налогообложение
Подоходный налог при оплате организацией жилья для иногороднего специалиста
1 (355). Организация в июле 2015 г. в целях производственной необходимости по предварительной договоренности приняла на работу иногороднего специалиста на должность инженера. В соответствии с заключенным трудовым договором первые 6 месяцев работы этого специалиста организация несет расходы на жилье, взятое для него в аренду у другого физического лица.
Являются ли расходы организации по найму жилья доходом специалиста, подлежащим обложению подоходным налогом?
Являются.
От подоходного налога освобождаются все виды предусмотренных законодательными актами, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь компенсаций, в т.ч. связанных с возмещением работникам расходов, связанных с выполнением ими трудовых обязанностей (включая возмещение расходов, выплачиваемое в связи с переездом на работу в другую местность, возмещение расходов при служебных командировках с учетом норм части третьей подп. 1.3 п. 1 ст. 163 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее по тексту рубрики "Вопрос-ответ" – НК)). Исключением являются компенсации за неиспользованный трудовой отпуск, компенсации за износ транспортных средств, оборудования, инструментов и приспособлений, принадлежащих работнику (подп. 1.3 п. 1 ст. 163 НК).
Компенсация расходов по найму жилого помещения законодательством не предусмотрена, поэтому она является доходом иногороднего специалиста, подлежащим обложению подоходным налогом |*|.
* Перечень документов, применяемых для безошибочного исчисления и уплаты подоходного налога, доступен для подписчиков электронного "ГБ"
Справочно: работникам, переезжающим на работу в другую местность в связи с переводом, приемом в соответствии с предварительной договоренностью, возмещаются:
1) стоимость проезда работника и членов его семьи (муж, жена, дети и родители обоих супругов, находящиеся на их иждивении и проживающие вместе с ними) – на тех же условиях, что и при направлении работника в служебную командировку;
2) расходы по провозу имущества железнодорожным, водным и автомобильным транспортом (общего пользования) в количестве до 500 кг на самого работника и до 150 кг на каждого переезжающего члена семьи (по соглашению сторон могут быть оплачены расходы по провозу большего количества имущества);
3) суточные за каждый день нахождения в пути в соответствии с законодательством о служебных командировках;
4) единовременное пособие на самого работника в размере его месячной тарифной ставки (оклада) по новому месту работы и на каждого переезжающего члена семьи в размере 1/4 пособия на самого работника (ст. 96 Трудового кодекса Республики Беларусь; далее по тексту рубрики "Вопрос-ответ" – ТК).
С учетом того что организация для этого специалиста является местом основной работы, а оплата за наем жилья для этого специалиста не является доходом, полученным им за выполнение трудовых или иных обязанностей, она вправе к этим доходам применить освобождение от налога в размере, не превышающем 13 190 000 руб. (подп. 1.19 п. 1 ст. 163 НК).
Подоходный налог при выплате организацией ущерба физическому лицу
2 (356). В сентябре 2015 г. по вине сотрудников организации была повреждена находящаяся под офисом квартира, принадлежащая физическому лицу. При этом размер причиненного вреда согласно заключению соответствующей экспертной организации составил 28 000 000 руб.
Физическим лицом предъявлена виновнику (организации) претензия о возмещении данной суммы. Претензия была признана организацией (виновником) обоснованной в полном объеме, и денежные средства были выплачены ею физическому лицу.
Необходимо ли организации с данной суммы выплаты физическому лицу исчислить и удержать подоходный налог?
Такой необходимости нет.
Не признают объектом обложения подоходным налогом доходы, полученные плательщиками в размере компенсации (возмещения) в соответствии с законодательством судебных расходов, морального вреда, возмещения вреда в натуре или возмещения причиненных убытков в пределах реального ущерба, в т.ч. проиндексированных в установленном законодательством порядке, если иное не установлено гл. 16 НК (подп. 2.37 п. 2 ст. 153 НК).
Так как в рассматриваемой ситуации сумма выплаты организацией является возмещением причиненных убытков в пределах реального ущерба, она в соответствии с подп. 2.37 п. 2 ст. 153 НК не подлежит обложению подоходным налогом |*|.
* Изменения, произошедшие в 2015 г. в перечне объектов, не облагаемых подоходным налогом, доступны всем на портале GB.BY
Анна Павлова, экономист
Условие применения единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции
3 (357). Крестьянское (фермерское) хозяйство (далее – КФХ) зарегистрировалось в январе 2015 г. и с момента регистрации применяет единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции (далее – единый налог). С момента регистрации выручка от реализации продукции растениеводства (кроме цветов и декоративных растений), животноводства (кроме пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства (далее – сельскохозяйственная продукция) не поступала. КФХ имеет в собственности грузовой автомобиль и оказывает сторонним организациям услуги по транспортировке.
Рассмотрим вопросы, возникшие в приведенной ситуации.
3.1. Подлежит ли выручка, полученная КФХ от оказания услуг по транспортировке, обложению НДС?
Подлежит.
КФХ в течение 3 лет со дня их государственной регистрации в части деятельности по производству продукции растениеводства (кроме цветов и декоративных растений), животноводства (кроме пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства освобождаются от налогов, сборов (пошлин), установленных НК (п. 1 ст. 328 НК).
Так как услуги по транспортировке не относятся к указанному выше виду деятельности, то выручка, полученная от оказания таких услуг, подлежит налогообложению.
Данная выручка будет облагаться НДС по ставке 20 % при реализации таких услуг на территории Республики Беларусь. Экспортируемые транспортные услуги, включая транзитные перевозки, облагают НДС по ставке 0 %.
3.2. В каком порядке выручка от оказания транспортных услуг участвует в определении процентного соотношения выручки от реализации сельскохозяйственной продукции в общем объеме выручки организации?
Поясним, в связи с чем возник этот вопрос. Дело в том, что применять единый налог вправе организации, производящие на территории Республики Беларусь сельскохозяйственную продукцию, у которых выручка от реализации произведенной ими продукции растениеводства (за исключением цветоводства, выращивания декоративных растений), первичной переработки льна, пчеловодства, животноводства и рыбоводства составляет не менее 50 % общей выручки этих организаций за предыдущий календарный год (часть первая п. 1 ст. 302 НК).
Выручка от оказания услуг по транспортировке учитывается в составе общей выручки организации и не учитывается в составе выручки от реализации сельскохозяйственной продукции.
Сведения о размере процентной доли выручки от реализации сельскохозяйственной продукции в общем объеме выручки организации представляют за каждый календарный год не позднее 20 января года, следующего за истекшим календарным годом, в составе показателей налоговой декларации (расчета) по единому налогу (разд. II налоговой декларации) (часть вторая п. 3 ст. 303 НК).
Обращаем внимание, что если объем выручки от реализации сельскохозяйственной продукции в целом за 2015 г. составит менее 50 % в общем объеме полученной выручки, то КФХ должно будет пересчитать сумму единого налога в отношении налоговой базы 2015 г. по ставке 3 % (п. 6 ст. 305 НК).
Пересчитанный единый налог подлежит отражению в налоговой декларации за 2015 г. (срок подачи – не позднее 20 января 2016 г., срок уплаты – не позднее 22 января 2016 г.).
В случае несоблюдения процентной доли выручки за 2015 г. КФХ с 1 января 2016 г. обязано будет прекратить применение единого налога |*| (п. 3 ст. 303 НК).
* Особенности исчисления единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции доступны для подписчиков электронного "ГБ"
Арендные платежи и налог при УСН
4 (358). ООО с 1 января 2015 г. применяет упрощенную систему налогообложения (УСН) без НДС. Имеющееся у ООО помещение сдается в аренду под магазин.
Выставляемые РУП "Минскэнерго" по данному объекту коммунальные платежи (вода, теплоэнергия, электроэнергия, газ) оплачиваются ООО и в том же размере перевыставляются арендатору.
Включают ли сумму возмещаемых арендатором расходов за воду, теплоэнергию, электроэнергию, газ в валовую выручку при исчислении УСН?
Включают.
Налоговую базу налога при УСН определяют как денежное выражение валовой выручки. Валовой выручкой в целях исчисления налога при УСН признают сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов (п. 2 ст. 288 НК).
Суммы возмещаемых расходов, не включенных в арендную плату, независимо от даты фактического осуществления таких расходов плательщиком налога при УСН учитывают в составе выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на дату поступления возмещения этих расходов (в т.ч. в натуральной форме) либо на дату иного прекращения обязательства по возмещению указанных расходов, в т.ч. в результате зачета, уступки права требования, перечисления денежных средств на счета третьих лиц (абз. 3 части шестой п. 2 ст. 288 НК).
Таким образом, в валовую выручку для целей исчисления налога при УСН |**| организация-арендодатель включает как сумму арендной платы, так и сумму возмещаемых арендатором расходов за коммунальные услуги.
** Информация об изменениях в форме декларации по налогу при УСН и порядке ее заполнения в 2015 г. доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Светлана Суховей, экономист
Реализация населению твердого топлива, приобретенного в Казахстане, и НДС
5 (359). Организация приобретает в Республике Казахстан твердое топливо, которое будет реализовано физическим лицам Республики Беларусь для отопления.
Можно ли принять к вычету сумму НДС, уплаченную налоговому органу при ввозе этого топлива в Республику Беларусь?
Нельзя.
В ЕАЭС взимание косвенных налогов во взаимной торговле товарами осуществляется по принципу страны назначения, предусматривающему применение нулевой ставки НДС при экспорте товаров, а также их налогообложение косвенными налогами при импорте (п. 1 ст. 72 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014; далее по тексту рубрики "Вопрос-ответ" – Договор).
Взимание косвенных налогов и механизм контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров осуществляются в порядке, предусмотренном Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение 18 к Договору; далее по тексту рубрики "Вопрос-ответ" – Протокол).
Суммы косвенных налогов, уплаченные (зачтенные) по товарам, импортированным на территорию одного государства – члена ЕАЭС с территории другого государства – члена ЕАЭС, подлежат вычетам (зачетам) в порядке, предусмотренном законодательством государства – члена ЕАЭС, на территорию которого импортированы товары (п. 26 Протокола).
В белорусском законодательстве налоговыми вычетами признают суммы НДС, уплаченные плательщиком при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь (подп. 2.2 п. 2 ст. 107 НК).
Суммой НДС, уплаченной при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь, признают сумму НДС, уплаченную в бюджет при выпуске товаров, и сумму НДС, уплаченную при ввозе товаров с территории государств – членов ЕАЭС (п. 3 ст. 107 НК).
Следует учесть, что от НДС освобождают обороты по реализации на территории Республики Беларусь твердого топлива физическим лицам для коммунальнобытового потребления и топливоснабжающим организациям для продажи физическим лицам (подп. 1.24 п. 1 ст. 94 НК).
При этом суммы НДС, за исключением сумм НДС, уплаченных (предъявленных) при приобретении (ввозе) основных средств и нематериальных активов, включают в затраты плательщика по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, в случае использования ввезенных товаров для реализации товаров, операции по реализации которых освобождены от налогообложения (п. 2 ст. 106 НК).
В свою очередь суммы НДС, включенные в затраты плательщика по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, не подлежат вычету (подп. 19.1 п. 19 ст. 107 НК).
Таким образом, белорусская организация не имеет права принять к вычету сумму НДС, уплаченную налоговому органу при ввозе этого топлива в Республику Беларусь, которое было реализовано физическим лицам Республики Беларусь для отопления, так как эта сумма налога подлежит включению в затраты |*|.
* Информация о ввозе товаров из государств – членов ЕАЭС и исчислении НДС доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Предоставление в аренду железнодорожных вагонов российскому арендатору и НДС
6 (360). Белорусская организация предоставляет в аренду железнодорожные вагоны российскому арендатору для перевозки грузов с территории Республики Беларусь до морского порта, расположенного в Российской Федерации.
Должен ли белорусский арендодатель взимать НДС с российского арендатора с учетом того, что вагоны в основном будут использованы на территории Российской Федерации?
Должен.
При сдаче в аренду железнодорожных вагонов российскому арендатору белорусской организацией взимание НДС производится в Республике Беларусь в общеустановленном порядке и сумма налога предъявляется российскому арендодателю |**|.
** Информация об определении места реализации в ЕАЭС при исчислении НДС доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Обоснуем этот вывод.
Взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве – члене ЕАЭС, территория которого признается местом реализации работ, услуг (п. 28 Протокола).
При выполнении работ, оказании услуг налоговая база, ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в соответствии с законодательством государства – члена ЕАЭС, территорию которого признают местом реализации работ, услуг, если иное не установлено разд. IV Протокола.
Местом реализации работ, услуг признают территорию государства – члена ЕАЭС, если работы выполняются, услуги оказываются налогоплательщиком этого государства – члена ЕАЭС, если иное не предусмотрено подп. 1–4 п. 29 Протокола (подп. 5 п. 29 Протокола).
Приведенное правило применяется также при аренде и предоставлении в пользование на иных основаниях транспортных средств. Единицы железнодорожного подвижного состава в соответствии с п. 2 Протокола относятся к транспортным средствам.
Таким образом, при сдаче в аренду железнодорожных вагонов в Российскую Федерацию белорусской организацией местом реализации признают территорию Республики Беларусь.
Признание договора недействительным и вычет НДС
7 (361). Организации, применяющей общий порядок налогообложения, были оказаны услуги, стоимость которых учтена в расходах, а сумма "входного" НДС была принята к вычету. Однако сами услуги еще не были оплачены. Позднее в суде данный договор был признан недействительным.
Надо ли организации восстанавливать ранее принятые к вычету суммы "входного" НДС по этим услугам?
Надо.
Вычетам подлежат предъявленные плательщику суммы НДС при приобретении услуг независимо от даты проведения расчетов за приобретаемые услуги после их отражения в бухгалтерском учете и книге покупок в случае ведения книги покупок плательщиком, если иное не установлено гл. 12 НК (п. 6 ст. 107 НК).
Поскольку приобретение услуги было признано недействительным, а вычету подлежат суммы НДС, предъявленные при приобретении, то ранее вычтенная сумма "входного" НДС по этим услугам должна быть восстановлена |*|.
* Информация об ошибках при применении вычетов по НДС доступна для подписчиков электронного "ГБ"
бухучет-2015
Исправление ошибки, допущенной в 2014 г.
8 (362). В сентябре 2015 г. организация обнаружила ошибку за 2014 г.: своевременно не было отражено создание резерва по сомнительным долгам.
Верно ли для исправления ошибки |**| использовать счет 90 "Доходы и расходы по текущей деятельности" (субсчет 90-10 "Прочие расходы по текущей деятельности")?
** Материал по исправлению ошибок в бухгалтерском учете доступен всем на портале GB.BY
Неверно, следует использовать счет 84.
Суммы создаваемых резервов по сомнительным долгам отражаются в учете записью: Д-т 90 (субсчет 90-10) – К-т 63 "Резервы по сомнительным долгам".
Такой порядок предусмотрен пп. 13, 46 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102 (далее – Инструкция № 102). Однако в данном случае организация исправляет ошибку прошлого отчетного периода в части создания резерва.
Для этого нужно обратиться к п. 12 Национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности "Учетная политика организации, изменения в учетных оценках, ошибки", утвержденного постановлением Минфина Республики Беларусь от 10.12.2013 № 80. В нем установлено, что ошибка, допущенная в году (годах), предшествующем (предшествующих) отчетному году, исправляется в том месяце отчетного года, в котором она выявлена, дополнительной или сторнировочной записью (записями) по дебету (кредиту) счета 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" и других счетов и кредиту (дебету) соответствующих счетов. При этом в бухгалтерской отчетности корректируется вступительное сальдо каждой связанной с этой ошибкой статьи активов, обязательств, собственного капитала на начало самого раннего из представленных в бухгалтерской отчетности периодов, а также других связанных с этой ошибкой статей бухгалтерской отчетности за каждый представленный в бухгалтерской отчетности период.
При исправлении ошибок по учету расходов прошлых лет применяется счет 84.
Исправление рассматриваемой ошибки следует отразить в бухгалтерском учете организации записью:
Д-т 90 (субсчет 90-10) – К-т 63
– методом "красное сторно" на сумму начисленного за 2014 г. резерва по сомнительным долгам;
Д-т 84 – К-т 63
– на сумму начисленного за 2014 г. резерва по сомнительным долгам.
Виталий Раковец, аудитор ООО "АудитИнком"
пособия семьям, воспитывающим детей
В отпуске по уходу за ребенком находится бабушка
9 (363). Работница организации находится в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет. Она является бабушкой этого ребенка. Мать ребенка работает, но с 12 октября 2015 г. уходит в отпуск по беременности и родам.
Рассмотрим вопросы, возникшие в приведенной ситуации.
9.1. Имеет ли право бабушка на отпуск по уходу за ребенком в период нахождения матери в отпуске по беременности и родам?
Не имеет.
Право на отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет предоставляется в соответствии со ст. 185 ТК. Так, работающая бабушка или другой родственник, член семьи ребенка (в т.ч. отец ребенка) имеют право на отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет в случае выхода матери ребенка на работу.
Справочно: такое право предоставляется также в случае выхода матери ребенка на работу (службу), учебу (при получении профессиональнотехнического, среднего специального, высшего или послевузовского образования в дневной форме получения образования), прохождения подготовки в клинической ординатуре в очной форме, а также если она является индивидуальным предпринимателем, нотариусом, адвокатом, творческим работником, лицом, осуществляющим ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма (за исключением лиц, приостановивших соответствующую деятельность в порядке, установленном законодательством).
Если матери ребенка предоставлен отпуск по беременности и родам, то отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет прерывается и продолжается по его окончании по заявлению работника.
При наличии в семье двоих и более детей в возрасте до 3 лет отпуск по уходу за ребенком предоставляется одному лицу.
Отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет лицам, находящимся в таком отпуске вместо матери, прекращается со дня, следующего за днем утраты оснований, по которым данный отпуск был им предоставлен.
Вывод:
– бабушка ребенка не имеет права на отпуск по уходу за ним в случаях нахождения матери в отпуске по беременности и родам, отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет (даже если это отпуск по уходу за вторым ребенком), а также в случае увольнения матери с работы;
– отпуск бабушки по уходу за ребенком |*| прекращается со дня, следующего за днем возникновения указанных обстоятельств.
* Информация о расчете выходного пособия работнице, увольняющейся после отпуска по уходу за ребенком, доступна для подписчиков электронного "ГБ"
9.2. Имеет ли право бабушка, находящаяся в отпуске по уходу за ребенком, на пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет |**|?
** Информация обо всех случаях, когда пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет выплачивается в размере 50 %, доступна для подписчиков электронного "ГБ"
За время нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет назначается и выплачивается ежемесячное государственное пособие по государственному социальному страхованию.
В данной ситуации нужно применить норму части первой п. 12 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий семьям, воспитывающим детей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2013 № 569: в случае возникновения обстоятельств, влекущих прекращение выплаты государственного пособия, а также иных обстоятельств, влияющих на размер назначенного государственного пособия, его выплата прекращается (изменяется) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем возникновения таких обстоятельств.
Следовательно, выплата пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет бабушке прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором возникли указанные обстоятельства, т.е. мать ребенка ушла в декретный отпуск перед рождением второго ребенка. При этом за месяц, в котором возникли такие обстоятельства, пособие выплачивают в полном размере.
После прекращения выплаты пособия бабушке ребенка право на его получение реализуется матерью ребенка – по месту ее работы (службы), учебы, прохождения подготовки в клинической ординатуре или в органах по труду, занятости и социальной защите (часть третья ст. 20 Закона Республики Беларусь от 29.12.2012 № 7-З "О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей").
валютное законодательство
Наличие специальных счетов для хранения купленной на внутреннем валютном рынке валюты
10 (364). Организация имеет 2 текущих расчетных счета в разных банках и 2 специальных счета для хранения купленной на внутреннем валютном рынке валюты (один – в долларах США, другой – в евро).
Вправе ли организация открыть еще один такой спецсчет в долларах в другом банке или вначале необходимо закрыть уже имеющийся?
Вправе. Необходимость закрывать счет отсутствует.
Ранее количество специальных счетов в иностранной валюте |*|, предназначенных для хранения иностранной валюты, купленной на внутреннем валютном рынке, ограничивалось одним счетом. Его следовало открывать в том банке, где открыт текущий (расчетный) счет субъекта валютных операций – резидента в иностранной валюте, а при отсутствии текущего валютного счета – расчетный счет в белорусских рублях. Такой порядок был предусмотрен Инструкцией о порядке совершения валютно-обменных операций с участием юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденной постановлением Правления Нацбанка Республики Беларусь от 28.07.2005 № 112 (в редакции от 17.10.2011 № 448).
* Разъяснение о том, можно ли иметь несколько спецсчетов для хранения в банках купленной иностранной валюты, доступно для подписчиков электронного "ГБ"
Письмо Нацбанка Республики Беларусь от 11.11.2011 № 31-16/701 "О применении постановления Правления Нацбанка Республики Беларусь от 17 октября 2011 г. № 448" разъяснило, что субъект валютных операций – резидент мог открыть (иметь) один специальный счет в одной валюте в одном банке (например, один счет в долларах США, один счет в евро и один счет в российских рублях и т.д., но в том же банке). То есть субъект валютных операций – резидент не мог иметь 2 специальных счета в долларах США, открытых в одном либо в разных банках. Кроме того, субъект валютных операций – резидент не мог иметь специальный счет в долларах США в одном банке и специальный счет в евро в другом банке.
В настоящее время постановление Правления Нацбанка Республики Беларусь от 10.06.2015 № 355 "О выдаче субъектам валютных операций – резидентам разрешения открывать (иметь) в различных банках специальные счета для хранения купленной иностранной валюты и покупать иностранную валюту при переводе с покупкой" разрешает клиентам – юридическим лицам открывать (иметь) в различных банках специальные счета для хранения купленной на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь иностранной валюты.
Сергей Овсейко, канд юрид. наук, канд. экон. наук
расчеты
Сумма, подлежащая взысканию за счет средств дебитора плательщика-организации, не может превышать сумму задолженности этого плательщика
11 (365). У организации образовалась задолженность по платежам в бюджет. Она планирует обратиться в налоговый орган с заявлением на списание задолженности со счета ее дебитора. При этом дебитор должен сумму, превышающую сумму задолженности организации в бюджет.
Может ли налоговый орган вынести решение о взыскании задолженности по платежам в бюджет за счет средств дебитора в сумме, превышающей сумму задолженности плательщика в бюджет?
Не может.
Налоговый орган, руководствуясь установленными в ст. 58 НК правилами, выступает в качестве органа взыскания, а не как сторона по сделке в рамках гражданско-правовых отношений. Таким образом, правоотношения, возникающие между плательщиком – должником по платежам в бюджет и налоговым органом, обращающим взыскание на суммы, причитающиеся должнику по платежам в бюджет от его дебиторов, не могут подпадать под действие норм гражданского законодательства.
Принудительное исполнение налогового обязательства возможно лишь при неисполнении или ненадлежащем исполнении плательщиком (иным обязанным лицом) в установленный срок налогового обязательства, неуплаты (неполной уплаты) пеней. Данное условие определено п. 5 ст. 37 НК.
Справочно: под налоговым обязательством понимается обязанность плательщика (иного обязанного лица) при наличии обстоятельств, установленных НК, таможенным законодательством Таможенного союза и (или) актами Президента Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь от 10.01.2014 № 129-З "О таможенном регулировании в Республике Беларусь" либо решениями местных Советов депутатов (в отношении местных налогов и сборов), уплатить определенный налог, сбор (пошлину) (п. 1 ст. 36 НК).
Размер исчисленной и подлежащей уплате суммы налога, сбора (пошлины) указывается в налоговой декларации (расчете).
Решение налогового органа о взыскании налога, сбора (пошлины), пени за счет средств дебиторов выносится на основании документов, подтверждающих факт наличия дебиторской задолженности. Оно должно содержать указание на счета дебитора плательщика (иного обязанного лица) и сумму, подлежащую взысканию, которая не может превышать сумму дебиторской задолженности этого дебитора плательщику (иному обязанному лицу) (п. 2 ст. 58 НК).
В данном случае понятна заинтересованность организации-плательщика решить проблемы взыскания дебиторской задолженности путем использования административного порядка. Однако с учетом вышеприведенных норм НК сумма налога, сбора (пошлины) и пени, подлежащая уплате плательщиком, и сумма, подлежащая взысканию за счет средств дебитора плательщика-организации, не может превышать сумму задолженности этого плательщика |*|.
* Способы принудительного погашения задолженности по таможенным платежам и пени доступны для подписчиков электронного "ГБ"
У должника налоговый орган списал сумму, превышающую его задолженность
12 (366). Организации составили акт сверки расчетов. По истечении времени со счета организации-дебитора была списана налоговым органом сумма, превышающая размер задолженности, указанной в акте.
Как в этом случае поступить дебитору?
Обратиться в суд или налоговый орган.
Поскольку ответственность за достоверность сведений о дебиторах и суммах дебиторской задолженности несет плательщик (иное обязанное лицо) – организация (п. 3 ст. 58 НК), механизм возврата излишне взысканной суммы налога, сбора (пошлины), пени с дебитора плательщика-организации НК не урегулирован.
Правоотношения, возникающие между организациями, регулируют нормы гражданского законодательства. Поэтому в изложенной ситуации представляется возможным обращение в суд с иском о взыскании неосновательного обогащения по правилам гл. 59 Гражданского кодекса Республики Беларусь.
Однако на практике возврат таких излишне взысканных сумм может производить непосредственно налоговый орган по обращению дебитора |*|.
* Советы юриста организациям, столкнувшимся с недобросовестными контрагентами, представившими налоговым органам и ФСЗН недостоверную информацию по дебиторской задолженности, доступны для подписчиков электронного "ГБ"
Применение плательщиками и налоговыми органами разъяснений МНС – это их право или обязанность?
13 (367). МНС как самостоятельно, так и совместно с другими государственными органами издает значительное количество писем разъяснительного характера, из которых усматривается необходимость их применения налоговыми органами, плательщиками, а в случае совместного письма – также иными организациями.
Обязана ли районная налоговая инспекция (иная организация, плательщик) руководствоваться таким разъяснением МНС, если она не согласна с изложенной позицией?
Не обязана.
Из Положения о МНС*, в частности, следует, что налоговое министерство должно проводить разъяснительную работу по вопросам применения налогового законодательства, законодательства о предпринимательстве, декларировании физическими лицами доходов и имущества, издавать нормативные правовые акты по вопросам, отнесенным к его компетенции, разрабатывать и утверждать формы налоговых деклараций (расчетов), отчетов и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, иных обязательных платежей в бюджет, а также отчетов инспекций МНС.
__________________
* Положение о Министерстве по налогам и сборам Республики Беларусь, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.10.2001 № 1592 "Вопросы Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь" (подп. 5.6 п. 5) (далее – Положение о МНС).
Такая разъяснительная работа может вестись как в отношении плательщиков, так и подчиненных налоговых органов.
То есть можно вести речь о том, что МНС, издавая письма разъяснительного характера, таким образом исполняет возложенную на него функцию в соответствии с его компетенцией. Как правило, эти разъяснения:
– содержат формулировки "в связи с возникающими вопросами", "в связи с поступающими запросами плательщиков", "в связи с поступающими вопросами и в целях единообразного подхода в подведомственных инспекциях", "в связи с обращениями плательщиков и подведомственных инспекций Министерство по налогам и сборам";
– направляются "для доведения до сведения подведомственных инспекций Министерства по налогам и сборам", "подведомственных инспекций МНС и плательщиков", "с целью использования в разъяснительной работе", "для использования в работе" в адрес инспекций МНС по областям и г. Минску, а также дополнительно в адрес конкретного плательщика либо категорий плательщиков (например, "банки (по списку)").
В таких письмах МНС может содержаться поручение "довести указанную позицию до заинтересованных" |**|. При необходимости следует направить плательщикам, ранее обращавшимся за разъяснением вопросов, дополнительные разъяснения*.
** Информация о возможных последствиях для плательщика при получении письменных разъяснений налоговых органов доступна для подписчиков электронного "ГБ"
_________________
* Письмо МНС Республики Беларусь от 27.05.2014 № 2-2-10/1634 "О затратах, учитываемых при налогообложении".
Вместе с тем получение разъяснения норм законодательства от вышестоящего органа не означает, что лица, получающие такие разъяснения, обязаны действовать в точном соответствии с позицией, изложенной в этом письме.
Как известно, разъяснения – не нормативный правовой (правовой) акт, обязательный для исполнения всеми субъектами, на которых он распространяется, и не акт официального толкования. Например, в Положении о МНС указано, что обязательными для исполнения всеми инспекциями МНС, их структурными подразделениями являются решения коллегии, которые проводятся в жизнь постановлениями МНС либо приказами Министра (п. 9).
В разъяснениях излагается позиция налогового органа (МНС), которая не обязательно может соответствовать законодательству, т.е. быть ошибочной. Очевидно, что районная налоговая инспекция (иная организация, плательщик), получив такой документ от МНС, вынуждена самостоятельно решить вопрос о его применении.
Налоговый орган обязал представить баланс
14 (368). Налоговый орган обязал филиал предприятия представить промежуточный ликвидационный баланс.
Обязан ли филиал исполнить это требование?
Не обязан.
НК установлена обязанность плательщика представлять в налоговый орган по месту постановки на учет промежуточный ликвидационный и ликвидационный балансы в течение 2 рабочих дней со дня их утверждения в соответствии с законодательством (подп. 1.101 п. 1 ст. 22 НК).
Плательщиками налогов, сборов (пошлин) признают организации и физических лиц, на которых в соответствии с НК, таможенным законодательством Таможенного союза, законами о таможенном регулировании в Республике Беларусь и (или) актами Президента Республики Беларусь возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины) (п. 1 ст. 13 НК).
Перечень организаций (п. 2 ст. 13 НК) является исчерпывающим, и в него входят:
– юридические лица Республики Беларусь;
– иностранные и международные организации, в т.ч. не являющиеся юридическими лицами;
– простые товарищества (участники договора о совместной деятельности, кроме участников договора консорциального кредитования).
Филиалы, представительства и иные обособленные подразделения юридических лиц Республики Беларусь, имеющие отдельный баланс, которым для совершения операций юридическим лицом открыт банковский счет с предоставлением права распоряжаться денежными средствами на счете должностным лицам данных обособленных подразделений, исчисляют суммы налогов, сборов (пошлин) и исполняют налоговые обязательства этих юридических лиц, если иное не установлено НК либо Президентом Республики Беларусь (п. 3 ст. 13 НК).
Таким образом, структурные подразделения юридических лиц не являются самостоятельными плательщиками налогов, сборов (пошлин). Они лишь исполняют налоговые обязательства этих юридических лиц.
Следовательно, обязанность по представлению ликвидационного баланса, установленная подп. 1.101 п. 1 ст. 22 НК, подлежит исполнению плательщиком-организацией |*|.
* Рекомендации по порядку проведения в организациях инвентаризации, в т.ч. при ликвидации филиала, доступны для подписчиков электронного "ГБ"
Марина Лазарь, юрист