Август 2014 г. является базовым периодом для применения норм постановления Совмина № 744, а сложившееся в августе соотношение производительности труда и зарплаты – базовым для дальнейшего его соблюдения. Об этом говорится в разъяснении Минтруда и соцзащиты, Минэкономики от 12.08.2014 № 1-2-12/1773/26-11/6290 о применении норм пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31.07.2014 № 744 "Об оплате труда работников".
Разъяснение адресовано госорганизациям (за исключением бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций) и организациям, в уставном фонде которых доля собственности государства составляет более 50 %. В то же время им могут руководствоваться и организации негосударственной формы собственности, а также организации, в уставном фонде которых доля собственности государства составляет менее 50 %.
Ниже приводится текст разъяснения, опубликованного 13 августа 2014 г. на сайте Минэкономики:
"1. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 июля 2014 г. № 744 "Об оплате труда работников" (далее – постановление № 744) вступило в силу с 6 августа 2014 г., т.е. после его официального опубликования. В связи с этим соотношение производительности труда и заработной платы, сложившееся за январь-июль 2014 года, при применении постановления № 744 не учитывается.
2. Для целей применения постановления № 744 рост производительности труда и заработной платы рассчитывается нарастающим итогом с месяца его вступления в силу, т.е. с августа 2014 г., а соотношение производительности труда и заработной платы определяется делением темпа роста производительности труда на темп роста заработной платы.
3. Август 2014 г. является базовым периодом для применения норм постановления № 744, а сложившееся в августе 2014 г. соотношение производительности труда и заработной платы является базовым для дальнейшего его соблюдения в соответствии с нормами постановления № 744.
Справочно: сложившееся в августе 2014 г. соотношение роста производительности труда и номинальной начисленной среднемесячной заработной платы определяется по статистическим данным июля 2014 г. к июлю 2013 г.
4. В дальнейшем соотношение роста производительности труда и номинальной начисленной среднемесячной заработной платы определяется: за август 2014 г. к августу 2013 г.; за август-сентябрь 2014 г. к августу-сентябрю 2013 г.; за август-октябрь 2014 г. к августу-октябрю 2013 г. и т.д. до конца 2014 года, а с 1 января 2015 г. – нарастающим итогом с начала года.
Если соотношение роста производительности труда и номинальной начисленной среднемесячной заработной платы составит менее достигнутого в базовом периоде соотношения (в том случае если коэффициент соотношения менее 1,0), то фонд заработной платы корректируется до величины, обеспечивающей базовое соотношение, и заработная плата не повышается до момента достижения соотношения роста производительности труда и номинальной начисленной среднемесячной заработной платы более 1,0.
В организациях оборонного сектора экономики, а также в организациях, имеющих неравномерную динамику реализации продукции, товаров, работ, услуг, вызванную объективными причинами и спецификой осуществляемой деятельности, расчет соотношения роста производительности труда и номинальной начисленной среднемесячной заработной платы может производиться в ином порядке, согласованном с вышестоящим государственным органом.
5. При достижении в организации соотношения роста производительности труда и номинальной начисленной среднемесячной заработной платы 1,0, в дальнейших периодах при его снижении фонд заработной платы корректируется до величины, обеспечивающей указанное соотношение не менее 1,0.
6. Конкретный размер заработной платы работнику определяется нанимателем самостоятельно в зависимости от результатов и эффективности его труда.
7. Применение норм постановления № 744 не требует в отношении работников применения статьи 32 Трудового кодекса Республики Беларусь, но работники должны быть ознакомлены с указанным постановлением.
8. Действие данного разъяснения распространяется на государственные организации (за исключением бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций) и организации, в уставном фонде которых доля собственности государства составляет более 50 процентов и может быть использовано организациями негосударственной формы собственности и организациями, в уставном фонде которых доля собственности государства составляет менее 50 процентов.
9. Республиканским органам государственного управления, иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, областным и Минскому городскому исполнительным комитетам обеспечить доведение данного разъяснения до городских (районных) исполнительных комитетов, подчиненных (входящих в состав) организаций."