В Беларуси установлен порядок определения монопольно высоких, монопольно низких цен (тарифов) и монопсонически низких цен (тарифов). Такие цены запрещено устанавливать субъектам – продавцам и покупателям, занимающим доминирующее положение, в соответствии с новой редакцией Закона Республики Беларусь "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции". Закон от 8 января 2018 года № 98-З вступит в силу с 3 августа 2018 года.
Одновременно с Законом № 98-З вступит в силу Инструкция о порядке определения монопольно высоких, монопольно низких цен (тарифов) и монопсонически низких цен (тарифов)", утвержденная постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 29 июня 2018 г. № 53.
Признаки монопольно высоких, монопольно низких цен (тарифов) и монопсонически низких цен (тарифов) могут быть выявлены антимонопольным органом в ходе оценки состояния конкуренции на товарных рынках; при установлении доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарных рынках (в том числе, когда на товарных рынках доминирует покупатель); рассмотрении предложений, заявлений и жалоб; осуществлении контроля за показателями деятельности субъекта-доминанта и т.д.
Справочно. Монопсоническим положением признается доминирующее положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, на котором такой хозяйствующий субъект либо несколько таких хозяйствующих субъектов осуществляют приобретение товара.
Монопсонически низкой ценой (тарифом) является цена (тариф), установленная хозяйствующим субъектом, занимающим монопсоническое положение, если:
- такая цена (тариф) позволяет хозяйствующему субъекту, занимающему монопсоническое положение, получить дополнительный доход путем снижения затрат на изготовление (производство) и (или) реализацию товара;
- такая цена (тариф) ниже суммы необходимых хозяйствующему субъекту, осуществляющему изготовление (производство) и (или) реализацию товара, расходов и прибыли для его изготовления (производства) и (или) реализации, а также ниже цены (тарифа), которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке, при наличии такого рынка на территории Республики Беларусь.