Если основные жилищно-коммунальные услуги не предоставлены или предоставлены с недостатками, перерасчет производится со дня поступления к исполнителю устного или письменного обращения потребителя.
Исключение составят услуги по техобслуживанию и санитарному содержанию вспомогательных помещений жилого дома. Перерасчет платы в случае неоказания либо оказания с недостатками таких услуг будет производиться в отношении группы потребителей, проживающих в многоквартирном или блокированном жилом доме (в подъезде, на этаже многоквартирного жилого дома и др.), со дня поступления к исполнителю устного или письменного обращения одного из потребителей.
Соответствующие нормы внесены постановлением Совета Министров от 30 июня 2016 года № 518 (далее – постановление № 518) в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 января 2009 года № 99 "О мерах по реализации Закона Республики Беларусь "О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг". Документ обнародован на сайте Совмина и вступит в силу после его официального опубликования.
"В случае неоказания услуг по горячему и холодному водоснабжению, водоотведению (канализации), газо-, электро-, теплоснабжению, техническому обслуживанию лифта, обращению с твердыми коммунальными отходами, входящих в состав основных жилищно-коммунальных услуг, или их оказания с перерывами, превышающими 24 часа, перерасчет платы при отсутствии групповых и (или) индивидуальных приборов учета производится на сумму стоимости объема непредоставленных коммунальных услуг", – отмечают в пресс-службе Совмина.
Объем (количество) непредоставленной коммунальной услуги в случае отсутствия прибора учета рассчитывается исходя из норматива потребления коммунальной услуги, утвержденного местным исполнительным и распорядительным органом, количества потребителей или общей площади жилых помещений, а также продолжительности непредоставления коммунальной услуги.
При оказании услуг по техническому обслуживанию жилого дома, санитарному содержанию его вспомогательных помещений, техническому обслуживанию лифта с недостатками перерасчет платы производится исходя из удельного веса стоимости соответствующей услуги или работы в составе ежемесячной платы, количества полных календарных дней нарушения и количества календарных дней в месяце.
Перечень основных жилищно-коммунальных услуг дополнен услугами по:
- санитарному содержанию вспомогательных помещений жилого дома;
- техническому обслуживанию лифта;
- обращению с твердыми коммунальными отходами.
Постановление № 518 содержит типовые формы договоров на услуги по санитарному содержанию вспомогательных помещений жилого дома и техническому обслуживанию лифта.
В перечень дополнительных жилищно-коммунальных услуг, утвержденный постановлением № 518, включены:
- установка и (или) техническое обслуживание запорно-переговорных устройств жилого дома;
- установка и (или) техническое обслуживание систем видеонаблюдения за жилым домом и придомовой территорией;
- организация работы и содержания вахтеров (консьержей) в многоквартирном жилом доме;
- аренда и (или) замена напольных грязезащитных ковровых покрытий;
- обустройство придомовых территорий элементами озеленения, благоустройство и их дальнейшее содержание.
"Гарантийный срок для объекта капитального ремонта определяется договором и не может составлять менее пяти лет", – говорится в постановлении № 518.