На 1 июля 2013 г. министерствами и ведомствами подготовлено 24 проекта нормативных правовых актов, направленных на реализацию Директивы № 4. В их числе 14 проектов законов, 8 проектов указов Президента Республики Беларусь, 2 проекта постановления Совета Министров. Эти данные содержатся в отчете Минэкономики о выполнении Директивы Президента Республики Беларусь от 31.12.2010 № 4 "О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь" по состоянию на 1 июля 2013 г. Отчет о выполнении Директивы № 4 опубликован в разделе "Малому и среднему бизнесу" сайта Минэкономики.
Как пояснили в Министерстве, положения данных проектов направлены на дальнейшее совершенствование (введение правовой регламентации) отношений в области антимонопольного регулирования; страховой деятельности; гарантирования прав собственности; земельных и арендных отношений; деятельности саморегулируемых организаций; лицензирования отдельных видов деятельности; упрощения бухгалтерского учета и отчетности; стимулирования внедрения объектов промышленной собственности; ответственности в сфере экономических правонарушений; форм осуществления предпринимательской деятельности; определение организационно-правовых принципов государственно-частного партнерства и другое.
Справочно. По состоянию на 1 июля 2013 г. принято(издано) 133 акта законодательства, в числе которых 9 законов Республики Беларусь, 30 указов, 3 декрета и 2 распоряжения Президента Республики Беларусь, 50 постановлений Совета Министров, 4 постановления Правления Нацбанка, 35 ведомственных актов законодательства.
Реформы, закрепленные данными актами, направлены на:
- обеспечение дальнейшего развития добросовестной конкуренции между субъектами предпринимательской деятельности независимо от формы собственности (раздел 1 Директивы № 4);
- защиту и развитие частной собственности; создание условий для беспрепятственного осуществления предпринимательской деятельности (раздел 2 Директивы № 4);
- ликвидацию излишних административных барьеров при взаимодействии между государственными органами и юридическими лицами, гражданами (раздел 3 Директивы № 4);
- завершение гармонизации налоговой системы Республики Беларусь с действующими в европейских странах; придание налоговому законодательству характера, стимулирующего добросовестное исполнение налоговых обязательств и деловую инициативу; расширение применения в Республике Беларусь международных стандартов в бухгалтерском учете, радикальное сокращение финансовой отчетности (раздел 4 Директивы № 4);
- придание контрольной (надзорной) деятельности предупредительного характера, переход к преимущественному использованию профилактических мер, направленных на предотвращение правонарушений при осуществлении предпринимательской деятельности (раздел 5 Директивы № 4);
- совершенствование инфраструктуры и системы финансирования малого предпринимательства в целях активизации предпринимательской деятельности и обеспечения эффективной поддержки предпринимательства (правовой, организационной и финансовой), особенно на этапах начала и становления собственного дела; формирование экономических стимулов к участию в развитии бизнес-среды субъектов предпринимательской деятельности частной формы собственности, общественных объединений, в том числе предпринимательских союзов (ассоциаций) (раздел 6 Директивы № 4);
- исключение излишнего регулирования рынка труда (раздел 7 Директивы № 4);
- стимулирование развития механизмов государственно-частного партнерства (раздел 8 Директивы № 4);
- обеспечение однозначного правового регулирования и стабильности законодательства, повышение качества подготовки нормативных правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность (раздел 9 Директивы № 4).