Президент Беларуси Александр Лукашенко 26 июля подписал Указ № 332 "О некоторых мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь". Как отмечает пресс-служба главы государства, документ направлен на реализацию положений Директивы от 31 декабря 2010 года № 4 "О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь", а также решения четвертого Всебелорусского народного собрания о придании контрольной (надзорной) деятельности максимально профилактического (упредительного) характера и сокращении количества проверок.
В официальном комментарии обращено внимание на следующие нововведения в Указ от 16.10.2009 № 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь":
– при отсутствии нарушений законодательства плановые проверки будут проводиться не чаще одного раза в пять лет независимо от отнесения субъектов к какой-либо группе риска;
– срок назначения плановой проверки будет исчисляться контролирующим (надзорным) органом со дня окончания предыдущей плановой проверки, проведенной не только этим органом, но и его вышестоящим органом, их структурными подразделениями (территориальными органами, подчиненными организациями);
– вводится новая форма контроля (надзора) – мониторинг, который заключается в наблюдении, оценке условий деятельности субъектов в целях выявления и предотвращения причин и условий, способствующих совершению нарушений. Данный контроль будет проводиться без использования должностными лицами полномочий, предоставленных им для проведения проверок, и истребования документов у субъектов. В случае выявления в ходе мониторинга нарушений субъекту будут вручаться рекомендации по их устранению. При добровольном устранении нарушений не будут назначаться внеплановая проверка и применяться меры ответственности к субъекту и его должностным лицам. Вместе с тем при установлении нарушений, создающих угрозу национальной безопасности, причинения вреда жизни и здоровью населения, окружающей среде, контролирующий (надзорный) орган сможет в регламентированном порядке вынести требование (предписание) о приостановлении (запрете) деятельности субъекта;
– из сферы контрольной (надзорной) деятельности исключены мероприятия технического (технологического, поверочного) характера, осуществляемые органами в отношении субъектов, но не связанные с проверками их деятельности. Конкретный перечень этих мероприятий будет определен Правительством по согласованию с Главой государства;
– Комитет госконтроля наделен правом исключать из координационных планов контрольной (надзорной) деятельности проверки, не соответствующие нормам Указа № 510;
– контролирующие (надзорные) органы обязаны вносить в базу данных интегрированной автоматизированной системы контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь сведения не только о назначении проверок, но и об их результатах;
– введено дополнительное основание для проведения проверок в период установленного двухлетнего моратория на их проведение – наличие информации о совершении сделок с лицами, в деятельности которых установлены признаки лжепредпринимательства;
– перечень контролирующих (надзорных) органов, осуществляющих внеплановые тематические оперативные проверки, дополняется Министерством здравоохранения, органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарный надзор, по вопросу соблюдения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
– уточнены установленные критерии риска в целях обоснованного отнесения проверяемых субъектов к соответствующим группам риска для назначения плановых проверок.