К установленному сроку организация нарочным представила в налоговый орган налоговую декларацию (расчет) по НДС (отнесли не в канцелярию, а непосредственно в кабинет налогового инспектора) и уплатила налог. При наступлении следующего срока представления данной декларации (расчета) выяснилось, что в налоговом органе предыдущая налоговая декларация (расчет) отсутствует. Возник вопрос о привлечении организации к ответственности по ст. 13.4 КоАП* за непредставление налоговой декларации (расчета) в установленный срок.
В отношении привлечения к ответственности, предусмотренной ст. 13.4 КоАП, отметим следующее.
С 28 августа 2013 г. вступили в силу дополнения в КоАП (Закон РБ от 12.07.2013 № 64-З) в части установления нового нормативного предписания, предусматривающего освобождение юридического лица от административной ответственности за правонарушение, не связанное с получением выгоды имущественного характера.
Так, юридическое лицо освобождается от административной ответственности за совершение административного правонарушения против порядка налогообложения, если совершенное должностным лицом или иным работником юридического лица административное правонарушение не повлекло причинение ущерба государственной собственности и не связано с получением юридическим лицом выгоды имущественного характера (ст. 8.8 КоАП). При этом под выгодой имущественного характера понимают доход, который юридическое лицо получило (могло получить), либо затраты, которых юридическое лицо избежало (могло избежать) в результате совершения должностным лицом или иным работником юридического лица административного правонарушения.
Полагаем, что изложенные в вопросе факты: непредставление в установленный срок в налоговый орган налоговой декларации (расчета) (поскольку не доказано обратное) и своевременная уплата причитающейся суммы налога – могут свидетельствовать о том, что совершенное правонарушение не повлекло причинение ущерба государственной собственности и не связано с получением юридическим лицом выгоды имущественного характера, т.е. имеются все основания для освобождения юридического лица от административной ответственности, предусмотреннойст. 13.4 КоАП.
При этом независимо от того, привлекается лицо к административной ответственности либо освобождается от нее, оно обязано исполнить возложенную на него налоговым законодательством обязанность – представить в налоговый орган налоговую декларацию (расчет) (п. 2 ст. 63 Налогового кодекса РБ (далее – НК), ч. 4 ст. 7.1 КоАП).
Отметим, что указанный случай – не редкость.
Напомним, что документы, подлежащие представлению в налоговые органы к установленному сроку, в частности налоговые декларации (расчеты), подлежат представлению в специально созданное подразделение такого органа, выполняющее функции регистрации входящей и исходящей корреспонденции. При соблюдении этого простого правила организации избавят себя от лишних хлопот.
В настоящее время эту обязанность исполняют плательщики, у которых среднесписочная численность работников за 2012 г. превысила 50 человек (п. 4 ст. 63 НК).
У организации в декабре состоится налоговая проверка.
Меры административной ответственности не должны применяться, если правонарушение явилось следствием выполнения плательщиком разъяснений уполномоченного государственного органа*, так как в данном случае будет отсутствовать вина плательщика, действовавшего в соответствии с полученным разъяснением.
Такая позиция изложена в письме МНС, Минфина и Минэкономики РБ от 14.06.2013 "О некоторых вопросах привлечения юридических и физических лиц к административной ответственности" (официальный сайт МНС РБ (раздел "Письма") www.nalog.gov.by, 18.06.2013).
Выполнение плательщиком разъяснения уполномоченного государственного органа, полученного непосредственно этим лицом на основании письменного запроса, не повлечет применение мер административной ответственности только в том случае, когда такие разъяснения основаны на полной и достоверной информации, представленной плательщиком в запросе. При этом оценку полноты и достоверности информации, представленной плательщиком в запросе о получении разъяснений в уполномоченный государственный орган, должен давать орган, ведущий административный процесс.
Организация не согласилась с выводами проверяющих и подала в налоговый орган возражения по акту проверки. Кроме того, она планирует подать жалобу в хозяйственный суд о признании недействительным решения по акту проверки.
Подача заявления о признании недействительным ненормативного правового акта (в данном случае – это решение по акту проверки) в хозяйственный суд и принятие его к рассмотрению не приостанавливают действия этого ненормативного правового акта (часть вторая ст. 228 Хозяйственного процессуального кодекса РБ; далее – ХПК).
Вместе с тем хозяйственный суд в порядке, установленном ст. 115–117 ХПК, может применить меры по обеспечению заявления о признании недействительным ненормативного правового акта, на основании которого списываются денежные средства или реализуется имущество, в т.ч. находящееся на хранении у других лиц. Обеспечение иска представляет собой совокупность мер процессуального характера, целью которых является сохранение материального объекта спора, а также предупреждение возможных затруднений при исполнении в последующем решения суда (разъяснение ВХС РБ от 08.01.2009 № 02-43/27 "О применении мер по обеспечению иска").
Общие требования, предусмотренные законодательством для подачи ходатайства о применении обеспечительной меры или ее замене, одинаковы. Ходатайство об обеспечении иска составляется в письменной форме. В нем должны быть указаны определенные законодательством сведения, в т.ч. обстоятельства, на которых основаны требования, а также мера обеспечения, о применении которой ходатайствует лицо (ст. 114 ХПК).
Обоснованность заявления ходатайства об обеспечении иска оценивает хозяйственный суд исходя из своего внутреннего убеждения, основанного на изучении всех обстоятельств спора, разумности и необходимости применения обеспечительных мер, а также в зависимости от того, насколько эти меры связаны с предметом заявленного требования, соразмерны ему и приемлемы для фактической реализации преследуемых целей (ст. 108 ХПК). Как правило, суд применяет обеспечительные меры лишь в тех случаях, когда доказательства признаны им достоверными, если в результате их исследования и сопоставления с другими доказательствами установлено, что содержащиеся в них сведения соответствуют действительности. Это означает, что лицо, заявляющее ходатайство, должно обосновать необходимость применения обеспечительных мер, назвав конкретные причины обращения. Недостаточное обоснование является основанием для отказа в удовлетворении соответствующего ходатайства (ч. 5 ст. 115 ХПК). Следовательно, обращаясь с ходатайством об обеспечении иска, в каждом конкретном случае необходимо обосновывать требования, ссылаясь на наличие обстоятельств, которые могут повлечь за собой невозможность исполнения судебного акта или же причинение значительного ущерба.
Итак, чтобы подготовить обоснованное ходатайство об обеспечении иска, необходимо подтвердить реальную возможность неисполнения решения суда или затруднительность его исполнения. При этом следует помнить, что для признания указанных сведений допустимыми доказательствами требуется их подтверждение третьими лицами либо документирование с участием последних. При отсутствии доказательств и надлежащего обоснования необходимости применения обеспечительных мер в них может быть отказано.
Пропуск проверяемым субъектом (плательщиком) годичного срока не является основанием для отказа хозяйственным судом в принятии заявления, однако служит основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Пропуск заявителем установленного для обжалования срока не является основанием для отказа в принятии заявления, но может служить основанием для отказа в его удовлетворении (часть пятая п. 17 постановления Пленума ВХС РБ от 19.05.2005 № 21 "О некоторых вопросах, связанных с применением Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь").
Организации по результатам ее работы необходимо получить в налоговом органе 2 консультации. На первой консультации планируют присутствовать бухгалтер и юрист организации.
На второй консультации с учетом того, что она будет касаться вопросов налогообложения конкретной сделки, хочет присутствовать представитель второй стороны.
Требуется ли наличие у такого лица доверенности на представление интересов плательщика?
Рассмотрим в данном случае 2 момента:
– когда иное лицо является представителем организации-плательщика (например, бухгалтер и юрист, руководитель организации и главный бухгалтер, главный бухгалтер и бухгалтер, ведущий в организации вопросы, требующие налоговой консультации, и т.д.);
– когда иное лицо не является представителем организации-плательщика.
1. Общественные отношения по уплате налогов и сборов – налоговые отношения, носящие властный характер, основанные на властном подчинении одной стороны другой, на определенном направлении приобретают черты гражданских правоотношений, поскольку их участники имеют права и обязанности, предусмотренные нормами гражданского законодательства. Институт налогового представительства позаимствован из гражданского законодательства и по своей природе и содержанию остается гражданско-правовым институтом.
Под представительством понимается совершение одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, законодательстве либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного управления и самоуправления, сделки, которая непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого (ст. 183 Гражданского кодекса РБ (далее – ГК)). Исходя из положений указанной статьи, содержание представительства выражается в совершении представителем юридически значимых действий (в первую очередь, сделок), непосредственно создающих, изменяющих или прекращающих гражданские права и обязанности представляемого.
Полномочие представителя может следовать из условий, в которых он действует (например, продавец в розничной торговле, приемщик заказов, кассир и т.п.).
Однако налоговое законодательство имеет свои особенности при оформлении представительства в отношениях, регулируемых налоговым законодательством. Оно может быть 2 видов:
а) законное – основанное на законодательстве или учредительных документах юридического лица (например, руководитель организации);
Причем для плательщиков – физических лиц требуется нотариальное удостоверение такой доверенности либо удостоверение в порядке, установленном п. 3 и частью первой п. 4 ст. 186 ГК (ст. 27 НК). Например, доверенность на представление интересов плательщика в налоговом органе может быть удостоверена также организацией, в которой доверитель работает или учится, организацией, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда, по месту его жительства.
Следовательно, для представительствав налоговом органе недостаточно личной явки плательщика с представителем в налоговый орган. Такое представительство должно подтверждаться доверенностью. При наличии доверенности представитель вправе от имени плательщика задавать вопросы, подписывать документы (например, налоговые декларации (расчеты), ходатайства, акты (справки) проверки), получать корреспонденцию, присутствовать при совершении определенных действий (изъятие документов, наложение ареста на имущество плательщика, осмотр территории, помещения плательщика).
а) дату совершения доверенности, поскольку если она не указана, то доверенность автоматически становится ничтожной (п. 1 ст. 187 ГК);
б) срок действия доверенности, который по умолчанию составляет 1 год. Этот срок можно сократить или увеличить, но не более чем на 3 года. В течение большего срока (до фактической отмены) может действовать только доверенность, предназначенная для совершения действий за границей.