Внедрение новой системы электронного сбора платы за проезд транспортных средств по дорогам Беларуси является одним из важнейших инвестиционных проектов.
По информации пресс-службы Президента Беларуси, 4 сентября Глава государства провел совещание по вопросу реализации инвестиционного проекта создания и эксплуатации соответствующей системы.
Обращаясь к представителям Правительства, Александр Лукашенко потребовал доложить о том, насколько объективно изучен вопрос стоимости создания подобной системы на мировом рынке и для Беларуси, а также какова степень инновационности этого проекта. Главу государства также интересовало, как проработано участие в нем отечественных организаций. Немаловажен и вопрос, как отреагируют участники транспортных потоков на внедрение новой системы. "Внедрение этой системы не должно снизить транзитные потоки через нашу страну", – подчеркнул в этой связи Глава государства.
Основным инвестором и исполнителем проекта выступает австрийская компания "Капш" – мировой лидер по созданию и эксплуатации аналогичных систем. Ею успешно реализовано свыше 140 подобных проектов в 30 странах мира. Оборот компании за прошлый год составил около 800 млн. евро.
Проект в Беларуси планируется реализовать в 3 фазы, установив системы на основных республиканских трассах. Первая фаза проекта может быть реализована уже к июлю 2013 г. Всего планируется распространить ее действие примерно на 2800 км дорог.
Причиной широкой распространенности систем, основанных на микроволновой технологии, является высокая эффективность взимания платы – на уровне 97-99 %, простота и надежность эксплуатации, а также существенно более низкая цена и более короткие сроки внедрения.
Действующая в настоящее время в Беларуси система сбора средств создана в 1996 г. и уже устарела не только технически, но и концептуально. Финансовые потери за счет ухода водителей от оплаты составляют не менее 20 %. В ходе совещания было высказано единодушное мнение о нецелесообразности ее дальнейшего развития ввиду дороговизны и недостаточной эффективности.
Инвестиционным договором предусмотрено, что реализация проекта создания системы электронного сбора платы за проезд осуществляется за счет инвестора без привлечения бюджетного финансирования. В последующем созданная система передается в собственность Республики Беларусь. Окупаемость проекта – 3 года.
Поступившие в доход республиканского бюджета средства планируется направить на дальнейшую модернизацию автомобильных дорог, соединяющих Минск с областными центрами, и основных международных транспортных коридоров. Это в свою очередь позволит создать сеть дорог, соответствующих европейскому классу, повысить привлекательность маршрутной сети и даст мощный толчок развитию транзитного потенциала страны.
Как было подчеркнуто участниками совещания, для автомобилистов стран Таможенного союза проезд по белорусским дорогам будет бесплатным.