порядке организации следует производить обложение подоходным налогом указанного дохода, если арендодатель имеет постоянное место работы?
В данном случае организация, планирующая взять в аренду гараж у физического лица, имеющего постоянное место работы, не вправе применять в отношении доходов, полученных этим лицом от сдачи в аренду своего имущества (гаража) стандартные вычеты, поскольку они предоставляются по месту основной работы (службы, учебы) плательщика на основании документов, подтверждающих его право на такие налоговые вычеты.
Соответственно размер подоходного налога составит 260 000 руб. (2 000 000 × 13 % / 100 %).
Справочно: при определении размера налоговой базы в соответствии с п. 3 ст. 156 НК плательщик имеет право применить стандартные налоговые вычеты в размере:
– 730 000 руб. в месяц при получении дохода, подлежащего налогообложению, в сумме, не превышающей 4 420 000 руб. в месяц (подп. 1.1 п. 1 ст. 164 НК);
– 210 000 руб. в месяц на ребенка до 18 лет и (или) каждого иждивенца, а вдовам (вдовцам), одиноким родителям, приемным родителям, опекунам или попечителям, а также родителям, имеющим 2 и более детей в возрасте до 18 лет или такого же возраста детей-инвалидов, – 410 000 руб. в месяц на каждого ребенка до 18 лет и (или) каждого иждивенца (подп. 1.2 п. 1 ст. 164 НК) |**|;
** Перечень документов, необходимых для получения стандартного вычета при наличии ребенка или иждивенца, доступен для подписчиков электронного "ГБ"
– 1 030 000 руб. в месяц для категорий плательщиков, указанных в подп. 1.3 п. 1 ст. 164 НК.
Определение ставки земельного налога с учетом 2 повышающих коэффициентов
8 (290). Организация имеет в границах населенного пункта земельный участок, занятый объектом сверхнормативного незавершенного строительства. При исчислении земельного налога в отношении данного участка следует применить как коэффициент 2, предусмотренный п. 3 ст. 197 НК, так и коэффициент 2, установленный местными властями на основании ст. 2011 НК.
Как правильно применить к ставке земельного налога за участок, занятый объектом сверхнормативного незавершенного строительства, вышеназванные коэффициенты?
Решая вопрос определения окончательной ставки земельного налога, которая подлежит применению к участку, занятому объектом сверхнормативного незавершенного строительства, на наш взгляд, следует сделать 2 последовательных шага.
Во-первых, определить, какая ставка налога подлежит применению к такому участку в соответствии с НК.
При этом необходимо исходить из того, что в НК нет ставки налога вообще, а каждому конкретному объекту налогообложения (конкретному земельному участку) соответствует конкретная ставка налога. И если мы имеем дело, например, с участком в населенном пункте, занятым объектом сверхнормативного незавершенного строительства, то такому участку по НК соответствует ставка, определенная с обязательным учетом п. 3 ст. 197 НК (т.е. увеличенная в 2 раза).
Во-вторых, определить ставку, подлежащую окончательному применению плательщиком с учетом ст. 2011 НК, т.е. с учетом увеличения или уменьшения установленной в НК ставки на коэффициенты, определенные местными властями.
Мы уже выше отметили, в НК нет некой абстрактной ставки налога, поэтому "местные" коэффициенты следует применить именно к той конкретной ставке налога по НК, которая соответствует конкретному объекту налогообложения (в нашем случае – к ставке, уже увеличенной в 2 раза) |*|.
* Три правила, позволяющие организации избежать ответственности за неуплату земельного налога по самовольно занятым земельным участкам, доступны для подписчиков электронного "ГБ"
РАСЧЕТЫ
Гербовый сбор при получении векселя от нерезидента в оплату поставленного ему товара
9 (291). Белорусская организация экспортировала российскому резиденту товар, за который он рассчитался векселем.
Возникает ли необходимость уплаты резидентом-экспортером гербового сбора при получении векселя от нерезидента в оплату поставленного ему товара?
Не возникает при выполнении определенных условий.
По общему правилу, установленному НК, за осуществление операций с простыми и переводными векселями, их копиями, а также экземплярами переводного векселя взимается гербовый сбор.
Так, объектами обложения гербовым сбором признают:
– передачу и получение простых и переводных векселей, их копий и экземпляров переводных векселей в целях изменения права собственности или иных вещных прав на них, в т.ч. при выдаче, индоссировании, авалировании простых и переводных векселей, их копий и экземпляров переводных векселей;
– предъявление к оплате составленного (выданного), индоссированного или авалированного в Республике Беларусь простого или переводного векселя, его копии и экземпляра переводного векселя, информация о которых не представлена в республиканское унитарное предприятие "Республиканский центральный депозитарий ценных бумаг" (далее – Депозитарий) (ст. 237 НК).
При этом налоговая база гербового сбора определяется как вексельная сумма, в пределах которой плательщик отвечает по векселю, а в случаях предъявления к оплате векселя, его копии и экземпляра переводного векселя – как сумма, предъявленная к оплате.
При невозможности определения вексельной суммы, в пределах которой плательщик отвечает по векселю, налоговая база определяется из наибольшей суммы, обозначенной в векселе (ст. 238 НК).
Уплата гербового сбора должна производиться в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем выдачи, авалирования или предъявления к оплате, передачи и получения простых и переводных векселей, их копий и экземпляров переводных векселей (п. 2 ст. 239 НК).
В то же время Указом Президента Республики Беларусь от 17.02.2015 № 69 "Об использовании векселей" (далее – Указ № 69) предусмотрены случаи освобождения от уплаты гербового сбора, в т.ч. и в отношении экспортеров |*|.
* Порядок использования векселей, введенный с 21 мая т.г., доступен для подписчиков электронного "ГБ"
Так, экспортеры освобождаются от уплаты гербового сбора при передаче и получении векселей, их копий и экземпляров переводных векселей в целях изменения права собственности или иных вещных прав на них при условии представления информации о таких совершенных операциях в Депозитарий в соответствии с законодательством.
Для применения указанного освобождения плательщик гербового сбора должен располагать к установленному законодательством сроку уплаты гербового сбора сведениями, которые подтверждают соответствие банка-нерезидента, выпускающего или авалирующего вексель, критериям, установленным Нацбанком, на дату выпуска векселя банком-нерезидентом либо оформления им аваля.
Если экспортер не выполнит вышеуказанные требования, он обязан будет уплатить гербовый сбор в следующем размере:
– за получение от иностранной организации векселей – 15 % от вексельной суммы;
– непредставление в Депозитарий информации в отношении индоссированного в Республике Беларусь простого или переводного векселя, его копии и экземпляра переводного векселя – 25 % от вексельной суммы.
От редакции:
Суммы гербового сбора организации включают в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении (ст. 240 НК).
Вексель, не имеющий силы для банка
10 (292). В полученном резидентом-экспортером от нерезидента векселе, авалированном банком, указано, что по данной ценной бумаге плательщик обязуется уплатить определенную сумму в случае поставки товара по конкретному договору. Белорусский банк отказался учитывать такой вексель, указав, что его содержание не соответствует требованиям законодательства.
Правомерны ли действия банка?
Правомерны.
В соответствии с нормами Конвенции, устанавливающей Единообразный закон о переводных и простых векселях (подписан 07.07.1930 в г. Женеве), а также Закона Республики Беларусь от 13.12.1999 № 341-З "Об обращении переводных и простых векселей", который принят во исполнение положений Конвенции, вексель (вексельное обязательство) характеризуется абстрактностью, безусловностью и строгой формальностью.
Согласно указанным нормативным правовым актам вексель должен содержать простое и ничем не обусловленное обещание (предложение) уплатить определенную сумму денег.
Указание в тексте вексельного обязательства на исполнение поставщиком обязательств по договору поставки является нарушением принципа безусловности, поскольку в данном случае платеж обусловлен поставкой. Соответственно данный документ не имеет силы векселя, и банк правомерно не принимает его к учету |**|.
** Порядок расчетов посредством переводного векселя доступен для подписчиков электронного "ГБ"
Роман Томкович, юрист