Деятельность контролирующих (надзорных) органов будет оцениваться не по количеству выявленных нарушений и суммам штрафов, а по предложенным мерам упреждения выявленных правонарушений.
Новые критерии оценки деятельности контролирующих (надзорных) органов планируется внедрить в 2016-2017 годах для раскрепощения деловой инициативы и формирования благоприятных условий ведения бизнеса. Это закреплено в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 15 декабря 2016 года № 466.
В документе уточняется, что предложения контролирующих (надзорных) органов, адресованные уполномоченным госорганам, по устранению на законодательном уровне причин совершения правонарушений будут основаны на анализе и градации характера и тяжести правонарушений. Речь идет, прежде всего, о правонарушениях, носящих системный характер (в том числе при наличии умысла в их совершении) и наносящих наибольший ущерб экономическим интересам государства.
При разработке проекта соответствующего нормативного правового акта предстоит определить ключевые критерии эффективности деятельности контролирующих (надзорных) органов с учетом специфики сфер их контроля (надзора).
Для создания в Беларуси благоприятной бизнес-среды также планируется:
- создать межведомственную экспертную группу для совершенствования правоприменительной практики и выработки дополнительных предложений по вопросам декриминализации экономических рисков субъектов хозяйствования;
- уточнить меры административной ответственности должностных лиц правоохранительных (контролирующих, надзорных) органов за необоснованное вмешательство в законную деятельность субъектов хозяйствования, в том числе за незаконное привлечение субъектов хозяйствования и их должностных лиц к ответственности;
- снизить финансовые санкции за незначительные нарушения и расширить практику вынесения предупреждений вместо наложения штрафных санкций при привлечении субъектов хозяйствования к административной ответственности впервые.
В целях минимизации нарушений законодательства, формирования прозрачной, последовательной и единообразной правоприменительной практики в 2017–2018 годах предполагается установить единый для всех сфер механизм защиты законных прав и интересов проверяемых субъектов хозяйствования в законодательстве о нормативных правовых актах и о контрольной (надзорной) деятельности. Такой механизм исключит привлечение к ответственности за совершение действий (бездействие), указанных в разъяснениях регулирующих государственных органов. Добросовестное соблюдение таких разъяснений позволит исключить возможность применения в том числе мер административного характера к субъектам предпринимательской деятельности.
В 2017–2018 годах планируется выработать механизмы дифференцированного применения штрафных санкций в границах, предусмотренных законодательством, в зависимости от степени вины и уровня дохода субъектов хозяйствования.