Концепции проектов государственно-частного партнерства будет рассматривать Межведомственный инфраструктурный координационный совет (МИКС). Валютно-кредитная комиссия Совета Министров Республики Беларусь (далее – ВКК) уполномочена рассматривать предложения о реализации проектов ГЧП; Совет по развитию цифровой экономики – проекты в сфере информационных и телекоммуникационных технологий.
Соответствующие полномочия закреплены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 марта 2019 г. № 193 "Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь по вопросам государственно-частного партнерства", комментарий к которому опубликован на сайте Минэкономики.
Кроме того, предусмотрены следующие изменения:
1. Документы предложения о реализации проекта ГЧП будут рассматриваться:
- на заседаниях ВКК, если они (1) утверждены (согласованы) республиканским органом по проекту ГЧП либо (2) утверждены (согласованы) местным органом и в них предусматриваются расходные обязательства местного бюджета по проекту ГЧП более 1 млн. базовых величин;
- исполнительными комитетами соответствующей административно-территориальной единицы (если документы утверждены местным органом или по ним предусматриваются обязательства местного бюджета).
Данное изменение призвано упорядочить процесс принятия решений по будущим обязательствам для республиканского бюджета, а также обусловлено необходимостью контроля со стороны Минфина за принимаемыми местными бюджетами обязательствами, пояснили в Минэкономики. Такой подход позволит также упростить процедуру принятия решений по небольшим проектам ГЧП, имеющим местное значение.
Проект ГЧП, предусматривающий расходные обязательства республиканского и (или) местного бюджета, в обязательном порядке должен включаться в соответствующую государственную программу.
Перечень государственных органов, осуществляющих согласование концепций проектов и документов предложения, дополнен Оперативно-аналитическим центром при Президенте Республики Беларусь (по проектам в сфере ИКТ), Министерством связи и информатизации (по проектам в сфере ИКТ), а также Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь (по вопросам антимонопольной и ценовой политики).
2. Уточнен порядок подготовки проведения конкурса по проекту ГЧП. В новой редакции он предусматривает двух- либо трехэтапный конкурс, который может включать следующие этапы.
Первый этап – предварительный отбор участников для формирования короткого списка, в соответствии с общими, техническими и финансовыми условиями.
После прохождения предварительного отбора, участникам предоставляется подготовительная конкурсная документация. Комиссия по проведению конкурса проводит консультации с отобранными участниками конкурса в целях получения от данных участников рекомендаций по уточнению условий реализации проекта ГЧП для возможного их отражения в итоговой конкурсной документации (применяется при проведении трехэтапного конкурса).
По результатам проведения консультаций (в случае проведения трехэтапного конкурса) либо предварительного отбора (в случае проведения двухэтапного конкурса) государственный партнер разрабатывает, согласовывает и утверждает итоговую конкурсную документацию, которая предоставляется отобранным участникам конкурса.
По результатам оценки конкурсных предложений Комиссия принимает решение об определении победителя и размещает информацию о результатах конкурса на официальном сайте государственного партнера.
Между государственным партнером и победителем конкурса могут проводиться переговоры в отношении условий проектов соглашения о ГЧП и (или) договора о взаимодействии в течение 12 месяцев со дня определения победителя конкурса.
3. Расширен перечень государственных органов, которым направляется подписанное и зарегистрированное соглашение о ГЧП. В него включены Министерство финансов, облисполкомы (Мингорисполком), Министерство по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет.