Борьба с лжепредпринимательством: оnline конференция

26 января 2015

Противодействие лжепредпринимательству – одно из основных направлений работы финансовой милиции. Ежегодно работники органов финансовых расследований пресекают незаконную деятельность десятков преступных групп, ликвидируются сотни подставных компаний, на счетах лжеструктур арестовываются миллиарды рублей. Лжепредприниматели способствуют уклонению от уплаты налогов субъектов реального сектора экономики, они создают почву для недобросовестной конкуренции между теми, кто работает в рамках законодательства, и теми, кто пользуется услугами преступных групп.

28 января 2015 года вступают в силу изменения и дополнения в Уголовный кодекс, которые в том числе коснутся ответственности за лжепредпринимательство - она не усилится, но расширится сфера ее применения. В чем заключаются эти изменения? Будут ли привлекаться к уголовной ответственности зицпредседатели? Как финансовая милиция будет бороться с регистрацией подставных компаний на иностранцев? Каков портрет преступных групп в сфере лжепредпринимательства? Возможно ли введение электронного администрирования уплаты НДС в Беларуси, и как оно повлияет на уплату налогов?

Участники конференции:

Виктор Франскевич, Заместитель директора Департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля Беларуси;

Юрий Мехедов, Начальник оперативно-аналитического управления ДФР;

Николай Иваньков, Начальник отдела правового обеспечения, информации и работы с обращениями граждан ДФР.

 

ВОПРОСЫ КОНФЕРЕНЦИИ

 

Здравствуйте! Благодаря усилиям работников Департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля в бюджет государства возвращаются огромные денежные средства. Интересно, выплачивают ли материальное поощрение сотрудникам ДФР за успешные операции?

Виктор Франскевич: Безусловно, за успешность и добросовестность исполнения работниками своих служебных обязанностей, выполнение ими заданий особой важности и сложности к ним применяются предусмотренные законодательством меры поощрения (имеется ввиду награждение ценным подарком или денежной премией). Если вести речь о суммах премий по сравнению со взысканными (обращенными в доход государства), то они незначительны. Тем не менее, важна не только материальная составляющая поощрения, но и моральная сторона: работник осознает, что результаты его работы не только замечены руководством, но и оценены. Это дает определенный стимул для повышения качества и результативности деятельности.

 

Каков "портрет" преступных групп в сфере лжепредпринимательства?

Юрий Мехедов: Сливки снимают лидеры финансового подполья. Они ездят на дорогих автомобилях, живут в элитных квартирах, владеют роскошными загородными домами, в отпуск отправляются на острова. На первый взгляд, это обычные успешные бизнесмены и бизнесвумен, многие из них помимо нелегальных структур имеют белый бизнес, который подпитывают незаконно полученными деньгами. Так, например, по материалам Департамента финансовых расследований в 2014 году было возбуждено уголовное дело по фактам осуществления незаконной предпринимательской деятельности (статья 233 Уголовного кодекса), в отношении ряда лиц, которые проводили для субъектов хозяйствования реального сектора экономики и физических лиц фиктивные финансовые операции по перечислению, обмену, конверсии и обналичиванию денежных средств. Они использовали реквизиты, расчетные счета, печати и бланки бухгалтерских документов подконтрольной 71 лжепредпринимательской структуры, а также карт-счета и текущие счета 24 физических лиц. В результате своей незаконной деятельности они получили доход в особо крупном размере - свыше Br250 млрд. Кстати, основным действующим лицом данной группы был кандидат экономических наук.

 

Выявлялись ли факты спекуляции валютой среди работников обменников?

Виктор Франскевич: Нет, органами финансовых расследований таких фактов не выявлялось. Косвенно это связано с тем, что каждый обменный пункт, как правило, оборудован системой аудиовидеонаблюдения и далеко не каждый работник банка готов пойти на какие-либо спекуляции "под дулом" видеокамеры и в результате потерять работу.

 

Реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере был создан два года назад. Сколько в него включено субъектов хозяйствования и индивидуальных предпринимателей? Насколько эффективна данная мера, помогает ли этот реестр добропорядочным компаниям избежать сомнительных сделок?

Юрий Мехедов: Реестр был создан в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 23 октября 2012 года №488. За два года в этот реестр было включено более 4,5 тыс. субъектов хозяйствования. Считаем, что реализация норм указа №488 позволила значительно ослабить позиции лжепредпринимательских структур. Так, по сравнению с 2010 годом существенно снизился оборот безналичных платежей лжеструктур, выявленных органами финансовых расследований Комитета госконтроля (ОФР), по отношению к валовому внутреннему продукту. И еще. Если раньше, как правило, период их преступной деятельности был от полугода до полутора лет, то в последнее время мы сталкиваемся с тем, что лжеструктуры существуют в среднем 1-3 месяца. При этом сложившаяся ситуация в основном обусловлена наличием спроса на услуги лжеструктур со стороны субъектов хозяйствования реального сектора экономики. Что касается добропорядочных субъектов хозяйствования, то избежать сомнительных сделок, руководствуясь только лишь информацией из реестра, им не удастся. Вместе с тем, при проведении проверочных мероприятий ОФР оценивается вся совокупность обстоятельств заключения сделок, а также учитываются те меры, которые предприняли потенциально добропорядочные субъекты, чтобы избежать взаимоотношений с лжеструктурами. Кстати, мы периодически рассматриваем жалобы компаний по факту доначисления им платежей в бюджет - ссылаясь на свою добропорядочность, они указывают, что не знали и не могли знать, что их контрагент является лжеструктурой. Вместе с тем, когда мы задаем вопрос, кто конкретно представлял интересы лжеструктуры и был ли он уполномочен надлежащим образом на совершение юридически значимых действий, то, как правило, в ответ слышим... молчание.

 

Каковы результаты деятельности ДФР за 2014 год?

Виктор Франскевич: В 2014 году органами финансовых расследований Комитета государственного контроля выявлено 1021 преступление, 365 из них относятся к категории тяжких. По результатам работы финансовой милиции в бюджет поступило Br330,3 млрд. Проведено 10,8 тыс. профилактических мероприятий, предотвращено нанесение материального ущерба на сумму Br720,9 млрд. Основные усилия ДФР КГК были сосредоточены на борьбе с лжепредпринимательством. В прошлом году пресечена деятельность 327 лжепредпринимательских структур, на счетах которых заблокировано более Br44 млрд; по фактам осуществления лжепредпринимательства выявлено 62 преступления. В сфере незаконной предпринимательской деятельности выявлено 139 преступлений, из них 19 - в отношении организованных групп. По фактам уклонения от уплаты налогов, сборов выявлено 358 преступлений, к административной ответственности привлечено более 550 юридических и физических лиц. Что касается противодействия криминальному банкротству, то выявлено 31 преступление. Также органами финансовых расследований в минувшем году проведены проверки 81 субъекта хозяйствования, у которых выявлены нарушения требований указа №178 "О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций". Сумма наложенных штрафов превысила Br22,3 млрд, из которых в бюджет поступило Br10,1 млрд.

 

Добрый день! У меня такой вопрос. Планируется ли дополнить реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с риском совершения правонарушений в экономической сфере сведениями о физических лицах, на которых регистрируются лжеструктуры? Ранее такая информация была озвучена.

Юрий Мехедов: Пока о планах и конкретных сроках говорить еще рано. В настоящее время данный вопрос находится в стадии проработки, в том числе с учетом затрат, необходимых для его реализации, и ожидаемых результатов от его введения.

 

Будет ли в Беларуси внедрено электронное администрирование уплаты НДС? Чему это будет способствовать? Какие страны уже внедрили эту новацию?

Николай Иваньков: Полагаем, что будет. В настоящее время Советом Министров реализуются предложения КГК по введению в республике механизма электронного администрирования налога на добавленную стоимость (НДС). Планируемый срок введения - 2016 год. Система электронного администрирования НДС обрабатывает информацию о потоках проведенных товарных операций по всей стране в режиме реального времени, что позволяет контролировать обоснованность и достоверность выставляемых счетов-фактур по НДС в момент их выписки, то есть фирма-однодневка не сможет выписать счет-фактуру по НДС на реализацию товара, которого у нее не имеется (ранее не приобретался по стоимости с включенным НДС). Подобные системы эффективно применяются в настоящее время в целях противодействия налоговому мошенничеству и лжепредпринимательству в странах Евросоюза, Украине и других государствах.

Например, в результате внедрения такой системы в Азербайджане НДС оказался под полным налоговым контролем и был зафиксирован значительный рост налоговых поступлений. При первоначальном применении депозитного счета в 2008 году поступления по НДС по сравнению с соответствующим периодом 2007 года увеличились на 76,3%, а в 2011 году выросли в 3 раза.

 

В каких видах деятельности наиболее часто выявляются факты использования лжепредпринимательских структур?

Юрий Мехедов: Прежде всего, лжепредпринимательство распространено в сфере потребительского рынка, строительства, во внешнеэкономической деятельности. В принципе, в той или иной степени данное явление имеет место во всех сферах экономики.

 

Будет ли усилена ответственность за "профессиональное" лжепредпринимательство?

Николай Иваньков: В ближайшее время уголовная ответственность за лжепредпринимательство не усилится, но вот сфера ее применения расширится. Так, 28 января 2015 года вступает в силу Закон Республики Беларусь от 5 января 2015 года № 241-З, которым вносятся изменения и дополнения в Уголовный кодекс. Они направлены на совершенствование уголовно-правовой квалификации действий лиц за создание лжепредпринимательских структур (статья 234 УК изложена в новой редакции), а также введение специальной уголовной ответственности в отношении лиц, незаконно распоряжающихся денежными средствами по банковским счетам (дополнение УК статьей 2341). В частности, будет подлежать криминализации деятельность по государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, а также созданию или приобретению юридического лица (доли в уставном фонде) на имя подставного лица, повлекшее причинение ущерба в крупном размере либо сопряженная с получением незаконной имущественной выгоды в таком же размере (статья 234 УК). То есть данные изменения направлены на фактических инициаторов и организаторов лжеструктур, а не лиц, формально выступивших в качестве учредителей или зарегистрировавшихся в качестве индивидуальных предпринимателей. Криминализация действий, содержащихся в статье 2341 УК, в корреспонденции с дополняемой законом статьей 11.81 КоАП обусловлена необходимостью противодействия проведению незаконных безналичных платежей, которые используются для взаиморасчетов по бестоварным сделкам, для обналичивания денежных средств, а также в целях введения в заблуждение мошенниками добросовестных налогоплательщиков, которые полагают, что совершение платежей по безналичному расчету гарантирует порядочность их партнера. Введение этой нормы, полагаем, позволит правоохранительным органам эффективнее пресекать деятельность подпольных офисов, в которых неуполномоченные лица проводят незаконные платежи, используя ключи доступа к банковским счетам лжеструктур, в том числе и иностранных компаний.

 

Какие еще дополнения и изменения вносятся новым законом и касаются ли они деятельности органов финансовых расследований?

Николай Иваньков: Хочу подчеркнуть, что дополнения и изменения не только касаются деятельности ОФР, но и отдельные его положения были инициированы нашим департаментом. В целом закон № 241-З достаточно масштабный. С момента его первоначальной редакции и до подписания главой государства прошло довольно много времени.

Обо всех нововведениях в рамках онлайн-конференции рассказать затруднительно. Остановимся лишь на некоторых из них, непосредственно относящихся к деятельности ОФР. Так, в новой редакции изложена статья 233 - в частности, будет подлежать криминализации предпринимательская деятельность, которая в соответствии с законодательными актами является запрещенной и сопряженная с получением дохода в крупном размере. Изменен подход к определению размера дохода от незаконной предпринимательской деятельности, осуществляемой без специального разрешения (лицензии), при котором из общей выручки будут вычитаться косвенные налоги и документально подтвержденные затраты. Также вносятся изменения в статью 242 УК, согласно которой преступлением будет являться уклонение индивидуального предпринимателя или должностного лица юридического лица от погашения кредиторской задолженности в крупном размере не только по вступившему в законную силу решению суда, но также и по определению или постановлению суда. Кроме этого, органы финансовых расследований дополнительно наделяются полномочиями осуществлять дознание по уголовным делам о коррупционных преступлениях в экономической сфере, что позволит ОФР более качественно осуществлять задачи по обеспечению экономической безопасности государства.

 

Ранее сообщалось, что в Беларуси возрастает число случаев регистрации лжеструктур на иностранцев. Удается ли их привлекать к ответственности?

Виктор Франскевич: Это достаточно сложно по объективными обстоятельствам. В первую очередь, это связано со сбором доказательств на территории иностранного государства, а также обусловлено тем, что данные лица, как правило, являются подставными и вводятся в заблуждение фактическими организаторами лжестурктур относительно действительных целей деятельности регистрируемых субъектов хозяйствования. Их роль преимущественно сводится к государственной регистрации (созданию) субъекта хозяйствования и передаче документов лицам, непосредственно или опосредовано причиняющим ущерб с использованием этих структур.

 

В условиях расширения интеграционных процессов экономическая преступность, в том числе связанная со лжепредпринимательством, активизируется в силу увеличения товарооборота и финансовых потоков между странами-участницами. Как противостоять росту межгосударственной преступности?

Юрий Мехедов: Действительно, под воздействием процессов мировой глобализации и экономической интеграции открываются границы для движения трудовых ресурсов, капитала, товаров и, естественно, есть дельцы, желающие завладеть лакомым куском не вполне законным путем.

Борьба с такими горе-предпринимателями ведется во взаимодействии с нашими зарубежными коллегами. В частности, ДФР налажены достаточно тесные связи с коллегами из Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции Министерства внутренних дел Российской Федерации, Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан, Государственной фискальной службы Украины, а также Главного управления оперативного розыска и внутренней безопасности Министерства финансов Республики Армения.

 

Как вы оцениваете эффективность борьбы с валютчиками?

Виктор Франскевич: Контроль за соблюдением законодательства о валютном регулировании и валютном контроле является одним из тех вопросов, который постоянно находится в поле зрения финансовой милиции. С учетом объективных обстоятельств и складывающейся обстановки в стране он либо усиливается, либо ослабляется. Оценивая эффективность борьбы с валютчиками, необходимо учитывать предпосылки к их появлению. При этом если рассматривать текущую ситуацию, то здесь необходимо отметить предпринятые в последнее время Национальным банком и правительством меры, сводящие данные предпосылки к минимуму. Как результат, выявляемые в настоящее время ОФР правонарушения в данной сфере не носят масштабного характера, существенно влияющего на экономическую безопасность государства. Что касается результатов работы в 2014 году, то по материалам ОФР в данной сфере возбуждено 7 уголовных дел, составлено 149 протоколов об административных правонарушениях. Всего изъято денежных средств в эквиваленте Br1,3 млрд.

 

Добрый день! Какие предложения внес КГК в проект декрета, направленного на стимулирование занятости граждан?

Юрий Мехедов: Проект соответствующего декрета Президента в настоящее время находится в стадии доработки. Над его редакциями работали сотрудники различных государственных органов, в том числе и Комитет государственного контроля. По результатам совместного обсуждения отдельные предложения концептуально принимались, многие отвергались, но все они изменялись и дополнялись с точки зрения их целесообразности и комплексности регулирования данной сферы. В этой связи вести речь о том, что те или иные предложения внес какой-то государственный орган, полагаем, будет некорректно - это продукт совместной работы различных государственных органов.

 

Относятся ли лжепредприниматели к категории тунеядцев? Если да, что предусмотрена ли для них уплата нового сбора проектом декрета, направленного на стимулирование занятости граждан? Или на них распространяются только санкции, предусмотренные уже действующим законодательством?

Юрий Мехедов: Необходимо понимать, что разрабатываемый в настоящее время проект декрета, направленный на стимулирование занятости граждан, не отменяет и не заменяет уголовную ответственность граждан за совершенные ими преступления, в том числе за лжепредпринимательство, незаконную предпринимательскую деятельность или уклонение от уплаты сумм налогов, сборов. У него, по сравнению с Уголовным кодексом, иная сфера регулирования и цель принятия. Вместе с тем, вести речь о каких-либо конкретных правовых последствиях для того или иного гражданина можно будет после подписания соответствующего нормативного правового акта.

 

У меня вопрос к Франскевичу В.И. Как Вы относитесь к налогу на богатых? Перспективно ли его введение в Беларуси?

Виктор Франскевич: В целом положительно, хотя вплотную данной проблемой не занимался. При этом хочу отметить, что отдельные нормы, схожие по своей сути с его содержанием, в нашем государстве уже реализованы, начиная с повышенных тарифов на жилищно-коммунальные услуги в случае превышения норм их потребления и заканчивая дифференциацией систем налогообложения субъектов хозяйствования в том числе в зависимости от объема валовой выручки. В целом положительно, хотя вплотную данной проблемой не занимался. При этом хочу отметить, что отдельные нормы, схожие по своей сути с его содержанием, в нашем государстве уже реализованы, начиная с повышенных тарифов на жилищно-коммунальные услуги в случае превышения норм их потребления и заканчивая дифференциацией систем налогообложения субъектов хозяйствования в том числе в зависимости от объема валовой выручки.

 

Скажите, пожалуйста, какие нарушения выявляют органы финансовых расследований в сфере игорного бизнеса?

Николай Иваньков: В соответствии с указом от 1 сентября 2010 года № 450 деятельность в сфере игорного бизнеса является лицензируемой. В этой связи нарушения, выявляемые ОФР в данной сфере, связаны в первую очередь с выявляемыми фактами незаконной предпринимательской деятельности, выразившиеся в организации так называемых подпольных казино, где ведутся азартные игры.

 

Любопытно, а какими способами вербуют в зицпредседатели? Каково вознаграждение за эту "услугу"? Предусмотрена ли уголовная ответственность за подбор кандидатур липовых предпринимателей?

Юрий Мехедов: Основной мотив, по которому люди становятся формальными директорами и учредителями субъектов хозяйствования, - экономический. Желая заработать какую-либо сумму денег, они соглашаются играть отведенную им роль, не задумываясь о последствиях совершения таких поспешных действий. Среднее вознаграждение за такого рода "услуги" варьируется в пределах суммы, эквивалентной $300-500. Вознаграждение же таким лицам, занимающимся на профессиональной основе, увеличивается в разы.

Как уже говорилось, Законом Республики Беларусь от 5 января 2015 года № 241-З, вступающим в силу 28 января текущего года, в новой редакции изложена статья 234 УК. В частности, будет подлежать криминализации деятельность по государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, а также созданию или приобретению юридического лица (доли в уставном фонде) на имя подставного лица, повлекшее причинение ущерба в крупном размере либо сопряженная с получением незаконной имущественной выгоды в таком же размере.

 

Как часто в поле зрения ДФР попадают представители госструктур, местной вертикали? Каковы последние примеры возбуждения уголовных дел?

Юрий Мехедов: В целом не часто. Лжепредпринимательство, незаконная предпринимательская деятельность, уклонение от уплаты сумм налогов, сборов и др. характерны преимущественно для субъектов хозяйствования частной формы собственности. Для госструктур, как правило, совершение таких преступлений нехарактерно. Тем не менее, периодически по нашим материалам возбуждаются уголовные дела в отношении должностных лиц субъектов хозяйствования, являющихся одновременно депутатами местных Советов депутатов.

Вместе с тем необходимо отметить, что в соответствии с Законом Республики Беларусь от 5 января 2015 года № 241-З органы финансовых расследований дополнительно будут наделены полномочиями осуществлять дознание по уголовным делам о коррупционных преступлениях в экономической сфере. В этой связи и наша деятельность будет переориентирована. И в будущем мы, полагаю, сможем проинформировать общественность о выявлении таких фактов.

 

Продолжает ли ДФР активную работу по выявлению нарушений законодательства в сфере ЖКХ? Какие нарушения выявляются чаще всего?

Виктор Франскевич: Органы финансовых расследований на постоянной основе проводят мониторинг ситуации, складывающейся в сфере жилищно-коммунального хозяйства республики. В связи с тем, что основная часть затрат на оказание коммунальных услуг возмещается за счет бюджетного финансирования, основным криминальным проявлением в данной сфере является представление должностными лицами предприятий системы ЖКХ в исполнительные органы власти не соответствующих действительности документов и сведений в целях незаконного получения бюджетных субсидий для финансирования расходов на оказание услуг по обслуживанию жилого фонда. Проводится достаточно много проверок. Есть факты привлечения к уголовной ответственности должностных лиц за выманивание кредитов, субсидий. Выявлены факты, когда бюджетные средства пытаются положить в свой карман, а также факты использования бюджетных средств не по целевому назначению.

 

У многих на слуху громкие дела в сфере жилищного строительства. Скажите, пожалуйста, все ли фигуранты таких дел предстают перед судом или некоторые благополучно отбывают за границу? И возмещают ли они ущерб людям, пострадавшим от противоправных действий?

Виктор Франскевич: Достаточно сложно ответить на этот вопрос, поскольку такие дела, как правило, были возбуждены не по материалам ОФР. Поэтому мы не обладаем полной информацией в данной части. Что касается возбужденных уголовных дел по нашим материалам, то можем заверить, что ОФР предпринимают все возможные меры, чтобы подозреваемые (обвиняемые) не могли скрыться от органов уголовного преследования или суда, чтобы было обеспечено возмещение ущерба (вреда) как субъектами хозяйствования, так и физическими лицами.

Основная масса выявляемых ОФР преступлений связана с причинением ущерба государству, составляющих сумму неуплаченного налога, сбора, а также дохода, полученного преступным путем. Тем не менее, к сожалению, не всегда установленный преступный доход или предъявленные к взысканию суммы налогов, сборов фактически возмещаются в процессе расследования уголовных дел.

Кстати, в прошлом году мы активно работали по таким фактам, как возведение многоэтажных домов на участках, выделяемых для частного строительства. Возбуждены уголовные дела в Бресте и в Минске, ведется расследование.

 

Распространено ли в Беларуси криминальное банкротство, насколько серьезны финансовые потери кредиторов и государства от невозврата долгов?

Николай Иваньков: Органы финансовых расследований уделяют пристальное внимание вопросам неплатежеспособности и банкротства. Вплотную данной проблемой мы начали заниматься в 2013 году в тесном взаимодействии с Департаментом по санации и банкротству Министерства экономики. Были проанализированы проблемы как в плане ответственности за криминальное банкротство, так и в деятельности антикризисных управляющих и субъектов хозяйствования. В настоящее время заинтересованными государственными органами, в том числе и с нашим участием ведется работа по совершенствованию законодательства в данной сфере, в том числе рассматривается вопрос о целесообразности изменения уголовного и административного законодательства.

Вопрос распространенности криминального банкротства в стране является дискуссионным. Если говорить о цифрах, то в сфере криминального банкротства ОФР в 2014 году выявлено 31 преступление (в 2013 году - 18).

 

Сколько должностных лиц привлечены в 2014 году к ответственности по фактам невозвращения валюты из-за границы?

Юрий Мехедов: Это одно из центральных направлений деятельности органов финансовых расследований. Проверки проводятся на постоянной основе (только в прошлом году было проверено более 80 субъектов хозяйствования). Привлечено к ответственности около 100 должностных лиц, доначислено штрафов на сумму свыше Br22 млрд, из которых на сегодняшний день поступило более Br10 млрд.

Основной упор делается на профилактику, чтобы те субъекты хозяйствования, у которых имеется просроченная задолженность, вели активную претензионную работу.

Источник: БелТА

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup