Законопроект «Об изменении законов по вопросам предпринимательской деятельности» опубликован на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь.
Проект содержит многочисленные изменения в Закон Республики Беларусь от 01.07.2010 № 148-З «О поддержке малого и среднего предпринимательства».
1) В новой классификации субъектов малого предпринимательства отсутствуют микроорганизации.
К субъектам малого предпринимательства законопроект предлагает относить:
· физических лиц, осуществляющих индивидуальную предпринимательскую деятельность;
· малые организации – зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 100 человек включительно.
2) Предусмотрено формирование и ведение МНС Реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно законопроекту к деятельности коммерческих организаций, включенных в Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства с указанием средней численности работников за календарный год до 50 человек включительно, устанавливаются требования, нормы и правила осуществления предпринимательской деятельности не менее благоприятные, чем действующие на момент принятия данного Закона в отношении индивидуальных предпринимателей и (или) микроорганизаций.
Данная норма не распространяется на требования, нормы и правила, предусмотренные законодательством о государственной статистике, налоговым законодательством, законодательством о государственном социальном страховании.
3) Установлено, что государственная финансовая поддержка за счет средств, предусмотренных государственными программами в сфере государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, может оказываться субъектам малого и среднего предпринимательства:
а) Белорусским фондом финансовой поддержки предпринимателей путем предоставления:
финансовых средств на возвратной (безвозвратной) возмездной или безвозмездной основе;
имущества на условиях финансовой аренды (лизинга);
поручительств по обязательствам;
б) областными и Минским городским исполнительными комитетами путем предоставления:
финансовых средств на безвозвратной безвозмездной основе;
субсидий для возмещения части процентов за пользование банковскими кредитами, части вознаграждения (комиссии) по банковским гарантиям и аккредитивам;
субсидий для возмещения части расходов на выплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) в части оплаты вознаграждения (дохода) лизингодателя, а также сумм, возмещающих инвестиционные расходы лизингодателя, за исключением включенных в стоимость предмета лизинга;
субсидий для возмещения части расходов, связанных с участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях либо с их организацией;
в) ОАО «Банк развития Республики Беларусь» при кредитовании им реализуемых субъектами малого и среднего предпринимательства инвестиционных проектов;
г) банками Республики Беларусь путем предоставления льготных кредитов, в т.ч. микрокредитов, за счет средств местных бюджетов, предусмотренных государственными программами в сфере государственной поддержки малого и среднего предпринимательства и размещенных во вклады (депозиты) этих банков.
Действие Закона Республики Беларусь «О поддержке малого и среднего предпринимательства» в новой редакции не будет распространяться на решения об оказании государственной финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства, принятые до 1 июля 2023 г.
Законопроектом внесены изменения в ряд других законов по вопросам предпринимательской деятельности.
В Гражданском кодексе Республики Беларусь предлагается обновить перечень деятельности, которая не относится в предпринимательской, и ст. 22 «Предпринимательская деятельность гражданина» (в новой редакции – «Индивидуальная предпринимательская деятельность граждан»).
В законы Республики Беларусь от 09.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей» и от 15.06.2006 № 125-З «О занятости населения Республики Беларусь» вводится термин «самостоятельная профессиональная деятельность».
В Налоговом кодексе Республики Беларусь (далее – НК) предлагается закрепить, что особенности правового регулирования вопросов налогообложения применительно к отношениям, связанным с созданием индивидуальным предпринимателем коммерческой организации, учреждаемой одним лицом, могут определяться иными законами, которые в этой части имеют большую юридическую силу по отношению к данному кодексу.
Кодэкс Рэспублiкi Беларусь аб культуры дапоўнены арт. 2111 «Часовы калектыў культурнага мерапрыемства».
Предлагается внести ряд изменений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях. В ст. 6.4 «Штраф» планируется закрепить, что размер штрафа, налагаемого на юридическое лицо, включенное на день совершения административного правонарушения в Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства с указанием средней численности работников за календарный год до 50 человек включительно, определяется в соответствии с санкцией, предусмотренной для индивидуального предпринимателя, а в случае, если индивидуальный предприниматель не указан в санкции, – в соответствии с санкцией, предусмотренной для юридического лица, уменьшенной в 2 раза, либо в пределах установленных в санкции минимального и максимального размеров, уменьшенных в 2 раза. При этом штраф налагается с учетом определенных ограничений.
Из Закона Республики Беларусь от 30.12.2022 № 230-З «Об изменении законов по вопросам налогообложения» исключено положение, что деятельность физических лиц, осуществляемая с применением налога на профессиональный доход в порядке, установленном гл. 40 НК, не относится к предпринимательской деятельности.
Также внесены изменения в Бюджетный кодекс Республики Беларусь и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Внимание! Проектом закона предлагается закрепить право физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, создать коммерческую организацию, учреждаемую одним лицом, и определен соответствующий порядок.