В коммерческой организации независимо от ее формы собственности заработная плата руководителя должна укладываться в рамки установленного коэффициента соотношения
Правовой основой установления для руководителя коммерческой организации, независимо от ее формы собственности, коэффициента соотношения его средней заработной платы и средней заработной платы по организации в целом являются нормы постановления Совета Министров РБ от 08.07.2013 № 597 "О совершенствовании условий оплаты труда руководителей коммерческих организаций в зависимости от результатов финансово-хозяйственной деятельности, признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов" (далее – постановление № 597), а также Положения об условиях оплаты труда руководителей государственных организаций и организаций с долей собственности государства в их имуществе, утвержденного названным постановлением (далее – Положение).
Так, условия оплаты труда руководителей являются обязательными условиями заключаемых с ними контрактов (п. 10 Положения). При заключении контракта с руководителем условия и размеры оплаты его труда определяют с учетом установленного коэффициента соотношения его средней заработной платы и средней заработной платы по организации в целом (п. 11 Положения).
Коэффициент соотношения средней заработной платы руководителя коммерческой организации любой формы собственности и средней заработной платы по организации в целом (далее – коэффициент) не может превышать 8,0 (подп. 2.1 п. 2 постановления № 597).
Решение об установлении конкретного размера коэффициента принимает орган, заключивший контракт, если иное не установлено Президентом.
В отношении руководителей государственных организаций и организаций (акционерных обществ), в уставном фонде которых доля собственности государства составляет более 50 %, включая банки, коэффициент должен быть согласован:
– до 6,0 включительно – с органом, осуществляющим владельческий надзор;
– свыше 6,0 до 8,0 включительно – с органом, осуществляющим владельческий надзор, и Премьер-министром. При этом персональную ответственность за обоснованность установления коэффициента для руководителей указанных организаций Правительство возлагает на руководителей государственных органов и организаций, уполномоченных на заключение с ними контрактов.
Для руководителей коммерческих организаций негосударственной формы собственности и организаций (акционерных обществ), в которых доля собственности государства составляет 50 % уставного фонда и менее, конкретный размер коэффициента устанавливает орган, заключивший контракт, без дополнительной процедуры его согласования.
При невыполнении по итогам полугодия 2 и более показателей прогноза социально-экономического развития, которые доведены организации, размер коэффициента, установленный руководителю, снижается до величины, не превышающей 4,0. В дальнейшем при выполнении за квартал всех доведенных показателей прогноза социально-экономического развития размер коэффициента, ранее установленный в контракте, возвращается руководителю. В данном случае дополнительного согласования не требуется.
Фактический коэффициент исчисляют нарастающим итогом с начала отчетного года.
Если руководитель назначен на должность либо принято решение об уменьшении ему коэффициента, то расчет фактического коэффициента в течение отчетного года производится нарастающим итогом начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором заключен или изменен контракт.
В то же время, если принято решение об увеличении руководителю коэффициента, то расчет его фактического значения производят нарастающим итогом с начала отчетного года исходя из нового размера коэффициента.
По решению органа, заключившего контракт, расчет коэффициента для руководителя организации, к которой в результате реорганизации присоединена другая организация с созданием на базе имущества присоединенной организации филиала либо структурного подразделения, может производиться в течение 3 лет без учета фонда заработной платы и среднесписочной численности работников данного филиала (структурного подразделения).
Эти выплаты не учитываются при расчете коэффициента соотношения
Подпунктом 2.2 п. 2 постановления № 597 установлен исчерпывающий перечень выплат, которые не учитываются при расчете коэффициента, установленного для руководителей коммерческих организаций, независимо от формы собственности кроме банков.
К данным выплатам относятся:
– государственные премии Республики Беларусь;
– единовременные поощрения (вознаграждения), выплаченные руководителю за награждение государственными наградами, нагрудными знаками, почетными грамотами, независимо от источника их выплаты;
– премия либо вознаграждение, выплаченные руководителю организации, занесенной на Республиканскую доску Почета или признанной победителем в соревновании (конкурсе), связанном с производственной деятельностью организации, проводимом на республиканском, областном, городском, районном и отраслевом уровнях;
– единовременная премия либо вознаграждение, выплаченные руководителю за обеспечение подготовки и проведения республиканского фестиваля-ярмарки тружеников села "Дажынкi", независимо от источника их выплаты;
– годовой бонус;
– материальная помощь, выплаченная при предоставлении трудового отпуска и по основаниям, предусмотренным в коллективном договоре или другом локальном нормативном правовом акте;
– выплаты за преподавательскую, научную или иную творческую деятельность, медицинскую практику, осуществляемую в соответствии с законодательством;
– вознаграждения за содействие созданию и использованию изобретения и рационализаторского предложения, за внедрение новой техники;
– заработная плата за руководство производственной практикой учащихся и студентов;
– суммы, уплаченные организацией в порядке возмещения расходов работников по оплате жилищно-коммунальных услуг или за пользование жилым помещением (сверх предусмотренных законодательством);
– денежная компенсация за неиспользованный трудовой отпуск.
И все-таки есть руководители, которым коэффициент не устанавливается
Отдельным руководителям коммерческих организаций коэффициент не устанавливается. К таковым можно отнести:
– руководителей коммерческих организаций независимо от их формы собственности, которым установлены фиксированные оклады в кратных размерах от уровня среднемесячной заработной платы по соответствующему виду экономической деятельности (п. 5 Положения);
– руководителей коммерческих организаций независимо от формы собственности, которым условия оплаты труда сформированы на основе норм Указа Президента РБ от 23.01.2009 № 49 "О некоторых вопросах стимулирования реализации продукции, товаров (работ, услуг)";
– руководителей частных унитарных предприятий, которые одновременно являются учредителями данных коммерческих организаций и единственными собственниками их имущества.
Коэффициент соотношения касается зарплат заместителей и главных специалистов
Что касается заместителей руководителей коммерческих организаций государственной формы собственности и с долей собственности государства в их имуществе, а также главных специалистов этих организаций, то для них также устанавливается коэффициент соотношения средней заработной платы заместителя руководителя (главного специалиста) и по организации в целом. При этом определено, что коэффициент соотношения средней заработной платы заместителя руководителя и главного специалиста коммерческой организации государственной формы собственности или с долей собственности государства в ее имуществе и средней заработной платы по организации в целом не может превышать размера коэффициента, установленного в соответствии с законодательством для руководителя организации (подп. 3.4 п. 3 постановления Совета Министров РБ от27.12.2004 № 1651 "О некоторых вопросах регулирования оплаты труда работников коммерческих организаций"; далее – постановление № 1651).
Банки должны соблюдать коэффициент для руководителей, их заместителей и главных специалистов
В отношении установления и исчисления соответствующих коэффициентов для руководителей банков, их заместителей и главных специалистов необходимо руководствоваться положениями постановления Правления Нацбанка РБ от 11.09.2013 № 524 "О порядке оплаты труда работников банков" (далее – постановление № 524).
Коэффициент соотношения средней заработной платы руководителя банка и средней заработной платы по банку в целом устанавливается уполномоченным органом управления банка в соответствии с законодательством РБ. Фактический коэффициент рассчитывают нарастающим итогом с начала отчетного года по банку в целом (подп. 2.2 п. 2 постановления № 524).
При расчете коэффициента не учитываются:
– выплаты, не учитываемые в соответствии с законодательством РБ при расчете коэффициента соотношения средней заработной платы руководителя коммерческой организации независимо от формы собственности и средней заработной платы по организации в целом (подп. 2.2 п. 2 постановления № 597);
– бонусы руководителю банка, выплачиваемые из чистой прибыли банка по решению совета директоров (наблюдательного совета) и (или) общего собрания акционеров банка.
Кроме того, постановлением № 524 определено, что этот коэффициент для заместителя руководителя и главного бухгалтера банка не может превышать коэффициент, установленный для руководителя банка.
Подводя итоги вышеизложенному, автор статьи считает достаточно целесообразным в будущем в целях дальнейшего совершенствования стимулирования труда высшего эшелона управленцев коммерческих организаций государственной формы собственности и коммерческих организаций, в которых государство является основным собственником, перейти к государственному регулированию только в части установления верхнего предела коэффициента (например, как в настоящее время – 8,0). При этом установление конкретных условий оплаты их труда, включая механизмы формирования тарифной части заработка (оклады) и надтарифной части (премии, бонусы, надбавки, доплаты и иные выплаты), должно быть только прерогативой органа, заключившего контракт.