Центр интеграционных исследований Евразийского банка развития (ЦИИ ЕАБР) впервые оценил влияние нетарифных барьеров (НТБ) на взаимную торговлю в ЕАЭС и дал рекомендации по их устранению. Об этом БЕЛТА сообщили в пресс-центре ЕАБР.
На основе опроса 530 российских, казахстанских и белорусских предприятий-экспортеров подготовлен доклад. "В докладе рассматривается несколько сценариев снижения НТБ. По базовому сценарию в среднесрочной перспективе наибольший выигрыш от сокращения нетарифных барьеров будет у Беларуси. Так, ожидается, что ее реальный ВВП вырастет на 2,8%, благосостояние на 7,3% накопленным итогом", - рассказали в пресс-центре ЕАБР.
В Казахстане благосостояние может вырасти на 1,3%, тогда как прирост реального ВВП составить 0,7%. Эффекты для России будут менее значительными. "Это связано как с большими размерами экономики, так и меньшей значимостью для России торговли внутри ЕАЭС по сравнению со странами остального мира", - пояснили специалисты.
Исследование показало, что наибольший выигрыш в случае снижения НТБ получат производители машин и оборудования. Заметные преимущества также получат предприятия целлюлозно-бумажной и пищевой промышленности, производители кожи, обуви, резиновых и пластмассовых изделий.
В качестве основных барьеров доступа на рынок автомобильных грузоперевозок в России и Казахстане белорусские транспортные компании выделили отсутствие возврата НДС за топливо, ограниченное страховое покрытие (до 3 тыс. евро) в России по "зеленой карте", эксплуатационные ограничения (например, норма нагрузка на ось в России). По оценкам белорусских транспортных компаний, отмена барьеров и ограничений в транспортном секторе, в частности системы разрешений, позволила бы увеличить объем грузооборота за три года в два раза и увеличивать автопарк на 30-40% в год.
В ходе исследования НТБ разделили на две группы. К первой были отнесены такие нетарифные барьеры, как санитарные и фитосанитарные меры, технические барьеры в торговле, квоты, запреты и меры количественного контроля. Ко второй - меры ценового контроля и те, которые влияют на конкуренцию (институт специмпортеров, ограничения в области сбыта и государственных закупок, субсидии). "Вторая группа барьеров часто называется "песком в колесах", поскольку затрудняет движение товаров и в принципе может быть полностью ликвидирована. Эксперты ЦИИ установили, что именно эти нетарифные барьеры оказывают большее негативное влияние на торговлю", - отметили специалисты.
В целом белорусские экспортеры оценили нетарифные барьеры в торговле с Россией и Казахстаном на уровне 15% от стоимости своего экспорта, казахстанские - 16% при экспорте в Россию и 29% при экспорте в Беларусь, российские - около 25% в каждую из стран.
"Нетарифные барьеры снижают эффективность общего рынка ЕАЭС. В особой степени они препятствуют развитию и кооперации технологичных отраслей", - считает директор ЦИИ ЕАБР Евгений Винокуров. Он обратил внимание, что постепенная унификация и отмена НТБ - одна из важнейших составляющих повестки дня Евразийского экономического союза на ближайшие годы.
Евразийский банк развития является международной финансовой организацией, учрежденной Россией и Казахстаном в январе 2006 года с целью содействия развитию рыночной экономики государств-участников, их устойчивому экономическому росту и расширению взаимных торгово-экономических связей. Уставный капитал ЕАБР превышает $1,5 млрд. Государствами - участниками банка являются Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан.
Источник: БелТА