налогообложение
Приобретение прав пользования базой данных и НДС
1 (381). Организация заключила договор с резидентом Польши на приобретение неисключительного права пользования базой данных через Интернет.
Возникает ли необходимость исчисления и уплаты НДС?
Возникает.
Приобретенное неисключительное право пользования базой данных через Интернет не относится к объектам промышленной собственности, поэтому плательщик обязан исчислить и уплатить НДС. Обоснуем такой ответ.
Передачей имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности признают передачу данных прав правообладателем полностью или частично другому лицу по договору, предусматривающему передачу (уступку) исключительных прав на такие объекты, а также предоставление правообладателем (лицензиаром) другому лицу (лицензиату) либо лицензиатом сублицензиату разрешения использовать соответствующий объект интеллектуальной собственности (п. 1 ст. 31 Налогового кодекса Республики Беларусь; далее по тексту рубрики "Вопрос-ответ" – НК).
При реализации в т.ч. имущественных прав на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящими в связи с этим на учете в налоговых органах Республики Беларусь, обязанность по исчислению и перечислению в бюджет НДС возлагается на состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь организаций и индивидуальных предпринимателей, приобретающих данные имущественные права (п. 1 ст. 92 НК).
Местом реализации |*| имущественных прав признается территория Республики Беларусь, если покупатель (приобретатель) имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности осуществляет деятельность на территории Республики Беларусь и (или) местом его нахождения (местом жительства) является Республика Беларусь (подп. 1.4 п. 1 ст. 33 НК). Приведенное положение применяется в отношении:
* Информация о том, как правильно определить место реализации при исчислении НДС, доступна для подписчиков электронного "ГБ"
– получения, поддержания в силе патентов, иных документов, удостоверяющих права на охраняемые государством объекты промышленной собственности, перехода прав на объекты интеллектуальной собственности;
– реализации (передачи) имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности.
Отметим, что обороты по реализации на территории Республики Беларусь имущественных прав на объекты промышленной собственности освобождаются от обложения НДС (подп. 1.32 п. 1 ст. 94 НК).
К объектам интеллектуальной собственности относятся средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг, включая товарные знаки и знаки обслуживания (п. 2 ст. 980 Гражданского кодекса Республики Беларусь; далее – ГК).
Право промышленной собственности распространяется (ст. 998 ГК):
1) на изобретения;
2) полезные модели;
3) промышленные образцы;
4) селекционные достижения;
5) топологии интегральных микросхем;
6) нераскрытую информацию, в т.ч. секреты производства (ноу-хау);
7) фирменные наименования;
8) товарные знаки и знаки обслуживания;
9) географические указания;
10) другие объекты промышленной собственности и средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг в случаях, предусмотренных законодательством.
Как видим, приобретенное неисключительное право пользования базой данных через Интернет не относится к объектам промышленной собственности.
Светлана Суховей, экономист
Приобретение услуг связи у литовской организации и НДС
2 (382). Белорусская организация является плательщиком налога при УСН с уплатой НДС. Она приобрела услуги связи у литовской организации, не состоящей на учете в налоговых органах Республики Беларусь.
Надо ли начислять НДС в этом случае?
Не надо.
При реализации услуг на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящими в связи с этим на учете в налоговых органах Республики Беларусь, обязанность по исчислению и перечислению в бюджет НДС возложена на состоящие на учете в налоговых органах Республики Беларусь организации, приобретающие данные услуги. Такие организации имеют права и несут обязанности, установленные ст. 21 и 22 НК (п. 1 ст. 92 НК).
Организации, состоящие на учете в налоговых органах Республики Беларусь, при приобретении активов на территории Республики Беларусь у иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь, обязаны исчислить по установленным ставкам и уплатить в бюджет сумму НДС вне зависимости от того, являются ли они плательщиками НДС по своей деятельности (п. 8 ст. 103 НК).
Местом реализации услуг признают территорию Республики Беларусь, если деятельность организации осуществляется на территории Республики Беларусь и (или) местом ее нахождения является Республика Беларусь и она оказывает услуги, не предусмотренные в подп. 1.1–1.4 п. 1 ст. 33 НК (подп. 1.5 п. 1 ст. 33 НК).
Поскольку услуги связи в подп. 1.1–1.4 п. 1 ст. 33 НК не поименованы, то местом реализации указанных услуг не признают территорию Республики Беларусь, так как их исполнитель не осуществляет деятельность на территории Республики Беларусь.
Таким образом, приобретение услуг связи у литовской организации, не состоящей на учете в налоговых органах Республики Беларусь, не облагается НДС в Республике Беларусь, поскольку местом реализации этих услуг не признается территория Республики Беларусь |*|.
* Информация об определении места реализации при исчислении НДС доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Выполнение пусконаладочных работ в России по заказу белорусской организации и НДС
3 (383). Организация выполняет пусконаладочные работы, связанные с движимым имуществом, находящимся на территории Российской Федерации.
Надо ли белорусскому подрядчику исчислять НДС при реализации пусконаладочных работ, если заказчиком этих работ является белорусская организация?
Не надо.
Для целей исчисления НДС местом реализации работ признают территорию Республики Беларусь, если работы связаны с движимым имуществом, находящимся на территории Республики Беларусь, за исключением аренды (финансовой аренды (лизинга)) движимого имущества, включая транспортные средства (подп. 1.2 п. 1 ст. 33 НК).
Таким образом, местом реализации пусконаладочных работ, связанных с движимым имуществом, находящимся за пределами Республики Беларусь, территория Республики Беларусь не признается, независимо от того, резидент какого государства является их заказчиком.
Следовательно, обороты по реализации |*| вышеуказанных работ объектом обложения НДС в Республике Беларусь не являются.
* Информация об определении места реализации в ЕАЭС при исчислении НДС доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Вместе с тем плательщики имеют право применить ставку НДС в размере 20 % по операциям, местом реализации которых не признают территорию Республики Беларусь (п. 10 ст. 102 НК).
Товары, пришедшие в негодное состояние в связи с истечением сроков реализации, и вычет НДС
4 (384). Должна ли организация восстанавливать вычтенные суммы НДС по приобретенным на территории Республики Беларусь товарам, пришедшим в негодное состояние в связи с истечением сроков реализации?
Не должна.
Налоговыми вычетами признают суммы НДС, предъявленные продавцами, состоящими на учете в налоговых органах Республики Беларусь и являющимися плательщиками налога, к оплате плательщику при приобретении им на территории Республики Беларусь товаров (подп. 2.1 п. 2 ст. 107 НК).
Вычетам подлежат предъявленные плательщику суммы НДС при приобретении товаров независимо от даты проведения расчетов за приобретаемые товары либо уплаченные плательщиком при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь после их отражения в бухгалтерском учете и книге покупок в случае, если ведение книги покупок осуществляется плательщиком, если иное не установлено гл. 12 НК (п. 6 ст. 107 НК).
Не подлежащие вычету суммы НДС указаны в п. 19 ст. 107 НК. В данном пункте не предусмотрено ограничения на вычет сумм "входного" НДС, приходящегося на товары, пришедшие в негодное состояние в связи с истечением сроков их реализации, поэтому эти суммы налога подлежат вычету в общеустановленном порядке и восстановлению не подлежат |**|.
** Информация о применении вычетов по НДС доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Николай Савельев, экономист
Проценты по вкладу и налог при УСН
5 (385). Потребительский жилищно-строительный кооператив, не осуществляющий предпринимательскую деятельность и применяющий упрощенную систему налогообложения (далее – УСН), получает от членов кооператива денежные средства на проведение капитального ремонта здания жилого дома.
Эти денежные средства размещены на депозитном счете банка. По ним ежемесячно начисляются и выплачиваются проценты на условиях и в порядке, определенных договором банковского вклада (депозита).
Облагаются ли суммы указанных процентов, полученные кооперативом, налогом при УСН?
Не облагаются.
Сумму процентов от хранения денежных средств на депозитном счете, полученных организацией от членов кооператива на проведение капитального ремонта жилого дома, не включают в состав внереализационных доходов и не облагают налогом при УСН |*|.
* Информация об ограничениях в применении УСН, вступивших в силу с 1 июля 2015 г., доступна для подписчиков электронного "ГБ"
В обосновании вывода приведем следующие нормы НК.
Налоговую базу налога при УСН определяют как денежное выражение валовой выручки, которой признается сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов (п. 2 ст. 288 НК);
У некоммерческих организаций, созданных в соответствии с законодательством, в состав внереализационных доходов не включаются:
– вступительные, паевые и членские взносы в размерах, предусмотренных уставами (учредительными договорами) (подп. 4.2.1 п. 4 ст. 128 НК);
– денежные средства, полученные от участников (членов) в порядке предстоящего финансирования и (или) в порядке возмещения расходов на приобретение и (или) выполнение (оказание) работ (услуг) для этих участников (с учетом стоимости товаров, включенной в стоимость указанных работ (услуг), связанных с содержанием и эксплуатацией недвижимого имущества) (подп. 4.2.2 п. 4 ст. 128 НК);
– стоимость безвозмездно полученных товаров (работ, услуг), имущественных прав, суммы безвозмездно полученных денежных средств при условии использования этих товаров (работ, услуг), имущественных прав, денежных средств по целевому назначению, а в случае, если целевое назначение передающей стороной не определено, – на выполнение задач, определенных уставами и (или) учредительными договорами бюджетных организаций, общественных и религиозных организаций (объединений), республиканских государственно-общественных объединений, иных некоммерческих организаций, созданных в соответствии с законодательством (подп. 4.2.3 п. 4 ст. 128 НК);
– доходы в виде процентов от хранения вышеуказанных денежных средств на текущих (расчетных) либо иных банковских счетах (подп. 4.2.4 п. 4 ст. 128 НК).
Иван Данилов, экономист
Выходное пособие призывнику и уплата страховых взносов и подоходного налога
6 (386). Работника организации призывают на срочную военную службу. Согласно коллективному договору ему выплачивают выходное пособие в размере месячного оклада.
Рассмотрим вопросы, возникшие в приведенной ситуации.
6.1. Должна ли организация удержать подоходный налог с суммы выходного пособия?
Налог удерживают с суммы, превышающей 2-недельный средний заработок.
От подоходного налога с физических лиц освобождаются все виды предусмотренных законодательными актами, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь компенсаций (за исключением компенсации за неиспользованный трудовой отпуск, компенсации за износ транспортных средств, оборудования, инструментов и приспособлений, принадлежащих работнику), в т.ч. связанных с получением работниками выходных пособий в связи с прекращением трудовых договоров (контрактов).
Такие пособия освобождаются от подоходного налога, если они выплачиваются в случаях, для которых законодательными актами установлены минимальные гарантированные размеры таких выплат, и в суммах, не превышающих эти размеры (подп. 1.3 п. 1 ст. 163 НК).
Трудовой договор подлежит прекращению в случае призыва работника на военную службу (п. 1 ст. 44 Трудового кодекса Республики Беларусь; далее – ТК).
Выходное пособие выплачивают в случаях, предусмотренных ТК и иными актами законодательства, коллективным договором, соглашением. При прекращении трудового договора в случае призыва работника на военную службу работникам выплачивают выходное пособие в размере не менее 2-недельного среднего заработка (ст. 48 ТК).
В коллективных договорах (соглашениях) могут быть указаны иные (но не ниже установленных ТК) размеры выплаты выходного пособия призывникам.
Поскольку выходное пособие выплачивают в размере более 2-недельного среднего заработка, то сумма превышения подлежит обложению подоходным налогом |*|.
* Информация о компенсациях, при выплате которых можно применить льготу по подоходному налогу, доступна для подписчиков электронного "ГБ"
6.2. Должна ли организация начислять на сумму выходного пособия обязательные страховые взносы?
Не должна.
Взносы на социальное страхование не начисляются с сумм выплаченного выходного пособия призывникам при прекращении трудового контракта вне зависимости от его размера (п. 2 Перечня выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие "Белгосстрах", утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.01.1999 № 115).
Сергей Козырев, канд. экон. наук, DipIFR,
аудитор ООО "Аудиторский центр "Эрудит"
амортизация основных средств
Начисление амортизации после проведения модернизации основного средства
7 (387). Организация в 2015 г. приняла к учету производственное оборудование, по которому амортизация начисляется методом уменьшаемого остатка с коэффициентом ускорения 2. В сентябре 2015 г. проведена его модернизация. Недоамортизированная стоимость оборудования с учетом затрат на модернизацию составила 40 000 тыс. руб. Остаточный срок полезного использования на момент завершения модернизации – 3,5 года, или 42 месяца.
Организация приняла решение не пересматривать срок полезного использования по результатам модернизации.
Рассмотрим вопросы, возникшие в приведенной ситуации.
7.1. Можно ли после проведенной модернизации продолжать начислять амортизацию без изменения метода ее начисления?
Можно, но следует рассчитать новую норму амортизации.
При изменении порядка начисления амортизации вне зависимости от причин такого изменения базой для расчета амортизационных отчислений являются недоамортизированная стоимость объекта и остаточный нормативный срок службы (срок полезного использования объекта) (п. 66 Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденной постановлением Минэкономики, Минфина и Минстройархитектуры Республики Беларусь от 27.02.2009 № 37/18/6; далее по тексту рубрики "Вопрос-ответ" – Инструкция № 37/18/6).
Остаточный нормативный срок службы (остаточный срок полезного использования) каждого объекта на дату изменения порядка начисления амортизации исчисляют как разницу между нормативным сроком службы (сроком полезного использования), действующим на дату изменения порядка начисления амортизации, с учетом возможного пересмотра, и сроком фактической эксплуатации данного объекта на дату изменения порядка начисления амортизации (полных лет, месяцев) (п. 67 Инструкции № 37/18/6).
Случай завершения модернизации и изменения амортизируемой стоимости также необходимо рассматривать как изменение порядка начисления амортизации. Соответственно после завершения модернизации расчет амортизации необходимо производить исходя из недоамортизированной стоимости объекта и остаточного срока полезного использования.
Следует учесть, что при передаче в эксплуатацию оборудования, по которому производилась модернизация с полной остановкой указанного оборудования, амортизацию начисляют выбранным способом (применявшимся до модернизации либо вновь установленным): при линейном и нелинейном способе – начиная с месяца, следующего за месяцем передачи в эксплуатацию, исходя из недоамортизированной стоимости объекта (с учетом ее изменения) и остаточного (с учетом возможного изменения) срока полезного использования, установленных на 1-е число месяца возобновления начисления амортизации (приложение 4 к Инструкции № 37/18/6).
Таким образом, после проведения модернизации метод начисления амортизации можно не пересматривать |*|.
* Информация о начислении амортизации во время проведения и после завершения работ по реконструкции и модернизации основных средств доступна для подписчиков электронного "ГБ"
7.2. Как рассчитать сумму амортизационных отчислений за октябрь 2015 г. и последующие месяцы 2015 г. по методу уменьшаемого остатка?
Для расчета амортизации после завершения модернизации оборудования необходимо рассчитать новую норму амортизации исходя из остаточного срока полезного использования и коэффициента ускорения от 1 до 2,5 раза (в нашем случае это коэффициент 2).
Расчет новой нормы амортизации необходимо произвести исходя из остаточного срока полезного использования – 3,5 года, или 42 месяца, и коэффициента ускорения 2 (если организация примет решение не пересматривать этот коэффициент).
Новая норма амортизации составит 57,142857 % (1 / 3,5 × 100 % × 2), а месячная норма – 4,761905 % (57,142857 / 12).
Сумма амортизации с октября по декабрь 2015 г. равна ежемесячно 5 714,29 тыс. руб. (40 000 тыс. руб. × 4,761905 % × 3).
7.3. Как рассчитать сумму амортизации в 2016 г. и последующие годы?
При использовании метода уменьшаемого остатка годовую сумму начисленной амортизации рассчитывают исходя из определяемой на начало отчетного года недоамортизированной стоимости и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования объекта и коэффициента ускорения от 1 до 2,5 раза, принятого организацией (п. 42 Инструкции № 37/18/6).
При применении указанного метода с начала каждого отчетного года в качестве амортизируемой стоимости используется недоамортизированная (остаточная) стоимость оборудования. Амортизацию рассчитывают исходя из амортизируемой стоимости и первоначально установленного срока полезного использования, нормативного срока службы (приложение 2 к Инструкции № 37/18/6).
На начало 2016 г. и каждого из последующих лет необходимо будет рассчитывать недоамортизированную (остаточную) стоимость. Расчет сумм амортизации будет следующим:
1) с января по декабрь 2016 г. – 19 591,83 тыс. руб. ((40 000 – 5 714,29) × 57,142857 % = 34 285,71 × 57,142857 %);
2) с января по декабрь 2017 г. – 8 396,5 тыс. руб. ((34 285,71 – 19 591,83) × 57,142857 % = 14 693,88 × 57,142857 %);
3) с января по декабрь 2018 г. – 3 598,5 тыс. руб. ((14 693,88 – 8 396,5) × 57,142857 % = 6 297,38 × 57,142857 %);
4) с января по март 2019 г. необходимо доначислить амортизацию в размере остаточной стоимости на 1 января 2019 г. – 2 698,88 тыс. руб. (6 297,38 – 3 598,5) (899,63 тыс. руб. в месяц).
Амортизация отрицательной присоединенной стоимости предмета лизинга
8 (388). Организация-лизингополучатель заключила договор лизинга оборудования, контрактная стоимость которого выражена в российских рублях. В связи с изменением курса российского рубля в учете лизингополучателя сформировались курсовые разницы (присоединенная стоимость) предмета лизинга, которые составляют отрицательную величину.
Каким образом начисляют амортизацию в отношении отрицательной присоединенной стоимости?
Амортизацию начисляют в общеустановленном порядке.
Расходы, отражаемые лизингополучателем в виде присоединенной стоимости полученного по договору лизинга объекта основных средств, амортизируют:
– с месяца, следующего за месяцем начала использования указанных улучшений, – в случае капитальных затрат на неотделимые улучшения объекта;
– за месяцем ввода в эксплуатацию данного объекта – в случае затрат по доставке, монтажу и установке, а также других расходов, связанных с приобретением и созданием объекта.
Амортизация осуществляется с использованием срока полезного использования, установленного в диапазоне от срока, оставшегося до окончания договора лизинга, до верхней границы диапазона срока полезного использования для основного объекта лизинга (п. 57 Инструкции № 37/18/6) |*|.
* Информация о начислении амортизации основных средств, приобретенных по договору лизинга, доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Однако вопрос начисления амортизации отрицательной присоединенной стоимости объекта лизинга данный пункт Инструкции № 37/18/6 не оговаривает.
Напомним, что за срок действия договора как лизингодатель, так и лизингополучатель имеют право начислять амортизацию в сумме, не превышающей разницу между контрактной стоимостью объекта лизинга и его выкупной (остаточной) стоимостью, определяемой условиями договора (п. 52 Инструкции № 37/18/6).
При формировании отрицательной присоединенной стоимости в связи с возникшими курсовыми разницами происходит фактическое уменьшение стоимости объекта лизинга (контрактная стоимость за минусом отражаемой присоединенной стоимости).
С целью обеспечения соответствия стоимости предмета лизинга (с учетом отрицательной присоединенной стоимости) и начисляемой амортизации за срок договора лизинга, как того требует п. 52 Инструкции № 37/18/6, будет обоснованно произвести начисление амортизации от отрицательной присоединенной стоимости, и фактически уменьшить общую сумму начисленной амортизации по данному объекту.
В бухгалтерском учете делают запись:
Д-т 20, 25, 26, 44 и других счетов учета затрат – К-т 02
– методом "красное сторно" отражаются амортизационные отчисления с месяца, следующего за месяцем формирования отрицательной присоединенной стоимости.
расчеты
Проведение расчетов банком при представлении необходимых документов
9 (389). Банк, в который обратился клиент за совершением финансовой операции, потребовал устав юридического лица для выявления его бенефициарного владельца в соответствии с требованиями Закона Республики Беларусь от 30.06.2014 № 165-З "О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения" (далее – Закон № 165-З).
Рассмотрим вопросы, возникшие в приведенной ситуации.
9.1. Правомерен ли отказ клиента в предоставлении такой информации со ссылкой на режим коммерческой тайны?
Неправомерен.
Бенефициарный владелец – это физическое лицо, которое является собственником имущества клиента, либо владеет не менее чем 10 % акций (долей в уставном фонде, паев) клиента-организации, либо прямо или косвенно (через третьих лиц) в конечном итоге имеет право или возможность давать обязательные для клиента указания, влиять на принимаемые им решения или иным образом контролировать его действия (ст. 1 Закона № 165-З).
Сведения о доле в уставном фонде можно получить из устава юридического лица. Сведения, содержащиеся в учредительных документах юридического лица |*|, а также внесенные в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГР) не могут составлять коммерческую тайну (ст. 6 Закона Республики Беларусь от 05.01.2013 № 16-З "О коммерческой тайне").
* Информация о том, необходимо ли внести изменения в устав в случае, если организация начинает заниматься новым видом деятельности, доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Справочно: финансовая операция в целях Закона № 165-З – сделка со средствами независимо от формы и способа ее осуществления. При осуществлении банковских операций под финансовой операцией понимаются открытие банковского счета, разовые платеж, перевод, поступление, выдача, обмен, внесение средств.
9.2. Обязан ли банк получать такие сведения в ЕГР, чтобы установить бенефициарного владельца?
Банк не обязан делать подобные запросы.
Сведения о размере уставного фонда (с указанием доли государства и (или) иностранных инвесторов) помимо устава должны содержаться в ЕГР (подп. 7.7 п. 7 Положения о Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.02.2009 № 229).
Предоставление сведений из ЕГР, как правило, платное (1 базовая величина), льготы для банка в данном случае отсутствуют (подп. 13.2 п. 13 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156). Поэтому, по мнению автора, банк не обязан делать подобные запросы.
9.3. Вправе ли банк отказать в проведении данной операции?
Вправе.
Лица, осуществляющие финансовые операции, при проведении идентификации клиентов-организаций на основании учредительных, регистрационных и иных документов (их копий) устанавливают и фиксируют в т.ч. сведения о бенефициарных владельцах (ст. 6 и 8 Закона № 165-З). Банк вправе отказать клиенту в осуществлении финансовой операции (за исключением поступления денежных средств), если финансовая операция отвечает критериям выявления и признакам подозрительных финансовых операций, которые могут являться согласно правилам внутреннего контроля банка основанием для отказа в ее осуществлении. Банк вправе отказать клиенту в проведении расчетов в безналичной форме в случае непредставления документов, необходимых для регистрации финансовой операции, подлежащей особому контролю в соответствии с законодательством о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности (ст. 206, 232 Банковского кодекса Республики Беларусь).
Сергей Овсейко, канд. юрид. наук,
канд. экон. наук