Предпринимательское сообщество озабочено проблемами индивидуальных предпринимателей, для которых Новый год не сулит ничего хорошего. С 1 января 2016 г. для ИП заканчиваются сразу 3 переходных периода:
- прекращается торговля остатками товаров легкой промышленности, ввезенных без сопроводительных документов до 1 июля 2014 г.;
- товары легпрома должны в полной мере соответствовать техническому регламенту Таможенного союза 017/2011 "О безопасности продукции легкой промышленности";
- все ИП не только в Минске и городах областного подчинения, но и в городах районного подчинения обязаны установить и использовать в торговых объектах, объектах бытового обслуживания и такси платежные терминалы.
По мнению бизнес-союзов, в такой ситуации необходимы действенные меры, которые могли бы предотвратить разорение ИП.
Письмо Белорусского союза предпринимателей (председатель Александр Калинин), Минского столичного союза предпринимателей и работодателей, Республиканской конфедерации предпринимательства (председатель Владимир Карягин) направлено Заместителю Министра экономики Республики Беларусь Ирине Костевич, под председательством которой в начале декабря состоялось заседание общественно-консультативного совета по развитию предпринимательства при Министерстве экономики Республики Беларусь.
Авторы письма напоминают о том, что в соответствии с частью второй п. 15 Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь" (далее – Указ № 510) проверяемый субъект признается добросовестно исполняющим требования законодательства, пока не доказано иное.
В то же время подпунктом 2.1 пункта 2 Директивы Президента Республики Беларусь от 31.12.2010 № 4 "О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь" (далее – Директива № 4) в качестве необходимого условия для осуществления предпринимательской деятельности установлен прямой запрет конфискации и иного изъятия имущества у субъектов предпринимательской деятельности, являющихся его добросовестными приобретателями.
"Данная норма сформулирована в Директиве № 4 как императивная, то есть обязательная для исполнения, – говорится в письме. – Частью 8 ст. 2 Закона от 10.01.2000 № 361-З "О нормативных правовых актах Республики Беларусь" установлено, что Директива как вид нормативного правового акта является указом программного характера и обладает юридической силой Указа Президента Республики Беларусь".
Общественные объединения предпринимателей, руководствуясь посланием Президента Республики Беларусь от 29.04.2015 в котором в частности сказано: "Поручаю Правительству, Администрации Президента, судам до конца года разработать и внедрить систему мер по повышению правовой культуры в экономике, повышению доверия к нашей судебной системе", предлагают Министерству экономики как республиканскому органу управления, осуществляющему регулирование предпринимательской деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, инициировать обращение в Верховный Суд Республики Беларусь с просьбой вынести на рассмотрение Пленума Верховного Суда Республики Беларусь и принять специальное постановление по вопросам применения судами:
- подпункта 2.1 пункта 2 Директивы № 4;
- части второй п. 15 Указа № 510 в части установления критериев оценки добросовестного исполнения требований законодательства.
Министерству экономики также предлагается инициировать внесение изменений в Указ президента Республики Беларусь от 9.02.2015 № 48 "О мерах по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов" (далее – Указ № 48) по приведению размеров ответственности для ИП субъектов малого бизнеса размеру причиняемого ущерба (введение предупреждения, установления нижней границы штрафов в размере 1 базовой величины).
Общественные объединения предпринимателей также предлагают:
- Министерству по налогам и сборам Республики Беларусь до решения Пленума Верховного Суда не применять к ИП меры ответственности за предоставленные первичные учетные документы на приобретаемый товар;
- Госстандарту Республики Беларусь не применять к ИП меры ответственности по Указу № 48 до внесения в него соответствующих изменений;
- Министерству экономики Республики Беларусь обратиться к Национальному банку Республики Беларусь с предложением перенести сроки установки терминалов в торговых центрах на 1 год. Создать правовые и технические условия для установки коллективных терминалов (1 на этаж или 1 на торговый ряд) в торговых центрах.
В связи с наличием большого количества проблемных вопросов по работе ИП предлагается создать рабочую группу для оперативного анализа возникающих вопросов и разработки предложений по совершенствованию законодательства.