С 2014 года в Налоговый кодекс Беларуси внесены изменения, затронувшие в том числе порядок исчисления и уплаты налога на недвижимость, земельного и экологического налогов. О новых объектах налогообложения, порядке определения налоговой базы, применения освобождения от налогообложения и других существенных изменениях расскажет во время онлайн-конференции консультант управления прямого налогообложения главного управления налогообложения организаций Министерства по налогам и сборам Беларуси Татьяна Ковальчук.
ВОПРОСЫ КОНФЕРЕНЦИИ
Расскажите, пожалуйста, о наиболее важных изменениях в порядке исчисления налога на недвижимость, земельного и экологического налогов. С какой целью они внесены?
Татьяна Ковальчук: В рамках проводимой государством политики по либерализации условий осуществления субъектами хозяйствования экономической деятельности, упрощению налогового законодательства и совершенствованию экономического механизма природопользования и охраны окружающей среды с 1 января 2014 года в Налоговый кодекс Беларуси внесены изменения и дополнения, касающиеся порядка исчисления организациями имущественных налогов (налог на недвижимость, земельный налог) и экологического налога.
Так, с 1 января 2014 года значительно расширился круг объектов, подлежащих обложению налогом на недвижимость. В частности, по капитальным строениям, подлежащим государственной регистрации, до их госрегистрации плательщиком признается организация, у которой такие объекты состоят на учете (находятся на балансе). В 2013 году объекты, подлежащие государственной регистрации, до момента такой регистрации объектами налогообложения не признавались, поскольку статус "капитальное строение" они приобретали только после госрегистрации, но при этом могли эксплуатироваться и использоваться при осуществлении предпринимательской деятельности. С 2014 года в период времени, предшествующий государственной регистрации, такие объекты облагаются налогом на недвижимость.
С 1 января 2014 года к объектам обложения налогом на недвижимость относятся любые объекты, классифицируемые в соответствии с законодательством как здания, сооружения и передаточные устройства для целей определения нормативных сроков службы основных средств. Нормативные сроки службы основных средств регулируются постановлением Министерства экономики № 161 от 30 сентября 2011 года. В нем содержится перечень объектов, относимых к зданиям (шифр 1), сооружениям (шифр 2) и передаточным устройствам (шифр 3). Все перечисленные в этих группах позиции соответствуют данному Налоговым кодексом определению "капитальные строения (здания, сооружения)".
При этом следует учитывать, что объектом обложения налогом на недвижимость признаются любые капитальные строения (здания, сооружения) вне зависимости от того, на каких счетах в бухгалтерском учете они отражаются. Критерием отнесения объектов к капитальным строениям (зданиям, сооружениям), подлежащим обложению налогом на недвижимость, признается исключительно возможность их классификации как зданий, сооружений и передаточных устройств на основании постановления №161.
Таким образом, с 2014 года налогом на недвижимость облагаются, в том числе, и здания, сооружения, не подлежащие государственной регистрации (например, сборно-разборные здания, биотуалеты и т.п.), а также здания, сооружения и передаточные устройства, которые отражены как в составе основных средств, так и на иных счетах бухгалтерского учета (08 "Вложения в долгосрочные активы"; 10 "Материалы"; 41 "Товары"; 43 "Готовая продукция"; 47 "Долгосрочные активы, предназначенные для реализации" и др.).
Кроме того, здания, сооружения и передаточные устройства сверхнормативного незавершенного строительства выделены в самостоятельный объект налогообложения. Таковыми признаются здания, сооружения и передаточные устройства, возведение которых, в том числе по строительному проекту на реконструкцию, разрешено в соответствии с законодательством, но не завершено в сроки строительства, установленные проектной документацией.
Определенные изменения претерпели и налоговые льготы. Налоговым кодексом предусмотрено, что от налога на недвижимость освобождаются капитальные строения (здания, сооружения), включенные в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь, по перечню таких ценностей, утвержденному Советом Министров. С 2014 года порядок применения налоговой льготы по налогу на недвижимость в отношении капитальных строений (зданий, сооружений), признаваемых материальными историко-культурными ценностями, совершенствуется путем ограничения ее применения в отношении капитальных строений (зданий, сооружений), используемых организациями для осуществления предпринимательской деятельности, в том числе для размещения органов управления, бухгалтерских и иных служб этих организаций. Исключение составляют капитальные строения (здания, сооружения) бюджетных организаций и некоммерческих организаций культуры.
Аналогичное ограничение применения льготы установлено по земельному налогу в отношении земельных участков, на которых расположены такие материальные историко-культурные ценности.
Перечень льгот по налогу на недвижимость дополнен новой льготой: с 1 января 2014 года не облагаются капитальные строения (здания, сооружения), их части, машино-места, принадлежащие на праве собственности общественному объединению "Национальный олимпийский комитет Республики Беларусь".
Учитывая, что с 1 января 2014 года налогообложению налогом на недвижимость подлежат не только здания, сооружения и передаточные устройства, отраженные в составе основных средств, изменено понятие налоговой базы налога на недвижимость С 2014 года по зданиям, сооружениям и передаточным устройствам, имеющим остаточную стоимость, налоговая база по налогу на недвижимость определяется как остаточная стоимость, по зданиям и сооружениям, отражаемым в бухгалтерском учете на счетах, в отношении которых понятие "остаточная стоимость" не применяется, налоговая база определяется по стоимости, отражаемой в бухгалтерском учете на соответствующих счетах.
Законодательство по земельному налогу в 2014 году не претерпело существенных изменений. Следует отметить, что ставки земельного налога, установленные в белорусских рублях, в 2014 году увеличены в среднем на 12,7 процентного пункта. В частности, с 2014 года увеличены ставки земельного налога в отношении земельных участков, используемых для организации автомобильных рынков, с 0,55% до 3% от кадастровой стоимости.
Продолжена работа по упрощению исчисления экологического налога. Особое внимание уделено совершенствованию одного из платежей, входящих в состав экологического налога, – экологическому налогу за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух. В 2014 году налоговая база экологического налога определяется как фактические объемы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников, указанных в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексных природоохранных разрешениях.
Таким образом, с 1 января 2014 года под объект обложения экологическим налогом практически подпадают только те выбросы, которые производятся стационарными источниками выбросов, в отношении которых получены разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или которые указаны в комплексных природоохранных разрешениях.
Выбросы загрязняющих веществ, осуществляемые нестационарными источниками или стационарными источниками, по которым не требуется получения соответствующего разрешения, экологическим налогом не облагаются.
Кроме того, объектом обложения экологическим налогом не признаются выбросы, указанные в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексных природоохранных разрешениях, при общих суммарных объемах выбросов менее 3 т в год. До 1 января 2014 года минимальные значения выбросов, которые не признавались объектом налогообложения, определялись по каждому загрязняющему веществу в зависимости от его класса опасности, и отслеживание таких значений представляло весьма кропотливый и трудоемкий процесс.
Для принятия решения о необходимости исчисления в 2014 году экологического налога на выбросы загрязняющих веществ следует просуммировать объемы выбросов загрязняющих веществ I, II, III и IV классов опасности и без установленного класса опасности, указанных в разрешении.
В 2014 году установлено только три ставки экологического налога на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух - по веществам II, III и IV классов опасности. За выбросы веществ I класса опасности и без установленного класса опасности экологический налог не исчисляется и не уплачивается. Сведения об объемах выбросов веществ I класса опасности используются только при определении общих суммарных годовых объемов выбросов, необходимых для решения вопроса о возникновении объекта обложения экологическим налогом.
Для упрощения заполнения налоговой декларации (расчета) по экологическому налогу установлено суммирование фактических объемов выбросов по классам опасности веществ (группы веществ), указанных в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексных природоохранных разрешениях, без разбивки на отдельные вещества.
Также с 1 января 2014 года исключен понижающий коэффициент 0,5 к ставкам экологического налога, который применялся при расчете налога на выбросы, образовывающиеся при сгорании биогаза и биотоплива.
При этом сохраняется упрощенный порядок уплаты налога на выбросы исходя из 1/4 части годового объема выбросов, указанного в разрешении. Расчет окончательной суммы налога производится по итогам работы за год на основании данных государственной статистической отчетности "Отчет о выбросах загрязняющих веществ и диоксида углерода в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов" и форм первичной учетной документации в области охраны окружающей среды. С учетом того, что срок представления такого отчета установлен 25 января, корректировку суммы налога предлагается производить до 20 февраля.
У организации, расположенной в I экономико-планировочной зоне г. Минска, имеется в собственности здание, расположенное в IV экономико-планировочной зоне. Какой коэффициент, установленный решением Минского городского Совета депутатов, следует применять к ставке налога на недвижимость по указанному зданию?
Татьяна Ковальчук: Налог на недвижимость исчисляется по ставке налога с применением коэффициента, установленного решением местного Совета депутатов на территории административно-территориальной единицы по месту нахождения этих объектов налогообложения, под которым для зданий и сооружений понимается место их фактического нахождения. Таким образом, по зданию, расположенному в IV экономико-планировочной зоне г. Минска, в 2014 году следует применять коэффициент 1,8.
Организация в декабре 2013 года приобрела требующее монтажа сооружение (рекламный щит) и отразила его стоимость в составе вложений во внеоборотные активы (сч.08). Работы по монтажу проведены в январе 2014 года, в этом же месяце сооружение введено в эксплуатацию. С какого момента оно признается объектом налогообложения налогом на недвижимость? Как в данном случае определяется налоговая база?
Татьяна Ковальчук: С 1 января 2014 года налог на недвижимость исчисляется по объектам, которые классифицируются в соответствии с законодательством как здания, сооружения или передаточные устройства для целей определения нормативных сроков службы основных средств. При этом следует учитывать, что объектом обложения налогом на недвижимость признаются любые здания и сооружения вне зависимости от того, на каких счетах в бухгалтерском учете они отражаются. Таким образом, полученное в декабре 2013 года сооружение, учитываемое в бухгалтерском учете на счете 08 "Вложения в долгосрочные активы", подлежит обложению налогом на недвижимость с 1 января 2014 года исходя из его стоимости, отраженной в бухгалтерском учете.
При этом затраты на монтаж сооружения в период его проведения не учитываются при определении налоговой базы по налогу на недвижимость, поскольку до завершения соответствующих работ не формируют стоимость объекта.
С 1 января 2014 года в часть 2 пункта 1 ст. 185 Налогового кодекса внесено изменение, согласно которому объектами сверхнормативного незавершенного строительства признаются, в том числе, здания, сооружения, передаточные устройства, возводимые по проекту на реконструкцию, в случае превышения по ним установленных проектной документацией сроков. Какие документы свидетельствуют о возведении нового здания в рамках проекта на реконструкцию, если проект называется, например, "Реконструкция производственных площадей"?
Татьяна Ковальчук: В целях исчисления налога на недвижимость объектом сверхнормативного незавершенного строительства признается каждое строящееся здание, сооружение, возведение которого может составлять только часть объекта строительства, а не в целом совокупность строящихся, реконструируемых и модернизируемых зданий и сооружений, составляющих объект строительства. По окончании строительства в бухгалтерском учете такие здания и сооружения образуют новые инвентарные объекты.
Здания и сооружения, которые не создаются, а лишь изменяются в процессе проведения реконструкции или модернизации, то есть фактически находятся на реконструкции или модернизации, не рассматриваются в качестве объектов обложения налогом на недвижимость как капитальные здания и сооружения сверхнормативного незавершенного строительства.
Если при осуществлении комплекса работ, которые согласно проекту классифицированы как "реконструкция", помимо изменения уже существующих зданий и сооружений создаются (возводятся) новые здания и сооружения, то при превышении нормативных сроков, установленных в проектной документации, они признаются объектами сверхнормативного незавершенного строительства, и по ним необходимо исчислять и уплачивать налог на недвижимость по ставке 2%.
Согласно Инструкции о порядке формирования стоимости объекта строительства в бухгалтерском учете, утвержденной постановлением Минстройархитектуры № 10 от 14 мая 2007 года, аналитический учет затрат по объекту должен вестись по каждому объекту учета, а именно по каждому отдельно строящемуся зданию, сооружению, инженерным сетям и другим объектам, стоимость строительства которых выделена в составе сводного сметного расчета и на строительство которых составлена объектная смета.
Таким образом, по возводимым, например, в рамках проекта "Реконструкция производственных площадей" зданиям и сооружениям следует уплачивать налог на недвижимость как по объектам сверхнормативного незавершенного строительства в случае, если стоимость строительства таких зданий и сооружений выделена в составе сводного сметного расчета, на их строительство составлена объектная смета, ведется пообъектный аналитический учет затрат и по завершении строительства в бухгалтерском учете такие здания и сооружения образуют новые инвентарные объекты.
Организации на праве собственности принадлежит спортивная площадка. В соответствии с техническим паспортом данное сооружение состоит из нескольких частей, отраженных в бухгалтерском учете как отдельные объекты - асфальтобетонное покрытие (группа 2 "Сооружения"), наружное освещение (группа 3 "Устройства передаточные"), ограждение (группа 2 "Сооружения"). Имеет ли право организация по всем указанным объектам применить освобождение от налога на недвижимость как по объектам социально-культурного назначения?
Татьяна Ковальчук: Освобождаются от налога на недвижимость здания, сооружения и передаточные устройства социально-культурного назначения. К отрасли социально-культурной сферы относятся, в том числе, физическая культура и спорт. Если здания, сооружения и передаточные устройства используются для содержания и обслуживания объектов физической культуры и спорта, способствуют их целевому использованию и бесперебойному функционированию, к ним может применяться льгота по налогу на недвижимость. Таким образом, применение льготы по налогу на недвижимость в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 186 НК возможно в отношении всех перечисленных в вопросе объектов.
Организация в августе 2013 года ввела в действие законченное строительством передаточное устройство, приемка которого осуществлялась без составления акта приемки объекта в эксплуатацию. С III квартала 2013 года в соответствии с подп. 1.11 ст. 186 НК (в редакции, действовавшей в 2013 году) организация пользовалась освобождением от налога на недвижимость в отношении передаточного устройства, как по впервые введенному в действие объекту. Вправе ли организация и в 2014 году продолжить применение льготы по данному объекту до истечения годичного периода?
Татьяна Ковальчук: Исчисление налога на недвижимость за очередной налоговый период производится на основании законодательства, действующего в налоговом периоде, за который исчисляется налог, исходя из наличия объектов обложения налогом на недвижимость по состоянию на 1 января. Соответственно, при исчислении налога на недвижимость за 2014 год применяются нормы законодательства, действующие в 2014 году.
Подпунктом 1.11 пункта 1 статьи 186 НК предусмотрено, что освобождаются от налога на недвижимость впервые введенные в действие капитальные строения (здания, сооружения) организаций в течение одного года с даты их приемки в эксплуатацию.
При создании передаточного устройства, о котором идет речь в вопросе, не требуется соблюдения процедуры приемки в эксплуатацию. Поэтому в отношении подобных объектов льгота в соответствии с подпунктом 1.11 пункта 1 статьи 186 НК не применяется в той части годового периода, которая приходится на 2014 год.
Организация осуществляет строительство объекта хозяйственным способом. Фактические сроки строительства превысили сроки, установленные проектной документацией. Формируют ли налоговую базу по объекту сверхнормативного незавершенного строительства такие отраженные в бухгалтерском учете косвенные затраты, как проценты по кредиту и земельный налог?
Татьяна Ковальчук: К затратам, формирующим стоимость объекта строительства за счет работ, выполняемых собственными силами, суммы земельного налога и проценты по кредиту не относятся. Такие виды затрат будут учитываться при определении налоговой базы по налогу на недвижимость при возникновении объектов сверхнормативного незавершенного строительства в полной сумме без распределения между стоимостью строительства, осуществляемого собственными силами, и стоимостью строительства, осуществляемого с привлечением подрядных организаций.
Данные виды затрат следует включать в налоговую базу по налогу на недвижимость для исчисления налога по повышенной ставке в случае превышения установленных проектной документацией сроков строительства при строительстве здания или сооружения только хозяйственным способом.
У организации-подрядчика на счете 10 "Материалы" учитываются объекты: временная дорога, душевая для рабочих, временные установки для приготовления бетона и раствора, электростанции временного назначения и прочие объекты, которые относятся в соответствии с законодательством к временным титульным и нетитульным зданиям и сооружениям. Облагаются ли в 2014 году такие временные здания и сооружения налогом на недвижимость?
Татьяна Ковальчук: Объектом обложения налогом на недвижимость признаются любые капитальные строения (здания, сооружения) вне зависимости от того, на каких счетах в бухгалтерском учете они отражаются. Критерием отнесения объектов к капитальным строениям (зданиям, сооружениям), подлежащим обложению налогом на недвижимость, признается исключительно возможность их классификации как зданий, сооружений и передаточных устройств на основании постановления № 161.
Таким образом, в 2014 году обложению налогом на недвижимость подлежат капитальные строения (здания, сооружения), классифицируемые как здания, сооружения и передаточные устройства на основании постановления № 161, которые могут быть отражены в бухгалтерском учете на следующих счетах: 01 "Основные средства"; 03 "Доходные вложения в материальные активы"; 08 "Вложения в долгосрочные активы"; 10 "Материалы"; 41 "Товары"; 43 "Готовая продукция"; 47 "Долгосрочные активы, предназначенные для реализации" и др.
Организация является производителем биотуалетов. В соответствии с приложением к постановлению Министерства экономики Республики Беларусь от 30.09.2011 №161 "Об установлении нормативных сроков службы основных средств и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства экономики Республики Беларусь" биотуалеты классифицируются как здания (группа 1). Вместе с тем по постановлению №161 классифицируются только объекты, учитываемые в составе основных средств и доходных вложений в материальные активы. Признаются ли биотуалеты, учитываемые в составе готовой продукции, с 2014 года объектами налогообложения налогом на недвижимость? Если да, то каким образом определяется налоговая база налога на недвижимость с учетом того, что готовая продукция постоянно производится и реализуется?
Татьяна Ковальчук: С 1 января 2014 года налог на недвижимость исчисляется по объектам, которые классифицируются в соответствии с законодательством как здания, сооружения или передаточные устройства для целей определения нормативных сроков службы основных средств. Нормативные сроки службы основных средств регулируются постановлением Министерства экономики от 30.09.2011 № 161. В постановлении приводится перечень объектов, относимых к зданиям (шифр 1), сооружениям (шифр 2) и передаточным устройствам (шифр 3). Все позиции, перечисленные в этих группах, соответствуют определению объекта обложения налогом на недвижимость, содержащемуся в Налоговом кодексе.
При этом следует учитывать, что объектом обложения налогом на недвижимость признаются любые капитальные строения (здания, сооружения) вне зависимости от того, на каких счетах в бухгалтерском учете они отражаются. Критерием отнесения объектов к капитальным строениям (зданиям, сооружениям), подлежащим обложению налогом на недвижимость, признается исключительно возможность их классификации как зданий, сооружений и передаточных устройств на основании постановления № 161.
Биотуалеты согласно постановлению № 161 для целей определения нормативных сроков службы основных средств классифицируются как здания (шифр 10013) и, соответственно, в 2014 году подлежат обложению налогом на недвижимость в общеустановленном порядке, в том числе и в случае, когда они учитываются в бухгалтерском учете на счете 43 "Готовая продукция".
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 187 НК налоговая база налога на недвижимость определяется организациями исходя из наличия на 1 января календарного года капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест, учитываемых в бухгалтерском учете в составе объектов основных средств и доходных вложений в материальные активы по остаточной стоимости; иных капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест по стоимости, отраженной в бухгалтерском учете.
Поскольку в отношении биотуалетов, числящихся в бухгалтерском учете на счете 43 "Готовая продукция", остаточная стоимость не определяется, то налоговая база налога на недвижимость по таким объектам определяется по их стоимости, отраженной в бухгалтерском учете на 1 января 2014 года.
Вместе с тем пунктом 7 статьи 189 НК определено, что по капитальным строениям (зданиям, сооружениям), их частям, выбывающим у организаций в течение налогового периода, исчисление и уплата налога на недвижимость прекращаются с квартала, следующего за кварталом, в котором они выбыли.
При приобретении организациями в течение года капитальных строений (зданий, сооружений), их частей годовая сумма налога на недвижимость увеличивается на суммы налога на недвижимость, исчисленные исходя из их остаточной стоимости или стоимости, отраженной в бухгалтерском учете, на 1-е число первого месяца, следующего за кварталом, в котором они были приобретены, и ставки налога на недвижимость, рассчитываемой на основании годовой ставки пропорционально числу полных кварталов, оставшихся до окончания текущего календарного года.
Учитывая это и принимая во внимание тот факт, что каждая единица биотуалетов, учитываемых в составе готовой продукции, не обладает какими-либо специальными отличительными признаками и отследить поступление и выбытие каждой единицы товара индивидуально не представляется возможным, решение о необходимости корректировки годовой суммы налога на недвижимость должно приниматься на основании сведений о наличии товара (биотуалетов) в количественном выражении на начало и конец соответствующего квартала.
Возьмем пример:
Количество биотуалетов, учитываемых в бухгалтерском учете по счету 41 "Товары":
I вариант
на 1 января 2014 года – 100 штук;
на 31 марта 2014 года – 120 штук.
II вариант
на 1 января 2014 года – 100 штук;
на 31 марта 2014 года – 90 штук.
В первом варианте организации следует не позднее 20 июня 2014 года представить налоговую декларацию (расчет) по налогу на недвижимость с внесенными изменениями и дополнениями, в которой годовую сумму налога на недвижимость требуется увеличить на суммы налога на недвижимость, исчисленные исходя из стоимости 20 приобретенных биотуалетов, отраженной в бухгалтерском учете по состоянию на 1 апреля 2014 года, и ставки налога на недвижимость, рассчитываемой на основании годовой ставки пропорционально числу полных кварталов, оставшихся до окончания текущего календарного года (0,75%).
Во втором варианте организации необходимо не позднее 20 июня 2014 года представить налоговую декларацию (расчет) по налогу на недвижимость с внесенными изменениями и дополнениями, в которой годовую сумму налога на недвижимость нужно уменьшить на сумму этого налога, исчисленную исходя из стоимости 10 выбывших биотуалетов, отраженной в бухгалтерском учете по состоянию на 1 января 2014 года, и ставки налога на недвижимость, рассчитываемой на основании годовой ставки пропорционально числу полных кварталов, оставшихся до окончания текущего календарного года (0,75%).
Организации (РУП) на праве хозяйственного ведения принадлежит здание, которое признано в установленном порядке материальной историко-культурной ценностью и включено в перечни ценностей, освобождаемых от земельного налога и налога на недвижимость. Часть здания передана в безвозмездное пользование бюджетной организации. В связи с тем, что с 1 января 2014 года уточнено содержание льготы по налогу на недвижимость и земельному налогу (подп. 1.6 ст. 186, подп. 1.2 ст. 194 НК), относится ли передача части здания в безвозмездное пользование использованием его в предпринимательской деятельности? Применяется ли в 2014 году в отношении такого здания освобождение от налога на недвижимость, а в отношении занимаемого им земельного участка – освобождение от земельного налога?
Татьяна Ковальчук: Передача имущества в безвозмездное пользование, в том числе и части здания, не признается предпринимательской деятельностью, поскольку она не направлена на извлечение дохода. Таким образом, в отношении здания, признаваемого в установленном порядке материальной историко-культурной ценностью и включенного в перечень ценностей, освобождаемых от земельного налога и налога на недвижимость, при передаче его части в безвозмездное пользование бюджетной организации льготы по налогу на недвижимость и земельному налогу не утрачиваются.
В случае нахождения на земельном участке или его части объекта сверхнормативного незавершенного строительства земельный налог исчисляется с применением ставки, увеличенной на коэффициент 2. Изменился ли в 2014 году подход к определению таких земельных участков для целей исчисления земельного налога?
Татьяна Ковальчук: Подход остался прежним. Вместе с тем в целях конкретизации порядка применения ставок земельного налога в отношении земельных участков, занятых объектами сверхнормативного незавершенного строительства, в пункте 5 статьи 196 НК конкретизировано определение земельного участка (части земельного участка), занятого объектами сверхнормативного незавершенного строительства.
Так, с 1 января 2014 года (для целей главы 18 НК) земельными участками (частями земельного участка), занятыми объектами сверхнормативного незавершенного строительства, признаются участки или их части, занятые возводимыми зданиями, сооружениями и передаточными устройствами, возведение (в том числе по строительному проекту на реконструкцию) которых разрешено в соответствии с законодательством, но не завершено в сроки строительства, установленные проектной документацией. Исключение составляют земельные участки или их части, занятые объектами сверхнормативного незавершенного строительства, финансируемого из бюджета.
Таким образом, исчисление и уплата земельного налога на земельные участки (их части), занятые объектами сверхнормативного незавершенного строительства, по ставкам, увеличенным на коэффициент 2, производится только по тем участкам, на которых возводятся здания, сооружения и передаточные устройства, в том числе и тогда, когда такие объекты возводятся при осуществлении комплекса работ, которые органами государственной экспертизы классифицируются как реконструкция или модернизация.
В 2014 году, как и в предыдущие годы, проиндексированы ставки земельного налога на земли сельскохозяйственного назначения. Изменились ли ставки налога на другие земли?
Татьяна Ковальчук: Ставки земельного налога, поименованные в приложениях 2 и 3 к НК, проиндексированы. Также проиндексирована ставка земельного налога на земельные участки сельскохозяйственного назначения, занятые капитальными строениями (зданиями, сооружениями) и другими объектами. С 1 января 2014 года она составляет Br5 690 за 1 га.
Кроме того, с 1 января 2014 года ставки земельного налога в отношении земельных участков, используемых для организации автомобильных рынков, увеличены с 0,55% до 3% (приложение 5 к НК).
Организация имеет земельный участок, на котором размещена автостоянка, где хранятся одновременно автомобили организаций и физических лиц, т.е. земельный участок предоставлен для нескольких целей. Как правильно исчислить земельный налог в таком случае?
Татьяна Ковальчук: В соответствии с приложением 4 к НК земельные участки для размещения объектов автостоянок (за исключением предоставленных организациям, осуществляющим хранение транспортных средств физических лиц, кооперативам, эксплуатирующим автомобильные стоянки по функциональному использованию), относятся к общественно-деловой зоне, а земельные участки для размещения объектов организаций, осуществляющих хранение транспортных средств физлиц, относятся к жилой усадебной зоне.
Приложением 5 к НК в зависимости от вида функционального использования участков установлены ставки земельного налога: 0,55% - общественно-деловая зона и 0,1% - жилая усадебная зона.
Согласно статье 195 НК налоговая база земельного налога в отношении земельного участка, предоставленного для нескольких целей, которые соответствуют разным видам функционального использования земельных участков и в отношении которых предусмотрены разные ставки налога, определяется на 1 января календарного года, за который исчисляется налог. Размер налоговой базы определяется в размере суммы кадастровой стоимости, исходя из площадей, приходящихся на соответствующее функциональное использование земельного участка.
Таким образом, по земельному участку кадастровая стоимость по видам оценочных зон для применения налоговых ставок в размере 0,55% или 0,1% распределяется пропорционально площади участка, занимаемой машино-местами, принадлежащими физическим лицам (индивидуальным предпринимателям) или юридическим лицам, в общей площади земельного участка гаражного кооператива, на основании имеющихся у кооператива данных.
Суммы земельного налога за земельные участки, занятые объектами сверхнормативного незавершенного строительства, не включаются в стоимость объекта строительства в бухгалтерском учете. Учитываются ли такие суммы при налогообложении прибыли?
Татьяна Ковальчук: С 24 апреля 2013 года в соответствии с постановлением Министерства архитектуры и строительства от 22 декабря 2012 года № 38 вступила в силу новая редакция Инструкции о порядке определения стоимости объекта строительства в бухгалтерском учете. Пунктом 6 инструкции определено, что к затратам, не увеличивающим стоимость объекта учета, относятся суммы земельного налога за земельные участки или их части, занятые объектами сверхнормативного незавершенного строительства.
На основании изложенного, а также принимая во внимание, что налоговое законодательство не регламентирует вопросы определения состава затрат на строительство, отраженных в бухгалтерском учете и образующих первоначальную стоимость объекта учета, при наступлении обстоятельств, являющихся основанием для применения к ставкам земельного налога коэффициента 2 после 24 апреля 2013 года, сумма земельного налога, исчисленного с применением указанного коэффициента, за земельные участки, занятые объектами сверхнормативного незавершенного строительства, на увеличение стоимости объекта незавершенного строительства не относится. Возможность включения таких сумм в состав затрат, учитываемых при налогообложении, не предусмотрена.
Каков порядок исчисления и уплаты земельного налога в случае, когда обнаружено, что земельный участок используется не в соответствии с целью его предоставления?
Татьяна Ковальчук: Согласно пункту 3 статьи 202 НК сведения об используемых не по целевому назначению земельных участках представляются землеустроительными службами местных исполнительных комитетов налоговым органам по месту нахождения этих участков в электронном виде, в порядке и по форме, утвержденной Министерством по налогам и сборам, в десятидневный срок со дня вступления в законную силу постановления уполномоченного государственного органа по делу о соответствующем правонарушении.
После предоставления этих сведений в налоговый орган будет признано использование земельного участка не по целевому назначению. Статьями 196 – 201 НК определено, что на земельные участки, используемые не по целевому назначению, применяются ставки земельного налога по фактическому функциональному использованию, увеличенные на коэффициент 10.
При возникновении вопросов по целевому назначению земельных участков необходимо обращаться в соответствующую землеустроительную службу местного исполнительного комитета.
Плательщик выполняет функции государственного заказчика (застройщика) по строительству, реконструкции (модернизации) объектов социальной сферы, инженерной инфраструктуры и жилищного строительства и имеет выручку от этой деятельности. Может ли он применить нормы пункта 9 статьи 202 НК в отношении подлежащих уплате сумм земельного налога?
Татьяна Ковальчук: В соответствии с пунктом 9 статьи 202 НК подлежащая уплате плательщиками-организациями сумма земельного налога уменьшается на сумму земельного налога, исчисленную пропорционально удельному весу выручки, полученной от выполнения работ по строительству (реконструкции) жилья и реконструкции объектов под жилые помещения, в общем объеме выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав за прошедший квартал без учета налога на добавленную стоимость.
Таким образом, организация в указанной ситуации не вправе воспользоваться льготой по земельному налогу, предусмотренной пунктом 9 статьи 202 НК, так как она не выполняет работы по строительству (реконструкции) жилья и реконструкции объектов под жилые помещения.
Пенсионеры по возрасту, инвалиды I и II группы и другие нетрудоспособные физические лица имеют право на льготы по земельному налогу в отношении земельных участков, расположенных не по месту жительства указанных лиц и предоставленных таким лицам для гаражного строительства (ч. 4 подп. 1.25 п. 1 ст. 194 НК). Изменился ли порядок расчета площади земельных участков, приходящейся на таких физических лиц, в целях применения льготы? Если да, то чем он отличается от прежнего?
Татьяна Ковальчук: Согласно подпункту 1.23 пункта 1 статьи 194 НК освобождаются от земельного налога земельные участки, предоставленные организациям для строительства и (или) эксплуатации гаражей, в части площади земель, приходящейся на физических лиц, имеющих право на льготы по земельному налогу в соответствии с подпунктами 1.24 - 1.27 пункта 1 статьи 194 НК.
Площадь земельных участков, приходящаяся на физических лиц, имеющих право на такие льготы, определяется путем умножения общей площади земельного участка на удельный вес площадей гаражей, принадлежащих таким физическим лицам, в общей площади всех гаражей.
Таким образом, земельным налогом облагается вся площадь земельного участка, предоставленная организации для строительства и (или) эксплуатации гаражей. При этом организация освобождается от уплаты земельного налога в части площади земель, приходящейся на физических лиц, имеющих право на льготы по данному налогу. Следовательно, в 2014 году от земельного налога будет освобождаться не только площадь земельного участка под гаражами, принадлежащими таким физическим лицам, но и площадь, приходящаяся на места общего пользования.
На основании каких документов необходимо рассчитывать долю в праве общей долевой собственности на земельный участок организации, имеющей в собственности нежилое помещение в многоквартирном доме, для целей исчисления земельного налога?
Татьяна Ковальчук: В соответствии с пунктом 1 статьи 192 НК плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, у которых земельные участки на территории Беларуси находятся на праве постоянного или временного пользования, пожизненного наследуемого владения или частной собственности.
Пунктом 7 статьи 202 НК установлено, что за земельные участки, предоставленные для строительства и (или) обслуживания объектов недвижимого имущества, находящихся в общей долевой собственности нескольких плательщиков, земельный налог исчисляется по каждому из этих плательщиков пропорционально их доле в праве собственности на эти объекты.
Также пунктом 10 статьи 202 НК установлено, что суммы земельного налога за земельные участки, предоставленные для строительства и (или) обслуживания жилых домов, подлежащие уплате в бюджет организациями застройщиков, организациями, имеющими в собственности, владении либо пользовании жилые помещения государственного и частного жилищных фондов, в том числе жилищными кооперативами, организациями, осуществляющими эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющими жилищно-коммунальные услуги, товариществами собственников, возмещаются плательщикам нанимателями или собственниками жилых, нежилых помещений, машино-мест в этих домах, за исключением физических лиц, имеющих право на льготы по земельному налогу в соответствии с подпунктами 1.24 - 1.27 пункта 1 статьи 194 НК.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством собственники нежилых помещений в многоквартирном доме возмещают организации, которой предоставлен земельный участок, суммы земельного налога, приходящиеся на расположенные в этом жилом доме нежилые помещения, находящиеся в общей долевой собственности, на основании правоудостоверяющих документов, имеющихся у собственников этих помещений.
Являются ли собственники квартир в многоквартирном жилом доме плательщиками земельного налога? Если являются, то в какой доле?
Татьяна Ковальчук: Согласно пункту 1 статьи 192 и пункту 10 статьи 202 НК плательщиком земельного налога признается организация, так как именно ей предоставлен земельный участок, а собственники квартир в многоквартирном жилом доме возмещают плательщикам суммы земельного налога, подлежащие уплате в бюджет плательщиками – организациями.
Для организаций, применяющих УСН, сохраняется общий порядок исчисления и уплаты экологического налога за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов производства в случае приобретения ими права собственности на отходы производства на основании сделки об отчуждении отходов или совершения других действий, свидетельствующих об обращении иным способом отходов в собственность, в целях последующего захоронения. Совершение каких "других действий" может свидетельствовать "об обращении иным способом отходов в собственность" за исключением условий договора аренды?
Татьяна Ковальчук: Фраза "совершение других действий, свидетельствующих об обращении иным способом отходов в собственность" предполагает случаи, когда организацией в собственность обращаются бесхозяйные отходы производства.
В соответствии с п. 2 ст. 205 НК объектами налогообложения экологическим налогом не признаются, в частности, выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указанные в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексных природоохранных разрешениях, при общих суммарных объемах выбросов менее 3 т в год. Как определяется общий суммарный объем выбросов, не облагаемый экологическим налогом: путем суммирования объемов выбросов по всем стационарным источникам организации или по каждому источнику отдельно? Если источники расположены в различных областях Беларуси, то как определяются объемы выбросов, не призываемые объектом налогообложения?
Татьяна Ковальчук: Принятие решения о необходимости исчисления в 2014 году экологического налога за выбросы загрязняющих веществ следует производить в рамках каждого из выданных разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Для этого требуется просуммировать объемы выбросов загрязняющих веществ I, II, III и IV классов опасности и веществ без установленного класса опасности, указанных в каждом отдельном разрешении, и каждый из полученных результатов сравнить с пороговым значением в 3 т.
При использовании организацией стационарного и нестационарного источников выбросов загрязняющих веществ происходит выброс оксида углерода. Выбросы оксида углерода указаны в разрешении на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (выданное по стационарному источнику выбросов). Необходимо ли для определения объекта налогообложения экологическим налогом, с учетом нормы п. 2 ст. 205 НК, суммировать объемы выбросов оксида углерода за год по стационарному и нестационарному источникам?
Татьяна Ковальчук: Абзацем вторым пункта 2 статьи 205 НК установлено, что объектом обложения экологическим налогом не признаются выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указанные в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексных природоохранных разрешениях, при общих суммарных объемах выбросов менее 3 т в год.
При этом с учетом норм пункта 1 статьи 205 НК и статьи 206 НК в 2014 году фактически экологическим налогом облагаются выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов, указанных в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексных природоохранных разрешениях.
Таким образом, при определении общих суммарных годовых объемов выбросов, необходимых для решения вопроса о возникновении объекта обложения экологическим налогом, следует учитывать только выбросы, осуществляемые стационарным источником.
В приложении 6 к НК исключены ставки экологического налога за выбросы загрязняющих веществ I класса опасности. Включается ли объем выбросов загрязняющих веществ I класса опасности от стационарных источников в общий суммарный объем выбросов загрязняющих веществ, принимаемый для сравнения с предельным значением, не облагаемым экологическим налогом (3 т в год)?
Татьяна Ковальчук: До 1 января 2014 года минимальные значения выбросов загрязняющих веществ, которые не признавались объектом налогообложения, определялись по каждому загрязняющему веществу в зависимости от его класса опасности, и отслеживание таких значений представляло собой весьма кропотливый и трудоемкий процесс.
Для принятия решения о необходимости исчисления в 2014 году экологического налога за выбросы загрязняющих веществ следует просуммировать объемы выбросов загрязняющих веществ I, II, III и IV классов опасности и веществ без установленного класса опасности, указанных в разрешении на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Вместе с тем в 2014 году установлено только три ставки экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух по веществам II (Br5 220 600 за 1 т), III (Br1 725 850 за 1 т) и IV (Br857 570 за 1 т) классов опасности. За выбросы загрязняющих веществ I класса опасности и веществ без установленного класса опасности экологический налог не исчисляется и не уплачивается. Сведения об объемах выбросов таких веществ используется только при определении общих суммарных годовых объемов выбросов, необходимых для решения вопроса о возникновении объекта обложения экологическим налогом.
Для упрощения заполнения налоговой декларации (расчета) по экологическому налогу предусмотрено суммирование фактических объемов выбросов по классам опасности веществ (группы веществ), указанных в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексных природоохранных разрешениях, без разбивки на отдельные вещества.
Источник: БелТА