Утверждено положение о порядке проведения контрольных обмеров объемов выполненных СМР и произведенных затрат при льготном строительстве (реконструкции) объектов. Положение разработано в соответствии с Указом Президента РБ от 04.03.2013 № 107 "О проведении контрольных обмеров".
Контрольные обмеры – это способ контроля (надзора) путем сравнения объемов и (или) стоимости фактически выполненных строительно-монтажных работ, этапов (комплексов) строительно-монтажных работ и произведенных затрат с объемами и (или) стоимостью строительно-монтажных работ, этапов (комплексов) строительно-монтажных работ и затратами, отраженными в проектной документации, договорах строительного подряда и документах (оплаченных или предъявленных к оплате), являющихся основанием для получения денежных средств.
Беларусбанку, Белагропромбанку и Банку развития Республики Беларусь предоставлено право самостоятельно планировать и осуществлять контрольные обмеры объектов.
Обращаем внимание на то, что действие постановления Совета Министров РБ и Нацбанка РБ от 07.06.2013 № 469/10 распространяется на контрольные обмеры, извещения о проведении которых направлены после официального опубликования настоящего постановления. Документ опубликован 27 июня 2013 г. на Национальном правовом Интернет-портале РБ.
При проведении контрольных обмеров проверяются наличие разрешительной и проектной документации, а также документов о проведении процедур государственных закупок, подрядных торгов (переговоров) по выбору подрядчика. Также проверяется соответствие расчета договорной (контрактной) цены установленному порядку; соответствие условий заключенных договоров строительного подряда предложению победителя процедур государственных закупок, подрядных торгов по выбору подрядчика результатам переговоров. Кроме того, будет проверено наличие договоров строительного подряда на строительство (реконструкцию) объекта, их соответствие установленным правилам в части соблюдения порядка расчетов за выполненные строительно-монтажные работы и порядка переноса сроков ввода объекта в эксплуатацию; наличие документов, подтверждающих приемку выполненных строительно-монтажных работ и их стоимость; наличие документов, подтверждающих техническую готовность оплаченных строительно-монтажных работ, этапов (комплексов) строительно-монтажных работ и объекта в целом.
Кроме того, в выборочном порядке осуществляется проверка соответствия выполненных строительно-монтажных работ требованиям утвержденной проектной документации; соответствия расчетов стоимости выполненных строительно-монтажных работ требованиям нормативных правовых актов по ценообразованию в строительстве; соблюдения порядка расчетов за выполненные строительно-монтажные работы, в том числе использования авансов, проведения индексации несвоевременно использованных авансов и (или) уплаты процентов за пользование чужими денежными средствами на сумму неотработанных авансов и (или) использованных не по назначению целевых авансов. Может проводиться выборочная проверка и по другим направлениям.
В случае обнаружения завышений подрядчику отводится 10 рабочих дней на возврат излишне потраченных денег. Возврат суммы завышения, выявленного после приемки объекта в эксплуатацию и (или) при прекращении (приостановлении) подрядчиком производства работ на объекте, производится подрядчиком за счет собственных средств в размере суммы завышения с учетом индексации путем перечисления с текущего (расчетного) банковского счета подрядчика на счет банка, осуществлявшего (осуществляющего) кредитование, для направления данных средств на погашение кредита.