11 октября 2012 года в Комитете государственного контроля состоялся семинар-совещание по вопросам формирования сводных и координационных планов контрольной (надзорной) деятельности на первое полугодие 2013 года. По информации пресс-службы КГК, в мероприятии участвовали работники республиканских органов государственного управления, облисполкомов и Мингорисполкома, иных государственных органов и организаций, ответственные за формирование сводных планов проверок, работники комитетов госконтроля областей, ответственные за формирование координационных планов контрольной (надзорной) деятельности в областях, а также представители разработчика интегрированной автоматизированной системы контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь.
Подходы к планированию контрольной и надзорной деятельности, назначению плановых проверок и периодичности их проведения существенно изменились с 1 октября 2012 года в связи со вступлением в силу Указа Президента Республики Беларусь от 26.07.2012 № 332 "О некоторых мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь".
К примеру, для исключения множественности проверок, проводимых у одного и того же субъекта контролирующими и надзорными органами, входящими в состав (систему) одного и того же государственного органа, Указом № 332 введено существенное ограничение – требование о планировании и назначении плановых проверок "в целом по системе государственного органа". На практике это означает, что если, контролирующий (надзорный) орган провел плановую проверку субъекта, то в течение определенных Указом № 510 периодов (один год, три и пять лет в зависимости от группы риска или пять лет для добросовестных субъектов) на плановую проверку не может выйти ни данный орган, ни его вышестоящий орган, ни его структурное подразделение, ни подчиненная ему организация, если сферы их контроля (надзора) совпадают.
Еще одно важное для планирования работы госорганов нововведение Указа № 332 касается установления пятилетнего моратория на проверки для субъектов, добросовестно исполняющих обязательства перед бюджетом и не имеющих фактов нарушений законодательства. Таким образом, если проверяемая организация добросовестно исполняет обязательства перед бюджетом, не имеет фактов нарушений законодательства, то независимо от ее отнесения к группе риска плановые проверки должны проводиться одним и тем же контролирующим органом (его структурным подразделением, территориальным органом, подчиненной организацией) не чаще одного раза в пять календарных лет.
За нарушение порядка назначения проверок Указом № 332 предусмотрено усиление ответственности контролирующих и надзорных органов. Так, с 1 октября текущего года за нарушение порядка назначения проверки, а также невнесение при ее проведении сведений в книгу учета проверок меры административной ответственности в размере от 20 до 100 базовых величин будут применяться вне зависимости от того, признана вышестоящим органом проверка незаконной или нет.
Кроме того, Указ № 332 расширил полномочия Комитета госконтроля по контролю за соблюдением контролирующими и надзорными органами требований в части планирования и назначения плановых проверок. Если ранее все изменения в координационные планы, в том числе и исключение из них проверок, не соответствующих требованиям законодательства, вносились органами КГК только по письменному уведомлению запланировавшего проверку контролирующего (надзорного) органа, то с 1 октября 2012 г. Комитету госконтроля и КГК областей предоставлено право самостоятельно исключать из координационных планов проверки, не соответствующие требованиям законодательства.