- страховые взносы в белгосстрах
- налогообложение
- пособия семьям, воспитывающим детей
- таможенное законодательство
страховые взносы в белгосстрах
Обучение в магистратуре и страховые взносы в Белгосстрах
1 (339). Работник предприятия будет получать высшее образование второй ступени (магистратура) по специальности "Бизнес-администрирование" в учебном учреждении Республики Беларусь на вечерней форме обучения. Данное образование необходимо ему для более качественного выполнения своих должностных обязанностей. По этой причине предприятие приняло решение об оплате обучения.
Является ли оплата такого обучения объектом для начисления страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее по тексту рубрики "Вопрос-ответ" – страховые взносы в Белгосстрах)?
Является.
Страховые взносы в Белгосстрах не начисляются на стоимость обучения работников, осваивающих содержание образовательных программ дополнительного образования взрослых при их переподготовке, профессиональной подготовке, повышении квалификации, стажировке, обучении на обучающих курсах, связанных с осуществляемой работодателем деятельностью, в размере стоимости такого обучения (п. 4 Перечня*).
_________________
* Перечень выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие "Белгосстрах", утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.01.1999 № 115 (далее по тексту рубрики "Вопрос-ответ" – Перечень).
Такие виды дополнительного образования взрослых поименованы в ст. 242 Кодекса Республики Беларусь об образовании (далее по тексту рубрики "Вопрос-ответ" – Кодекс об образовании). Для оказания услуг в сфере образования в этих случаях заключаются соответствующие договоры (ст. 59 Кодекса об образовании).
Магистратура является второй ступенью |*| высшего образования, обеспечивающего углубленную подготовку специалиста, формирование знаний, умений и навыков научно-педагогической и научно-исследовательской работы с присвоением степени магистра (ст. 202 Кодекса об образовании).
* Информация о том, какие вычеты по подоходному налогу может предоставить организация своим работникам, имеющим детей-студентов, в т.ч. обучающихся в магистратуре, доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Справочно: на второй ступени высшего образования реализуются:
– образовательная программа высшего образования второй ступени, формирующая знания, умения и навыки научно-педагогической и научно-исследовательской работы и обеспечивающая получение степени магистра;
– образовательная программа высшего образования второй ступени с углубленной подготовкой специалиста, обеспечивающая получение степени магистра.
Учитывая, что ст. 242 Кодекса об образовании содержит исчерпывающий перечень образовательных программ дополнительного образования для взрослых и не включает образовательную программу высшего образования второй ступени (магистратура), стоимость обучения работника за подготовку специалиста с высшим образованием на второй ступени высшего образования (магистратура) является объектом для начисления страховых взносов.
Неоплачиваемая практика студента и страховые взносы в Белгосстрах
2 (340). Организация принимает на неоплачиваемую практику студента по договору с учебным заведением.
Нужно ли уплачивать страховые взносы в Белгосстрах за данного студента и в каком размере?
Не нужно.
Обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |*| подлежат жизнь и здоровье граждан, в т.ч. являющихся в соответствии со ст. 30 Кодекса об образовании обучающимися (за исключением курсантов и слушателей) и привлекаемых к работам в организациях в период прохождения практики, производственного обучения, стажировки, а также являющихся клиническими ординаторами (п. 272 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530 "О страховой деятельности").
* Информация о новом порядке получения дотации на страховые выплаты по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний доступна для подписчиков электронного "ГБ"
При этом страховой защитой обеспечиваются практиканты (стажеры), привлекаемые к любым видам работ (как оплачиваемых, так и неоплачиваемых).
От сумм денежных средств, начисленных за произведенную практикантами продукцию (выполненные работы, оказанные услуги) и перечисляемых учреждению образования, организация производит исчисление страховых взносов в Белгосстрах. Если практика не является оплачиваемой, то страховые взносы в Белгосстрах за данного практиканта организация не уплачивает.
Возмещение стоимости коммунальных платежей и страховые взносы в Белгосстрах
3 (341). Предприятие по договору с общежитием возмещает расходы по проживанию своего сотрудника в безналичном порядке, а также возмещает сотруднику стоимость коммунальных платежей.
Начисляются ли страховые взносы в Белгосстрах на суммы возмещаемых общежитию расходов и на суммы возмещаемой работнику стоимости коммунальных платежей?
Начисляются.
Объектом для начисления страховых взносов в Белгосстрах являются выплаты всех видов, начисленные в пользу лиц, подлежащих обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по всем основаниям независимо от источников финансирования, кроме предусмотренных Перечнем (п. 2 Положения о порядке уплаты страховщику страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.10.2003 № 1297).
В п. 3 Перечня |**| включены компенсации в целях возмещения работникам затрат, связанных с выполнением ими трудовых обязанностей, предусмотренные в гл. 9 Трудового кодекса Республики Беларусь.
** Письмо Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 24.10.2014 № 08-07/3289 "О взносах на государственное социальное страхование", которое разъясняет порядок применения Перечня, доступно всем на портале GB.BY
Иные случаи, связанные с предоставлением работнику гарантий и компенсаций, данным пунктом Перечня не определены.
Поскольку возмещение страхователем расходов по проживанию в общежитии и стоимости коммунальных платежей не относятся к компенсациям в целях возмещения работникам затрат, связанных с выполнением ими трудовых обязанностей, то страховые взносы в Белгосстрах на указанные суммы начисляют в общеустановленном порядке.
Реорганизация организации и представление статистической отчетности по форме 1-страхование (Белгосстрах)
4 (342). Организация реорганизована путем присоединения к другому юридическому лицу.
В какие сроки организация должна представить государственную статистическую отчетность по форме 1-страхование (Белгосстрах) "Отчет о средствах по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее – отчетность), утвержденную постановлением Белстата от 12.09.2014 № 159 (далее – постановление № 159)?
Не позднее 15 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения.
Страхователи, в отношении которых принято решение о реорганизации юридического лица (кроме реорганизации в форме преобразования), представляют отчет не позднее 15 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения за период с начала года по месяц, предшествующий месяцу, в котором принято данное решение (постановление № 159).
Таким образом, решение о реорганизации |*|, принятое уполномоченными органами юридического лица в соответствии со специальными нормами законодательства, является юридическим фактом, влекущим обязанность страхователя по представлению отчетности в Белгосстрах в установленный постановлением № 159 срок.
* Порядок отражения в бухгалтерском и налоговом учете реорганизации организации путем присоединения доступен всем на портале GB.BY
При этом следует иметь в виду, что регистрирующий орган не принимает решение о реорганизации, а только фиксирует факт прекращения деятельности юридического лица в результате реорганизации в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и в связи с этим завершает процедуру реорганизации – прекращает правоспособность юридического лица.
Справочно: по общему правилу процедура реорганизации начинается со дня принятия решения о реорганизации.
Реорганизация юридического лица может быть осуществлена по решению:
– собственника имущества (учредителей, участников) юридического лица;
– органа юридического лица, уполномоченного на это учредительными документами;
– уполномоченных государственных органов, в т.ч. суда (п. 1 ст. 53 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК)).
Например, реорганизация хозяйственного общества может быть осуществлена по решению общего собрания участников этого общества (ст. 15 Закона Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-XII "О хозяйственных обществах", далее – Закон).
Общими нормами ГК и специальными нормами Закона в отношении юридических лиц различных организационно-правовых форм установлен порядок принятия решения о реорганизации, в частности:
– общество с ограниченной ответственностью может быть реорганизовано добровольно по единогласному решению его участников (ст. 91 ГК, ст. 111 Закона);
– акционерное общество может быть реорганизовано добровольно по решению общего собрания акционеров (ст. 104 ГК, ст. 89 Закона);
– собственник имущества унитарного предприятия принимает решение о реорганизации унитарного предприятия в соответствии с законодательством (ст. 113 ГК) и т.п.
Наталья Мельникова, ведущий специалист
управления страхования от несчастных
случаев на производстве и профессиональных
заболеваний БРУСП "Белгосстрах"
налогообложение
Утрата товаров в результате пожара и НДС
5 (343). Надо ли восстановить "входной" НДС по приобретенным за счет собственных средств на территории Республики Беларусь товарам, утраченным в результате пожара?
Не надо.
Налоговыми вычетами признают суммы НДС, предъявленные продавцами, состоящими на учете в налоговых органах Республики Беларусь и являющимися плательщиками, к оплате плательщику при приобретении им на территории Республики Беларусь товаров (подп. 2.1 п. 2 ст. 107 Налогового кодекса Республики Беларусь; далее по тексту рубрики "Вопрос-ответ" – НК).
Вычетам подлежат предъявленные плательщику суммы налога при приобретении товаров независимо от даты проведения расчетов за приобретаемые товары после их отражения в бухгалтерском учете и книге покупок в случае, если ведение книги покупок осуществляется плательщиком, если иное не установлено гл. 12 НК (п. 6 ст. 107 НК).
Не подлежащие вычету суммы налога указаны в п. 19 ст. 107 НК.
Поскольку в п. 19 ст. 107 НК не предусмотрен запрет на вычет НДС по приобретенным за счет собственных средств на территории Республики Беларусь товарам, утраченным в результате пожара, то организация имеет право принять к вычету сумму НДС по этим товарам и восстанавливать ее не следует |*|.
* Информация о налоговых вычетах по НДС доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Зачет взаимных требований и применение нулевой ставки НДС при вывозе товаров
6 (344). Может ли белорусская организация применить нулевую ставку НДС при вывозе товаров с территории Республики Беларусь на территорию Республики Казахстан, если по договору между ними был осуществлен зачет взаимных требований?
Может.
Ставку НДС в размере 0 % применяют при реализации товаров, вывезенных (без обязательств об обратном ввозе на территорию Республики Беларусь) в государства – члены ЕАЭС (в т.ч. товаров, вывезенных по договорам (контрактам) лизинга, договорам займа, договорам (контрактам) на изготовление товаров), при условии документального подтверждения фактического вывоза товаров за пределы территории Республики Беларусь (подп. 1.1.1 п. 1 ст. 102 НК).
В ЕАЭС взимание косвенных налогов во взаимной торговле товарами осуществляется по принципу страны назначения, предусматривающему применение нулевой ставки НДС при экспорте товаров, а также их налогообложение косвенными налогами при импорте (п. 1 ст. 72 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014; далее – Договор) |**|.
** Комментарий к Договору доступен для подписчиков электронного "ГБ"
Взимание косвенных налогов и механизм контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров осуществляются в порядке согласно Протоколу о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение 18 к Договору).
В п. 4 данного Протокола определен перечень документов, представляемых в налоговые органы одновременно с налоговой декларацией по НДС для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС.
На основании этого в НК установлено, что основанием для применения нулевой ставки НДС при реализации товаров, вывезенных (без обязательств об обратном ввозе на территорию Республики Беларусь) в государства – члены ЕАЭС, является наличие у плательщика необходимых документов.
Справочно: такими документами являются:
– договор (контракт), на основании которого осуществляется реализация товаров;
– транспортные (товаросопроводительные) документы, подтверждающие перемещение товаров с территории Республики Беларусь на территорию другого государства – члена ЕАЭС. При вывозе на территорию государства – члена ЕАЭС товаров с целью временного хранения, участия в выставках-ярмарках по договорам, заключенным плательщиком с покупателями до вывоза товаров с территории Республики Беларусь, требуется наличие у плательщика также транспортных (товаросопроводительных) документов, подтверждающих отгрузку (передачу) товаров покупателям;
– заявление о ввозе товаров либо перечень заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (представляется плательщиком в налоговый орган по месту постановки на учет одновременно с налоговой декларацией по НДС).
Основанием для применения нулевой ставки НДС при реализации организациями Республики Беларусь на основании договоров комиссии, поручения или иных аналогичных договоров (далее – комитент) через организации и (или) индивидуальных предпринимателей Республики Беларусь (далее – комиссионер) товаров, вывезенных (без обязательств об обратном ввозе на территорию Республики Беларусь) в государства – члены ЕАЭС, является наличие у комитента установленных документов.
Справочно: такими документами являются:
– договор комиссии, поручения или иной аналогичный договор;
– транспортные (товаросопроводительные) документы, подтверждающие отгрузку товаров комиссионеру, и копии транспортных (товаросопроводительных) документов, подтверждающих отгрузку товаров покупателям;
– заявление о ввозе товаров либо перечень заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (представляется комитентом в налоговый орган по месту постановки на учет одновременно с налоговой декларацией по НДС) (п. 7 ст. 102 НК).
Таким образом, при вывозе белорусской организацией товаров на территорию Республики Казахстан по договору с организацией Республики Казахстан применяют нулевую ставку НДС при наличии вышеперечисленных документов независимо от того, что расчет был осуществлен посредством проведения зачета взаимных требований с покупателем.
пособия семьям, воспитывающим детей
Сроки выплаты пособий на детей
7 (345). В организации коллективным договором предусмотрены сроки выплаты заработной платы: за 1-ю половину месяца (аванс) – 18-е число месяца, за 2-ю половину месяца – 3-е число.
Когда следует выплачивать пособия на детей?
В дни, установленные для выплаты заработной платы.
Пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет |*|, пособия семьям на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3 лет и пособия на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей, назначенные по месту работы (службы), учебы, прохождения подготовки в клинической ординатуре, выплачивают за текущий месяц (часть седьмая ст. 20 Закона Республики Беларусь от 29.12.2012 № 7-З "О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей", п. 10 Положения о порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия семьям на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3 лет, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 09.12.2014 № 572 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, воспитывающих детей"; далее – Положение № 572).
* Информация о том, как пересчитать размер государственных пособий семьям, воспитывающим детей, за прошлое время доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Приведем норму части первой п. 13 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий семьям, воспитывающим детей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2013 № 569 (далее – Положение № 569). В ней установлено, что государственные пособия, указанные в подп. 1.1–1.5 п. 1 Положения № 569, назначенные по месту работы (службы), учебы, прохождения подготовки в клинической ординатуре, выплачиваются в дни, установленные для выплаты заработной платы (денежного довольствия).
Справочно: к пособиям, которые выплачиваются в дни, установленные для выплаты заработной платы (денежного довольствия), относятся следующие виды пособий:
– по беременности и родам;
– женщинам, ставшим на учет в государственных организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности;
– в связи с рождением ребенка;
– по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет;
– семьям на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3 лет;
– на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей (подп. 1.1–1.5 п. 1 Положения № 569, п. 10 Положения № 572).
Сроки и периодичность выплаты заработной платы установлены ст. 73 Трудового кодекса Республики Беларусь. Так, выплата заработной платы производится регулярно в дни, определенные в коллективном договоре, соглашении или трудовом договоре, но не реже 2 раз в месяц.
Справочно: в п. 4 Декрета Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 № 29 "О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины" установлено, что выплата заработной платы производится регулярно в дни, определенные коллективным договором (соглашением), трудовым договором (контрактом), но не реже 1 раза в месяц. Для отдельных категорий работников законодательством могут быть определены другие сроки выплаты заработной платы. При совпадении сроков выплаты заработной платы с государственными праздниками, праздничными или выходными днями она должна производиться накануне их.
Из изложенного следует, что пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, семьям на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3 лет, на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей за август 2015 г. выплачиваются в августе 2015 г. в дни, установленные для выплаты заработной платы. Поскольку в организации дни для выплаты заработной платы установлены на 3-е и 18-е число каждого месяца, то указанные виды пособий за август 2015 г. должны быть выплачены 3 или 18 августа 2015 г.
Пособия, указанные в подп. 1.1–1.3 п. 1 Положения № 569 (по беременности и родам, женщинам, ставшим на учет в государственных организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности, в связи с рождением ребенка), также выплачиваются в дни, установленные для выплаты заработной платы, – 3-е или 18-е число каждого месяца, но на них требование о выплате за текущий месяц не распространяется.
Соответственно, если такие пособия назначены после 3-го числа, но до 18-го числа, то они выплачиваются 18-го числа месяца назначения, а если после 18-го числа – 3-го числа месяца, следующего за месяцем назначения.
таможенное законодательство
Особенности определения таможенной стоимости товаров при их экспорте за пределы ЕАЭС
8 (346). Белорусская организация согласно условиям договора должна отгрузить товар своему латвийскому контрагенту.
8.1. Какие особенности следует учесть организации при определении таможенной стоимости, связанной с вывозом товара за пределы таможенной территории ЕАЭС?
Законодательством ЕАЭС вопросы определения таможенной стоимости вывозимых товаров отнесены к компетенции законодательства государства – члена ЕАЭС, таможенный орган которого будет производить таможенное декларирование товаров.
В рассматриваемой ситуации таможенная стоимость будет определяться в соответствии с положениями ст. 93 Закона Республики Беларусь от 10.01.2014 № 129-З "О таможенном регулировании в Республике Беларусь" (далее по тексту рубрики "Вопрос-ответ" – Закон).
Так, при таможенном декларировании сведений о вывозимых товарах организации-экспортеру необходимо знать, что:
1) при помещении товаров под таможенную процедуру экспорта, в отношении которых не установлена адвалорная либо комбинированная ставка вывозной таможенной пошлины, таможенная стоимость таких товаров не определяется и не заявляется таможенному органу.
В настоящее время, как правило, в отношении вывозимых товаров устанавливается специфическая ставка вывозной таможенной пошлины;
2) порядок определения таможенной стоимости вывозимых товаров базируется на стоимости сделки с товарами, т.е. цене, фактически уплаченной либо подлежащей уплате за вывозимые товары.
В таможенную стоимость вывозимых товаров включаются расходы, перечисленные в п. 2 ст. 93 Закона и не включенные при этом в стоимость сделки с вывозимыми товарами (комиссионные и брокерские вознаграждения, расходы на тару, упаковку, лицензионные и иные подобные платежи и т.д.).
Отметим, что транспортные расходы не обозначены в качестве платежей, обязательных для включения в таможенную стоимость вывозимых товаров;
3) в таможенную стоимость вывозимых товаров не включаются таможенные платежи |*|, уплачиваемые при таможенном декларировании товаров, подлежащие компенсации организации (продавцу, экспортеру) при вывозе товаров с территории Республики Беларусь в соответствии с белорусским налоговым законодательством или международными договорами Республики Беларусь;
* Информация об изменениях, произошедших в 2015 г. в порядке уплаты таможенных платежей, доступна для подписчиков электронного "ГБ"
4) таможенная стоимость вывозимых товаров не может быть определена на основе стоимости сделки с ними, если:
– продажа или стоимость сделки зависит от соблюдения условий, влияние которых невозможно исчислить;
– участники сделки являются взаимосвязанными лицами, и это повлияло на стоимость сделки;
– во внешнеторговом договоре содержатся ограничения и условия, оказавшие влияние на стоимость сделки, которое невозможно исчислить;
– представленные сведения, относящиеся к определению таможенной стоимости вывозимых товаров, не подтверждены документально, не являются достоверными и количественно подтвержденными (подп. 2.7 п. 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 27.05.2014 № 509 "О мерах по реализации Закона Республики Беларусь "О таможенном регулировании в Республике Беларусь" (далее по тексту рубрики "Вопрос-ответ" – постановление № 509)).
8.2. Если организация не может определить таможенную стоимость на основе стоимости сделки, что ей надо сделать в такой ситуации?
Определить таможенную стоимость на основе данных бухучета.
Если у организации отсутствует возможность определить таможенную стоимость на основе стоимости сделки, то ей необходимо определить такую стоимость по данным бухгалтерского учета (сведения о затратах на производство, реализацию вывозимого товара, а также сведения о величине прибыли, получаемой организацией в связи с вывозом товаров за пределы Республики Беларусь) либо по данным бухгалтерского учета о принятии вывозимых товаров к бухгалтерскому учету и их списании. При этом учитываются также упомянутые выше расходы, указанные в п. 2 ст. 93 Закона.
При невозможности определения таможенной стоимости с использованием указанных выше сведений таможенная стоимость определяется организацией на основе сведений о ценах на идентичные или однородные товары либо исходя из данных бухгалтерского учета в отношении идентичных или однородных товаров с учетом расходов, указанных в п. 2 ст. 93 Закона.
Справочно: если организация подпадает под первые 2 ограничения, предусмотренные подп. 2.7 п. 2 постановления № 509, то она вправе определить таможенную стоимость товара на основе стоимости сделки с учетом документально подтвержденной, в т.ч. на основании сведений бухгалтерского учета, величины стоимостной оценки повлиявших на нее обстоятельств, если влияние таких обстоятельств можно исчислить.
При поставке одной партии вывозимых товаров разных наименований определение расходов, перечисленных в подп. 2.1–2.7 п. 2 ст. 93 Закона, подлежащих включению в таможенную стоимость каждого из наименований вывозимого товара, осуществляется пропорционально величине, определяемой отношением стоимости каждого товара к стоимости партии вывозимых товаров.
Николай Сидорович,
заместитель начальника отдела
тарифного регулирования и методологии
таможенной стоимости ГТК
Республики Беларусь